Конспект урока биологии в 5 классе по теме Бактерии. Сонин
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Ринчинова Мираида Валерьевна

Открытый урок биологии в 5 классе по теме Бактерии. Сонин

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bakterii_5kl-otkrytyy.ppt880.5 КБ
Файл dorozhnaya_karta_po_bakt_5_kl.docx33.79 КБ
Файл otkr_bakterii_2.docx35.29 КБ
Файл hod_uroka_bakterii.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадка: «Нет уголка на голубой планете. Где б в воздухе, в земле и на воде. В тепле и в холоде и в вечной мерзлоте, не притаились бы бродяги эти».

Слайд 2

В мире бактерий

Слайд 3

Распространение бактерий Бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливается органическое вещество Они живут во льдах Арктики и Антарктиды, Это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море. Встречаются в подземных источниках горячих вод Даже в верхних слоях атмосферы

Слайд 4

Работа в группах 1 группа изучает строение бактерий 2группа изучает многообразие бактерий и их распространение, значение бактерии 3 группа изучает питание бактерий, их размножение, приспособление к неблагоприятным условиям

Слайд 5

Самостоятельная работа 1 вариант А1 . У бактерий отсутствует : 1) оболочка 2) ядро 3) цитоплазма 4) жгутик А2 . Бактерии размножаются: 1) почкованием 2) посредством половых клеток 3) спорами 4) делением клетки А3. Самые древние обитатели нашей планеты- это 1) грибы 3) бактерии 2) растения 4) животные В1. Выберите три верных утверждения. В состав бактериальной клетки входят 1) оформленное ядро 2) хлоропласт 3) цитоплазма 4) наружная мембрана 5) митохондрия 6) жгутик 2 вариант А1Оформленное ядро отсутствуют в клетке : 1)грибов 3)растений 2) растений 4) животных А2. Споры бактерий служат для : 1) питания 2) дыхания 3) размножения 4) перенесения неблагоприятных условий А3. Наследственный материал клетки расположен непосредственно в цитоплазме у 1) грибов 3) бактерий 2) растений 4) животных В1. Выберите три верных утверждения. Для бактерий характерно 1) деление клетки пополам 2) размножение семенами 3) дыхание 4) образование тканей 5) питание 6) формирование органов

Слайд 6

Ответы 1вариант А1) 2 А2) 3 А3) 3 В1) 3 4 6 Критерий оценивания Без ошибок – « 5» 1 ошибка- « 4» 2 ошибки – « 3» 2 вариант А1) 1 А2) 4 А3) 3 В1) 1 3 5 Критерий оценивания Без ошибок – « 5» 1 ошибка- « 4» 2 ошибки – « 3»

Слайд 7

Подведение итогов Что нового узнал ? Что было непонятно ? Что уже знал?

Слайд 8

Поставь оценку в своей дорожной карте, раскрась смайлик в такие цвета : Красный - отлично Зеленый – хорошо Синий – недостаточно хорошо .

Слайд 9

Домашнее задание прочитать №11, отв. на вопросы с 63. Заполнить Р.Т. с. 33-36



Предварительный просмотр:

Твоя дорожная карта

  • На какие царства ученые делят живую природу?
  • Ученые считают, что на Земле свыше 2,5 млн видов организмов. Можно ли считать эту цифру неизменной? Почему?
  • Что изучает наука систематика. Почему возникла необходимость в этой науке

 I . Проверка ваших знаний

  1. Интеллектуальная разминка

Отгадав загадку, узнаете тему урока. « Нет уголка на голубой планете. Где б в воздухе, в земле и на воде. В тепле и в холоде и в вечной мерзлоте, не притаились бы бродяги эти»

Расшифруйте слово:

  II.  Работа в группах

1 группа изучает строение бактерий:

Задание 1 найти в тексте параграфа 11нужную информацию, использовать рисунки на с 60. Изобразите схему строения бактериальной  клетки, отобразив все особенности ее строения

Задание 2. Заполнить  таблицу

Части бактериальной клетки

Значение частей

жгутик

Нуклеиновая кислота

оболочка

Словарик :служит для передвижения, защищает содержимое клетки, содержит наследственную информацию

Задание3

3. Выделите признаки, по которым бактерии относятся к прокариотам

2группа  изучает многообразие бактерий и их распространение, значение бактерии:

Задание 1 найти в тексте параграфа 11 нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки с 60-61

Задание 2. Составьте схему  «Многообразие бактерий и значение бактерий»

Положительная роль

Отрицательная роль

Задание 3.В какой среде обитают бактерии.

