Программа межшкольной краеведческой конференции школьников
опыты и эксперименты по биологии на тему

Данилова Сардана Павловна

Наша школа сотрудничает с улусными школами, проводит различные мероприятия. Я написала программу межшкольной краведческой конференции школьников. Уже второй год проводим такую научно-краеведческую конференцию, выставку рисунков о родном крае и фотовыставку среди учащихся 5-8,10 классов,а также планирую поездку на экологическую экспедицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_letney_ekologicheskoy_ekspeditsii.docx50.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

МАОУ СОШ №23 (с углубленным изучением отдельных предметов) г.Якутска РС(Я) совместно с СОШ Намского улуса РС(Я)


Составитель: Данилова Сардана Павловна, 

педагог высшей категории,  учитель биологии и экологии

МАОУ СОШ №23 (с углубленным изучением отдельных предметов) г.Якутска РС(Я)


Якутск, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Уникальна и необычайно красива природа родного края. Веками она поражала и манила всех тех, кто хоть раз увидел ее. В создании этой красоты участвовали великие созидатели и разрушители – вода, Солнце, воздух, подземные силы. И все это в итоге создало гордый и прекрасный, величавый и уникальный простор нашей необъятной Якутии. Здесь и люди всегда были сильные и мужественные, они знали и понимали эту суровую и непредсказуемую якутскую природу, берегли, почитали и покланялись ее силам. Реки были полны рыбы, леса – богаты зверьем, а воздух был полон свежести; но прошло всего каких-то три века, и картина изменилась... Теперь перед нами грязные реки, мертвая рыба, забытый облик зверей, смоги над крупными городами – таков облик современной Якутии. 

Цивилизация разрушает не только естественную красоту природы, но и красоту души человека. 

«Жизнь — бесконечное познание, бери свой посох и иди...». 

Современный ребенок – дитя цивилизации – он не знает и не понимает Природу, а, следовательно, не осознает ее ценности и значимости, пока мы не научим ребенка жить в гармонии с Природой, мы не сможем сохранить ее и себя как скромную частицу этого великого мира.

Экспедиции по родному краю и общение с Природой помогают раскрывать ребенку тайны Природы, наслаждаться ее красотой и испытывать радость от общения с ней.

Летняя экологическая экспедиция способствует нравственному воспитанию подрастающего поколения, гуманному отношению к Природе и друг к другу. 

 Назначение программы: развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения населения в рамках стратегического плана развития Якутии для устойчивого развития мегаполиса. 

 Цель: формирование экологически компетентной личности подрастающего поколения и популяризация экологических знаний.

Задачи:

  1. Воспитание активной гражданской позиции, используя активные формы отдыха, привлекательность экологического туризма и участие в общественно-полезной деятельности.
  2. Нравственное воспитание, экологическое образование и физическое развитие.
  3. Оздоровление участников экспедиции.
  4. Привлечение школьников к участию в решении экологических проблем.
  5. Развитие коммуникативных навыков в детском коллективе в полевых условиях.
  6. Развитие практических навыков полевых и краеведческих исследований, проектной деятельности
  7. Проведение учебно-экскурсионных маршрутов по окрестностям  реки Лены для учащихся столичной школы.
  8. Доработка учебной экологической тропы на территории Намского улуса реки Лены.
  9. Обновление виртуальных атласов флоры и фауны данной территории.
  10. Съемка и создание видеофильма о работе экологической экспедиции «Лена 2017».


Для проведения экспедиции
 выбрано живописное место Намского улуса в окрестностях  реки Лены с целью ознакомления столичных школьников с природой родного края . 

К участию приглашаются школьники в возрасте от 12 до 17 лет в количестве 30 детей данных школ (15*15). Продолжительность экспедиции – 4-5 дней. 

При распределении мест в составе экспедиции предпочтение отдается учащимся, посещающим тематические кружки. Кроме этого, участниками экспедиции могут быть победители, призеры предметных олимпиад, творческих конкурсов, и учащиеся, проявившие интерес в изучении краеведения по другим учебным предметам. Ребята зачисляются в состав экспедиции только с согласия родителей и допуска врача.

Занятия по данной программе проходят по урочной системе. Продолжительность занятия – 40 минут, 3 часа – лекционные занятия, 4 часа – практические занятия.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



ТЕМА


Всего


Теорет.


Практ.


1


Введение. Инструктаж по ТБ. Физико-географическая характеристика территории.


