Внеурочная деятельность 5 - 7 классы "Родной край"- ХудиН.А.
рабочая программа

Худи Некое Аркадьевна

Внеурочная деятельность 5-7 классы "Родной край"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Мыскаменская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

________________________________________________________________________

Рабочая программа

по реализации внеурочной деятельности в рамках федеральных

государственных стандартов основного общего образования   второго поколения

                                                  «Родной край»

направление: обще - интеллектуальное

Возраст детей: 11 – 14 лет

                                                  Срок реализации: 1 год

Вид программы: модифицированная (адаптированная) составлена на основании программы факультативного курса «Уроки предков». Авторы составители:  В.Н.Няруй, В.М.Сэрпиво. «Ненцы уроки предков». /Научно методическое пособие для педагогов и родителей/ ООО «Миралл» Санкт – Петербург 2005 год.

                                                        Педагог:

                                                                                             Худи Некое Аркадьевна

Мыс Каменный

        2017 - 2018 учебный год

1.Пояснительная записка.

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, п.2 ст. 32 (ред. от 01.12.2007)
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.  Основная школа ФГОС второго поколения.
  • Санитарно-гигиеническими требованиями, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям реализации обучения в общеобразовательном учреждении»;

Данная программа внеурочной деятельности обще – интеллектуальной направленности разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов. Программа направлена на развитие кругозора и мышления у учащихся. Приобщение к сохранению национальных культур.

Программа предполагает изучение многовекового опыта выживания в условиях Крайнего Севера, специфического образа жизни, устройства быта, организации труда, которые помогали людям жить в суровом климате Севера в полной гармонии с природой.

Программа предусматривает знакомство с самобытной национальной культурой. В том числе с некоторыми обрядами и обычаями, дизайном утвари и одежды, национальными играми, орудиями труда основами технологии изготовления необходимых в быту вещей.

Цель курса:

  • развить кругозор;
  • привить правильную социальную ориентацию во взрослой жизни;
  • воспитать активную жизненную позицию;
  • привить способность личного влияния на развитие родного края – Ямала.

Задачи курса:

  • способствовать лучшему осмыслению понятий «человек», «семья», «родная земля», «тундра Ямала», «родной язык», через приобщение учащихся к народной памяти;
  • прививать навыки экологического образования и нравственного воспитания с использованием традиций народной педагогики ненцев, складывавшихся веками;
  • помочь каждому учащемуся осознать свою роль в сохранении материальных и духовных ценностей ненецкого народа.

В основе всякого обучения лежит коммуникация и, общение, поэтому курс обще – интеллектуального направления «Родной край» даёт этнокультуроведческие знания истории родного края, материальной и духовной культуры, этноса народов Ямала.

Учащиеся должны знать:

  • народные обычаи и традиции;
  • народные пословицы и поговорки, песни, сказки, сказания ненецкого народа;
  • культ родителей, деда, бабушки;
  • родословную своей семьи;
  • устройство чума, правила поведения в нём;
  • устройство нарты;
  • ненецкий календарь;
  • разновидности рыб, насекомых, животных и птиц, обитающих на Ямале;
  • навыки обращения с домашними животными;
  • народные  приметы и запреты;
  • трудовые навыки;
  • этикет общения;
  • поэтов и писателей Ямала.

Учащиеся должны уметь:

  • разгадывать кроссворды, ребусы;
  • участвовать в коллективной игре;
  • отгадывать загадки;
  • рисовать на заданную тему;
  • знать последовательность установки чума;
  • называть составные части чума;
  • знать значение ненецких фамилий;
  • объяснять значение и этимологию ненецких имён;
  • различать масти оленей;
  • различать виды нарт;
  • объяснять – взаимосвязь человека тундры с природой;
  • различать осенние, зимние, весенние, летние месяцы;
  • анализировать особенности труда оленевода;
  • различать и называть виды рыб;
  • классифицировать виды рыбалки;
  • объяснять значение пословиц и поговорок;
  • пересказывать ненецкие сказки, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах;
  • различать жанры устного народного творчества: ярабц, сюдбабц, хынабц.

