Как сделать простым и эффективным понимание школьниками учебной информации.
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Хаванская Нина Михайловна

Для достижения этой цели в методике преподавания биологии я использую образовательную технологию «Достижение прогнозируемых результатов»,которая позволяет развивать у школьников умение понимать и структурировать учебную информацию. В качестве примера привела разработку занятия по теме «Водоросли,их многообразие, строение, среда обитания»  для учащихся 5-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sdelat.docx410.15 КБ

Предварительный просмотр:

Как сделать простым и эффективным понимание школьниками учебной информации.

Для достижения этой цели в методике преподавания биологии я использую образовательную технологию «Достижение прогнозируемых результатов»,которая позволяет развивать у школьников умение понимать и структурировать учебную информацию. В качестве примера привела разработку занятия по теме «Водоросли,их многообразие, строение, среда обитания»  для учащихся 5-х классов. Занятие разработано на основе технологии »Достижение прогнозируемых результатов». Оно входит в учебно-методический комплекс темы (УМКТ) «Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания», включающий карту темы, прогнозируемые результаты её  изучения, а также срезовуюразноуровневую работу. Прогнозируемый результат усвоения учебной информации и действий формулируется в начале урока вместе с содержанием срезовой работы, которая приводится в конце изучения и отработки материала. Её результат служит доказательством усвоения школьниками знаний и умений.

Прогнозируемые результаты изучения темы представлены двумя блоками, что позволяет учителю выстроить соответствующую деятельность учащихся.

                 Будут знать

     Будут уметь обосновывать

          взаимозависимость

многообразие представителей водорослей;

строение – жизнедеятельность;

среда обитания – строение;

среду обитания и места обитания водорослей;

жизнедеятельность – среда обитания;

черты строения водорослей;

виды жизнедеятельности водорослей.

жизненная форма – жизнедеятельность.

Три уровня сложности срезовой работы дают учителю возможность выявить уровень достижения прогнозируемых результатов Критерием  для дифференциации является способность учащегося ориентироваться в информации (табл.1). При этом необходимо отметить, что учитель сначала составляет задания для срезовой работы (табл.2) и только после этого формулирует прогнозируемые результаты учебного занятия .

Таблица 1.                                                                                                        Критерии и индикаторы определения уровня сложности заданий 

Уровень,

оценка

1-й уровень

(минимально-

достаточный)

оценка « 3»

 2-й уровень

оценка «4»

 3-й уровень

оценка «5»

4-й уровень

(творческий)

Дополнительная оценка «5»

 критерии

Общее умение

ориентироваться в информации

Умение ориентироваться в причинно-следственных связях

Умение ориентироваться в информации как системе.

Сравнения, обобщения, систематизация.

Умение ориентироваться в информации при изменении контекста

индикатор

Задания при переформулировании отвечают на вопрос:

Что?

Кто?                    

Гле?                                        

Когда?                        

Сколько?                              

Как?                          

Какой, какие?          

Перечислите…

Почему…?

Зачем…?

Вследствие чего?

В связи с чем?

Каково намерение?

И т.д.

Что общего…?

В чём отличия?

Какая между ними связь и почему?

Каково значение каждого  элемента (подсистемы) в системе информации?

Каковы функции каждого элемента (подсистемы)?

Как связаны…с…?

И т.д.

Как реализовывалось…и можно ли реализовать по другому?

Что будет, если…? И т. д.

Таблица 2

Задания для срезовой работы по теме «Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания»

     Задания 1-го уровня

     Задания 2-го уровня

   Задания 3-го уровня

  Задания 4-го уровня

Заполните таблицу, охарактеризовав водоросли по следующим параметрам:

Параметры

Водоросли

1.Представители

2.Среда обитания

3.Местообитания

4.Жизненная форма

5Части органов

6.Одноклеточная или многоклеточная

7.Дыхание

8. Питание

9.Типы размножения

10.Образ жизни

1.Какие приспособления в строения есть у водорослей для обитания в воде?

2.Чем отличается  бесполое размножение водорослей от полового размножения?

3Что общего в питании хламидомонады и спирогиры?

4.Что такое хроматофор, какой вид он имеет у хламидомонады и спирогиры?

5.Почему погружённая в толщу воды элодея не является водорослью?

6. Чем отличается хламидомонада от спирогиры?