6


2


4


2


Видовое разнообразие флоры и фауны Намского района


7


3


4

3

Экологическая тропа – «кабинет» Природы


7


2


5


4


Мониторинг экологического состояния реки Лены


9


3


6


5


Антропогенное воздействие на ландшафт исследуемой территории


7


2


5


6


Экологическая пропаганда и ее разнообразие


7


1


6



Итого:


43


13


30



 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема 1. Введение. Инструктаж по ТБ. Физико-географическая характеристика территории.


План работы экспедиции. Права и обязанности участников. Инструкции по ТБ. 

Физико-географическая характеристика окрестностей Намского улуса.

Практические работы:

  1. Выбор и составление карты территории исследования.
  2. Выбор и закладка пробного участка и площадок исследования.
  3. Описание рельефа местности.
  4. Составление плана пробных площадок.
  5. Описание природного комплекса.
  6. Знакомство с памятниками природы реки Лены.
  7. Экскурсия «Река Лена – уникальный памятник природы».
  8. Экскурсия «по значимым местам Намского улуса».


Тема 2. Видовое разнообразие флоры и фауны Намского района.


Биоразнообразие флоры  района. Представители фауны данной территории.

Представители растительного и животного мира Намского улуса, занесенные в Красные книги.

Практические работы:

  1. Знакомство с виртуальным атласом «Флора и фауна Намского улуса реки Лены».
  2. Закладка гербария.
  3. Сбор энтомологической коллекции.
  4. Работа с определителями растений и животных.

Тема 3.

Экологическая тропа – «кабинет» Природы.


История создания и развития экологических троп.

Организация экологической тропы (выбор маршрута, малые архитектурные формы).

Экологическая тропа «Лена -2017».

Практические работы:

  1. Обследование точек маршрута экологической тропы «Лена-2017».
  2. Проектирование аншлагов и указателей.
  3. Изготовление и размещение аншлагов и указателей.
  4. Изготовление и размещение аншлагов и указателей.
  5. Разработка экскурсии по тропе.

Тема 5. Мониторинг экологического состояния реки Лены.

Составление программы изучения водного объекта и его водосбора.

Визуальная оценка экологического состояния реки Лены.

Методы биоиндикации с использованием донных беспозвоночных животных и высших водных растений.

Практические работы:

  1. Составление протокола визуальной оценки экологического состояния реки  – 3 часа.
  2. Отбор и обработка проб донных беспозвоночных животных.
  3. Расчеты биотических индексов.
  4. Оценка экологического состояния реки (ручья) с помощью высших водных растений.

Тема 6. Антропогенное воздействие на ландшафт исследуемой территории.


Типы антропогенного влияния на местность. Зависимость степени антропогенного влияния от близости промышленных объектов и крупных населенных пунктов. Ликвидация последствий антропогенной нагрузки на природный объект.

Практические работы:

  1. Оценка антропогенного влияния (следы деятельности человека).
  2. Составление экологической карты местности.
  3. Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев – 3 часа.

Тема 7. Экологическая пропаганда и ее разнообразие.
Экологическая
 пропаганда: ее значение и разнообразие.

Практические работы:

  1. Составление анкеты и проведение социологического опроса – 2 часа.
  2. Проектирование и создание лозунгов и транспарантов – 2 часа.
  3. кологический десант – 2 часа.


ЛИТЕРАТУРА



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ


Участники экологической экспедиции должны:

ЗНАТЬ:

  • основные компоненты природы, охраняемые природные объекты и организацию природоохранной деятельности Намского улуса;
  • особенности природы Намского улуса;
  • особенности биологических систем и виды природных сообществ;
  • основные требования по ТБ при проведении выездного экологического лагеря (экспедиции);
  • виды взаимоотношений человека с природой;

УМЕТЬ:

  • работать с краеведческой литературой;
  • проводить простейшую исследовательскую работу;
  • распознавать различные виды растений и животных, пользуясь определителями данных природных объектов;
  • проводить паспортизацию водных объектов;
  • вести дневники путешествий;
  • работать с картами и справочниками;
  • проводить комплексные исследования природы в условиях летней многодневной экспедиции;
  • определять степень влияния антропогенного воздействия на окружающую среду;
  • ориентироваться на местности с помощью компаса и карты;

 ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ:

  • начальные навыки оказания первой медицинской доврачебной помощи;
  • правила поведения в окружающей среде, не допускать гибели животных и растений во время экскурсий в природу и на маршруте путешествий;
  • активное участие в оказании посильной помощи по организации природоохранной деятельности;
  • основные правила организации экологических экспедиций.


 ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ И РЕФЕРАТОВ ДЛЯ ПРОГРАММЫ ЭКСПЕДИЦИИ


1. Визуальная оценка экологического состояния реки Лены.

2. Определение экологического состояния реки Лены методами биоиндикации.

3. Степень антропогенного воздействия на ландшафт в районе Намского улуса

4. Гидрологическое обследование реки Лены и в районе Намского улуса.

5. Видовое разнообразие флоры и фауны Намского улуса.

6. Состояние памятников природы в районе реки Лены Намского района.

7. Разработка виртуального атласа флоры и фауны Намского улуса.

8. Разработка экологической тропы в Намском улусе.

9. Динамика экологического состояния реки Лены и за период с2016 по 2017 годы.

10. Степень антропогенного воздействия на ландшафт в районе реки Лены.

11. Рекреационные возможности территории в районе Лены.

12. Мониторинг состояния реки Лены и в Намском  районе и его рекреационные зоны.

13. Роль экологической тропы для сохранения уникальных памятников природы в районе реки Лены.

14. Изучение лесных фитоценозов в районе  реки Лены Намсского района

15. Охраняемые виды флоры и фауны в районе реки Лены Намского района

16. Оценка видового состава флоры (фауны) в районе  реки Лены Намского района

17. Сравнительный анализ эномтофауны лугов в долине реки Лены Намского района

18. Геологические памятники в долине  реки Лены Намского района

^ КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:


Ландшафт- территория, характеризуемая суммой типичных признаков и включающая определенный набор биогеоценозов.

Антропогенное факторы – все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.

^ Антропогенный ландшафт – ландшафт, образовавшийся в результате воздействия человека на природный ландшафт.

Биоиндикаторы – организмы, присутствие, количество или интенсивность развития которых служит показателем каких-либо естественных процессов или условий окружающей среды, наличия определенных веществ в воде или в почве, степени природной и антропогенной загрязненности.

^ Малые реки - реки, имеющие площадь водосбора менее 2000 км, а длину менее 200км.

Мониторинг – комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды или отдельных ее компонентов.

^ ООПТ (особо охраняемые природные территории) – участки биосферы (суши или акватории с соответствующими слоями атмосферы и литосферы) –полностью или частично, постоянно или временно исключенные из хозяйственного оборота и предназначенные для сохранения экологического равновесия, поддержания среды жизни человечества и его здоровья, охраны природных ресурсов, ценных естественных и искусственных объектов и явлений, имеющих экологическое, научное, культурно-просветительское и хозяйственное значение.

Рекреация – отдых, восстановление сил, лечение с использованием благоприятных природных условий.

Фауна – все животные, вместе взятые, проживающие на определенной территории. Фауна – имя древнеримской богини полей и лесов, покровительницы стад.

Флора – все растения, вместе взятые, произрастающие на некоторой территории. Флора – имя древнеримской богини цветов, весны и юности.

^ Экологическая тропа – форма природоохранной работы, позволяющая совмещать педагогически организованную учебную деятельность с различными видами природопользования, с оценкой воздействия человека на природную среду и прогнозированием последствий.

^ Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.


 ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ:

Технические средства: Микроскопы, микроскоп с цифровым окуляром, ноутбук, мультимедийный проектор, компасы, бинокли, планшеты, марлевые сачки, лупы, цифровой фотоаппарат

Канцелярские принадлежности: альбомы, ватман, карандаши, ручки, линейки

Карты и справочники: полевые определители птиц, млекопитающих, насекомых, растений, километровые и топографические карты района дислокации.

Примечание:

Руководитель экспедиции:

1.Отвечает за жизнь и здоровье детей, находящихся в экспедиции;

2.Обеспечивает организацию проезда и проживание участников экспедиции;

3.Является материально-ответственным лицом (обеспечивает сбор, оформление и сохранность документов, необходимых для проведения экспедиции);

4.Координирует работу отрядов, осуществляет руководство проведения мероприятий в экспедиционном лагере;

5.Обеспечивает соблюдение режима лагеря, санитарно-гигиенических норм;

6.Отвечает за оформление отчетной документации.

Сопровождающий преподаватель:

1.Обеспечивает безопасность участников экспедиции;

2.Обеспечивает организацию культурно-массовых мероприятий;

3.Обеспечивает организацию дежурства по лагерю;

4.Осуществляет контроль санитарного состояния территории экспедиции.

Участники экспедиции:

1.Учащиеся должны неукоснительно соблюдать режим дня и требования техники безопасности;

2.Учащимся категорически запрещено покидать территорию лагеря без сопровождения старших;

3.Учащиеся обязаны проводить исследовательскую и поисковую работу определенную программой и темой экспедиции;

4.Участники экспедиции должны обеспечивать порядок на территории лагеря, в палатках, на кухне.