Система контроля:

Курс завершается проверочной работой – тестом, которая позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся.

Формы проведения занятий:

  • лекции;
  • беседы;
  • игры;
  • викторины;
  • самостоятельная работа.

Методы обучения:

  • объяснительно – иллюстративные;
  • поисковые;
  • творческие.

2. Общая характеристика учебного предмета.

  Являясь предметом гуманитарного цикла, курс обще - интеллектуального цикла «Родной край» даёт возможность учащимся  познакомиться с историей малой родины, осознать важность владения этими знаниями и применить их на практике для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса  можно выделить несколько направлений:

  •  родной край и люди проживающие на Ямале,
  •  традиционный уклад жизни коренных жителей Ямала,
  • знание и интерес к родным корням, своей семьи воспитание национальной гордости и любви к своему народу,
  • семья и дети, взаимоотношения членов семьи,  семейные обычаи и традиции, и воспитание чувства уважения к семье,
  •  древние имена и этимология имени человека,
  • значение колыбели и колыбельной песни,  любовь к матери к родному дому,
  •  коллективные игры и чувство дружбы и товарищества,
  • традиционные занятия ненцев – оленеводство, охота, рыболовство,
  •  роль оленя и собаки в оленеводческом хозяйстве,
  • Окружающий мир человека тундры: чум, виды нарт, одежда, утварь и т.д.,
  •  человек и природа и их взаимозависимость, (живая и неживая природа тундры),
  • своеобразная древняя письменность ненцев,
  • национальная культура и одежда ненцев
  • мифология и сказки ненецкого народа.

Занятия обще - интеллектуального направления о « родном крае» расширяют знания и представления детей о родном крае, о народах проживающих на Ямале, воспитывают любовь к своему краю. Знакомят с традиционным укладом жизни коренных жителей Ямала. Воспитывают чувство уважения к семье. Развивают интерес к родным корням своей семьи, воспитывают национальную гордость и любовь к своему народу. Пробуждают желание участвовать в коллективных играх, воспитывают чувство дружбы и товарищества. Уточняют и расширяют знания детей о традиционном занятии ненцев – оленеводстве, пробуждают интерес к профессиям оленевода, рыбака. Воспитывают любовь к животным. Способствуют к воспитанию бережного отношения к вещам, окружающим человека. Прививают взаимосвязь человека с природой и их взаимозависимость. Воспитывают любовь к природе. Развивают речь учащихся и логическое мышление, мотивацию к получению знаний. Развивают интерес к живой и неживой природе тундры. Знакомят со своеобразной древней письменностью ненцев. Развивают наблюдательность, интерес к своей национальной культуре, уважению к труду ненецких мастериц. Обобщают и расширяют знания детей о национальной одежде ненцев.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Важность предмета для школьников подчеркивается тем, что «Родной край» рекомендован для внеурочной деятельности новым стандартом.

Объём учебного времени, отводимого на изучение обще - интеллектуального курса «Родной край» в 5  классе  – 1 час в неделю, 35 часов в год.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения курсу «Родной край» является решение задач воспитания – осмысление и присвоение школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, ответственность за сохранение первозданного уклада жизни, как среды обитания коренных народов Севера.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

5. Личностные, мета - предметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • знакомство с культурно-историческим наследием России, малой родины,  общечеловеческими ценностями;
  • приобщение учащихся к изучению истории родного края и культуру своего народа;
  • осознание собственно – личностной роли в развитии, сохранении и возрождении родного края;
  • высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Мета - предметные результаты:

  • освоение приёмов поиска нужной информации;
  • овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации учебной информации, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
  • формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;
  • овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметные результаты:

  • формирование необходимого уровня ученической компетентности;
  • изучение этнокультурных традиций ненецкого этноса;
  • овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования, научно-познавательных и учебных текстов;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
  • умение пользоваться словарями и справочной литературой;
  • осознание себя как грамотного ученика, способного к творческой деятельности;

6. Содержание учебного предмета - 5 - 7 классы (35 часов).

