Урок биологии в 5-м классе по теме " Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность"
учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме

Матвеева Ирина Васильевна

актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями.

Воспитывать культуру поведения при групповой, парной и индивидуальной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_v_5.docx70.46 КБ
Файл tema_bakterii.pptx2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5-м классе

по новым федеральным государственным образовательным стандартам

 по теме " Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность"

учитель биологии МБОУ –экологический лицей №66  г. Липецк

Цели урока:

Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями.

Воспитывать культуру поведения при групповой, парной и индивидуальной работе.

Формировать УУД.

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Коммуникативные УУДформулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сериации, объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы работы учащихся: групповая и парная работа.

Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.

Ресурсы: учебник, таблица “Бактерии”; ЭОР текст “Общая характеристика бактерий”, интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”, “Составление схемы “Питание цианобактерий”; презентация “Бактерии: строение и жизнедеятельность”; презентация, кроссворды, пластилин, смайлики, текст о бактериях

Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята,

    Встаньте ровно и красиво,

    Прозвенел уже звонок,

   Сядьте плавно и неслышно,

   И скорей начнем урок.

Ребята, я хочу пожелать всем, чтобы на уроке вы сделали для себя больше различных открытий. Будьте внимательны, выполняйте все задания, отвечайте на вопросы и вас ждет успех.

 

II. Подготовка к работе на основном этапе (5мин.).

Учитель: Мы продолжаем погружаться в биологию.

  • Вспомните какое количество видов живых организмов известно человечеству?
  • Что такое классификация?
  • Давайте вспомним единицы классификации начиная с наименьшей.
  • Что мы можем узнать по названию организма?(гаичка черноголовка и гаичка буроголовка)
  • А теперь, вспомним царства живых организмов.
  • Что такое вирусы?
  • Клетки каких организмов они поражают?
  • Как называется вирус поражающий бактерии? Объясните его строение.

II|. Мотивация к учебной деятельности (2 мин).

Учитель организует работу учащихся на уроке, предлагает учащимся вспомнить известные сведения о бактериях.

  •  А теперь прочитайте предложенный текст. О каких организмах в нем идёт речь?
  • Что вы о них знаете?
  • А что вам неизвестно?

IV. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели (проблему):

 Гипотеза: Клетки бактерий имеют особое строение, они очень малы.

Цель: Изучить строение бактерий и процессы жизнедеятельности.

Тема: Строение и жизнедеятельность бактерий                (слайды 1 ,2)

V. Изучение нового материала (20 мин).

Разделение класса на группы по выполняемым заданиям.

1-я группа: Общая характеристика бактерий(5 мин)        ( слайд3)

Задание: Используя раздел: «Общая характеристика бактерий» на стр.39-40

  • дайте определение бактериям
  • определите их форму и заполните раздел №1 в маршрутном листе.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html

В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя записывают определения в тетради. Заполняют в тетради схему “Формы бактерий”.

  • Бактерии – примитивные одноклеточные организмы.
  • Формы бактерий

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm    (закрепление названия бактерий по картинкам)      

 сравнивают изображение схемы на соответствующем слайде (слайд 4) презентации, при необходимости – корректируют.

После заполнения схемы учащиеся анализируют текст со с.40 о выносливости и приспособленности бактерий к жизни в разнообразных условиях существования.

  • Бактерии крупнее вирусов
  • Они обитают в горячих источниках, во льдах Арктики, выдерживают высушивание

2-я группа « Строение бактериальной клетки».(5 минут)

Задание: Прочитайте раздел « Строение бактерий» на стр.40-41 и

  •  определите, когда появились эти организмы на Земле     (слайд 6 )
  • подпишите цифровые обозначения на рисунке                   (слайд 7 )
  • дайте определения понятиям: прокариоты и эукариоты ( слайд 8)

http://fs00.infourok.ru/images/doc/205/233952/hello_html_777243e0.png

Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе.

