Урок в 7 классе по теме «Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности»
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Базанова Валентина Леонидовна

Разработка урока по биологии по технологии развития критического

мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass_nasekomye.docx40.58 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по биологии по технологии развития критического

мышления

Урок в 7 классе по теме «Класс Насекомые. Особенности строения и

жизнедеятельности»

Предмет: Биология.

Тема урока: «Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока:

  • формирование у учащихся знаний о внешнем и внутреннем строении животных на основе приёмов критического мышления и навыков групповой работы

Задачи:

  • показать особенности внешнего строения и жизнедеятельности типа Членистоногие путём изучения строения насекомых, выделить отличительные признаки класса Насекомые
  • научить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением органов и выполняемыми функциями
  • содействовать созданию положительной мотивации к обучению биологии, формированию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе.

Планируемые результаты:

  • предметныезнание характерных особенностей внешнего и внутреннего строения, образа жизни, сред обитания и способа передвижения типичных представителей класса Насекомые; знание о многочисленности представителей и значение членистоногих в природе и жизни человека
  • метапредметные: умение работать с текстом учебника, с раздаточным материалом, наблюдать, распознавать, визуально определять представителей класса Насекомые.
  • личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы

Оборудование и материалымультимедийный компьютер, раздаточный материал «Многообразие животных», таблицы, СД диск Кирилл и Мефодий, тесты для проверки знаний

Основные понятия, изучаемые на уроке:

«типы конечностей», «мальпигиевы сосуды», «хитиновый покров», «трахеи», «дыхальца», «типы ротовых органов», «инстинкт», «энтомология».

Организационная структура урока

План урока:

1. Организационный этап урока.

2. Проверка знаний по теме: Общая характеристика Членистоногих»

(фронтальная беседа, работа по карточкам, парная проверка ответов).

3.Изучение новой темы:

А) Актуализация.

Б) Мотивация.

В) Восприятие и осмысление учащимися нового материала (визуализация результатов деятельности).

4.Закрепление.

5.Домашнее задание.

6. Анализ.

7. Рефлексия.

Ход урока:

1.Организационный этап урока: (учитель приветствует класс)

В этот день и в этот час

Снова рада видеть вас!

Пожелаю вам, друзья,

Быть достойными себя!

Не стесняться, не краснеть,

И за соседа поболеть!

Помоги себе, ему

если он попал в беду

2. Проверка знаний по теме «Общая характеристика Членистоногих».

Фронтальный опрос:

А) По каким признакам представителей членистоногих объединяют в один тип?

Б) Какие признаки говорят об усложнении членистоногих?

В) Назовите основные среды жизни членистоногих и приведите примеры?

Задание: Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение 

1.Членистоногие на Земле заселили все возможные среды обитания

2.К членистоногим относятся раки, стрекозы, скорпионы, комары, дафнии

3.Хитиновый покров с возрастом животного становится легко растяжимым

4.У всех членистоногих органами выделения служат мальпигиевы сосуды

5.Тело речного рака, как и других десятиногих раков, состоит из членистой головогруди и членистого брюшка. На брюшке раков имеются ножки

6. Органы выделения у высших раков – зелёные железы

7.Ракообразные ведут только водный образ жизни

8.У десятиногих раков имеется жевательный желудок и цедильный желудок

9.Органы дыхания пауков – трахеи и лёгкие

10.Для всех пауков характерно плетение ловчей сети

11.При жаберном дыхании кровь переносит по организму кислород и углекислый газ

12.У паукообразных нет усиков

13.Дафнии и многие другие планктонообразные ракообразные – фильтраторы воды

14.Все пауки дышат атмосферным воздухом

15.У пауков желудок жевательный

16.Тело у пауков состоит из головогруди и брюшка, а у клещей оно слитное

17.У пауков имеются ядовитые ногощупальца

18.Пауки – хищники

19.У скорпиона, как и у рака, пять пар ходильных ног, передние ноги имеют клешни

20.Мокрицы относятся к классу ракообразных

Ответы: 1,2,5,6,8,9,11,12,13,14,16,18,20.

Учащиеся проводят самопроверку теста, ответы на который проектируется на экран с критериями оценок: 0 -2 ошибок – «5», 3 -5 ошибок – «4», 6-10 ошибок – «3»,более 10 ошибок – «2».