3 группа изучает питание бактерий,  их размножение, приспособление к неблагоприятным условиям

Задание 1 найти в тексте параграфа11  нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки61-62,

Задание 2. Составьте схему «Деление бактерий»

Задание 3. Заполнить таблицу

Жизнедеятельность бактериальной клетки

Процесс жизнедеятельности

бактерий

Как осуществляется

передвижение

Перенесение неблагоприятных условий

размножение

Словарик: путем деления надвое, с помощью жгутика, в виде спор)

III. Самостоятельная работа

1 вариант

А1. У бактерий отсутствует:                                                                                                                                                                                                              1) оболочка                       2) ядро                           3) цитоплазма                   4) жгутик                                                                                                          

А2. Бактерии размножаются:

1) почкованием    2) посредством половых клеток        3) спорами              

4) делением клетки

А3. Самые древние обитатели нашей планеты- это

1) грибы                          3) бактерии

2) растения                      4) животные

В1. Выберите три верных утверждения. В состав бактериальной клетки входят

1) оформленное ядро

2) хлоропласт

3) цитоплазма

4) наружная мембрана

5) митохондрия

6) жгутик

2вариант

А1. Оформленное ядро отсутствуют в клетке:

1)грибов                 3)растений

           2) растений                   4) животных

А2. Споры бактерий служат для :

1) питания  2) дыхания 3) размножения

4) перенесения неблагоприятных условий

А3. Наследственный материал клетки расположен непосредственно в цитоплазме у

1) грибов                         3) бактерий

2) растений                      4) животных

В1. Выберите три верных утверждения. Для бактерий характерно

  1. деление клетки пополам
  2. размножение семенами
  3. дыхание
  4. образование тканей
  5. питание
  6. формирование органов

Взаимопроверка:

Критерии оценивания:

  1. Все ответы верны- «5»
  2. 1 неверный ответ- « 4»
  3. 2 неверных ответа- «3»

IV. Подведем итоги

  • Напиши , что нового ты узнал, что непонятно, что уже знал

Что нового узнал

Что непонятно

Что уже знал

  • Поставь оценку в своей дорожной карте, раскрась смайлик в такие цвета:

Красный - отлично

Зеленый – хорошо

Синий – недостаточно хорошо .

http://cliparts.co/cliparts/rTL/gjG/rTLgjGjT8.png

Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

Тема урока «Бактерии» 5 кл. по учебнику Н.Сонин ( концентрический курс)

Составила учитель биологии и химии МОУ Нижне-Иволгинская СОШ Ринчинова Мираида Валерьевна

Задачи урока – формирование представлений о строении, многообразии и значении бактерий

Предметные результаты:  иметь представление  о бактериях. Знать их многообразие, строение,

Личностные: иметь представление о бактериях и их роли для человека  

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД  :

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательное УУД:

  1. Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.

Выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем, таблиц и рисунков, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий) Работать с таблицей

2. Находить отличия

3.Составление схем-опор

4.Работа с информационными текстами

5.Объяснение значения новых слов

6.Сравнивать и выделять признаки

7.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

  1. Сформировать умение организовывать учебные взаимодействия в паре.
  2. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.
  3. Умение воспринимать устную форму информации.

Личностные УУД:

  1. Умение использовать полученные знания на практике.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
  2. Формирование потребности в объективной оценке своей работы.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверка знаний

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

- определяют критерии изучения бактерий

Познавательные УУД:

- работать  с таблицей

        :

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

1.Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствие гостей урока. Пожелание удачи друг к другу.

2. здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика по методу Норбекова: для улучшения мозгового кровообращения:

1)  точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2)  парная точка по краям крыльев носа (ее массаж восстанавливает обоняние);

3)   точка на осевой вертикали, делящей лицо пополам, между нижней губой и верхней линией подбородка;
4)   парная точка в височных ямках;
5)   точка чуть выше линии роста волос, в ямке у наружного края трапециевидной мышцы (там, где ощущается углубление);
6) массаж всей ушной раковины( проецируются все внутренние органы)

3. Проверка знаний:

  • На какие царства ученые делят живую природу?
  • Ученые считают, что на Земле свыше 2,5 млн видов организмов. Можно ли считать эту цифру неизменной? Почему?
  • Что изучает наука систематика. Почему возникла необходимость в этой науке?

4.Сообщает, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящие много пользы человеку и много вреда.

5.Подводит учащихся к формированию темы урока: Как называются эти организмы? Отгадайте загадку: Нет уголка на голубой планете. Где б в воздухе, в земле и на воде. В тепле и в холоде и в вечной мерзлоте, не притаились бы бродяги эти.

Расшифруйте слово:

и сформулируйте тему урока. Итак, тема « Бактерии»

Как вы думаете что вы должны узнать на уроке, цели и задачи этого урока?

