Главные вкладки

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: "Многообразие и значение земноводных Республики Башкортостан"
    план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

    Десяткина Марина Сергеевна

    Урок раскрывает многообразие земноводных в связи с приспособленностью их обитания в различных средах, позволяет выяснить роль земноводных в природных сообществах и жизни человека. Воспитывает любовь к животным, развивает интерес к предмету, формирует у учащихся бережное отношение к природе, формирует у учащихся навыки коллективной творческой деятельности. А так же развивает у учащихся умение работать с дополнительной литературой, формирует у учащихся умения выявлять частные признаки и находить на их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_teme.docx37.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по теме: «Многообразие и значение земноводных Республики Башкортостан».

    Разработала учитель биологии и химии Десяткина М.С.

    Тип урока: комбинированный.

    Цели урока:

    • Образовательные:
    • раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их обитания в различных средах;
    • выяснить роль земноводных в природных сообществах и жизни человека.
    • Воспитательные:
    • воспитание любви к животным;
    • развитие интереса к предмету;
    • формирование у учащихся бережного отношения к природе;
    • продолжить формирования у учащихся навыков коллективной творческой деятельности.
    • Развивающие:
    • развить у учащихся умение работать с дополнительной литературой
    • продолжить работу по формированию у учащихся умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их .

    Задачи урока: сформировать у учащихся умение анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации на базе изученного материала по теме.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания.
    3. Изучение новой текмы.
    4. Закрепление.
    5. Домашнее задание.

    Проверка домашнего задания:

    Какие утверждения верны?

    1. Взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде.
    2. У земноводных нет постоянной температуры тела.
    3. Глаза у земноводных не имеют век, нет слёзных желёз.
    4. Дышат амфибии лёгкими и жабрами.
    5. Сердце земноводных трёхкамерное, у них два круга кровообращения.
    6. Трёхкамерное сердце не обеспечивает полного разделения артериальной и венозной крови.
    7. В процессе развития жабры у головастика заменяются на лёгкие.
    8. Скелет позвоночника отдельных представителей земноводных имеет шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы.
    9. Земноводные имеют сходное с рыбами строение нервной системы.
    10. Головастик лягушки, как и рыбы, имеет двухкамерное сердце и один круг кровообращения.

    Изучение новой темы: внешне немного гадкие, у некоторых вызывают отвращение. Бытует ошибочное мнение, что они вызывают бородавки на коже. Кожа их выделяет слизь. Ранее в старину их помещали в крынку с молоком, и молоко долгое время не прокисало. Лягушки - первые слюнтяи. Чтобы на суше можно было глотать сухую добычу потребовалась слюна. Но эта слюна не содержала ферментов. Глаза лягушки устроены так, что она способна видеть подвижных насекомых. Учуяв запах пищи, они начинают искать ее с удвоенной силой. А если добыча перед носом, то лягушки выбрасывают свой липкий язык шиворот - навыворот. Язык молниеносно выскакивает изо рта. Глаза у лягушек могут исчезать с физиономии. Глазами они проталкивают пищу в пищевод. Но совсем не за это удостоены лягушки памятников. За что же лягушки удостоены памятников?

    2400 видов земноводных объединены в три отряда:

    Отряд Безногие.

    Безногие земноводные (червяги) хорошо приспособлены к роющему образу жизни. Их червеобразное, лишённое конечностей тело разделено на многочисленные кольца, что делает их похожими на больших дождевых червей. Внутренние органы сильно вытянуты.

    У червяг хорошо развито обоняние, а вот недоразвитые глаза скрыты под кожей, отсутствует и барабанная перепонка. В глубокой ямке за ноздрёй находится осязательное щупальце.

    Безногие обитают в Юго-Восточной Азии, Африке и Южной Америке, некоторые из них достигают в длину 1 м. 160 видов разделены примерно на 6 семейств.

    В Республике Башкортостан червяги не обитают.

    Отряд Хвостатые – другой отряд земноводных. Все они имеют вытянутое тело, переходящее в длинный хвост. Длина тела от 15 см до 1,5 м (японская исполинская саламандра). Конечности короткие и слабые; у сиренов задние ноги отсутствуют. Хвостатые плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом. Дыхание через кожу, слизистую рта и лёгкие; у некоторых лёгкие отсутствуют.

    Хвостатые питаются различными беспозвоночными, икрой рыб и других амфибий, мелкими позвоночными животными. 9 семейств (около 360 видов) обитают преимущественно в Северном полушарии, за экватором можно встретить только очень немногие формы. Некоторые хвостатые (например, огненная саламандра) выделяют токсин кожными железами.

