Метод семинар "Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии"
материал по биологии по теме

Сарыглар Аялга Муратовна

Метод семинар "Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках биологии

Слайд 2

Цель программы: обеспечить системный подход к формированию базовой национальной ценности – природы, представлению об уникальности жизни, понятию здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни средствами предмета биологии. Задачи программы: обеспечить преемственность понятия эволюции живой природы на протяжении всего курса изучения биологии. воспитывать любовь к природе своего края, Родины, планеты. формировать понятие жизни как величайшей ценности. формировать принципы здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни.

Слайд 3

№ п\п Наименование разделов Всего часов Лекции Практи - ческие занятия 1. Растения 11 9 2 2. Животные 11 9 2 3. Человек 12 9 3 4. Итого 34 27 7 Учебный план курса «Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии»

Слайд 4

№ Темы Раздел 1. Растения 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Отношение наших предков к природе. Лекарственные растения Тувы. Редкие и исчезающие виды растений Тувы. Причины исчезновения и как с этим бороться. Влияние хозяйственной деятельности тувинцев на растительный мир. Растительный мир особо охраняемых природных территорий Тувы. Экскурсия по парку г.Турана. Тематический план курса «Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии»

Слайд 5

№ Раздел 2. Животные 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Отношение древних тувинцев к животному миру. Многообразие животного мира Тувы, в том числе Хутинского заповедника. Редкие и исчезающие виды животных, занесенные в Красную книгу Тувы. Отражение скифского звериного стиля в искусстве камнерезов Тувы. Отражение скифского стиля конского снаряжения в творчестве народного мастера КенинаСата .

Слайд 6

№ Раздел 3. Человек 3.1 3.2 3.3 3.4 Углубление истории формирования тувинской нации. Составление родословного древа. Дендрохронология срубов, животные, болезни и причина смерти скифов кургана «Аржаан-2». Генетический потенциал тувинского народа.

Слайд 7

Тематика рефератов и исследований. Флора парка г. Турана. Уровень заболеваемости в Пий-Хемском районе. Природные памятники Пий-Хема . Урожайность пришкольного участка. Коренное население Пий-Хемского района. Развитие скотоводства в нашем районе. Моя родословная. Родственные народы тувинцев. Питание тувинцев: плюсы и минусы. Буддизм и природа. Сходство и различия тувинцев и монголов в отношении к природе. Отношение детей тувинцев к природе. Турано-Уюкская котловина: флора, фауна, птицы.

Слайд 8

Вопросы к итоговому повторению по всему курсу «Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии» 1.Охарактеризуйте понятие «природа» 2. Есть ли связь между традициями и природой? 3. В чем заключается любовь тувинцев к природе? 4. Какие методы сохранения природы вы принимаете? 5. Самые ценные животные тувинцев? 6. Какие меры ухода за животными предпринимали тувинцы? 7. Культ животных у тувинцев? 8. Как лечились тувинцы лекарственными травами? 9. Средства народной медицины животного происхождения. 10.Отношение тувинцев к растениям? 11. Методы ухода за растениями. 12. Роль и значение комнатных растений.

Слайд 9

Литература 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков ) Москва, «Просвещение», 2009.-250 c . 2.Щуркова Н.Е. Новое воспитание / М.: Педагогическое общество России, 2000.-130 с. 3. Культура традиционной тувинской семьи О.М. Дамчай , Е.С. Уйнук-оол ОАО « Тываполиграф » 2014-118с. 4. Потапов Л Очерки народного быта тувинцев.-Москва:Наука , 1969.-402с. 5. Даржа В. Лошадь в традиционной практике тувинцев-кочевников.- Кызыл:ТувИКОПР СО РАН, 2003.-589с. 6. Куулар Х. Дикорастущие растения в традиционной тувинской кухне.-Кызыл : Тув ИКОПР СО РАН, 1997.-106с. 7. Новейшие исследовании по археологии Тувы и этногенезу тувинцев.-Кызыл:ТКИ , 2002.-109с. 8. Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации.-Кызыл : КТИ, 1971.-482с.