В содержание курса  входит:

  • знакомство с самобытной национальной культурой, с обрядами и обычаями, и национальными играми, дизайном утвари и одежды, национальными играми, орудиями труда, основами технологии изготовления необходимых в быту вещей,
  • изучение лексики из сферы общения (этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа);
  • речевые умения (степень владения родным языком как средством общения);
  • знания и представления о национальной культуре (фольклор, литература, песенное искусство, этнопедагогика, история).

7. Учебно-тематический план 5 - 7 классы (70 часов из расчёта 2 часа в неделю)

№ п/п

Дата

Коррек-тировка

Тема урока

Количество уроков

Основные виды учебной

деятельности учащихся:

(Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне

1.

В краю родном, где отчий дом.

1

Участвовать в коллективной

 игре. (Н).

Разгадывать  кроссворд.(П).

Отгадывать загадки.(П).

Рисовать на заданную тему(Н).

Знать: последовательность

установки чума.(П)

Называть составные части

чума.(П)

Знать: значение ненецких  

фамилий.

2.

Во что мы играем.

3

3.

Колыбельные песни.

3

4.

Моя семья.

3

5.

Чум - мой дом.

3

6.

Из какого ты рода?

2

7.

Что обозначает твоё имя?

2

Объяснять значение и

этимологию ненецких имён(Н).

8.

Я из тысяч оленей своего узнаю!

2

Различать масти оленей. (Н).

Объяснять значение слова

 «пидте’’ мя».(П).

9.

Мой верный друг.

2

Рисовать на заданную тему (Н).

Отгадывать загадки. (П).

10.

Без нарты в тундре не прожить.  

2

Различать виды нарт.(Н).

Объяснять, зачем нужна

 нарта (Н).

Отгадывать загадки.(П).

Рисовать на заданную тему(Н

11.

Природа и человек.

2

Объяснять – взаимосвязь

человека тундры с природой.(Н).

Разгадывать  кроссворд.(П).

12.

Народный календарь ненцев

2

Различать осенние и зимние

месяцы.(П).

 Объяснять сезонные изменения погоды.(Н).

14.

Мой папа - оленевод.

2

Анализировать  особенности

труда оленевода.(П).

15.

Поговорим о рыбе и рыбаках.

2

Различать и называть  виды  рыб.

(Н)

 Классифицировать  виды рыбалки.

(Н).

Различать и называть  виды  рыб.

(Н)

 Классифицировать  виды рыбалки.

(Н).

16.

Меткое слово народа.

3

Отгадывать загадки.(П).

 Объяснять значение пословиц и поговорок. (П).

17.

Ненецкие сказки.

5

Исполнять эти речевые

 произведения, используя

полученные сведения о речи,

этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.

18.

Ненецкие народные легенды (ярабц’’, сюдбабц’’, хынабц’’).

6

Различать  жанры устного

 народного творчества (П). 

Выяснять значение непонятных

слов (Н).

19.

Языком орнамента…

1

Различатьвиды орнамента.(Н).

Рисовать на заданную тему(Н

20.

О чём может рассказать наша одежда (древняя «письменность» ненцев).

2

Объяснять что такое «древняя письменность ненцев».(Н).

Выяснить значение слова «пидте’’мя».(П)

21.

Мама -  рукодельница. (Скроенное и сшитое мамой).

3

Различать виды ненецкой

национальной одежды.(П).

 Рисовать на заданную тему.(Н

22.

Сделано мастером, сделано с любовью.

3

Объяснять назначение

предметов домашнего обихода,

утвари, орудий промысла.(П).

23.

Древние верования ненцев.

3

Объяснять что такое вера.(Н).

24.

Сихиртя - кто они?

1

Выяснить историческое прошлое

народа сихиртя (Н).

Выяснить значение слова

«сихирць»(П)

25.

Писатели и поэты о Ямале.

4

Выяснить имена и фамилии

 поэтов и писателей Ямала.(П)

26.

Герои ненецкого

мифологического пантеона.