    Последний и наиболее высокоразвитый отряд современных земноводных – бесхвостые. Эти животные имеют короткое широкое тело и две пары сильных конечностей, хорошо приспособленных к прыганию. Плавают бесхвостые при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу. Хвост исчезает после метаморфоза. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см. Некоторые бесхвостые (например, пипа, сумчатые лягушки) носят молодь на спине.

    В Республике Башкортостан обитают: обыкновенный тритон, гребенчатый тритон.

    Обыкновенный тритон. Вид впервые был описан в 1758 году шведским натуралистом Карлом Линнеем. Обыкновенный тритон — один из самых мелких видов тритонов, длина тела от 7 до 11 см включая хвост, который составляет половину от общей длины тела. Мужские особи обычно крупнее женских. В основном отличия в размерах проявляются в период брачного сезона. Также в этот период у самцов обыкновенного тритона появляется спинной гребень. В остальное время мужские и женские особи мало отличимы друг от друга. Кожа гладкая или слабозернистая.

    В период размножения самец привлекает внимание самки своеобразным ритуалом — производит хвостом характерные волнообразные движения. Заинтересовав самку, он выбрасывает сперматофор, который она подхватывает клоакойОплодотворение происходит внутри тела самки.

    Спустя несколько дней самки начинают самостоятельно откладывать икру, в день около 10 икринок, всего за период размножения несколько сотен икринок (по различным данным от 60 до 700). Размер икринок от 2 до 3 мм, форма овальная. Каждая икринка отдельно прикрепляется к листьям подводных растений. Личинки питаются комарами и мелкими ракообразными. В отличие от взрослой формы тритона, дыхание у личинки происходит с помощью наружных жабр. В течение лета молодые тритоны могут несколько раз линять. Активны в ночное время, днём прячутся.

    Половая зрелость у обыкновенного тритона наступает в возрасте 3 лет. Зиму тритоны проводят в спячке прячась в опавшей листве, норах, подвалах.

    Гребенчатый тритон— вид тритонов из рода отряда хвостовых земноводных. Своё название данный вид тритонов получил благодаря высокому гребню вдоль спины и хвоста, который появляется у самцов в брачный период. Высота гребня может достигать 1,5 см, в районе основания хвоста гребень имеет ярко выраженный перешеек. Часть гребня, проходящая от основания головы до начала хвоста, имеет ярко выраженные зубцы, оставшаяся хвостовая часть гребня более ровная. В обычное время гребень у самцов малозаметен. Самцы гребенчатого тритона достигают 18 см в длину, размеры самок немного меньше — от 11 до 20 см максимум.

    Размножаются в воде. Отличить самца от самки можно по наличию зубчатого гребня во время брачного сезона. Продолжительность жизни гребенчатого тритона может достигать 27 лет.

    Гребенчатые тритоны способны издавать тихие звуки — скрип, писк и глухой свист. Весну и первую половину лета тритоны проводят в водоёмах — озёрах, старицах, заводях рек, болотах, прудах, иногда в канавах и ямах с водой. Избегают загрязнённых водоёмов и хозяйственной деятельности человека. Во второй половине лета тритоны живут на суше, в лесу. В  водоёмах активны днём, на суше - преимущественно в сумерки и ночью, днём прячутся в пустотах почвы, под упавшими стволами деревьев, в гнилых пнях, иногда в кротовых норах. Здесь же они часто и зимуют, но в некоторых случаях могут зимовать в водоёмах.

    Известно более 20 современных семейств и около 3500 видов бесхвостых земноводных. Они обитают преимущественно во влажных местах на земле, деревьях и в воде, во всех частях света, кроме Антарктиды.

    В Республике Башкортостан обитают: озёрная лягушка, травяная лягушка, прудовая лягушка, краснобрюхая жерлянка, обыкновенная чесночница, остромордая лягушка, зелёная жаба, серая жаба.