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
МБОУ СОШ №2 г. Турана

Программа духовно-нравственное

воспитание учащихся на уроках биологии

C:\Users\Аялга\Desktop\i (1).jpg

Составитель программы

Сарыглар Аялга Муратовна

Туран – 2016г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Учебный план курса
  3. Тематический план курса

3.  Содержание программы

5.  Литература

6. Тематика рефератов и исследований

7. Вопросы к итоговому повторению

Пояснительная записка

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержкастановления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданинаРоссии.

Традиционными источниками нравственности являются:Россия, многонациональный народ Российской Федерации,гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия,природа, человечество.Соответственно традиционным источникам нравственностиопределяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность
  • свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии — представления овере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;  искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостногопространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всехсоциальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Ведущая, содержательно определяющаяроль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса. Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:нравственного примера педагога;социально-педагогического партнёрства;индивидуально-личностного развития;интегративности программ духовно-нравственного воспитания;социальной востребованности воспитания[1].

Исходя из вышеизложенного, развитие и воспитание духовно-нравственной личности учащихся - непрерывный процесс на всех этапах становления личности, начиная с семьи, детского сада, продолжая в школе.

Учитель может участвовать в этом процессе своим нравственным примером, личностно-ориентированным обучением, а также средствами своего предмета. Поскольку в базовых национальных ценностях присутствует природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание),  то средствами предмета биологии учитель непосредственно участвует в духовно-нравственном развитии учащихся. Линия эволюции живой природы, краеведческий материал, сохранение редких и исчезающих видов, формирование экологического сознания проходит через весь курс предмета.Биология - наука о жизни. Сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Посредством изучения биологии, я создаю условия для развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир.

Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии включает в себя аспекты:

-нравственный — предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

-гражданственный — формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.

-практический — предполагает практическую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

-патриотический—предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.

-здоровьесберегающий — предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала способствует воспитанию гражданина и гуманиста[2].

Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья,оказание первой помощи пострадавшему и др.)

Средствами духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии могут быть: оформление кабинета; портретные галереи ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами.

Цель программы:

обеспечить  системный подход к формированию базовой национальной ценности – природы,  представлению об уникальности жизни, понятию здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни средствами предмета биологии.

Задачи программы:

  • обеспечить преемственность понятия эволюции живой природы на протяжении всего курса изучения биологии.
  • воспитывать любовь к природе своего края, Родины, планеты.
  • формировать понятие жизни как величайшей ценности.
  • формировать принципы здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни.

Учебный план курса

«Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии»

№ п\п

Наименование разделов

Всего

часов

Лекции

Практи-

ческие занятия

1.

Растения

11

9

2

2.

Животные

11

9

2

3.

Человек

12

9

3

4.

Итого

34

27

7

Тематический план курса «Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии»

Темы

Часы

Теоретические заня-

тия

Практи-ческие занятия

Раздел 1. Растения

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

1

1

1

2

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

  • Отношение наших предков к природе.
  • Лекарственные растения Тувы.
  • Редкие и исчезающие виды растений Тувы. Причины исчезновения и как с этим бороться.
  • Влияние хозяйственной деятельности тувинцев на растительный мир.
  • Растительный мир особо охраняемых природных территорий Тувы. Экскурсия по парку г.Турана.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Раздел 2. Животные

2

3

2

2

2

2

3

2

2

2

1

1

1

1

1

  • Отношение древних тувинцев к животному миру.
  • Многообразие животного мира Тувы, в том числе Хутинского заповедника.
  • Редкие и исчезающие виды животных, занесенные в Красную книгу Тувы.
  • Отражение скифского звериного стиля в искусстве камнерезов Тувы.
  • Отражение скифского стиля конского снаряжения в творчестве народного мастера КенинаСата.

