Урок по биологии: Витамины
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Яндышев Геннадий Иляевич

Разработка урока для 8 класса по теме "Витамины" по УМК И.Н.Пономарева "Биология:Человек" 8 класс, изд-во Вентана-Граф с применением интерактивного комплекта "Promethean Planet".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по биологии: Человек 8 класс

УМК  И.Н.Пономарева, изд-во «Вентана-Граф»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о витаминах, как биологически активных веществах.

Задачи урока:

  1. Проверить степень и качество усвоения материала прошлого урока;
  2. Изучить материал «Витамины», рассказать историю вопроса, классифицировать витамины, виды витаминов, определить роль витаминов в биологических процессах, их причинно-следственных связей со здоровьем человека.
  3. Изучить и усвоить основные понятия: «витамины», авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, цинга, рахит, «куриная слепота»;
  4. Проверить и закрепить качество усвоения учебного материала;
  5. Закрепить навыки учебных действий: работа с текстом, анализ текста, определением, установления причинно-следственных связей, обобщения, умения работать с различным материалом, грамотно формулировать ответы, делать записи в тетради.

Используемые ТСО: интерактивный комплект «Promethean Planet», интерактивные пособия (схемы, мультимедиа и т.д), ЭОП 1С: Школа. Биология 8 класс.

Уровень обучения: общеобразовательный

Подготовительный этап. Подготовка к уроку учителя и учащихся.

Действия учителя

Действия ученика

  1. Подготовить интерактивное пособие (ИП) к уроку, перенести на ИП задания контроля изученного материала (приложение 1), открыть подготовленную презентацию по теме.
  1. К уроку повторить записи изученной темы, закрепить изученный материал, выполнив задание в рабочей тетради.
  2. Иметь на уроке учебные пособия.
  3. Быть готовыми к обобщению материала, получить ответы от учителя на вопросы, которые возникли в ходе самоподготовки.

Ход урока (поэтапный)

1.Этап готовности к уроку и проверке степени усвоения изученного материала.

Действия учителя

Действия ученика

  1. Объяснение ученикам последовательности действий на уроке.
  2. Поставить задачу перед учениками по определению формы контроля изученного материала.
  3. Проверка выполнения задания в «рабочей тетради».

  1. Объяснить проверяемое задание на ИП и способ выполнения (приложение 1).

  1. Комментарий учителя, ответы на вопросы учеников
  1. Приготовить к уроку учебные пособия.

  1. Прослушать инструктаж о порядке проведения урока.

  1. Взаимопроверка работы в паре, исправление ошибок, комментарий качеству проверяемой работы.
  2. Выслушать задание учителя, приступить к выполнению (работу выполняют совместно 2 ученика, класс следит за работой, после выполнения работы, класс дает комментарии к выполненной работе, исправляет допущенные ошибки).
  3. Задать вопросы (если в ходе самоподготовки или выполнения задания возникли вопросы).

Методические рекомендации. Определить все ли ученики поняли вопрос, как его выполнять. Если возникло непонимание задания, провести повторное объяснение.

2.Этап постановки проблемы и её решения (изучения нового материала).

Действия учителя

Действия ученика

  1. Постановка проблемы о наличие особых веществ, влияющие на обменные процессы в организме.
  2. Рассказ истории открытия витаминов. Демонстрация иллюстрации ученых. Обращает внимание учеников на годы жизни (приложение 2). Отметить, что открытие витаминов, является одной из 100 величайших открытий в биологии.
  3. Зачитывает загадки о фруктах,  овощах, рыбе, мясе, предлагает найти связь между ответами на загадки и темой урока. Задает вопросы, каким образом витамины поступают в организм человека. Формулирует вопросы на размышление, что собой представляют витамины. Помогает в формулировке определения. Рассказывает о количестве витаминов, свойствах витаминов.  
  4. Определяет алгоритм работы с текстом учебника и таблицей  рабочей тетради: Виды витаминов, в каких продуктах содержатся, каким образом влияют на обменные процессы.
  5. Проводит обобщение с использованием презентации «Витамины  водорастворимые, жирорастворимые и виды витаминов» (приложение 3), с целью закрепления нового изучаемого  материал.
  6. Раскрывает понятия «авитаминоз», «гипо- и гипервитаминоз», ставит задачу о последствиях на состоянии здоровья человека. Объясняет условие работы. Проводит опрос по информации таблицы.
  1. Рассуждение о возможных вариантах  скорости протекания обменных процессов.
  2. Акцентирует внимание на годах жизни ученых, дает ответ о временном периоде открытия витаминов. Делает записи в тетради о вкладе ученых.

  1. Отгадывает загадки, определяет связь «в овощах и фруктах содержатся витамины. Витамины поступают вместе с пищей. Витамины имеют растительную и животную природу происхождения». Размышляет, дает ответы на вопросы, формулирует определение, записывает определение «Витамины» в тетрадь.

