Программа внеурочной краеведческой деятельности для младших школьников "Мой родной край"
рабочая программа по географии по теме

Беляева Екатерина Валентиновна

Рабочая программа внеурочной деятельности  разработана на основе ФГОС НОО с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prgramma_vneurochnoy_kraevedcheskoy_deyatelnosti.docx58.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ  КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЛЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Пояснительная записка

           

        Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение,2011.

             Рабочая программа внеурочной деятельности  разработана на основе ФГОС НОО с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

              Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8-11 лет в течение четырёх лет обучения в объёме 135 часов и предназначена для учащихся начальной школы.

         Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является, интегрирующим звеном между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

             Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо   осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

                Занятия нацелены на формирование у школьников интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовывать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы.

                Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

                 По окончании обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

               

             

                 

                                   

  Цель программы:

        Создать условия для духовно – ценностной и практической ориентации в окружающем микромире, содействовать развитию ребёнка, достижению им определённого уровня образованности.

      Задачи программы:

       - воспитание любви к Малой Родине;

       - экологическое воспитание;

      - развитие логического мышления, речи, памяти;

      - развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты;

      - воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические,    культурные ценности, традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и региона.

Обязательным достижением поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

- системность и последовательность занятий: 1раз в неделю по 1 часу в 1-4 классах; обеспечении преемственности обучения;

- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

- доступность: от лёгкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному; использование методов соответствующих  данному возрасту детей и их развитию;

- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

- прочность знаний(завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

- принцип уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

           Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.

            Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты.

              В программах для каждого класса прослеживается:

 - преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне;

- теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий;

               Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.

Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане

           Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «Мой родной край» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы  - 34часа в год.

             Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Мой родной край» состоит  из 17  разделов:

1.Введение в курс «Краеведение»;

2. «Я и моя семья»;

3.«Мой дом»;

4.«Моя школа»;

5. «Экология»;

6. «Музей – «машина времени»»;

7. «История села Рогачево»;

8.Живая и неживая природа»;

9. «Сквозь столетия»»;

10.«Рукотворная река»»;

11.«Дмитров в годы Великой Отечественной войны»;

12. «Экология животных»;

13.«Природа Дмитровского края»;

14.«Природа Подмосковья»;

15.»Влияние человека на природу»;

16.«Памятные места Подмосковья»;

17.«История музейного дела»

           В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырёх лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о родном крае.

            Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Мой родной край» состоит из четырёх частей:

-  1 класс «Мир вокруг нас»: воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

- 2 класс «Моя малая Родина»: формирование понятий о малой Родине, знакомство с её историей, традициями.

- 3 класс «Старинный город Дмитров»: знакомство с городом, с его достопримечательностями, историей.

- 4 класс «Подмосковье»: изучается природа и памятные места Подмосковья, совершенствуются знания об истории музейного дела. Дети готовят свои доклады проекты.

              Содержание программы внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Мой родной край» способствует личностному росту каждого ребенка. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации программы

               

                  В ходе реализации программы внеурочной деятельности по духовно –нравственному направлению «Мой родной край» обучающиеся должны

       знать:

- состав своей семьи (начало родословной);

- какие традиции существуют в семье;

- о природе родного края;

- об истории, обычаях и традициях, о культуре своего народа;

- о роли музея в жизни человека, основные социальные функции музея;

- об истории музейного дела за рубежом и в России;

- памятные места Подмосковья;

         уметь:

- объяснять, что такое «Краеведение», что оно изучает;

- называть государственные символы  Дмитрова и Подмосковья;

- называть достопримечательности малой Родины, Подмосковья;

- рассказывать о своей семье, друзьях, домашних животных;

- охранять природу родного края;

- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения, выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

- ставить перед собой цель и достигать её самостоятельно или с помощью учителя;

- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;

- вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для ориентирования на местности;

- для учёта фенологических изменений в природе своей местности;

- для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;

- для проведения самостоятельного поиск  информации о своей местности из разных источников.