У нас с вами предстоит работа в группах.

1.Слушают учителя

2. Выполняют упражнения

http://www.universalinternetlibrary.ru/book/norbekov1/img/image008.jpg

3. Отвечают на вопрос : бактерии . грибы, растения, животные.

4.Поочередно высказывают свое мнение, разгадывают слово, формулируют тему и цель урока.

Изучение нового материала

Метапредметные результаты:

  Познавательные УУД:

- находить отличия

- составление схем-опор

- работа с информационными текстами

- объяснение значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки

-уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

  Коммуникативные УУД:

-групповая работа по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:

- знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий

- разнообразие и распространение бактерий

- отличать бактерии от других  живых организмов

1.Организует работу в группах.

2.Дает   задания:

1 группа изучает строение бактерий:

Задание 1 найти в тексте параграфа 11нужную

информацию, использовать рисунки на с 60Изобразите схему строения бактериальной  клетки, отобразив все особенности ее строения

Задание 2. Заполнить  таблицу

Части бактериальной клетки

Значение частей

жгутик

Нуклеиновая кислота

оболочка

Словарик:служит для передвижения, защищает содержимое клетки, содержит наследственную информацию

Задание3

3. Выделите признаки, по которым бактерии относятся к прокариотам

2группа  изучает многообразие бактерий и их распространение, значение бактерии:

Задание 1 найти в тексте параграфа 11 нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки с 60-61

Задание 2. Составьте схему  «Многообразие бактерий и значение бактерий»

Положительная роль

Отрицательная роль

Задание 3.В какой среде обитают бактерии

3 группа изучает питание бактерий,  их размножение, приспособление к неблагоприятным условиям

Задание 1 найти в тексте параграфа11  нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки61-62,

Задание 2. Составьте схему «Деление бактерий»

Задание 3Заполнить таблицу

Жизнедеятельность бактериальной клетки

Процесс жизнедеятельности

бактерий

Как осуществляется

передвижение

Перенесение неблагоприятных условий

размножение

Словарик: путем деления надвое, с помощью жгутика, в виде спор)

1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.

2.Знакомятся с информацией о строении бактерий  в учебнике, используют рис.с.60,

.

3. Отображают информацию графически.

4. Обсуждают записи

5. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме газеты

1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.

2.Знакомятся с информацией о многообразии  и распространении бактерий  в учебнике с.60-61 используют рис.,

3. Отображают информацию графически.

4. Объясняют новые понятия

5. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме газеты

1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.

2.Знакомятся с информацией о процессах жизнедеятельности бактерий  в учебнике, используют рис.с.61-62,

3. Отображают информацию графически.

4. Обсуждают записи

5. Объясняют новые понятия

6. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме презентации, коллажа, газеты

Рефлексия

Регулятивные УУД:

- выработка критериев оценивания работы в группах

ЛичностныеУУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы

1.Предлагает обсудить критерии оценивания выступления групп

2.Организует выступления групп

Выполнить небольшой тест:

1 вариант

А1. У бактерий отсутствует:                                                                                                                                                                                                              1) оболочка                       2) ядро                           3) цитоплазма                   4) жгутик                                                                                                          

А2. Бактерии размножаются:

1) почкованием    2) посредством половых клеток        3) спорами              

4) делением клетки

А3. Самые древние обитатели нашей планеты- это

1) грибы                          3) бактерии

2) растения                      4) животные

В1. Выберите три верных утверждения. В состав бактериальной клетки входят

1) оформленное ядро

2) хлоропласт

3) цитоплазма

4) наружная мембрана

5) митохондрия

6) жгутик

  1. вариант

А1Оформленное ядро отсутствуют в клетке:

1)грибов                 3)растений

           2) растений                      4) животных

А2. Споры бактерий служат для :

1) питания

2) дыхания

3) размножения

4) перенесения неблагоприятных условий

А3. Наследственный материал клетки расположен непосредственно в цитоплазме у

1) грибов                         3) бактерий

2) растений                      4) животных

В1. Выберите три верных утверждения. Для бактерий характерно

  1. деление клетки пополам
  2. размножение семенами
  3. дыхание
  4. образование тканей
  5. питание
  6. формирование органов

Ответы:    

1вариант

А1) 2    А2) 3  А3) 3

В1) 3 4 6

 2 вариант

А1) 1   А2) 4 А3) 3 В1) 1 3 5

Домашнее задание: прочитать №11, отв.  на вопросы с 63.

Заполнить Р.Т.33-36

1. Называют критерии оценивания своей работы, распределяют баллы

2. Подводят итоги, выступают  по своему заданию

3.Делают выводы, что нового они узнали о бактериях

4.Оценивают свою деятельность

    Меняются ответами . Взаимопроверка .