Предполагаемые виды отчётности:

1. Видео и фотоматериалы

2. счета – фактуры на приобретение:

- продуктов питания

-санитарно- гигиенические принадлежности 

3. проездные документы

Календарно – тематическое планирование летней научно-оздоровительной экспедиции

День

Время

Мероприятия

Количество учащихся

Ответственные

1

8:00

13:00

14-15

15-16

16-18

18-19

19-21

21-22

22

Выезд Якутск-Намцы

Обед

Отдых- репетиция

Открытие и приветствениев в Намской земле

Размещение

Планирование

Распределение обязанностей школьников

ужин

Экскурсия по парку

развлекательная программа

Санчас

отбой

15+2

17+17

17+17

Руководитель

Организатор

Руководитель2

Организатор2

Директора школ

организаторы

Актив лагеря

День

Время

Мероприятия

Количество учащихся

Ответственные

2

8:00

9:00-9:30

9:30-10-00

10:00

11:00-12:30

13:00-14:00

14-17

18-19

19-21

21-22

22

ПОДЪЕМ зарядка

санчас

завтрак

Сбор

Выезд на поле

Работа на поле: сбор гербария и коллекций насекомых

Обед, отдых

анализ сбора гербария и коллекций насекомых

Ужин

Соревнования по футболу

Санчас, размещение в палатках

отбой

34

17+17

34

17+17

Спортивный сектор

Повара дежурные

Руководитель2

Организатор2

Научные руководители

Повара

Дежурные

Научные руководители

Повара

Дежурные

Спортивные сектора

организаторы

День

Время

Мероприятия

Количество учащихся

Ответственные

3

8:00

9:00-9:30

9:30-10-00

10:00

11:00-12:30

13:00-14:00

14-17

18-19

19-21

21-22

22

ПОДЪЕМ зарядка

санчас

завтрак

Сбор

Поездка на реку Лена

Работа на реке: забор воды для анализа

Обед, отдых

Купание , водное поло

Ужин

Купание, рыбалка

Санчас, размещение в палатках

отбой

34

17+17

34

17+17

Спортивный сектор

Повара дежурные

Руководитель2

Организатор2

Научные руководители

Повара

Дежурные

Научные руководители

Повара

Дежурные

Спортивные сектора

организаторы

День

Время

Мероприятия

Количество учащихся

Ответственные

4

8:00

9:00-9:30

9:30-10-00

10:00

11:00-12:30

13:00-14:00

14-17

18-19

19-21

21-22

22

ПОДЪЕМ зарядка

санчас

завтрак

Сбор

Выезд на местность

Работа на поле: сбор гербария и коллекций насекомых

Обед, отдых

Музыкальное мероприятие

Ужин

Купание, футбол, волейбол

Санчас, размещение в палатках

отбой

34

17+17

34

17+17

Спортивный сектор

Повара дежурные

Руководитель2

Организатор2

Научные руководители

Повара

Дежурные

Культурно-массовые сектора

Повара

Дежурные

Спортивные сектора

организаторы

День

Время

Мероприятия

Количество учащихся

Ответственные

5

8:00

9:00-9:30

9:30-10-00

10:00

13:00-14:00

2

ПОДЪЕМ зарядка

санчас

завтрак

Сбор

Выезд

Обед, отдых

34

17+17

34

Спортивный сектор

Повара дежурные

Руководитель2

Организатор2

Научные руководители

Целевая группа проекта:

1. 30 учащихся 6-10 классов  СОШ Хатырык Намского улуса и МАОУ СОШ №23  города Якутска.

2. участники экспедиции делятся на 4 отряда:

- юные археологи;

- юные географы;

- этнографы;

- юные биологи.

Условия труда в археологической экспедиции .

 Основные направления реализации проекта:

  1. Участие в охранных и исследовательских археологических раскопках  археологического материала Лены;
  2. Исследование физико-географических особенностей  : рельефа, климата, почв, эрозийных процессов на исторических памятниках. Участие в исследовательских работах,  изучение ландшафта;
  3. Изучение особенностей флоры и фауны и создание учебно - методических пособий для уроков биологии;
  4. Проведение этнографических исследований в Намцах. Сбор и обработка материалов .
  5. Информационно – просветительская деятельность:
  • проведение экскурсий и лекций по родному краю;
  • проведение традиционных культурно-просветительских мероприятий  фото и видеолетописи для последующего использования на уроках краеведения;
  • экскурсии на исторические и природные памятники Намского улуса
  1. проведение спортивно-массовых мероприятий (купание, соревнования, походы); 
  2. Культурно - досуговые мероприятия.