3.1

3.2

3.3

3.4

Раздел 3. Человек

3

3

3

3

3

1

2

2

1

  • Углубление истории формирования тувинской нации.
  • Составление родословного древа.
  • Дендрохронология срубов, животные,  болезни  и  причина  смерти  скифов  кургана «Аржаан-2».
  • Генетический потенциал тувинского народа.

18

Итого:

34

16

Содержание курса

«Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии»

Раздел 1.Растения

  1. Отношение наших предков к природе.

Уважительное, едва ли не божественное отношение тувинцев к самой природе, ее почитание. Все это отражение в вековых обрядах, обычаях и традициях, а также в народном фольклоре. Традиции и обычаи складывались веками и прививались они с самого детства, по примеру старших. Представления тувинцев все, что окружает, живет и дышит. Познание мира и природы. Путь тувинского народа от мифологического сознания к современному профессиональному искусству.

  1. Лекарственные растенияТувы.

Бережное отношение тувинцев к благам земли. Лекарственные растения как одна из драгоценностей Тувы. Лекарственные растения у подножья хребта Танды-Уула. Лекарственные растения Турано-Уюкской котловины.

  1. Редкие и исчезающие виды растений  Тувы. Причины исчезновения и как с этим бороться.

Растения Красной книги Республики Тыва. Растительность реки Бий-Хем. Истоки возникновения редких видов. Растения эндемики Тувы. Охрана редких и исчезающих видов Тувы.

  1. Влияние хозяйственной деятельности тувинцев на растительный мир.

Влияние скотоводства на растительный мир. Роль собирательства луковиц и корней дикорастущих растений для тувинцев. Священные правила и запреты у тувинцев на растительный мир. Земледелие у тувинцев.

  1. Растительный мир особо охраняемых природных территорий Тувы. Экскурсия по парку г.Турана.

Охрана генофонда растительного мира Тувы. Истории организации ООПТ Тувы. Уникальное географическое положение Тувы, обуславливающее на ее территории самых разнообразных природных ландшафтов с соответствующим растительным миром.

Раздел 2.Животные

  1. Отношение древних тувинцев к животному миру.

Кочевое скотоводство и отношение тувинцев скотоводов к своему скоту. Лошадь как незаменимое животное для кочевого образа жизни. Овца играет наиважнейшую роль в жизни кочевника. Лечение домашних животных. Обычаи и традиции связанные со скотом.

  1. Многообразие животного мира Тувы, в том числе Хутинского заповедника.

В соседстве снами живут обитатели тундры- белая куропатка, северный олень и представители знойных пустынь и сухих степей-двухгорбый верблюд, дзерен и дрофа. Животный мир лесов характеризуется богатством, разнообразием и особенностями обитаниями.

  1. Редкие и исчезающие виды животных, занесенные в Красную книгу Тувы.

Животные эндемики Тувы. Ирбис как сокровище Тувы. Молодежное движение «Ирбис Арми за сохранение Ирбиса!». Способы сохранения исчезающих животных. История создания Красной книги.

  1. Отражение скифского звериного стиля в искусстве камнерезов Тувы.

Источник национальной неповторимости искусства. Художественная культура племен и народов. Издревле обитавших на нынешней территории Тувы. Связь между наскальными изображениями-оленными камнями, искусством скифского звериного стиля и современным камнерезным искусством малых и больших форм. Анималистическое наследие скифов[3].

2.5Отражение скифского звериного стиля в искусстве камнерезов Тувы.

Традиции общения с конем. Образ коня в устном народном творчестве. Роль коня в развитии ремесел. Коновязъ- символ родного кочевья. Традиционное убранство коня. Искусство КенинаСата как отражение скифских традиций конского снаряжения[3].

Раздел 3. Человек

3.1 История формирования тувинской нации.

Этногенез степных тувинцев. Таежные Тувинцы. Формирование интеллигенции. Формиррование ТНР. Антропологический тип тувинцев.

3.2 Моя родословная.

Татаро-Монголы и «урянхайские предки» Чингис-Хана. История возникновения рода каждого учащегося и составление родословной. Знаменитые люди прославляющие тувинский народ.