2

Выяснить значение слова «пантеон»

(П)

27.

Легенда. Притча. Былина.

2

28.

Первые национальные деятели культуры и науки Ямала

3

Знать национальных деятелей

 культуры Ямала. (П).

Участвовать в коллективной

 беседе.(Н)

29.

Проверочная работа – тест.

1

Выяснить: знания и умения

полученные на занятиях. (Н).

8. Учебно – методическое обеспечение программы.

Литература для учащихся:

  • Бармич М.Я. «Ненэцие лаханако». «Ненецкие сказки». Учебное пособие для учащихся 2 -5 классов ненецких школ. Издательство «Дрофа» Санкт – Петербург 2008 год.
  • Бармич М.Я. Картинный словарь ненецкого языка. Учебное пособие для учащихся  общеобразовательных учреждений 2-е издание, стереотипное Санкт-Петербург Филиал издательства « Просвещение» 2006 год.
  • Бортко Т.И., В.Т.Еманов, Павлов А.В. «Культура народов Ямала». /Учебник 5 – 7 классы». Тюмень 2002 год.
  • Истомин И.Г. «Ненецкие сказки». Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, ООО «Гарнет», 2008 год.
  • Терещенко Н.М. «Неко хадакэнда вадако». «Сказки бабушки Неко». Издательство «Просвещение» Санкт – Петербургский филиал ООО « Базальт», 2004 год.

Литература для учителя:

  • Ахадов Э. «Ненецкий пантеон». Салехард 2007 год.
  • Головнёв А.В.,Зайцев Г.С. «История Ямала». Тобольск – Яр - Сале, 1994 год.
  • Лар Л.А. Мифы и предания ненцев Ямала. Тюмень. Изд-во института проблем освоения Севера СО РАН 2001 год.
  • Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. «Ненцы уроки предков». ООО «Миралл» Санкт – Петербург 2005 год.
  • Окотэтто Е.Н. «Ненецкие подвижные игры». Санкт – Петербург 2002 год.
  • Сусой Е.Г. «Из глубины веков». Тюмень, 1994 год. Пушкарёва Е.Т.,Бурыкин А.А. Фольклор народов Севера. (Культурно – антропологические аспекты). Санкт-Петербург 2011 год.
  • Терещенко Н.М. Ненецко – русский словарь. 3 – издание, стереотипное. Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2008 год.
  • Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса». Томск, 2001 год.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • DVD диск: «Как нянчедо  мынику учил человека летать». Ассоциация «Ямал потомкам».

Первый Ямальский анимационный фильм.

  • DVD диск: «Северный край» Сергея Анисимова.

Фильм 1: «На холодном Ямале».

Фильм 2: «Волшебный мир Арктики».

  • DVD диск: «Удивительное путешествие в тундру». ООО «Студия Ханавэй».

Фильм: «Помни, ты не один в этом мире!»

  • DVD диск: «Ненцы уроки предков». ООО «Студия Ханавэй».

Фильм 1: «Колыбель».

Фильм 2: «Отцы и дети».

            Фильм 3: «Звон тынзяна».

             Фильм 4: «Мой друг лайка».

  • DVD диск: Документальный фильм. «Яптик Хэсе».
  • DVD диск: Елена Лаптандер. «Жемчужина Ямала.
  • DVD диск:"Мир северных номадов или правила поведения на стойбище оеневодов. Студия "Илебц" г.Салехард3013год.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»

Краткая аннотация к методической разработке урока-презентации проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»  Данный урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обуча...

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

Квест "Край мой! Край чудесный!". Задания на станциях.

Мероприятие было посвящено природе, географии, известным людям Красноярского края, его геральдике. Проведение квестов всегда вызывает интерес у обучающихся. такую форму проведения мероприятий очень хо...

урок по литературе "Край,ты мой,родимый край!"

Интегрированный урок по литературе для 5 класса с применением ИКТ(презентация)...

Введение в ДООП "Мой край любимый" "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)

Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края»Цели: 1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе. 2) развивать п...

Классный час «Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»

laquo;Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»...