Эукариоты – организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой. В группу эукариот входят растения, грибы, животные, в том числе человек.                         ( слайд 9  )

3-я группа « Процессы жизнедеятельности бактерий».                       ( слайд 10)

Задание: Прочитайте текст на стр. 41 и 42 .Определите типы питания бактерий. Дайте определения понятиям « автотрофы» , «гетеротрофы», «фотосинтез».

Заполните схему |||  в маршрутном листе.

Учащиеся анализируют текст учебника с. 41 о типах питания бактерий, рассматривают рисунок 34 “Цианобактерии в водоёме”, изучают особенности строения цианобактерий, содержащих хлорофилл, знакомятся с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя ЭОР “Питание бактерий”.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf

Затем учащиеся продолжают анализировать таблицу ЭОР “Типы питания бактерий”.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm

Типы питания бактерий( слайд 10)

Автотрофы

Гетеротрофы

используют неорганические соединения для построения органических веществ бактерии.

Потребляют готовые органические вещества.

Затем учащиеся знакомятся с разными типами обмена веществ у бактерий и продолжают анализировать ЭОР “Общая характеристика бактерий”, в ходе чего изучают условия жизни бактерий из соответствующей таблицы.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm

Условия жизни бактерий     ( слайд11)

Аэробные

Анаэробные

живут в воздухе

живут в бескислородной среде

Для изучения способа размножения бактерий учащиеся просматривают соответствующую анимацию.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf

После её просмотра учащиеся приходят к выводу, что бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут.

 Затем учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку.

Физкультминутка   (3- минуты). интернет-зарядка

Каждая группа выполняет задания самостоятельно и через 5-6 минут делится полученными сведениями с другими группами. Каждая группа записывает данные в ходе выступления учащихся в маршрутный лист.

V|. Закрепление нового материала (5 мин).

1.Работа с кроссвордом ( слайды13, 14)

2.Созданиа модели бактерии из пластилина

3.Учащиеся работают в группах и выполняют интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”, “Составление схемы “Питание цианобактерий”.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000339-1000-4ddd-ccea-070046bb2fd1/0029.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000342-1000-4ddd-2421-250046bb2fd1/0046.swf

VI|. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).

Учитель предлагает учащимся оценить деятельность на уроке, используя смайлики.

С улыбкой- было интересно и понятно

Смайлик-удивление- испытал трудности, необходимо доработать( слайд 15)

VI||. Домашнее задание (2 мин).

Изучить текст § 9, ответить на вопросы параграфа.

Источники

  1. Биология: 5 класс: учебника для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил.
  2. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
  3. Биология: тестовые задания: 6 класс: дидактические материалы /Е.А. Солодова. – М.: Вентана-Граф, 160 с.
  4. Биология: энциклопедия для детей, том 2 / М. Аксёнова, С. Исмаилова и др., издание второе, переработанное и дополненное. Москва “Аванта+”, 1994.
  5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. – М.: Вако, 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).
  6. http://www.zankov.ru/exp/article=2152


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Читаем текст ОНИ существуют везде и всюду: в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах. Ещё больше их в воздухе, которым мы дышим, особенно в пыльном, непроветриваемом помещении. ИХ можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов, на листах книг , тетрадей. Их могут убить сухое помещение, солнечный свет, чистота.

Слайд 2

Тема : Строение и жизнедеятельность бактерий Гипотеза: К летки бактерии имеют особое строение, они очень малы. Цель: Изучить строение бактерий и процессы жизнедеятельности.

Слайд 4

Общая характеристика бактерий 1.Бактерии -это примитивные одноклеточные организмы. 2. Кокки Стрептококки Бациллы Спириллы Вибрионы Формы бактерий Округлые С ложен ные в цепочку П алочко видные С пиралевидные В виде запятой

Слайд 6

Общая характеристика бактерий 3 . Бактерии крупнее вирусов. 4.Бактерии живут в горячих источниках, во льдах Арктики, выдерживают высушивание.

Слайд 7

Строение бактерий 1. Бактерии появились ….. млрд. лет назад. Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал голландский Натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. Как и всех микроскопических существ он назвал их « анималькули ».

