Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему

Федорова Елена Викторовна

Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждено»                                                                                                                                                                  «Согласовано»

                   Директор                                                                                                                                                           Председатель м/о

      _____________Кругляков К.М.                                                                                                                    ___________Пантюхина О.Н.  

                                                                                                                                                                                                     Протокол №2     «_30__»_августа__________2017 г.                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                         «_30_»_августа____________2017г.

                                    Рабочая программа 

                учителя истории и обществознания Федоровой Елены Викторовны

                         курса внеурочной проектной деятельности по истории

                                                 «История родного края»

                     

                                                             6 класс

                  Количество часов в неделю ___1___, в год ___34___

Планирование «История родного края» составлено на основе примерной программы основного общего образования по истории, Программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России 6-9 класс. М.; Просвещение. 2011

   

                                               

                                                                                                       

                                                                          2017-2018 учебный год.

     Пояснительная записка

    Рабочая программа проектной деятельности «История родного края» составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории, примерной программы основного общего образования по истории, Программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России 6-9 класс. М.; Просвещение. 2011. Курс рассчитан на 34 часа и направлен на формирование универсальных умений проектно-исследовательской деятельности. Универсальные умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной деятельностью, но это необходимо каждому человеку. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин «исследовательское обучение». Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой деятельности. Ребенок – исследователь по своей природе. И можно выделить основные качества, характерные для исследователя:

любознательность, способность видеть проблему, оригинальность мышления, гибкость и продуктивность мышления, легкость ассоциирования, высокая концентрация внимания, отличная память, способность к оценке свих действий.

Проектно – исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. Развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция школьника.

Данная программа  предназначена для базового уровня и разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644.

Рабочая программа разработана с учетом:

  • Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15).
  • Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2015. – (Стандарты второго поколения).


Цель и задачи проектно-исследовательской деятельности:

Цель: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности школьника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей; приблизить содержание истории Москвы к изучению истории Отечества и использовать его в совокупности исторических процессов и фактов.

 

Задачи:

Содействовать развитию творческой исследовательской активности детей.

Формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни.

Стимулировать у школьников интерес к исследовательской деятельности.

Поддерживать стремление ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Развивать организационно – коммуникационные навыки, познавательные способности, творческое мышление.

Дать основные сведения из истории Москвы.

Формировать умения читать «каменные страницы города», видеть вокруг себя не только современный облик города, но и его прошлое

Развивать интерес к истории страны и родного края, к самостоятельному поиску исторических фактов, к работе с краеведческим материалом.

Формы и методы исследовательской деятельности

общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

Методы: наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия.

Визуализация (рисунок, лепка из пластилина) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения, в рисунок и поделки из пластилина. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.

Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории родного края на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух. Анализ письменных источников по теме дает основы для научного исследования, такие звания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе. Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Универсальные учебные действия, которые формируются в процессе работы:

Регулятивные УУД:

выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи

выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы)

обоснованный выбор способа или метода пути в деятельности

планирование своей деятельности, самоанализа и рефлексии.

Познавательные УУД:

находить информацию по каталогам, контекстный поиск в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов

структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление различных формах, упорядочение, хранение и поиск

построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе.

анализировать (в том числе выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

 строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне;

устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне;

классифицировать (группировать) по заданным или самостоятельно выбранным параметрам;

 сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям.

Личностные УУД:

организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление необходимых материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметром, осмысление полученных результатов.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, ценностям народов мира;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

 Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.

излагать свое мнение (в диалоге, монологе, полилоге), аргументируя его и подтверждая фактами;

корректировать свое мнение под влиянием контраргументов;

 организовывать работу в паре, группе;

различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, теории;

 создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно.

Характер проектно-исследовательской деятельности: теоретический

Темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источников.

Ожидаемые результаты:

понимать значение ключевых слов модуля: культура, материальная культура, духовная культура, наследие, культурные достижения, общечеловеческие ценности.

приводить примеры исторических и культурных достижений Москвы;

анализировать источники различного вида и типа для получения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

на основе анализа источников делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

представлять результаты своей деятельности

Содержание программы

Введение (5 часов)

Зачем изучают историю родного края.

Хронологические рамки курса. Легенды об основании Москвы. Источники исторических сведений о прошлом Москвы: работа археологов, письменные источники – летописи, описи Москвы и переписи, воспоминания современников, заметки иностранцев.

Древнейшие поселения на территории Москвы.

Неолитические стоянки на Москве-реке и ее притокам. Бронзовый век. Ранний железный век. Дьяково городище. Первые славянские поселения.

