Главные вкладки

    Тема: Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности ,как примитивных наземных позвоночных. «Защита незаслуженно гонимых».
    план-конспект урока по биологии на тему

    Уразаева Валентина Григорьевна

    Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и в воде. Преодолеть негативное отношение ребят к земноводным.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности ,как                 примитивных наземных позвоночных.  «Защита незаслуженно гонимых».  

    Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и в воде. Преодолеть негативное отношение ребят к земноводным.

    Задачи урока:

    познавательная: изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как первых наземных животных, однако не порвавших связи с водной средой,

    дать представление о многообразии земноводных.

    развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы;  работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом.

    воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.

    Методы: проблемная дискуссия с элементами самостоятельной работы, частично-поисковый, рефлексивный, словесно-наглядный.

    Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран,  презентация для урока , видеофрагмент, демонстрационный материал: скелет лягушки, муляжи лягушек, жаб, тритонов; влажные препараты,   учебники, справочники, литература о земноводных для выставки, красная книга, вопросы для обсуждения в группах (задание 1 и задание 2), раздаточный материал (жетоны), калькулятор, географическая карта «Распространение животных».

    Ключевые понятия и термины: земноводные, амфибии, среда жизни, жизненные формы, покровительственная окраски.

    Межпредметные связи: экология, литература, искусство, русский язык, география.

    Литература:

       

            1. Журнал «Биология» (приложение к  газ. «Первое сентября»), № 42, 2004 год.

           2. Электронное издание «Биология. 6 – 11 класс. Лабораторный        практикум.

    1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. Большая Российская энциклопедия, текст, иллюстрации, карты, 1996г.
    2. Мифы наpодов миpа — М.: Советская энциклопедия. 1992 — Т. 1. — 671с.
    3. .Забылин М. Русский наpод, его обычаи, обpяды, пpедания, суевеpия и поэзия. — М. 1980 — 607 с

          6  .  Активные формы и методы изучения экологии в раздел «Животные»  

                  Самара 1992год.СИПКРО. Составитель Чердымова З.И.

           

             

     

     

     I этап. Мотивационно-целевой.

     Организационный момент

     Приветствие:

    «Здравствуйте, ребята!

    Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».

     Приветствуют учителя

     Здоровьесберегающий фактор.

    Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу.

     Рефлексия

     Раздает заранее приготовленные листки бумаги.

    «Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».

     Оценивают своё состояние, настроение. Делают записи

     Привлечение внимания учащихся.

    Самооценка своего состояния.

     Актуализация знаний, фиксация затруднений деятельности

      Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь.

    Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

    Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении).

    Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено 2 памятника.

        Итак, речь действительно пойдет сегодня о земноводных, наиболее известных из класса земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

     Обсуждают в парах. Выбирают точку зрения, фиксируют на листках после обсуждения.

     Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.

    Формирование интереса к проблеме.

     Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Это необычный класс , его преследуют все - и дети и взрослые. Я учитель беру на себя обязанность защитить сегодня незаслуженно гонимых амфибий.

    Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.  На доске появляется тема урока.

     Ребята! А как вы относитесь к лягушкам? Это представители класса земноводных. Они первыми из позвоночных вышли на сушу ,и именно им принадлежит Пальма Первенства.

    Научились дышать с помощью легких. Правда в дыхании помогает и кожа. Первыми встали на ноги , лягушки первые слюнтяи планеты, лягушки первыми приобрели насморк,впервые появилась та часть тела ,на которой сидят. Многие из приобретений оказались столь совершенны, что все позвоночные животные, сохранили их в неизменном виде. Если и теперь вы не убеждены, что лягушки чудо природы, то может быть вот эти данные снимут всякие сомнения в этом:

    1. Японцы готовят из лягушек препараты для избавления от опухолей.
    2. О лечебных свойствах жабьего яда издавна известно в Китае. Европейским врачам жабий яд заменял обезболивающее средство — кокаин при операциях на глаз. Яд жаб — не меньшее чудо природы. Он сохраняет свои свойства необычайно долго. Яд зелёной жабы, пролежавшей 25 лет, всё равно что свежий. В маленьких дозах он убивает за 45, а то и за 15 минут многих паразитических червей, обитающих в кишечнике животных.
    3. У лягушки около ста зубов да еще штук 20  на небе.
    4. И закончить этот неполный перечень хочется норвежской приметой: «Кто дружен с лягушкой , тому она приносит золото».

     Предлагает учащимся: Давайте сформулируем вопросы, которые уже были заданы, но мы не смогли дать на них исчерпывающие ответы. Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке.Почему эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным?

    Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки?

    Какие памятники лягушкам поставлены, где и за что?

     Формулируют вопросы.

     Реализация принципа вариативности.

    Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика.

     Выход на цель урока

     Какова цель нашего урока?

    Цель нашего урока – показать особенности внешнего строения в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания.

     Участвуют в определении общей цели урока.

     II этап. Организационно-деятельностный.

     Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

     Организует деятельность в парах:

    Вопросы для групп.

    1 группа

    Найдите в справочнике определение понятию “земноводные”. (Земноводные – слово русское, происходит от названий сред жизни этих животных, которые занимают наземную и водную среды жизни.)

    2 группа.