  1. Работает с текстом учебника, анализирует материал по заданному плану, вносит информацию в таблицу.

  1. Знакомится с информацией слайда, отвечает на вопросы, формулирует мысль о важности и необходимости витаминов для здоровья человека.

  1. Изучает информацию таблицы в учебнике, определяет причины и последствия на здоровье человека.

Методические рекомендации. Включить на данном этапе разные виды деятельности, использовать несложные загадки, выдерживать единый для учеников темп работы, выдерживать регламент работы по этапам, мотивировать интеллектуально неуспешных учеников, давая возможность этим ученикам ответить на загадки, помочь им в выполнении заданий. Можно использовать исторические факты о болезнях моряков во время длительных путешествий; экспедиции Васко де Гама, Дж Кука, эксперименты врача на военном корабле Дж Линда, опыты Н.Лунина и др.

3 этап подведения итогов и закрепления изученного материала.

Действия учителя

Действия ученика

  1. Проводит обобщение выполненной работе, отвечает на вопросы учеников.
  2. Демонстрирует слайд презентации (приложение 4,5) и предлагает ученикам «прочитать» иллюстрации. Какую информацию могут дополнительно извлечь ученики из слайдов.
  1. Внимательно слушает данную оценку работы, задает вопросы для уточнения.
  2. Внимательно изучает слайды и рассказывает, что дополнительно он узнал о витаминах из иллюстраций (химическое название витамина А, химическую формулу витамина, выпуск поливитаминов и отдельных видов витаминов в промышленных условиях).

Методические рекомендации. Использовать для осмысления понятные и знакомые ученикам иллюстрации на слайде, для слабоуспевающих учеников достаточно той информации, которую он находит по изученной теме, для успешных учеников – попытаться извлечь дополнительную информацию, помочь ученикам грамотно построить ответ. Приложение 1выполнено с использованием функций интерактивной доски. Если ученик переносит таблички с ошибкой, таблички не остаются в этих ячейках. В приложении 4 и 5, можно использовать описание любого витамина, с дополнительной информацией или без неё (в 8 классе приступают к изучению курса «химия», согласовать с учителем химии, изучены ли  термины «химическое вещество» и «химическая формула»).  

Приложение 1.

Задание: определите основные этапы метаболизма и соотнесите протекающие процессы с этапами. Перенесите таблички в пустые ячейки.

Приложение 2.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e317369ba86f365aa66aaa98c45578af&n=33&h=215&w=148  1853-1937 гг.                                                  http://media.liveauctiongroup.net/i/7898/9432078_2.jpg?v=8CCB11626367FA0  1884-1967 гг.                                  

Витамины открыты Н.И.Луниным в 1880 году              К.Функ ввел термин «витамины» в 1912 году

Приложение 3 (как вариант слайдов, материал взят из Интернет-ресурсов). 

http://eco-iherb.ru/wp-content/uploads/2015/11/vitaminyi.jpg http://teleporto.ru/images/detailed/8726/1011168311.jpg

Приложение 4 (как вариант) (текст «содержится» вначале прикрыт отдельным рисунком, после ответов открыть)

                                        https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5c/All-trans-Retinol2.svg/457px-All-trans-Retinol2.svg.png 

  https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0bc639d3324fb7bba0041772b59c3e90&n=33&h=215&w=182 

 apricot    mol_prodhttps://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=6b49d4920fbe9b9303de27db6a7808e4&n=33&h=215&w=323

Приложение 5 (как вариант)

                                                               

http://drugfinder.ru/wp-content/uploads/komplivit-0.jpg          http://novayaapteka.ru/upload/iblock/c1c/539.jpg

  http://images.iherb.com/l/CLF-05541-10.jpg        http://pharm-market.ru/Storage/3078.jpg        http://apteka.ru/upload/resize_cache/iblock/646/256_300_140cd750bba9870f18aada2478b24840a/64607598b45bbe027563ffb4e7690cc7.jpg                                           

                                                         

                                               

             

                                                               

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии «Витамины»

Познакомит учащихся с понятием «витамины»; сформировать знания  о  роли витаминов  и их практическом значении для здоровья человека.Покажет роль отечественной науки в открытии витаминов...

Разработка урока по биологии "Витамины" 8 класс

  Методическая разработка урока "Витамины". Включает планирование урока с дидактическим материалом и презентацию к уроку....

Интегрированный урок (химия + биология): Витамины – общая характеристика.

Идея урока: создать условия для интеграции знаний о втаминах как незаменимых компонентах обменных процессов в организме человека на основе межпредметных связей между биологией и химией;на основе межпр...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

Урок по биологии "Витамины - чудесные вещества".

Конспект урока по биологии 8 класс....

Открытый урок по биологии. Витамины.

Цели урока.Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в  обмене веществ и их практическом значении для здоровья...

Конструкт урока по биологии Витамины

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель урока: сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;Задачи ...