    Озёрная лягушка - вид бесхвостых земноводных из семейства настоящих лягушек  длина тела составляет 6—13 см, масса — до 200 г.  Тело удлинённое, череп овальный, морда немного заострённая. Самки обычно крупнее самцов. Окраска спины помогает озёрной лягушке оставаться незаметной среди прибрежной и водной растительности. Этому в немалой степени способствует и светлая отчётливая полоса, которая словно расчленяет тело и нарушает цельное восприятие его очертаний. В воде эта полоса очень похожа на стебли водных растений, которые ярко зеленеют на тёмном фоне дна. Живёт озёрная лягушка в постоянных, достаточно глубоких (более 20 см) водоёмах. Чаще всего это старицы рек, пруды, рвы, озёра, но нередко её можно встретить и вдоль берегов рек. Активна почти круглые сутки. В случаях опасности озёрная лягушка обычно прячется в воде. Охотится она преимущественно на суше, вдоль берегов водоёмов, тут её чаще всего можно встретить в самое теплое время суток — с 12 до 17  часов. Зимуют озёрные лягушки обычно в тех же водоёмах, где живут в тёплый период года, но иногда мигрируют в более глубокие места, где есть родники. Отходят на зимовку, когда температура воды снижается до 8—10 °С. В незамерзающих водоёмах с тёплой водой лягушки бывают активными почти всю зиму. Как и все лягушки, озёрная питается различными насекомыми: личинками стрекоз, водяными жуками и их личинками, моллюсками. Если же наземного корма недостаточно, озёрные лягушки в большом количестве поедают головастиков своего вида, а также способны кормиться мальками рыб. Озёрная лягушка сама бывает жертвой хищных рыб и рептилий, нередко становится добычей многих видов птиц и млекопитающих. Для озёрной лягушки характерно классическое кваканье. У самцов в брачный период во время пения в углах рта надуваются серые шарики — резонаторы, которые служат для усиления звука. Первую пробу голоса самцы озёрной лягушки делают, когда вода днём прогревается до 14—16 °С. Спаривание и нерест начинается только тогда, когда вода прогреется минимум до 16 °С. Нерест начинается в наиболее прогретых и защищённых от ветра местах водоёмов. Период размножения занимает не менее 30—35 дней. Большинство особей выбирает для размножения довольно глубокие водоёмы, которые заросли растениями.

    Травяная лягушка - вид настоящих лягушек. Травяная лягушка — средних размеров  с длиной тела 6—10 см, более крупные экземпляры встречаются редко. Тело сверху от оливкового до красновато-коричневого цвета, на спине и на боках часты тёмные пятна 1-3 мм в диаметре. У самцов в брачный период горло голубого цвета. Кроме того, в период спаривания самец более светлый, сероватого цвета, самка, наоборот, более коричневая, часто красновато-коричневая,  снизу имеет тёмный мрамороподобный рисунок.

     Прудовая лягушка - вид настоящих лягушек. Длина тела прудовой лягушки редко превышает 8 см. Окраска спинной стороны обычно ярко-зеленая, серо-зеленая, оливковая или коричневая, с большим или меньшим количеством тёмных пятен, вдоль средины спины часто проходит узкая светлая продольная полоска, брюшная сторона однотонно белая или желтоватая. Некоторые особи без спинного рисунка и с мелкими пятнами на горле или передней части брюха. Барабанные перепонки хорошо развиты. По бокам головы часто имеются полосы, которые проходят от кончика морды через ноздри, глаза, а иногда и барабанные перепонки. На нижней части ступни есть высокий и сжатый с боков пяточный бугор, имеются плавательные перепонки. У самцов на первых двух-трех внутренних пальцах передних конечностей развиты темно-коричневые брачные мозоли, а по бокам головы в углах рта находится пара внешних звуковых резонаторов белого цвета. В сезон размножения туловище самцов может быть с желтоватым оттенком.

    Краснобрюхая жерлянка - вид бесхвотых земноводных из семейства жерлянок. Краснобрюхая жерлянка имеет величину от 3,5 до 6 см. Цвет от тёмно-бурого с грязно-зелёными пятнами сверху до оранжевого или красного с синевато-чёрными неровными пятнами и разводами снизу. Уязвимый вид. Внесён в Красную книгу Среднего Урала. К снижению численности популяций жерлянки ведёт разрушение водоёмов, загрязнение воды и пересыхание водоёмов, интродукция рыб в заселённые жерлянкой водоёмы, отлов взрослых особей любителями-террариумистами.