7.Объясните, что позволяет объединить разнообразные по местообитанию   и своеобразным особенностям строении  водоросли  к низшим растительным организмам?

8. Какая связь существует между  ризоидами и слоевищем водорослей?

9Какая связь существует между водорослями и животными, живущими в воде?

10.Каким образом в процессе эволюции могли появиться водоросли?

11.Какие особенности в строении  морских водорослей , помогают им обитать в солёной воде?

12Верно ли выражение:»Без водорослей жизнь в водоёме была бы невозможной?

  Главной особенностью данной технологии является её направленность на развитие способностей учащихся работать с информацией,на понимание информации как системы. Для этого используется модернизированный подход Т. Бьюзена.(Бьюзен Тони-крупнейший в Великобритании и в мире специалист по вопросам развития интеллекта, памяти и сособностей к учёбе, родоначальник теории интеллект-карт (MindMaps).Т.Бьюзен-автор и соавтор в общей сложности 82 книг, таких как «Книга интеллект-карт: развлетвлённое мышление», «Научите себя думать»,»Руководство по развитию способностей к учёбе для будущего поколения», «Супермышление» и др.

Вся изучаемая информация представляется в структуированном виде—карте темы или карте текста на основе логики уточнений и дополнений (О.С.Анисимов и др). Так, например, в соответствии с данной технологией тема «Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания» может  быть представлена в виде следующей карты (рис.1). К

Ка

КкартКа

Карта темыG:\Схемы\IMG_2253.JPG

Карта  темы водоросли

 Каждый вопрос срезовой работы прорабатывается в течение урока и находит отражение в карте темы. Таким образом, карта темы-это одновременно и инструмент подачи учебной информации, и форма проверки знаний учащихся.Экспериментальное обучение показывает, чтоучащиеся, воспроизводящие карту темы, легко выполняют задания срезовых  и итоговых работ. Кроме того, появляется возможность выстраивать индивидуализированную траекторию учения школьника, что снижает уровень его тревожности и создаёт атмосферу комфортности на уроке.

Таблица взаимосвязи заданий срезовой работы и карты (табл.4) позволяет учителю определить, все ли задания нашли своё отражение в карте темы. Взаимосвязи заданий срезовой работы с картой темы

 «Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания»

1. 

Рассмотрим возможный ход урока с применением технологии «Достижение прогнозируемых результатов» на примере темы»Водоросли». С целью опережающего обучения учащимся даю заранее прочитать параграф учебника, материал которого они будут использовать при работе с картой данной темы.

      Это позволит значительно сэкономить время на уроке, подготовит школьников к восприятию и структурированию новой информации.

 Оборудование: таблицы, плакаты, рисунки водорослей на электронных носителях, презентация о водорослях растущих в нашей местности в реке Вороне.

                               Ход урока

       Учащиеся получают пустограф карты темы с выделенным названием «Водоросли» и пятью подтемами, которые необходимо подробно разобрать в течение урока. На пустографе заранее выделено цифрами количество уточнений тех или иных позиций (рис.2). рис 2

       Рассмотрев пустограф, аналог которого может быть прдставлен на доске в виде рисунка мелом или на экране с помощью мультимедиа, учащиеся определяют ход изучения материала:»Строение (водорослей)»- по двум позициям, «Жизнедеятельность»-по трём позициям»; «Среда обитания»-по четырём позициям, «Жизненные формы»-по одной, «Многообразие2- по двум позициям. Далее школьники при непосредственном участии педагога (т.еХаванской Н.М.) с помощью текста учебника и имеющегося в наличии демонстрационного материала выясняют следующее: строение тела водорослей можно изучать с двух позиций—невооружённым глазом (макроскопическое строение) и вооружённым (микроскопическое строение). Такой подход отражён в структуре карты (ветви»микроскопическое» и «макроскопическое»).

          Затем учащиеся в парах, советуясь друг с другом, используя учебник и наглядные пособия, заполняют ветви «Макроскопическое (строение водорослей)» и «Микроскопическое (строение водорослей)». Роль учителя на этом этапе сводится к тому, чтобы регулировать временные рамки работы учащихся. После заполнения каждого очередного элемента пустографа учащиеся проводят самопроверку, сверяя свою работу с картой учителя. На  представлен полностью заполненный фрагмент ветви «Микроскопическое (строение водорослей)».

