Главные вкладки

    "Влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы». Урок биологии. 8 класс.
    план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

    Щур Наталья Кузьминична

    Цели:

    • учащиеся на практике должны выявить зависимость работы сердечно-сосудистой системы от мышечной нагрузки;
    • экспериментально и персонально выявить свою принадлежность к соответствующему уровню физического развития;
    • систематизировать знания учащихся по теме с аналитическими выводами. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vliyanie_fiz._nagruzki_na_serdtse.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок биологии на тему:

    "Влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы».

    Материалы подготовила

    Учитель биологии

    МБОУ СОШ п.Жилино

    Щур Наталья Кузьминична

    Цели:

    • учащиеся на практике должны выявить зависимость работы сердечно-сосудистой системы от мышечной нагрузки;
    • экспериментально и персонально выявить свою принадлежность к соответствующему уровню физического развития;
    • систематизировать знания учащихся по теме с аналитическими выводами.

    Оформление урока: Интерактивная доска, слайды несущие информацию из серии “А знаете ли вы?” и вспомогательные (приложения).

    ХОД УРОКА

    Во вступительной речи учителя сообщается, что на этом занятии учащимся предлагается проделать ряд экспериментальных работ по выяснению влияния мышечной нагрузки на здоровье человека и что для этого впереди у них 3 работы. Работа проводится в парах, и на каждый рабочий стол раздаются листы с указанием методики выполнения данных работ. Также предполагается, что учащиеся имеют навыки по нахождению и определению пульса, его измерению, а также умеют работать с тонометром и фонендоскопом.

    Работа № 1. Влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга

    Оборудование: резиновый жгут, секундомер, ручки, карандаши, линейки, тетради.

    Из основного курса физиологии человека ребятам известно, что работа мышц имеет непосредственное отношение к кровообращению. Мышцы при динамической активности поочередно сдавливают и расслабляют вену, проталкивая кровь вперед, т.к. венозные клапаны препятствуют обратному току крови. Если сдавить поверхностные вены резиновым жгутом, то в них будет накапливаться кровь и рельеф вен четко обозначится под кожей. В задачу входит определить, когда кровь в венах будет накапливаться быстрее – при покоящихся мышцах или при работе.

    Ход работы:

    1) Перетянуть предплечье резиновым жгутом примерно в средней его части и включить секундомер. Когда рельеф вен обозначится четко, засеките время наполнения вен.
    2) Повторите опыт, сжимая и разжимая кисть. Это надо делать в умеренном темпе.
    3) Сделать несколько (более 5) измерений в покое и при нагрузке (поочередном сжимании и разгибании кисти).
    4) Если получатся отрицательные результаты, дать объяснения (ошибки в вычислениях, технике опыта и т.д.).
    5) Результаты занести в таблицу:

    Действия

    Средние значения

    1. Время наполнения наружных вен предплечья в состоянии покоя.

     

    2. Время наполнения этих же вен при работе кистью.

     

    Вывод оформить, например, в виде… кровь в венах накапливается быстрее в венах в состоянии….

    “Информационная пауза”– изучается содержание слайда по теме

    Работа № 2. “Частота сердечных сокращений при работе и в состоянии покоя”

    Оборудование: секундомер, ручки, карандаши, линейки.

    Эта работа называется функциональной сердечно-сосудистой пробой. Так как величина такой реакции медикам-гигиенистам известна, то, сопоставляя с ней полученные данные, мы можем судить о физическом состоянии человека. Дозировка – нагрузка любая, не только физическая. Даже можно исследовать реакцию организма на определенные пищевые вещества, облучение, холод, тепло. Данная работа позволит определить влияние физической нагрузки на частоту сердечно-сосудистых сокращений.

    Ход работы:

    1. Измерить частоту пульса в покое. Сделать 3–4 измерения по 10 секунд. Найти среднее значение и умножить на 6.

    2. Сделать 20 приседаний.

    3. Быстро сесть и просчитать число пульсовых ударов в первые 10 секунд, затем последующие 10 секунд пропустить и в следующие 10 секунд опять провести измерения. Так чередуйте 10 секунд – интервалы измерения с 10 секундами пропусками, пока пульс не достигнет величины, характерной для состояния покоя. Каждое из полученных чисел умножьте на 6 (число сокращений в минуту).

    4. Данные занести в таблицу:

    Число сердечных сокращений в состоянии покоя

    Число сердечных сокращений после нагрузки

    Временные периоды (в секундах)

    1-я проба

    2-я проба

    3-я проба

    4-я проба

    5-я проба

    Среднее значение

    1–10

    20–30

    40–50

    60–70

    80–90

    90–110

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. На основе данных таблицы составьте график: время отложите по оси абсцисс, а число сердечных сокращений по оси ординат, число сердечных сокращений в состоянии покоя отметить горизонтальной линией.

    6. Ответьте на следующие вопросы:

    а) Во сколько раз увеличилось число сердечных сокращений после нагрузки?
    б) За какое время сердечная деятельность возвращается к исходному уровню?
    в) Опускается ли кривая ниже горизонтальной линии?

    Работа № 3. "Состояние артериального давления в динамическом состоянии и покое"

    Оборудование: тонометры и фонендоскоп, ручки.

    Ход урока:

    1. Измеряют артериальное давление вначале в состоянии покоя, записывают значение.

    2. Сделать 20 приседаний и сразу измерить артериальное давление, записать значение.

    Арт. давление в покое

     

    Арт. давление после приседаний

     

    3. Ответить письменно на вопрос: как изменяются верхнее и нижнее значения давления?

    Свои ответы ребята сравнивают с информацией на слайде

    Заключение: ребят просят еще раз взглянуть на свои выводы ко всем проделанным работам. Актуализация вопроса: все ли у меня благополучно со здоровьем?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская работа «Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений на основе базовых элементов степ-аэробики»

    Данная исследовательская работа предусматривает постановку проблемы, изучение теории, есть методика исследования и практическое овладение ею, собственный материа, анализ и обобщение. К данной работе п...

    Влияние физических упражнений на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц.

    Влияние физических упражнений на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц. (движение - основа здоровья) «Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай...

    Влияние физической нагрузки на организм человека при выполнении физических упражнений

    Урок служит основой для выявления уровня физической подготовленности учеников, а также возможности применения двигательных умений  и навыков в нестандартных, игровых ситуациях. ...

    Влияние физической нагрузки на формирование скелета и мышц человека

    Влияние физических упражнений на формирование скелета человека...

    Влияние физической нагрузки на организм учащихся

    В данной презентации представлена работа, в которой учащиеся провели исследовательскую работу по физической культуре.  Мы с учащимися провели иссследование как влияет физическая нагрузка на наш о...

    Лабораторная работа "Определение влияния физической нагрузки на работу сердца"

    Лабораторная работа для 8 класса состалена на основе технологии развития критического мышлени...