    Обыкновенная чесночница, или толстоголовая травянка— вид семейства чесночниц. Длина тела до 8 см, масса 6—20 г. Тело овальное, слегка приплюснутое. Конечности относительно короткие. Кожа гладкая. Отличительным признаком является вертикальный зрачок и очень большой лопатоподобный твёрдый желтоватый пяточный бугорок. Окраска неяркая, верх светло-серый, иногда тёмно-серый, с желтоватым или бурым оттенком, на этом фоне выделяются тёмно-оливковые, тёмно-коричневые или чёрные с красными точками пятна различной формы и размера; низ светлый (серовато-белый), с небольшой желтизной, с тёмными пятнами, иногда без пятен. Многочисленные кожные железы выделяют ядовитый секрет, который имеет запах чеснока (отсюда и название). Головастики чесночниц очень крупные: длина вместе с хвостом достигает 10 см и более. Предпочитает смешанные и широколиственные леса, пойменные луга, сады. Рацион: жуки, муравьи, пауки, гусеницы, черви. Кормится ночью. Слизь обыкновенной чесночницы ядовита для мелких животных. При попадании на слизистые оболочки человека, она вызывает раздражение

    Остромордая лягушка или болотная лягушка земноводное семейства настоящих лягушек.  Длина тела 4—7 см, масса от 5 до 30 грамм. Морда заострённая. От глаз через барабанную перепонку почти до плеч часто идёт тёмное височное пятно, которое постепенно сужается. Спина светло-оливковая, светло-бурая, красновато-кирпичная или почти чёрная. Брюхо однотонное, светлое. Остромордая лягушка попадается в лесах, на лугах, болотах, на пашнях, полях, в садах, огородах, парках, на обочинах дорог, возле жилья. Чаще она обитает в лиственных лесах (ольховники, дубровы, березняки) и пойменных лугах. В то же время это самый засухоустойчивый вид среди лягушек попадается и в лесу, на суходольных лугах. Важнейшим условием жизни остромордой лягушки является наличие в окрестностях пригодных для размножения водоёмов.

    Серая жаба. Тело у представителей вида широкое и приземистое. Глаза оранжевого цвета, зрачки горизонтальные. Окрас зависит от пола и возраста, а также времени года, бывает не только серый, но и оливковый, тёмно-коричневый, терракотовый, песчаный. Кожные железы выделяют небольшое количество яда, совершенно не опасного для человека. Предпочитает сухие места: поля, лесостепи, леса, парки. Рацион составляют, в основном, беспозвоночные, обитающие на суше, в том числе насекомые и их личинки. Добычу хватает клейким языком.

    Для защиты от врагов использует покровительственную маскирующую окраску и токсичные выделения расположенных позади глаз желез. Железы срабатывают, когда хищник пытается заглотить жабу. Врагами являются ужи, ежи, крысы, а также хищные птицы. Будучи атакованной не очень крупным животным, серая жаба приподнимается на лапах и принимает угрожающий вид. Однако, передвижение жабы по поверхности земли происходит с помощью шагания, а не с помощью прыгания. Прыгание жаба использует только в обескураженном состоянии, когда опасность по её мнению присутствует и проявляет активность по отношению к ней. Например, в спокойном состоянии жаба передвигается по покосу или по отаве исключительно шагом. Увидев более крупное животное (человек, собака, кошка и т. д.) — жаба замирает. При попытке её потрогать — начинает прыгать как лягушка.

    Зелёная жаба. Предпочитает открытые места: поля, луга, поймы рек. Окрас: крупные тёмно-зелёные пятна, обрамлённые узкой чёрной каймой, на светло-серо-оливковом фоне. Рацион составляют в основном беспозвоночные, обитающие на суше. Имеет два способа защиты от врагов: маскирующая окраска и токсичные выделения на коже. Размножение в феврале - июле, в зависимости от широты и высоты над уровнем моря. Вокализирующие самцы иногда встречаются и в августе. Спаривание происходит на мелководье. Головастики выклёвываются обычно в мае. На мелководье около берегов личинки образуют большие скопления, содержащие тысячи особей. Частое использование мелких водоемов для икрометания ведет к высокой смертности яиц и личинок от пересыхания. Это компенсируется высокой плодовитостью самок, широким спектром используемых водоемов и растянутым периодом размножения в пределах популяции. Зелёная жаба бывает у водоёмов только в период икрометания. Ведёт сумеречный образ жизни, а днём прячется в норах грызунов, щелях стен, в ямках, которые редко роют сами. Чаще ходят, чем прыгают, так как у неё слабо развиты мышцы задних конечностей. Но при необходимости способна прыгнуть на небольшое расстояние, так как её задние ноги довольно длинные.

    Земноводные приносят пользу, уничтожая большое количество вредителей и их личинок (например, слизней, оводов, комаров). Некоторые лягушки употребляются человеком в пищу. Многие бесхвостые (например, жабы, жерлянки) имеют едкие железы на коже; при попадании секрета на слизистую оболочку или в глаз следует немедленно промыть поражённый орган чистой холодной водой. Ядовитые выделения пятнистого древолаза издревле использовались индейцами для смазывания стрел. Лягушки – классические объекты лабораторного эксперимента.

