"Ботаническое соревнование"
план-конспект занятия по биологии (6 класс) на тему

Оюн Анай-Хаак Хеймер-ооловна

Внеклассное мероприятие по биологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_biologii.docx379.44 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по биологии

Игра «Ботаническое соревнование»

http://supersadovod.ru/wp-content/uploads/2013/02/Kakie-fruktyi-i-ovoshhi-nelzya-hranit-vmeste.jpg

http://www.lovebody.ru/Data/GalleryPhotos/0000184/view.jpghttp://www.lovebody.ru/Data/GalleryPhotos/0000029/view.jpg

Цели:

· Развить познавательную деятельность посредством игр, расширить кругозор;

· Повысить интерес к предмету;

· Развить логическое мышление,  умение устанавливать причинно – следственные связи, умения  рассуждать и делать выводы;

Оборудование: Корзина с «плодами», плоды и семена растений.

В центре класса большая корзина, в ней лежат разнообразные плоды (плоды вырезаны из картона и раскрашены,  например:  плоды арбуза, малины, апельсина, банана, помидора, груши и т.д.)  Участники команд не видят обратной стороны плодов. На обратной стороне плода –    написаны названия конкурсов.

Команда,   победившая в конкурсе, имеет право выбрать из корзины     любой плод, но при этом  команда должна назвать  этот плод.

Подготовительный этап.

В каждой команде по 9 учащихся, каждая команда готовит название команды и девиз.

Ход мероприятия

Здравствуйте! Сегодня мы проведем «Ботаническое  соревнование». Будем играть и одновременно учиться.

1.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД

 Разделяемся на 3 группы.  Вы должны будете представить команду (название и девиз команды).

Каждая команда в течение 1-2 минут  представляют свою команду.

Команда, лучше справившаяся с этим заданием, получает право начать

игру и выбрать плод , а следовательно  и конкурс.

1 КОНКУРС. «ТЕАТРАЛЬНЫЙ»

Каждая команда     выделяет для этого конкурса 3- х членов команды, они получают   табличку с названием жизненного процесса растений. Например,

а) Испарение

б) Опыление.  

В) Всасывание воды корнями

Г) Деление клеток  

Д) Листопад

Вам необходимо проявить творчество и с помощью пантомимы изобразить за 3  минуты жизненный процесс растений  так,  чтобы члены команды  угадали, какой это процесс.

2 КОНКУРС «4- ЫЙ ЛИШНИЙ»

На отдельных карточках написаны названия, вам  нужно решить ,что в каждой строке лишнее и устно объяснить почему.

Правильный ответ дает – 3  балла.

А)  Чашечка,  лепесток,  тычинка,  корень    (корень –  это    орган растения,  а все - перечислены части цветка)  

Б)  Семянка,  Боб,  коробочка,  стручок    (Семянка –  односемянный плод,  а    все - многосемянные)

В) Клен, одуванчик, тополь,  лопух (лопух – распространяет плоды и семена с помощью человека и животных, а все- с помощью ветра)

Г) Осина, шиповник, дуб, липа (шиповник – кустарник, а все - деревья)

Д)  Картофель, редис,  свекла,  репа  (картофель –    образует клубень,  а остальные - корнеплоды)

Е) Подсолнечник, капуста, одуванчик, кукуруза ( кукуруза – однодольное  растение , а все - относятся к классу  двудольных)

3 КОНКУРС  «Найди ошибку»  

Уважаемые ребята, Вам пришло письмо, ваша задача найти как можно больше биологических ошибок в тексте письма.  Командам дается 3  минуты,  каждая найденная ошибка – 1 балл. Каждая команда получает письмо в конверте.

Здравствуйте, юные биолухи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я    великий знаток процесса фотосинтеза.  А,  вы,  знаете его?  Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает. В ходе этого процесса образуется вода, а кислород расходуется.  Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества:  сначала крахмал,  а потом сахар.  В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.

Члены команды подчеркивают ошибки  в тексте и записывают  предложения без ошибок.

4 КОНКУРС  «ПУТЕШЕСТВИЯ РАСТЕНИЙ» (работа с натуральными объектами.)  

На 2-х подносах  плоды различных растений:

Плоды    рябины,  орехи    лещины,  плод лопуха,  коробочки мака,  бобы фасоли,  крылатки клёна, желуди, семена одуванчика с парашютиками, костянки  вишни, плоды  вяза.

Задание 1.  

Необходимо выбрать плоды и семена,  распространяемые ветром.  Объяснить приспособления.