       Далее школьники заполняют оставшиеся ветви карты. Учителю следует прокомментировать блок «Жизнедеятельность», сделав акцент на том, что одной из сторон жизнедеятельности является размножение, а также обратив внимание школьников на раздвоение соответствующей ветви. Другие элементы карты учащиеся заполняют самостоятельно, исходя из степени важности того или иного процесса для жизни организма.

        Ветвь « Среда обитания», как правило, не вызывает сложностей при оформлении, так одну из сред они все знают, это-водная. Она также заполняется учащимися самостоятельно с последующей самопроверкой.

       Заполнение ветви «Жизненные формы»  целесообразно проводить коллективно, так как этот термин дети   многие не знают Примеры, иллюстрирующие многообразие водорослей, учащиеся выбирают из учебника самостоятельно. К концу урока карта темы приобретает вид, который был представлен на рисунке 1.

     Ещё раз отметим, что каждая вновь заполненная ветвь карты проверяется по заранее подготовленному шаблону с помощью мультимедийной установки или  на доске. Необходимым условием успешности учения с применением технологии «Достижение прогнозируемых результатов» является наличие обратной связи учитель-учащийся.

       При таком подходе школьники учатся самостоятельно находить необходимую учебную информацию. Кроме того, у них одновременно активируются слуховая, зрительная и моторная память, что способствует лучшему запоминанию материала. В процессе заполнения карты темы школьники осваивают способ структуризации и наглядного представления изучаемых текстов. Самостоятельное конструирование карты темы учащимися может рассматриваться как мини-проект.

После конструирования учебной информации идёт отработка  составленной и проверенной карты. Работа может проводится в парах. Например, один ученик закрывает свою карту, а сосед по парте просит его назвать из каких органоидов состоитзелёная водоросль хламидомонада, проверяя правильность ответа по своей карте; затем учащиеся меняются ролями. Можно также раздать каждой паре учеников рисунки—один с подписями, другой без. В парной работе осуществляется уточнение приобретённых знаний и очередная их проверка.

         Важной особенностью работы по данной технологии является то, что на протяжении всего урока школьник занят активной деятельностью:пониманием текста, выделением главного, отражением его на карте, проверкой правильности выстраивания информации на ветвях, отработкой материала. При этом различные формы организации обучения (коллективная, индивидуальная, парная) несколько раз сменяют друг друга, что приучает школьников эффективно взаимодействовать в различных контекстах общения.

       На завершающем этапе урока ученики выполняют срезовую работу. В некоторых классах она может быть заменена воспроизведением карты на пустографе.

     В классах, освоивших деятельность по структурированию учебного материала в виде карты темы, задание на дом может быть следующим: «Составьте карту текста параграфа    «Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей». На занятии идёт  сопоставление сконструированных карт, их уточнение, углубление знаний учащихся. Второй раз этот параграф или группа параграфов прорабатывается на уроке при составлении карты темы, отработке отдельных её ветвей, выявление соответствий и взаимосвязей. На основании этого происходит более глубокое и детальное осмысление изучаемой информации, её усвоение.

Как показывают результаты экспериментального обучения, при таком подходе средний балл по срезовым работам,  качество знаний в целом значительно выше, чем при  традиционном подходе. Кроме того, происходит проверка знаний каждого учащегося по всему материалу, изучаемого научебноизанятии.

    Выполняя систему учебных занятий, разработанных в технологии «Достижение прогнозируемых результатов», школьники учатся анализировать учебные тексты, осваивают логику уточнений и дополнений, учатся обобщать и классифицировать, а главное – у них вырабатываются способы эффективного понимания текста. Это, в конечном итоге, приводит учащихся самостоятельно добывать знания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Как сделать обучение учащихся эффективным и качественным"

Экскурсионная деятельность с учащимися в каникулярное время, усиливает интерес к предмету....

Использование инновационных информационных технологий на уроках музыки.Статья " Как сделать урок музыки эффективным?"

В статье раскрывается тема применения информационных технологий на уроках музыки. Рассматриваются различные формы применения  мультимедийных средств на уроках.  Применением ИКТ на уроках муз...

Проверочная работа для 7 класса по пониманию, что такое информация и её свойства.

Первая проверочная работа в 7 классе на осознание понятия информация и её свойства с приведением примеров....

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.

В статье рассматривается возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках и внеурочных занятиях как средство расширения  культурного кругозора обучающихся....