    Найдите в справочнике определение понятию “амфибии”. (Амфибии – греческое слово, переводится как двоякодышащие. Лягушки – амфибии, так как дышат с помощью легких и кожи)

    3 группа

    Найдите в атласе, на карте как распространены лягушки на нашей планете. Почему? (Лягушки распространены повсеместно, но более многочисленны в широтах с теплым и влажным климатом, так как их считают первыми животными, вышедшими на сушу, но они не потеряли связь с водой. Влажная кожа – словно открытая водная поверхность, с которой испаряется большое количество воды. Испаряясь, вода уносит с собой и тепло. Всегда мокрые амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Удержать тепло не удаётся. Вот и держатся амфибии у водоёмов, в сырых местах – там испарение невелико.)

     Работа в парах с текстом учебника, словарями.

     Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

     Первичное закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия  Организует обсуждение внутри группы.

    На экране с помощью проектора размещает схемы-шаблоны для групп.  Обсуждают, оформляют результат работы.

     Развитие умения работать в группе.

     Воспроизведение информации, составление единого целого из отдельных блоков

     Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами.

    Составление схемы «Классификация земноводных».

    Царство Животные

     Тип         Хордовые

    Класс     Земноводные

    Отряд    Бесхвостые

    Род        Лягушка

    Вид       Лягушка озерная

    Это самый малочисленный класс современных позвоночных: в 3 отрядах имеются около 4500 видов.

     Участвуют в обсуждении, составлении схем.

     Результаты работы выводятся на экран в виде схем (шаблоны схем

    приготовлены учителем заранее), фиксируются всеми учащимися в тетрадях с целью обобщения субъективного опыта

     Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

     Появились земноводные более 350 млн. лет назад. Путь на сушу проложили им рыбы, сходные с кистеперыми.  Земноводные освоили новую среду обитания – наземную. Условия жизни в водной и наземно-воздушной среде отличаются очень сильно. И это не могло не сказаться на их внешнем строении.

    Внешнее строение.

    Перед вами лягушки. Вам необходимо  выявить особенности внешнего строения, связанные с водной средой обитания, а так же то, что позволяет земноводным обитать на суше. Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу.

    1 группа.

    1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Из каких частей состоит ее тело? Есть ли у лягушки шея?

    2.  Убедитесь, что кожа голая. Какое значение имеет слизь в жизни лягушки?

    3. Почему лягушки имеют пигментные пятна на коже? Почему брюшко светлее спины?

    2 группа.

    1. Рассмотрите внешний вид лягушки. На голове лягушки найдите два отверстия это ноздри. Чем дышит лягушка?

    2. Рассмотрите глаза, они имеют веки. Покажите на таблице ноздри и глаза. Почему эти органы чувств расположены на возвышении? Какое это имеет значение? Признаком чего является наличие век?

    3. Как лягушка издает звуки? Какие? Как называется этот орган? Все ли лягушки издают звуки? Какое это имеет значение?

    3 группа.

    1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на строение ног. Чем передние ноги отличаются от задних? Какое это имеет значение? Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде?

    2. Какую роль выполняют плавательные перепонки, натянутые между пальцами? Каким стилем плавает лягушка?

    3. Чем сходны по своему строению конечности членистоногих и земноводных? Чем объясняется это сходство?

    Вывод: Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше.

     Работа в парах с текстом учебника, словарями, муляжами, живыми объектами, ресурсами Internet,  и обработка результата.

     Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

     Закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия

      Организует обсуждение внутри группы.

     Обсуждают, оформляют результат работы.

     Развитие умения работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения.

     Оценка качества работы в группе

     Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств.

     III этап. Рефлексивно-оценочный.

     Рефлексия деятельности

     Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

    Почему земноводных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным?

    Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки?

    Итак, можно сделать вывод: Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше.

     Проводят рефлексию своей деятельности

     Реализация деятельностного подхода: Как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе?

     Рефлексия своего личного участия в работе

     Оцените свое самочувствие, свою работу по 10-бальной шкале. Поставьте себе оценку. Обоснуйте своё решение.

     Выставляют оценку в своём листе.

     Совпали ли значения листка рефлексии (в начале и в конце урока)

      Домашнее задание

    1. стр.189-192

    2. Задание по выбору:

    1) Исследовательское: подготовить сообщение о земноводных, живущих в Самарской области.

    2) Творческое (на выбор):

    1. Какие виды земноводных обитают в нашей местности?

    2. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.

    3. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.

    задание.

     Возможность выбора исследовательского или творческого задания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

    Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

    Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности.

    " Лягушкам только образования не хватает, а так они на всё способны " М. Твен  Урок помогает изучить особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, связанные с жизнью на суше и размноже...

    Урок на тему: «Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности»

    УМК: учебник «Многообразие организмов», 7 класс под редакцией Н. И. Сонина, CD «Многообразие организмов» - 7 класс. Ресурсы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, растения и гербарн...

    Тема: Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. «Защита незаслуженно гонимых».

    Раскрытие особенностей внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанных с жизнью на суше и в воде. Преодоление негативного отношения к земноводным....

    Разработка урока по теме "Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности"

    Представляю разработку урока "Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности". Цель урока: создание условий для осмысления новой учебной информации....

    Урок в 7 классе по теме «Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности»

    Разработка урока по биологии по технологии развития критическогомышления...

    Презентация к уроку биологии в 7 классе на тему ". Тип Членистоногие. Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности"

    Тип членистоногие,общая характеристика ракообразных,разные среды обитания, особенности строени и их значение....