     

   

   

Предполагаемые

результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях, об ответственном отношении к судьбе своей Малой Родине.
  2. Результаты второго уровня – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному краю его культуре, истории, населяющим его народам, героическим страницам его прошлого.
  3. Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт волонтёрской деятельности

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ КУРСА.

«Мир вокруг нас» - 1 класс (33ч)

Раздел 1. Введение (1ч)

Что изучает «Краеведение».

Раздел 2. «Я и моя семья» (7ч)

Я и моё  имя. Корни моей семьи. Традиции моей семьи. Наша дружная семья. Такие разные профессии. Профессии в моей семье.

Практическая деятельность:

- распределить роли в семье;

- нарисовать своих близких дома, на работе;

- выяснить, кто воевал из родных, какие имеет награды.

Раздел 3. «Мой дом» (4ч)

Мой дом. Безопасный и короткий путь домой. Название моей улицы. Мои четвероногие друзья. Что растёт на грядке.

Практическая деятельность:

- нарисовать свой дом; четвероногих друзей; что растет на грядке.

Раздел 4. «Моя школа» (6ч)

 Почему школа называется школой. История, традиции школы, школьный историко – краеведческий музей. Мой класс.

Практическая деятельность:

- экскурсия по школе;

- посещение школьного музея.

Раздел 5. «Экология» (15ч)

Что такое экология. Знакомство с местными растениями и их сезонными изменениями. Зарисовки листьев, корней, крон деревьев. Знакомство с животным миром лесов, изучение мест обитания. Перелетные и  зимующие птицы. Помощь зимующим птицам. Понятие о пищевых цепях. Знакомство с водной эрозией, загрязнением снега. Личная гигиена.

Практическая деятельность:

- экскурсии на близлежащую местность к школе;

- фенологические наблюдения;

- сбор опавших листьев, семян, плодов;

- знакомство с корневыми системами травянистых растений;

- знакомство с местными экологическими проблемами: эрозия почвенного покрова; загрязнение воды и воздуха; захламленность территории.

Посещение  музеев.

«Моя малая Родина» -2 класс (34ч)

Раздел 6. «Музей – «машина времени»» (6ч)

Музей – «машина времени». Где живёт «видимое искусство». Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Российские музеи.

Знакомство с разделами экспозиции школьного историко – краеведческого музея:

«Русский быт», «История села», «Боевой путь Бобруйской стрелковой дивизии№348», «Никто не забыт – ничто не забыто», «В жизни всегда есть место подвигу», «Летопись школьных лет», «История совхоза Рогачёвский».

Раздел 7. «История села Рогачево»(15ч)

Основание села. Русский быт. Торговля и промыслы в селе Рогачево. Традиции, обряды, праздники. Особо чтимые местные святыни. Трагические события, происходившие в Рогачеве в 1918 году. Знаменитые люди села. Рогачево в годы войны. Село в наше время.

 Тематические экскурсии по разделам экспозиции  школьного историко – краеведческого музея:

«Русский быт»; «Боевой путь Бобруйской стрелковой дивизии № 348»; «Никто не забыт – ничто не забыто»; «В жизни всегда есть место подвигу».

  Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, членами общественной организации « Боевое братство».

Раздел 8. «Живая и неживая природа» (13ч)

Основные этапы развития природы. Связь живой и неживой природы. Значение неживой природы для жизни на Земле. Солнце – источник жизни. Внутреннее тепло Земли. Появление воздуха и воды на Земле, круговорот воды в природе. Разрушительная деятельность воды. Закаливание организма человека воздухом и водой. Значение растений для жизни  на Земле, для человека. Условия жизни растений. Лекарственные и ядовитые растения. Насекомые на службе растений. Растения Красной книги. Лесные пожары, человек – главный виновник лесных пожаров.