Слайд 8

Строение бактерий 5 1 2 4 3 6

Слайд 10

Строение бактерий Прокариоты- организмы, у которых нет оформленного ядра (бактерии). 2.Эукариоты - организмы, имеющие оформленное ядро ( растения, грибы, животные).

Слайд 11

Процессы жизнедеятельности бактерий 1.Питание В зависимости от типа питания бактерии делят на группы: А).Автотрофы- с оздают органические вещества из неорганических. ( цианобактерии ) Они осуществляют фотосинтез Б). Гетеротрофы- используют готовые органические вещества.

Слайд 12

Процессы жизнедеятельности бактерий Размножаются бактерии путём деления каждые 20-30 минут. http:// files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf Для обмена веществ Нужен кислород Не нужен кислород

Слайд 14

Тема : Строение и жизнедеятельность бактерий Гипотеза: К летки бактерии имеют особое строение, они очень малы. Цель: Изучить строение бактерий и процессы жизнедеятельности.

Слайд 15

Проверь себя 1.Решаем кроссворд. 1. Как называется палочковидная бактерия? 2. Самая крупная единица классификации организмов. 3. Увеличительный прибор для изучения бактерий. 4 .Вязкая жидкость внутри клетки. 5. Организм, который питается готовыми органическими веществами. 6. Организмы, клетки которых не имеют ядра. 7. Наименьшая единица классификации. 8. Орган передвижения бактерии 2.Создайте модель бактерии из пластилина. б а к т е р и и

Слайд 16

б а ц и л л а ц а р с т в о м и к р о с к о п ц и т о п л а з м а г е т е р о т р о ф п р о к а р и о т ы в и д ж г у т и к

Слайд 17

Вопросы для тестирования по теме «Бактерии» А1 . Бактерии – это организмы : только одноклеточные; только многоклеточные; и одноклеточные, и многоклеточные. А2. В клетке бактерий есть: оболочка, цитоплазма, ядро; цитоплазма, ядро, наследственный материал; Капсула, клеточная стенка, цитоплазма, наследственный материал. А3. Бактерии: питаются готовыми питательными веществами; сами способны создавать питательные вещества; верно 1 и 2. А4. Определите правильное высказывание. Бактерии размножаются спорами. Все бактерии автотрофы. Эукариоты- организмы, чьи клетки содержат ядро. А5. Определите правильное высказывание. Бактерии занимают все среды жизни. Бактерии меньше вирусов . Цианобактерии -автотрофы.

Слайд 18

О ценка «5»-нет ошибок «4»- одна или две ошибки Если ошибок три или более-необходимо доработать.

Слайд 19

Рефлексия Перед вами смайлики С улыбкой- мне интересно и понятно Смайлик «удивление»- испытал затруднение, необходимо доработать. Прикрепите к доске тот, который отражает ваше ощущение от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе по теме "Форменные элементы крови, строение и функции эритроцитов"

Конспект  открытого урока  по биологии в 8 Г классе.Учитель Пушина Анна Владимировна Тема урока: Форменные элементы крови, строение и функции эритроцитов.Цель урока: создать условия для...

урок биологии в 8 классе на тему "Внешнее и внутреннее строение рыб"

Особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с образом жизни в водной среде;формирование представления о системах органов позвоночных....

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

Урок знакомит учащихся с распространением бактерий, их строением и формой,  показавает положительную и отрицательную роль бактерий....

Урок биологии 5 класс. Тема: «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность».

Изучаемый в рамках урока материал позволит знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, разнообразие и распространение бактерий, отличать бактерии от других живых организмов...

Конспект урока биологии в 5 классе по теме Бактерии. Сонин

Открытый урок биологии в 5 классе по теме Бактерии. Сонин...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Бактерии:строение и жизнедеятельность»

Урок,  направленный  на формирование УУД, разработан на основе школьного учебника по биологии для 5 класса под редакцией   И.Н.Пономаревой в соответствии с ФГОС ООО...

Дистанционный урок биологии в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие. Внешнее строение млекопитающих"

Урок относится к разделу программы «Биология – наука о живом мире». В работе используется  рабочая программа  по биологии для 5- 9 классов, базовый уровень, концентрический...