Тема 1. Начало формирования будущей столицы Государства Российского. XII – середина XIII вв. Первое упоминание о Москве. Загадка названия города. Юрий Долгорукий – основатель Москвы. Памятник Ю.Долгорукому (5 часов).

Монголо-татарское нашествие.

Удельное княжество. Первые московские князья.

Кремль 1156г. Первая крепость на Боровицком холме.

Тема 2. Москва XII – XIII вв. (6 ч.)

Посады. Месторасположение, основные занятия жителей. Быт москвичей. Жилища, утварь. Монастыри. Данилов и Богоявленский монастырь. Села боярина Кучки. Княжеские села. Московские пожары.

Тема 3. Великокняжеская столица (XIV – конец XVвв.) (8 ч.)

Политическое возвышение Москвы.

Исторический очерк. Конфликт с Тверью. Начало возвышения Москвы. Иван Калита. Переезд митрополита. Москва во главе борьбы против монголо-татарского ига. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Куликовская битва. Набег Тохтамыша. Феодальная война. Василий Темный. Объединительная политика московских великих князей. Начало правления Ивана III.

Кремль. Дубовый кремль Ивана Калиты. Начало каенного строительства в Москве. Белокаменный Кремль Дмитрия Донского.

Посады. Большой посад (Китай-город). Улицы Большого посада. Замоскворечье. Берега р. Неглинной.

Быт. Московский дом XIV – XVвв. Ремесла и торговля.

Монастыри. Монастыри московского Кремля: Чудов и Воскресенский. Кольцо монастырей вокруг Москвы: Спас-Андроников, Симонов.

Села. Великокняжеские села по Москве-реке: Крылатское, Фили, Воробьево, Коломенское.

Тема 4. Царственный град Москва (XV – начало XVIвв.) (10 часов)

Исторический очерк. Иван III – государь всея Руси. Свержение монголо-татарского ига. Объединение русских земель. Василий III. Правление Глинских. Иван Грозный. Покорение Казани и Астрахани. Ливонская война. Опричнина. Нашествие Девлет-Гирея. Отмена опричнины. Угличское убийство царевича Дмитрия. Царь Федор Иоаннович. Правление Бориса Годунова. Великий голод начала XVII в. Смутное время.

Кремль. Строительство нового кирпичного Кремля при Иване III. Ансамбль Соборной площади Московского Кремля: Успенский собор. Аристотель Фиораванти. Архангельский собор, Благовещенский собор, колокольня Ивана Великого. Грановитая палата. Улицы Кремля. Кремлевские ворота.

Календарно-тематическое планирование.

Номер урока

Тема

Дом. задание

Кол-во часов

Время проведения

1

Организационное занятие. Знакомство с особенностями проектной деятельности в текущем году.

Определение источников информации по истории Москвы в библиотеке и Интернет - ресурсах

1

1.09.2016

2

Определение тем проектов. Формирование рабочих групп.

Выполнение рисунков, аппликаций.

1

04-08.09

3

Разработка целей и задач исследования.

Выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина

1

11.-15.09

4

Анализ личного опыта учащихся. Определение типа проекта, средств достижения целей.

Доклады

1

18-22.09

5

Определение ресурсов проекта.

Выполнение творческих заданий

1

25-29.09

6

Распределение ролей в группе. Определение индивидуальных задач.

Сообщения

1

09-13.10

7

Знакомство с работой в программе Microsoft Power Point.

  Презентации.

1

16-20.10

8

Поиск информации.

  Краткосрочные проекты

1

23-27.10

9

Поиск информации. Составление библиографии.

Составление и решение задач на выявление особенностей шумерских ступенчатых башен, Висячих садов Семирамиды.

1

30.10-03.11

10

Систематизация собранной информации. Изучение ее.

Решение задач на выявление особенностей сооружений и зданий Москвы.

1

07.-10.11

11

Систематизация собранной информации. Изучение ее.

Презентации

1

20-24.11

12

Систематизация собранной информации. Изучение ее. Индивидуальная работа с учащимися.

Творческие задания.

1

27.11-01.12

13

Систематизация собранной информации. Изучение ее. Индивидуальная работа с учащимися.

Подготовка и защита презентаций.

1

04-08.12

14

Проведение анализа и синтеза идей. Индивидуальная работа с учащимися по специфике проекта.

Составление буклетов

1

11-15.12

15

Проведение анализа и синтеза идей. Индивидуальная работа с учащимися по специфике проекта.