Задание 2.

Необходимо выбрать    плоды,  распространяемые человеком и животными.  Объяснить  приспособления.

Правильность и быстрота выполнения задания оценивается в 3 балла.

5 КОНКУРС  «ЭРУДИТ»

Команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ-1 балл.

1.Почему у заборов    чаще всего растут    растения,  семена которых распространяются ветром? (Забор сдерживает порыв ветра, и семя падает около забора)

2.Английский ученый Джозеф Пристли    посадил мышь    под стеклянный колпак.  Через некоторое время она задохнулась.  Почему?  И как сделать так,  чтобы мышь не задохнулась? (  Недостаток кислорода.  Необходимо рядом с мышкой поставить растение и поставить на свет).

3. Почему в середине кочана капусты  листья белые  и светло- зеленые?

( В центр кочана не попадает солнечный свет и не вырабатывается хлорофилл)

4.  Почему насекомые -  вредители    огорода    высасывают соки растений с нижней поверхности листьев? ( Нижняя кожица  у листьев тоньше и в ней есть устьица , через которые  легче высасывать  соки растений)  

5.  В ночное время не рекомендуется    спать      в комнате    около растений.  Почему? (  У растений в темноте происходит  только дыхание,  а следовательно растения ,  как и человек выделяют  углекислый газ.)

6.Как-то раз запоздали с посевом пшеницы. Верхние слои почвы   оказались без влаги ( она выветрилась), а без неё семена не прорастут. Можно ли в этом случае   посеять пшеницу глубже,  т.е.  в те слои почвы,  где ещё сохранилась влага?  (Нет.  Если    посеять семена глубже,  то им не хватит питательных веществ  для выхода проростка к свету)

7.  Почему повышается урожай огурцов в теплице,  если в неё впустить по трубам очищенный   от копоти заводской дым?  (Этот дым содержит углекислый газ , он нужен для образования органических веществ ,  а чем больше органических веществ - быстрее созревают плоды)

6 КОНКУРС «УЗНАЙ ДЕРЕВО»

Вам необходимо угадать о каком дереве идёт речь.  Если название дается с первого раза,  команда получает 20  баллов,  за второе – 15, третье – 10, четвертое – 5.

1 команде:

1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.

2. Оно  «забирает »  отрицательную энергию,  поэтому больным людям полезно под ним стоять.

3. Оно быстрее всех заселяет гари.

4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина.)

2. команде:

1. Оно может жить до 2000 лет.

2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.

3. Из него делают бочки и паркет.

4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб.)

3. команде:

1. Оно всегда зеленое или голубое.

2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.

3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.

4. На Новый год наряжают дети. (Ель.)

7 КОНКУРС  «Ботанический аукцион»

В этом конкурсе участвуют по одному игроку от каждой команды.

Ребята,    Вам предстоит продемонстрировать    знания    и эрудицию в области биологии.  По очереди каждый из учеников приводит примеры,  иллюстрирующие  значение растений в природе и жизни человека. Например,  

1. Насыщают  воздух кислородом

2. Многие растения используют, как лекарственные;

3. Употребляет в пищу человек;

4. Корм для животных;

5. Участвуют в образовании перегноя и т.д.

Побеждает и получает  3 балла, тот ученик, кто  назвал последнее значение растений.

А теперь  подводим итоги. Победителей награждают призами. Все члены команды получают поощрительные призы.

Всем спасибо за участие на этом наше соревнование подошло к концу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на занятиях ботанического кружка

Дидактические игры на учебных занятиях ориентированы на изучение определенного материала, бесстрессовый контроль знаний и способствуют более привлекательной для обучающихся организации учебного процес...

Игра "Путешествие по ботанической тропе"

Внеклассное мероприятие по биологии в рамках недели естественно-математических наук....

Ботаническая сказка

Была написана к семинару по экологии....

Внеклассное мероприятие "Планета ботаническая"

внеклассное мероприятие для 6-х кл....

Внеклассное мероприятие "Ботанический турнир"

разработка внеклассного мероприятия с презентацией...

"Ботаническая эстафета"

"Ботаническая эстафета"- это мероприятие "вне рамок урока", для учащихся 6 классов. В сценарии, предлагаются игры, загадки, викторины и др. виды проверки знаний по ботанике. Рекомендую провести в пери...

Ботанический урок игра "КВН"

Эта разработка направлена на активизацию познавательной деятельности у учащихся, на формирование широкого интереса и выявления эрудита среди учащихся...