 Предварительный рабочий план осуществления проекта:
 Март
-подготовка и проведение научно практической конференции;

Апрель:
- конкурсный набор учащихся на основе тестирования и участия в общественно-полезных делах экспедиции;

- лекционные занятия на базе школьного музея;

Май:
- инструктирование по технике безопасности и правилам поведения учащихся во время поездки и работы;

- формирование педагогического состава;
- организационное собрание учащихся и родителей.

Июнь
- подготовка инвентаря и инструментов;
- оформление документов с разрешением на выезд и организацию палаточного лагеря в органах местного самоуправления в органах местного самоуправления, санэпидстанции и др.;
- закупка продуктов;
- оформление договора на аренду транспорта;

Июль
2июля-12 июля – выезд

12 июля- снятие лагеря, отъезд.

13-15 июля- сдача отчетов по экспедиции.
Сентябрь
- Отчетный вечер «По следам экспедиции…»;

- Выставка фотографий «Сны об Лене»;

- Работа по исследовательским проектам;

- Сдача отчета об экспедиции;
Октябрь
- участие в научно-практической конференции «Мои первые шаги в науку», в городских и краевых творческих конкурсах


Критерии эффективности проекта:


-участие в окружных, городских, краевых конкурсах исследовательских и творческих работ;

-отзыв руководства Намской  СОШ и администрации МАОУ СОШ №23 г. Якутска о проекте «Школьная экспедиция»;

- анкетирование и устный опрос подростков и их родителей, их желание вновь участвовать в экспедиции;

- активная деятельность участников экспедиции в органах школьного самоуправления;

-пополнение экспозиции школьного музея новыми экспонатами.

Закупка продуктов питания

Количество учащихся- 30

Руководители-2

Организаторы -2

Количество дней- 10

Продукты

объем

1

Крупа манная

10кг

2

Рис

20 кг

3

макароны

30 кг

4

Говядина тушеная

50 банок

5

Рыбные консервы

25 банок

6

сахар

7

чай

10 коробок

8

гречка

10 кг

9

конфеты

10

10

карамель

10

11

печенье

10кг

12

Сгущенное молоко

10 банок

13

Сливки сухие

10 упаковок

14

масло

5кг

15

Сухая лапша

16

соль

2 кг

17

картофель

15

18

Масло растительное

5 кг

  1. Аптечка
  2. Мяч
  3. Булавки канцелярские
  4. Газеты
  5. Коробки
  6. Средство от комаров
  7. Салфетки
  8. Туалетные бумаги
  9. Спички
  10. Сачки
  11. Пластыри

  Каждый ученик

  1. Палатки
  2. Спальный мешок
  3. Полотенце-2
  4. Мыло
  5. Зубная паста
  6. Зубная щетка
  7. Тапочки
  8. Резиновые сапоги
  9. Дождевики
  10. Купальники
  11. Носки -4
  12. Белье
  13. Футболки
  14. Свитера
  15. Бейсболки
  16. Спортивный костюм
  17. Куртки джинсовые
  18. Кроссовки
  19. Накомарники
  20. Теплые носки
  21. Фотоаппараты
  22. Бинокли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 общелицейская конференция школьников Обзор конференций (презентация)

в презентации представлен обзор достижений за предыдущие 6 конференций....

Программа внеурочной краеведческой деятельности для младших школьников "Мой родной край"

Рабочая программа внеурочной деятельности  разработана на основе ФГОС НОО с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умен...

Проект программы «Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности школьников»

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта, всех сторон деятельности человека в конкретном городе и районе, придавали большое значение многие передовые мы...

Программа межшкольной краеведческой конференции школьников

Представляю программу краеведческой конференции школьников...

ПРОЕКТ "МЕЖШКОЛЬНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ"

Паспорт проекта«Межшкольнаякраеведческая конференция «Моя малая Родина»...

Выступление на школьной краеведческой конференции "Путешествие по родным просторам" краеведческий маршрут

Выступление предполагает защиту прктической работы по составлению экскурсионного маршрута по курортным местам Прибайкальского района...

Информационно-методическая программа социального воспитания сельских школьников средствами краеведческой деятельности «ШАГ В XXI ВЕК»

Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и поисково-исследовательской деятельности в школе на основе изучения родного края и разработана автором  со...