Сон и сновидения
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Тельнова Мария Алексеевна

Конспект урока по биологии в 8 классе "Сон и сновидения" УМК Пасечник В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл son_i_snovideniya.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сон и сновидения».

Цель: познакомиться с природой снов и сновидений.

Задачи:

А) Образовательные:

1) Дать понятие о биоритмах на примере суточных ритмов;

2) Раскрыть природу сна и сновидений; показать фазы сна.

Б) Воспитательные:

1) Продолжить формирование научное мировоззрения;

2) Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость.

В) Развивающие:

1) Продолжить развитие познавательного интереса к изучению биологии;

2) Развивать умения обобщать, анализировать;

3) Развивать навыки учебной деятельности.

Оборудование: таблицы, изображающие головной мозг, схемы безусловных и условных слюноотделительных рефлексов, электроэнцефалограммы бодрствующего и спящего человека с периодами быстрого и медленного сна.

Тип урока – комбинированный.

Методы – словесно-наглядные.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Повторение изученного материала (6 минут)
  3. Изучение нового материала (25 минут)
  4. Закрепление полученных знаний (3 минуты)
  5. Домашнее задание (1 минута)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто сегодня отсутствует? Жаль, они пропустят столько интересного

Повторение изученного материала

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. Что такое рефлексы? И какие виды рефлексов выделяют?

Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Безусловные рефлексы – это врожденные, а условные – те, которые были приобретены в течение всей жизни.

Верно. Какие выделяют программы поведения?

Врожденные и приобретенные

Какие формы поведения относят к врожденной программе?

Врожденные рефлексы, инстинкты и запечатления

А к приобретенной программе?

Условные рефлексы, рассудочную деятельность и динамические стереотипы.

Изучение нового материала

Ранее ученые полагали, что во время сна происходит торможение отделов коры больших полушарий, благодаря которому происходит отдых нейронов и восстановление их работоспособности. Современные исследования показали, что сон – это не только  отдых мозга, но и активная перестройка его работы, необходимая для упорядочения информации, полученной во время бодрствования. Как вы считаете, с чем связан биологический ритм сна и бодрствования?

Со сменой дня и ночи

Правильно. Сон для организма также необходим и естественен, как и голод, и жажда. Бодрствование и сон должны взаимно сменять друг друга. А как вы считаете, какое значение имеет для организма слишком короткий или слишком продолжительный сон?

Короткий вреден, а продолжительный – полезен.

Неправильно. Оба предложенных вида сна вредны для организма. Невозможно выспаться впрок, так же как невозможно наесться или напиться на длительное время. Выделяют 2 вида сна: быстрый и медленный. Это было доказано исследованиями на электронных приборах, в ходе которых было установлено, что электрическая активность мозга во время сна меняется.

При медленном сне на графике наблюдаются редкие волны большой амплитуды, мышцы расслаблены, дыхание ровное, спокойное, сердцебиение замедленно, глазные яблоки неподвижны.

При быстром сне электромагнитные колебания становятся быстрыми, сердцебиение ускоряется, глазные яблоки под веками приходят в движение, мышцы напряжены.

Как вы считаете, в какую из фаз сна мы видим сновидения?

При медленном сне

Неверно. Сновидения появляются в фазу быстрого сна. Это подтвердили, проведя ряд опытом на животных. О значении снов многого еще пока неизвестно. Ряд ученых считают, что сновидения – это средства психической защиты. Например, если больному человеку могут сниться тревожные, устрашающие сны, тогда как здоровому – спокойные.

Другие же ученые во главе с Павловым считали, что слабые раздражители, которые в состоянии бодрствования не ощущаются, во сне могут вызывать целые эпизоды сновидения. Например, при боли в горле могут сниться сны, что вас душат или заставляют принимать пищу, застревающую в горле.

Закрепление знаний

Какие фазы сна различают и чем они различаются?

Выделяют 2 вида сна: быстрый и медленный. При медленном сне мышцы расслаблены, дыхание ровное, спокойное, сердцебиение замедленно, глазные яблоки неподвижны.

При быстром сне сердцебиение ускоряется, глазные яблоки под веками приходят в движение, мышцы напряжены.

Домашнее задание

Открываем дневники и записываем задание на дом. Параграф 55, составить в тетради схему, определяющую различия медленного и быстрого сна в виде таблицы «Сопоставление быстрого и медленного сна»

Характерные признаки

Быстрый сон

Медленный сон

Кривая

Состояние глаз

Сердцебиение, дыхание

Повторить статьи «Большие полушария головного мозга», «Старая и новая кора» параграфа 46. Повторить параграф 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Сны и сновидения"

Урок к учебнику Н.И. Сонина для 8 класса. Рассматриваются теории сновидений З.Фрейда и К.Юнга с иллюстрациями Ф.Гойя " Сон разума рождает чудовищ" и Сальвадора Дали. К уроку лучше посмотреть фильм "Ас...

Биоритмы. Сон и сновидения

Тема: Биоритмы. Сон и сновидения.Цели урока:  Дать понятие о биоритмах; охарактеризовать  физиологическую  сущность сна, природу сна и сновидений;  разъяснить  значение ...

Сон и сновидения. 8 класс, презентация

Сон – отдых мозга, перестройка работы мозга, торможение основных отделов коры больших полушарий, восстановление работоспособности нейронов, упорядочивание полученной информации в период бодрство...

Интегрированный урок по биологии на тему: «Сон и сновидения». 8-й класс

Интегрированный урок по биологии на тему:«Сон и сновидения». 8-й класс...

презентация по теме Сон и сновидения 8 класс

презентация к уроку по анатомии " Сон и сновидения" 8 класс по блоку "ВНД. Поведение. Психика" по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш...

4 класс "Мои сновидения"

план урока к учебнику Spotlight 4, module 12a...