    Значение земноводных:

    1. Звено в цепи питания.
    2. Регулируют численность беспозвоночных животных.
    3. Лабораторные животные.
    4. Биологические индикаторы.
    5. Используются в пищу человеком.
    6. Яд входит в состав лекарств.

      Составим синквейн. Правила составления синквейна:

    • 1. Название темы: имя существительное.
    • 2. Описание: два прилагательных.
    • 3.  Действие: три глагола.
    • 4. Чувство: фраза из четырёх слов или предложение.
    • 5. Синоним: одно слово, которое раскрывает суть темы.

    1. Земноводные.

    2. Голые, влажные.

    3. Прыгают, квакают, плавают.

    4. Земноводные – первые наземные животные.

    5. Амфибии.

    Закрепление:

    Вставьте пропуски в текст.

    Лягушка прудовая относится к классу __________________.  Внешнее строение тела лягушки  приспособлено к жизни в ______________ и ___________ среде обитания.  У неё ______________ кожа, покрытая  ________________, которая позволяет ей  уменьшить ________________ воды, когда она плавает и не __________________ на суше.

    Сегодня у нас последний урок в теме «Класс земноводные», давайте проверим, сможете ли вы применить свои знания, для решения биологических задач.

    1. Известно, что жабы и лягушки не пьют. Как они восполняют недостаток влаги в организме? (Восполняют недостаток влаги через кожу, купаются в росе).

    2. Если рядом с голодной лягушкой положить мертвых насекомых, она их не тронет. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).

    3. Почему говорят, что у лягушек язык “шиворот – навыворот”?

    4. Насекомые никогда не кусают лягушек, хотя кожа у них голая. Почему?

    5. В Китае издавна известно о лечебных свойствах жаб. Японские ученые изготавливают, из слизи покрывающей кожу лягушек лекарство от рака. Как вы думаете, чем можно объяснить лечебный эффект? (яд содержит до 100 различных веществ)

    6. Земноводные послужили прототипами многих изобретений радар, вакуумные присоски, что изобрел человек глядя на зеленую жабу?

    7. Сердце лягушки сокращается чаще, чем у рыб (от 40 до 50 раз в минуту) однако обмен веществ в ее организме протекает медленнее. Как вы можете объяснить это явление?

    8. Растет ли лягушка зимой?

    Вывод :

    Небольшое число современных видов земноводных входит в такие отряды, как Хвостатые, Бесхвостые и Безногие. Распространены они в тропиках, субтропиках и умеренных широтах. В природных биоценозах амфибии являются важным компонентом – регулируют численность беспозвоночных, поедая насекомых, пауков, слизней, червей. Сами земноводные служат добычей некоторых птиц, зверей, рептилий. Мясо крупных саламандр и лягушек съедобно. Большое значение амфибии имеют как лабораторные животные в научных биологических исследованиях. Таким образом, сегодня на уроке вы еще раз убедились в том, что земноводные удивительны и прекрасны, и что мы о них знаем явно не достаточно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока биологии для 7 класса по теме "Многообразие Кишечнополостных"

    Методическая разработка содержит подробное описание каждого этапа урока.На уроке используется игровой момент, исследовательские задачи, тесты. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....

    урок биологии в 7 классе по теме:«Многообразие, значение и охрана земноводных»

    Урок знакомит с многообразием Земноводных и важностью их охраны. Амфибии очень интересные представители в плане изучения, а многие люди о них ничего не знают, поэтому относятся  к ним плохо. Их н...

    Разработка урока биологии для 7 класса по теме "Многообразие пресмыкающихся"

    Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Многообразие пресмыкающихся". При объяснении нового материала используется презентация по многообразию пресмыкающихся. Урок содержит физмин...

    Урок биологии в 7 классе по теме "Многообразие Моллюсков"

    Данный урок строится на технологии сотрудничества с использованием ИТ...

    Методическая разработка урока биологии в 7 классе на тему «Многообразие паразитических червей и борьба с ними».

    Форма проведения: конференция.Цель: обобщить знания детей об особенностях строения, жизнедеятельности паразитических червей и мерах борьбы с гельминтами.Предварительная подготовка: учащиеся по желанию...

    Методическая разработка урока биологии в 7 классе на тему: "Многообразие земноводных их значение и охрана»

      Личностные: Принятие социальной роли обучающегося.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстн...

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека»....