3. Изучение новой темы:

А) Актуализация знаний:

1.Учитель: На ваших столах находятся рисунки животных. Каждому обучающемуся необходимо определить животных типа Членистоногих. По каким признакам вы их определили? (Признаки: есть крылья (способность к полёту), хорошо развиты органы чувств, ноги, усики, глаза).

2. Учитель: Найдите среди них насекомых. Каковы их признаки?

Что объединяет всех этих животных? За что они получили такое название?

(Такой игровой момент позволяет, во- первых, актуализировать знания по теме, визуально запомнить название и внешний вид животного и распределить его по классам, во – вторых, разделить класс на 3 группы для дальнейшей групповой работы учащихся)

Б) Мотивация:

Учитель: Ребята! Отгадайте загадки.

1.Летит, пищит,                             2. Спал цветок и вдруг проснулся 
Ножки длинные тащит,                    Больше спать не захотел
Случай не упустит                            Шевельнулся, встрепенулся
Сядет и укусит. 
(комар)                    Взвился вверх и улетел. (бабочка)

3.Домовитая хозяйка                                4.Имя взял у кузнеца,
Полетела над лужайкой,                             Цвет – у огурца,
Похлопочет над цветком                             Крылья – у мошки, 
Он поделится медком. 
(пчела)                   Ножки – у блошки. (кузнечик)

5.На лугу живет скрипач, 
Носит фрак и ходит вскачь
. (кузнечик)

6.Работник садовый -                                            7. Ни зверь, ни птица, Поясок медовый (пчела)                                         А нос, как спица.

8.Целый день летает,                                             Летит – кричит.
Всем надоедает:                                                      Сядет - молчит.
Ночь настанет,                                                         Кто его убьёт -
Тогда перестанет
. (муха)                                  Свою кровь прольёт (комар)

Учитель: Ребята! О каких животных идёт речь? Какой вопрос у вас возникает? Как вы думаете, о ком мы с вами будем говорить на уроке? (Ребята формулируют тему урока сами).

Учитель: Сегодня мы с вами изучим особенности строения и жизнедеятельности животных класса Насекомые. Запишите в тетрадь сегодняшнее число, название темы.

«Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности» 

Учитель: Перечислите признаки. К какому классу они относятся?

Общие признаки насекомых. 

- тело состоит из трёх отделов - головы, груди, брюшка

- брюшко имеет ясно выраженные насечки, указывающие на границы -между сегментами (свое название они получили за характерные насечки на брюшке)

- наличие у них трёх пар ног(на брюшке ног нет) второе название класса – шестиногие

- одну пару усиков

- реже одну, или две пары крыльев, или отсутствуют

- это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1 млн. видов, живущих и процветающих на планете Земля

- среда обитания: почва, воздух, водоёмы, организмы человека, животных и растений

- образ жизни: свободноживущие и паразиты

- рост сопровождается линькой

Учитель: Создана наука по изучению этих животных. Как же она называется? Наука - энтомология.

В) Восприятие и осмысление учащимися нового материала

3. Используя текст параграфа на стр.125 – 126, составьте кластер «Ротовой аппарат насекомых»

hello_html_m7d5062f4.gif

Визуализация результатов деятельности (представители групп вывешивают свои таблицы на доску).

Учитель: Давайте поговорим, что у вас получилось? Какие типы ротовых органов характерны для насекомых? (спросить одну группу, если нужны уточнения, спросить у остальных групп).

Учитель: Итак, мы выяснили, что, насекомые в зависимости от способа питания, имеют разный ротовой аппарат (использовать таблицу). Используя текст параграфа на стр. 125-126, составьте кластер «Ноги Насекомых»

hello_html_1e861a0b.gif

Учитель: Итак, мы выяснили, что, насекомые в зависимости от образа жизни, имеют разные типы ног.

4. Закрепление:

Учитель: Давайте поговорим, что у вас получилось?

1. Назовите насекомых, имеющих ротовой аппарат: сосущий, грызущее- лижущий, колюще- сосущий. Как это связано с характером питания?

2. В чём сходство и различии систем внутренних органов у насекомых и паукообразных? (Спросить одну группу, если нужны уточнения, спросить у остальных групп).

