Конспект урока биологии 7 класса "Тип Губки", УМК Н.И.Сонина
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Фролова Светлана Николаевна

Данный материал содержит развернутое планирование урока, приложения в нему и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_gubki_biologiya_7.rar911.74 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

Актуализация знаний по теме «Подцарство Многоклеточные»

  1. Приведите примеры  многоклеточных организмов
  2. Что такое «фагоцителла» ?
  3. Какой ученый первым обнаружил «фагоцителлу»?
  4. На какие две группы делится «Подцарство Многоклеточные»?
  5. Чем эктодерма отличается от энтодермы?
  6. Перечислите типы беспозвоночных животных.
  7. Что такое «мезодерма»?
  8. Каких животных относят к «хордовым»?

Приложение №2

РАЗМНОЖЕНИЕ ГУБОК

Бесполое размножение. У губок очень широко распространены разные формы бесполого размножения. К их числу относятся наружное почкование. При почковании отделяющаяся дочерняя особь может содержать все ткани материнского организма и представлять собой просто его обособившийся участок. Наиболее известный пример такого образования почек — морской апельсин. Из обособившихся клеток, скапливающихся на поверхности губки постепенно формируется маленькая губка, которая через некоторое время отшнуровывается от материнского организма, отваливается и приступает к самостоятельному образу жизни. Значительно реже наблюдается у губок бесполое размножение, выражающееся в отделении от материнского организма разной величины участков, которые далее развиваются во взрослый организм. Очень близко примыкает к такому способу размножения образование у губок при неблагоприятных условиях существования так называемых редукционных телец.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Загрузки\d5bad50f7fb9e619c11d1f1b46e004f9.jpg

Бесполое размножение губок

Половое размножение. Среди губок встречаются как раздельнополые, так и гермафродитные формы. Какого-либо внешнего различия мужских и женских особей в случае раздельнополости не наблюдается. Половые клетки образуются в мезоглее губки. Там же происходит рост и созревание яиц и формирование сперматозоидов. Зрелые сперматозоиды выходят из губки наружу и с током воды по системе приводящих каналов попадают в жгутиковые камеры других губок, имеющих зрелые яйца. Формирование личинки у большинства губок протекают внутри материнского организма. Личинка губки, как правило, имеет овальную или округлую форму тела величиной до 1 мм. Поверхность ее покрыта жгутиками, благодаря движению которых личинка энергично плавает в толще воды. Длительность свободного плавания личинки до момента ее прикрепления к субстрату колеблется от нескольких часов до трех суток. 

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Загрузки\b38f334fc34b04589fd7df9ebb9f28a3.jpg

Приложение №3

ЗНАЧЕНИЕ ГУБОК

Биологическое значение губок. Являясь активными биофильтраторами и благодаря массовому распространению, губки составляют важное звено в экосистеме водоемов. Роль губок определяется их участием в трофических (пищевых) цепях, поскольку они являются важнейшими потребителями зоо- и фитопланктона, развивающегося в толще прибрежных вод, а также кремния, необходимого для постройки скелета.Наибольшего видового разнообразия губки достигают в тропических и субтропических зонах Мирового океана‚ хотя и в арктических‚ и субарктических водах их встречается немало. Большинство губок — обитатели небольших глубин (до 500 м). Губки поселяются преимущественно на каменистых грунтах, что связано со способом их питания. Большое количество иловых частиц забивает канальную систему губок и делает их существование невозможным. У большинства глубоководных губок скелет кремневый— прочный, но хрупкий, у мелководных губок — массивный или эластичный (роговые губки). Фильтруя через тело огромное количество воды‚ губки являются мощными биофильтраторами. Этим они способствуют очистке воды от механического и органического загрязнения. Губки часто сожительствуют с другими организмами, причем в одних случаях это сожительство носит характер простого «квартирантства», в других приобретает характер обоюдно полезного симбиоза. Так‚ колонии морских губок служат местом поселения большого числа разных организмов — кольчатых червей‚  ракообразных, змеехвосток и др. В свою очередь, губки часто поселяются на других‚ в том числе подвижных‚ животных, например на панцире крабов‚ раковинах брюхоногих моллюсков и т.п.

Практическое значение губок невелико. В южных странах имеется промысел

обладающих роговым скелетом туалетных губок, используемых для мытья и

различных технических целей. Их ловят в Средиземном и Красном морях,

Мексиканском заливе, Карибском море, Индийском океане, у берегов Австралии.

Промысел стеклянных губок, используемых в

качестве украшений и сувениров, существует также у берегов Японии.

Приложение №4

Тестовые задания  по теме «Тип Губки»

1. Самые примитивные многоклеточные организмы:

а) амебы;
б) губки;
в) вольвокс;
г) инфизория-туфелька.

2. Прикрепленный образ жизни ведет:

а) обыкновенная амеба;
б) эвглена зеленая;
в) пробковая губка;
г) инфизория-туфелька.

3. Мезоглея – это:

а) слой поверхностных клеток;
б) студенистое вещество, расположенное между эктодермой и энтодермой;
в) слой внутренних клеток;
г) слой, расположенный под энтодермой.

4.Регенерация – это:

а) ответ на раздражение;
б) восстановление утраченных частей тела;
в) слой внутренних клеток;
г) все ответы верны.

5. В тип Губки не относится:

а) туалетная губка;
б) губка бодяга;
в) пробковая губка;
г) инфизория-туфелька.

6.Устье – это…

а) подошва организма;
б) слой клеток, внутри тела;
в) образование, формирующееся про почковании;
г) выводное отверстие на свободном конце тела.

7.Губки размножаются:

а) только почкованием;
б) только бесполым способом;
в) только половым способом;
г) бесполым и половым способами.

8.Наружний слой тела губок  называется …

а) эктодерма;
б) энтодерма;
в) мезоглея;
г) устье.

9.Наружний слой тела губок  имеет …

а) реснички;
б) поры;
в) псевдоподии;
г) споры.

10. В природе губки являются…

а) производителями  органических веществ;
б) загрязнителями водоемов;
в) биофильтратами водоемов;
г) разрушителями  органических веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Конспект урока биологии 7 класса "Тип Кишечнополостные", УМК Н.И.Сонина

Данный материал можно использовать при проведении учебных занятия по биологии и проведении внеклассных мероприятий, в рамках недели биологии...

Конспект урока биологии 7 класса "Многобразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека", УМК Н.И.Сонина

Данный материал представляет собой развернутый конспект урока  биологии 7 класса УМК Н.И.Сонина...

Конспект урока биологии 6 класса "Основные свойства живого", УМК Н.И.Сонина

Данный материал можно использовать при проведении  комбинированных и обобщающих уроков...

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме". УМК Н. И. Сонин

Урок биологии запланирован с учётом системно- деятельностного подхода. Тип урока - урок изучения нового материала и комплексного применения знаний....

разработка урока биологии 6 класса " Строение цветка" авт. Сонин

Разработка урока биологии 6 класса по теме " Строение цветка" по учебнику Сонина...

Конспект урока биологии в 5 классе по теме Бактерии. Сонин

Открытый урок биологии в 5 классе по теме Бактерии. Сонин...