Мини - проекты

1

18-22.12

16

Проведение анализа и синтеза идей. Индивидуальная работа с учащимися по специфике проекта.

Индивидуальные творческие работы

1

25.-29.12

17

Проведение анализа и синтеза идей. Индивидуальная работа с учащимися по специфике проекта.

Решение кроссвордов

1

11-12.01

18

Отслеживание хода самостоятельной работы учащихся, промежуточное обсуждение достигнутых результатов.

Информационные проекты

1

15.-19.01

19

Отслеживание хода самостоятельной работы учащихся, промежуточное обсуждение достигнутых результатов.

Индивидуальные творческие работы

1

22.01-26.01

20

Отслеживание хода самостоятельной работы учащихся, промежуточное обсуждение достигнутых результатов.

Информационные проекты

29.01-02.02

21

Отслеживание хода самостоятельной работы учащихся, промежуточное обсуждение достигнутых результатов.

Решение задач по установлению особенностей архитектурных сооружений

1

05-09.02

22

Завершение систематизации и анализа исторического материала. Корректировка плана деятельности. Обобщение полученных данных.

Сообщения обучающихся  с использованием слайд-шоу (по выбору обучающихся)

1

12-16.02

23

Завершение систематизации и анализа исторического материала. Корректировка плана деятельности. Обобщение полученных данных.

Творческая работа

1

26.02-02.03

24-25

Оформление проекта. Подготовка презентации.

Информационные проекты

2

05-16.03

26

Оформление проекта. Подготовка презентации. Индивидуальная работа с учащимися по специфике проекта.

Творческая работа

1

19-23.03

27

Оформление проекта. Подготовка презентации. Индивидуальная работа с учащимися по специфике проекта.

Работа по изготовлению буклетов

1

26-30.03

28

Предварительная защита проекта.

Презентации

1

02-06.04

29

Предварительная защита проекта.

Работа по лепке из пластилина  или рисованию

1

16-20.04

30

Исправление недочетов выявленных на предзащите. Доработка проекта.

Информационные проекты

1

23-27.04

31-32

Подготовка выступления на защите. Самоанализ. Знакомство с рецензией.

Создание творческих работ (сочинения), индивидуальных и групповых мини-проектов и их презентация

2

30-11.05

33

Защита проектов.

Защита проектов

1

14-18.05

34

Защита проектов. Подведение итогов проектной деятельности. Обобщение.

1

21-25.05

Учебно-методическое обеспечение программы:

1. Григорьев, д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2010 —223 с. — (Стандарты второго поколения).

2. Григорьев, д. В. Программы внеурочной деятельности. Игра. досуговое общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. — М. : Просвещение, 2011. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам)

3. Григорьев, д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М: Просвещение, 2011—178 с.

4. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе [Текст]: методическое пособие / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. — М. : Русское слово — учебник , 2014. — 178 с. — (ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Рос. акад. наук; Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011.— 79 с.-- (Стандарты второго поколения).

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя (под ред. А. Г. Асмолова. —2-е изд. — М. : Просвещение, 2011.— 159 с.

7.Гиляровский В.А. Москва и москвичи. М., 2006.

8.Загоскин М.Н. Москва и москвичи. М., 1995.

9. История московских районов. Энциклопедия/ Под ред. К.А. Аверьянова. М., 2005.

Чернявская Е.Н., Бахтина И.К., Полякова Г.А. Архитектурно-парковые ансамбли усадеб Москвы. М., 2004.

10. Алексеев А.И., Ким Э.В. и др. Москвоведение. Наш город. М., АО «Московский учебник», 1998.

11. Комтарович И.В. Из истории Москвы. Материалы к курсу отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII в. М., Мирос, 1997

12. Рябцев Ю.С. История русской культуры в 2 т. М., гуманитарный центр «Владос», 1997.

13. Чибисов В. Путешествие по Москве и Золотому кольцу. М., Культурные традиции.

14. Старая Москва. Сборник. Выпуски 1 и 2. М., Столица, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Мы – исследователи» 5 класс

Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. Рабочая программа  курса внеурочной проектной деятельности «Мы – и...

Программа курса внеурочной проектной деятельности «Научное общество учащихся»

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего...

Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" для 5 класса

Курс предназначен  для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 16 часов (1 час в неделю) в первом полугодии. Содержание учебного материала курса, п...

Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" 9 класс

Рабочая программа - часть курса внеурочной деятельности, рассчитанного на преподавание в 6-9 классах...

Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" для 5 класса

Курс предназначен  для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 16 часов (1 час в неделю) в первом полугодии. Содержание учебного материала курса, п...