Учитель: Разгадав кроссворд, вы узнаете, как называется сложное поведение насекомых

1.Ядовитый родственник насекомых (скорпион)

2.Самое прожорливое насекомое (саранча)

3.Хищное насекомое с тонкой «талией»(оса)

4.Она всё лето пела и танцевала (стрекоза)

5 .Маленький рачок – фильтратор (дафния)

6.Его съела прожорливая лягушка (кузнечик)

7. От его страшного вида задрожали и упали в обморок звери (таракан)

8. «Корова» муравьёв (тля)

Теперь давайте проверим, как вы запомнили.

Разминка физкультминутка (вопрос – ответ)

1.Признаки класса Ракообразные - садимся хлопаем

2.Признаки класса Паукообразные – хлопаем в ладоши

3.Признаки класса Насекомые – встаём хлопаем

А) У этих организмов грызущий ротовой аппарат (встали хлопаем)

Б) Тело покрыто прочным панцирем, пропитанным углекислым кальцием (садимся хлопаем)

В) Имеют четыре пары ноги (встали)

Г) Во взрослом состоянии они не растут и не линяют (хлопаем)

Д) Фасеточные глаза сидят на стебельках (садимся и хлопаем)

Е) Внекишечное пищеварение (хлопаем в ладоши)

Ё) Имеют три пары ног (встали хлопаем)

ж) Инстинкт – сложное поведение у……..(хлопаем)

Составить «синквейн» по теме класс Насекомые

1.Бабочка (Белянка).

2.Яркое, красивое.

3.Летает, погибает.

4.Откладывает яйца на капусту.

5.Насекомое.

5. Домашнее задание:

1) Взяв за основу слово, насекомое, составить кроссворд, используя названия видов класса насекомые.

2) Взяв за основу слово, членистоногие, составить кроссворд, используя названия видов класса ракообразные и паукообразные.

3) Напишите названия бабочек, оканчивающихся на «А».

6. Анализ.

Итак, сегодня, мы познакомились с особенностями строения и жизнедеятельности класса Насекомые. Надеюсь, что вы научились отличать по внешнему виду насекомых от ракообразных и паукообразных.

Вы ещё раз убедились, что насекомые самые многочисленные животные на Земле. Они освоили водную, наземную, почвенную, воздушные среды. Среди них немало прекрасных летунов, пловцов, бегунов, землекопов и других специалистов. Есть общественные, одиночные, хищные и паразитические. Насекомые очень устойчивы к неблагоприятным условиям, несмотря на то, что они имеют непостоянную температуру тела. Мы не можем не изучать их , так как, есть переносчики заболеваний, полезные насекомые. Многие насекомые стали редкими и требуют охраны. Для них создаются заповедники, заказники. А какое участие вы можете принять их охране? Подумайте об этом.

7. Рефлексия: Наш урок подошёл к концу.

  • Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • Какое новое знание вы получили на уроке?
  • Какая часть урока вам понравилось?

Список литературы:

1. Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И.Заир- Бек, И.В.Муштавинская. -2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам)

Электронные ресурсы:

Web – страница:

1.Матюкова М.А. Приёмы развития критического мышления на уроке биологии [Электронный ресурс]/Маргарита Матюкова. - Режим доступа свободный:http://www.методкабинет.рф/index.php/publications/geografiya/1341-matyukova.html. - Заглавие с экрана.- (Дата обращения:16.11.2014)

2.Технология «Развитие критического мышления». – [ Электронный ресурс]/ Режим доступа свободный:http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html. - Заглавие с экрана. – (Дата обращения 16.11.2014)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: «Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности»

УМК: учебник «Многообразие организмов», 7 класс под редакцией Н. И. Сонина, CD «Многообразие организмов» - 7 класс. Ресурсы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, растения и гербарн...

Разработка урока по теме "Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности"

Представляю разработку урока "Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности". Цель урока: создание условий для осмысления новой учебной информации....

Урок биологии в 5-м классе по теме " Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность"

актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; п...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему «Происхождение и особенности организации членистоногих. Класс Ракообразные»

Тип урока: открытие новых знанийЦель: узнать о строении, многообразии и значении представителей Класса Ракообразных.Задачи:1)      научиться  называть признаки представит...

фрагмента урока по биологии в 7 классе по теме "Внешнее и внутреннее строение земноводных"

В данном фрагменте урока содержится инструкция по проведению основной части учебного занятия по изучению земноводных....

Презентация к уроку биологии в 7 классе УМК Н.И. Сонин "Класс насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности"

Презентация содержит материал о классификации, внешнем   строении насекомых и их развитии....

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»

Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...