  За каждый правильный ответ 1 балл

Критерии оценивания:

  1. Все ответы верны- «5»
  2. 1 неверный ответ- « 4»
  3. 2 неверных ответа- «3»

Записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

1.Здравствуйте!

2.Поприветствуем гостей нашего урока!

3.Пожелаем друг другу удачи!

4.Выполним дыхательную гимнастику! по методу Норбекова: для улучшения мозгового кровообращения:

1)  точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2)  парная точка по краям крыльев носа (ее массаж восстанавливает обоняние);

3)   точка на осевой вертикали, делящей лицо пополам, между нижней губой и верхней линией подбородка;
4)   парная точка в височных ямках;
5)   точка чуть выше линии роста волос, в ямке у наружного края трапециевидной мышцы (там, где ощущается углубление);
6) массаж всей ушной раковины( проецируются все внутренние органы)

Сейчас вы получите дорожную карту. Где будут записаны весь ход урока и задания

Проверка знаний:

  • На какие царства ученые делят живую природу?
  • Ученые считают, что на Земле свыше 2,5 млн видов организмов. Можно ли считать эту цифру неизменной? Почему?
  • Что изучает наука систематика. Почему возникла необходимость в этой науке?

Сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящие много пользы человеку и много вреда.

? Отгадайте загадку: Нет уголка на голубой планете. Где б в воздухе, в земле и на воде. В тепле и в холоде и в вечной мерзлоте, не притаились бы бродяги эти. Расшифруйте слово:

и сформулируйте тему урока. Итак, тема «  в мире Бактерии»

Как вы думаете что вы должны узнать на уроке, цели и задачи этого урока?

( узнать о строении, об открытий, размножении , питании и значений бактери

  • Бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливается органическое вещество
  •  Они живут в холоде, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку, и в горячих кислотных источниках с  С.
  • Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость с температурой выше 90 среды; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море.

Об истории открытия микробов выступит

Сейчас нам предстоит групповая работа. На обсуждение материала дается 10 мин. После каждая группа защищает свою работу   На защиту каждой группы дается по 3 мин.

1 группа изучает строение бактерий:

Задание 1 найти в тексте параграфа 11нужную

информацию, использовать рисунки на с 60Изобразите схему строения бактериальной  клетки, отобразив все особенности ее строения

Задание 2. Заполнить  таблицу

Части бактериальной клетки        Значение частей

жгутик        

Нуклеиновая кислота        

оболочка        

Словарик:служит для передвижения, защищает содержимое клетки, содержит наследственную информацию

Задание3

3. Выделите признаки, по которым бактерии относятся к прокариотам

2группа  изучает многообразие бактерий и их распространение, значение бактерии:

Задание 1 найти в тексте параграфа 11 нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки с 60-61

Задание 2. Составьте схему  «Многообразие бактерий и значение бактерий»

Положительная роль        Отрицательная роль

        

Задание 3.В какой среде обитают бактерии

3 группа изучает питание бактерий,  их размножение, приспособление к неблагоприятным условиям

Задание 1 найти в тексте параграфа11  нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки61-62,

Задание 2. Составьте схему «Деление бактерий»

Задание 3Заполнить таблицу

Жизнедеятельность бактериальной клетки

Процесс жизнедеятельности

бактерий        Как осуществляется

передвижение        

Перенесение неблагоприятных условий         

размножение        

Словарик: путем деления надвое, с помощью жгутика, в виде спор).

А теперь вам предлагается тестовая работа. От командира по часовой стрелке выполняете задания по вариантам. 5 мин

Меняемся картами друг с другом . Проверяете друг у друга.

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Подведем итоги

  • Напиши , что нового ты узнал, что непонятно, что уже знал

Что нового узнал

Что непонятно

Что уже знал

  • Поставь оценку в своей дорожной карте, раскрась смайлик в такие цвета:

Красный - отлично

Зеленый – хорошо

Синий – недостаточно хорошо .

http://cliparts.co/cliparts/rTL/gjG/rTLgjGjT8.png

Домашнее задание: прочитать №11, отв на вопросы с 63.

Заполнить Р.Т.33-36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии 7 класса "Тип Губки", УМК Н.И.Сонина

Данный материал содержит развернутое планирование урока, приложения в нему и презентацию....

Конспект урока биологии 7 класса "Тип Кишечнополостные", УМК Н.И.Сонина

Данный материал можно использовать при проведении учебных занятия по биологии и проведении внеклассных мероприятий, в рамках недели биологии...

План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....

Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...

План – конспект урока биологии 5 класс по теме «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»

План – конспект урока биологии 5 класспо теме«Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»...