3.3  Дендрохронология срубов, животные,  болезни  и  причина  смерти  скифов  кургана «Аржаан-2».

Долина царей. Особенности погребения скифов. Теории происхождения скифов.Значение коня для скифов. Биологические  аспекты  находок  кургана:  болезни, смерть, кони  кургана,  дендрохронология  срубов.

3.4 Генетический потенциал тувинского народа.

Этнические и культурологические особенности тувинцев. Морфофизиологическая характеристика коренного населения Тувы. Генетическое сходство тувинцев по ДНК с америндами.

Тематика рефератов и исследований

  1. Флора парка г. Турана.
  2. Уровень заболеваемости в Пий-Хемском районе.
  3. Природные памятники Пий-Хема.
  4. Урожайность пришкольного участка.
  5. Коренное население Пий-Хемского района.
  6. Развитие скотоводства в нашем районе.
  7. Моя родословная.
  8. Родственные народы тувинцев.
  9. Питание тувинцев: плюсы и минусы.
  10. Буддизм и природа.
  11. Сходство и различия тувинцев и монголов в отношении к природе.
  12. Отношение детей тувинцев к природе.
  13. Турано-Уюкская котловина:  флора, фауна, птицы.

Вопросы к итоговому повторению по всему курсу

«Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии»

1.Охарактеризуйте понятие «природа»

2. Есть ли связь между традициями и природой?

3. В чем заключается любовь тувинцев к природе?

4. Какие методы сохранения природы вы принимаете?

5. Самые ценные животные тувинцев?

6. Какие меры ухода за животными предпринимали тувинцы?

7. Культ животных у тувинцев?

8. Как лечились тувинцы лекарственными травами?

9. Средства  народной медицины  животного  происхождения.

10.Отношение тувинцев к растениям?

11. Методы ухода за растениями.

12. Роль и  значение  комнатных  растений.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков) Москва, «Просвещение», 2009.-250c.

2.Щуркова Н.Е. Новое воспитание / М.: Педагогическое общество России, 2000.-130 с.

3. Культура традиционной тувинской семьи О.М. Дамчай, Е.С. Уйнук-оол  ОАО «Тываполиграф» 2014-118с.

4. Потапов Л  Очерки народного быта тувинцев.-Москва:Наука, 1969.-402с.

5. Даржа В. Лошадь в традиционной практике тувинцев-кочевников.- Кызыл:ТувИКОПР СО РАН, 2003.-589с.  

6. Куулар Х. Дикорастущие растения в традиционной тувинской кухне.-Кызыл: Тув ИКОПР СО РАН, 1997.-106с.

7. Новейшие исследовании по археологии Тувы и этногенезу тувинцев.-Кызыл:ТКИ, 2002.-109с.

8. Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации.-Кызыл: КТИ, 1971.-482с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы формирования ключевых компетенций на уроках биологии»

СодержаниеСодержание………………………………………………………………..............2Введение…………………………………………………………………………..3Понятие компетентностного подхода к обучению……………………..5Ключевые компетенции учащихся………………………………...

Курсовая работа "Техники, методы и приемы запоминания на уроках биологии"

Техники, методы и приемы запоминания на уроках биологии...

Презентация "Техники, методы и приемы запоминания на уроках биологии"

Презентация "Техники, методы и приемы запоминания на уроках биологии"...

Проект – как метод духовно- нравственного воспитания на уроках английского языка во 2 классе.

Сегодня наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Все острее ощущается потребность в вос...

Метод. рекомен. Экологическое воспитание на уроках биологии

Экологическое воспитание на уроках биологииЛ.А. Лопсан, учитель биологии, МБОУ СОШ с. Эрзин Эрзинского района РТНа современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является эколог...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Статья педагога для выступления на научно - практической конференции. Из опыта работы....

Нравственное и духовное воспитание в современных условиях. Активные методы и формы воспитания на уроках английского языка.

В данной работе рассмотрены понятия "национальный воспитательный идеал", "базовые ценности". Приведены примеры использования УМК "Spotlight 10" для реализации воспитатель...