Практическая деятельность:

- проведение опытов по влиянию воды и солнечного света на жизнь растений;

- знакомство с разрушительной деятельностью воды и ветра в природе по книгам, рисункам, фотографиям;

- составление рисунков кормушек и домиков для птиц;

- изучение фотографий (рисунков) растений Красной книги;

- участие в работах по озеленению своей школы.

Посещение музеев.

«Старинный город Дмитров» -3 класс (34ч)

Раздел 9. «Сквозь столетия» (7ч)

Начало истории. Дмитровский кремль и его обитатели. Ранний Дмитров. Отечественная война 1812 года. Дмитровские  декабристы. П.А Кропоткин в Дмитрове. Дмитров сегодня. Дмитров православный.

Раздел 10. «Рукотворная  река» (3ч)

Канал Москва – Волга.

Раздел 11.«Дмитров в годы Великой Отечественной войны» (5ч)

Крах операции «Тайфун». На полях Подмосковья. Ни шагу назад. Девичий окоп.

Раздел 12. «Экология животных» (10)

История развития животного мира: начало жизни на Земле. Первые обитатели суши. «Век рыб», «век рептилий» и «век теплокровных» в истории животного мира. Чему учит нас история развития жизни на Земле. История взаимоотношения человека и диких животных. Одомашнивание животных. Взаимопомощь животных. Как животные защищаются. Зависимость жизни диких животных от человека. Животные Красной книги. Зоопарки. Заповедники, заказники.

Раздел13. «Природа Дмитровского края» (9)

Видовой состав растительного и животного мира. Животный мир рек, водоёмов. Промысловые животные. Растения и животные, занесённые в Красную книгу. Климат. Почвы.

Практическая деятельность:

- разведение комнатных растений в школе и дома, уход за ними;

- изготовление кормушек в зимний период, кормление птиц;

- в весенний период организовывать рейды по защите берёз от любителей берёзового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям)

Творческие работы:

- «Мой домашний любимец»;

- «Красная книга Дмитровского района».

Посещение музеев.

«Подмосковье» - 4 класс (34ч)

Раздел 14. «Природа Подмосковья» (6)

Географическое положение. Основные формы рельефа и полезные ископаемые. Реки и озёра Подмосковья. Типы населённых пунктов . Охранять природу – значит охранять Родину.

Раздел 15. «Влияние человека на природу» (9ч)

Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Уничтожение природы человеком. Загрязнение воздуха и воды, промышленно – бытовые отходы. Деятельность человека по спасению природы. Заповедники и национальные парки. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристических походов, во время сбора грибов и ягод. Современные экологические проблемы. Конституция РФ о правах и обязанностях гражданина в деле защиты природы.

Практическая деятельность:

- рисунки парков, скверов, цветников, которые хотелось бы иметь на пришкольном участке;

- экскурсии с целью ознакомления с источниками загрязнения и случаями уничтожения природы;

- рисунки источников загрязнения и примеров уничтожения природы;

- озеленение и уборка территории, разбивка цветников и другие мероприятия, направленные на защиту природы и улучшение условий жизни человека, растений и животных.

Раздел 16. «Памятные места Подмосковья» (10ч)

Подмосковье – сокровищница культурно – исторических памятников. Творчество крупнейших русских мастеров. Старинные усадьбы и древние монастыри. Центры народных промыслов. Гончарный край. Ремесленные центры. Текстильный край.

Практическое занятие: нарисовать или вылепить копии изделий мастеров Гжели.

Заочные экскурсии по городам «Злотого кольца».

 Раздел 17.«История музейного дела» (9ч)

Начало коллекционирования древностей. Древняя Греция: святилища, храмы. Исторические предпосылки возникновения музеев. Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 – первой четверти 18 века. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж.

Творческая работа: подготовить проектную работу об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

Посещение музеев.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

«Мир вокруг нас»

Дата

№ п/п

Название темы урока

Практическая деятельность

Экскурсия

Введение (1ч)

1

Что изучает краеведение.

Я и моя семья (7ч)

2

Я и моё имя.

3

Корни моей семьи.

4

Традиции моей семьи.

5

Наша дружная семья.

6

Такие разные профессии.

7

Профессии в моей семье.

8

Моя семья.

1.Распределить роли в семье.

2.Нарисовать своих близких дома, на работе.

Мой дом (4ч)

9

Мой дом. Название моей улицы.

Нарисовать свой дом.

10

Безопасный и короткий путь домой.

11

Мои четвероногие друзья.

Нарисовать четвероногих друзей.

12

Что растет на грядке.

Нарисовать с/х культуры, растущие на огороде.

Моя школа (6ч)

13

Почему школа называется школой.

14

Моя школа.

Экскурсия по школе

15

Знакомство с историей школы.

16

Традиции школы.

17

Школьный историко – краеведческий музей.

Экскурсия в музей.

18

Школьный историко – краеведческий музей.

Экскурсия в музей.

Экология (15ч)

19

Что такое экология.

20

Знакомство с местными растениями.

21

Сезонные изменения местных растений.

22

Знакомство с животным миром лесов.

23

Места обитания животных.

24

Перелетные и зимующие птицы.

25

Помощь зимующим птицам.

26

Понятие о пищевых цепях.

27

Знакомство с водной эрозией, загрязнением снега.

28

Личная гигиена.

29

Зарисовки листьев, крон деревьев.

Экскурсия на близлежащую местность к школе.

30

Знакомство с корневыми системами травянистых растений.

Зарисовки корневых систем.

31

Знакомство с местными экологическими проблемами: эрозия почвенного покрова.

Экскурсия на близлежащую местность к школе.

32

Знакомство с местными экологическими проблемами: загрязнение воды и воздуха.

Экскурсия на близлежащую местность к школе.

33

Захламленность территории.

Экскурсия на  близлежащую местность к школе.

Посещение музеев.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

«Моя малая Родина»

Дата

№ п/п

Название темы урока

Практическое занятие

Экскурсия

Музей – машина времени (6ч)

1

Музей – машина времени.

2

Где живет видимое искусство.

3

Роль музея в жизни человека.

 

4

Основные социальные функции музеев.

5

Российские музеи.

6

Знакомство с разделами экспозиции школьного историко – краеведческого музея.

Экскурсия

История села Рогачево (15)

7

Основание села.

8

Русский быт. Жилище.

9

Русский быт. Внутренняя обстановка крестьянского жилища.

10

Русский быт. Одежда.

11

Русский быт. Кухня.

Экскурсия в школьный музей.

12

Торговля и промыслы в селе Рогачево.

13

Традиции.

Встреча с членами общественной организации «Боевое братство»

14

Обряды.

15

Праздники.

16

Особо чтимые местные святыни.

17

Трагические события, происходившие в Рогачеве в 1918 году.

18

Знаменитые люди села.

19

Встрече с ветераном ВОВ Боровковым Р.А.

20

Рогачево в годы войны.

Экскурсия в школьный музей.

21

Село в наше время.

Живая и неживая природа (13ч)

22

Основные этапы развития природы.

23

Связь живой и неживой природы. Значение живой и неживой природы.

24

Солнце – источник жизни.

25

Внутреннее тепло Земли.

26

Появление воздуха и воды на земле, круговорот воды в природе.

27

Разрушительная деятельность воды.

Знакомство с разрушительной деятельностью воды и ветра в природе по книгам, рисункам, фотографиям.

28

Закаливание организма человека воздухом и водой.

29

Значение растений для жизни на Земле, для человека.

30

Условия жизни растений.

Проведение опытов по влиянию воды и солнечного света на жизнь растений.

31

Лекарственные и ядовитые растения.

32

Насекомые на службе растений.

33

Растения Красной книги.

Изучение фотографий (рисунков) растений Красной книги.

34

Лесные пожары, человек – главный виновник лесных пожаров

Посещение музеев.