"Внешнее строение рыбы"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Баранова Татьяна Ивановна

Урок исследование по изучению внешнего строения рыбы в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Сёминская основная общеобразовательная школа»

                                   Урок биологии в 7 классе

 по теме: "Классы рыб.  Внешнее строение и передвижение рыб" 

 

 Учитель биологии

 Баранова Татьяна Ивановна

                                               

                                                     2014г.

Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

Цель урока: Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с образом жизни в водной среде.

Задачи:  

Учебные: закрепить знания об общих чертах хордовых, продолжить формирование представления  о позвоночных животных на примере речного окуня, его внутреннего строения, сформировать представление о системах органов позвоночных.

Развивающие: развивать логическое мышления, умение сравнивать, выделять главное.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, культуру общения.

Тип урока: лабораторный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, влажных препаратов.

Средства наглядности: натуральные: влажные препараты (внешнее и внутреннее строение рыбы); изобразительные: таблицы с изображением рыб, рисунки с изображением многообразия рыб, особенностей внутреннего строения.

Ход урока.

Вступительное слово учителя на фоне шума моря.

 Ребята, вы слышите звуки моря. Сегодня на уроке мы познакомимся с жителями морских глубин – рыбами. Тема урока «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб». Ихтиология – наука о рыбах.

- Вот она тема. А что же мы можем и должны сегодня узнать?

 Формулируют цель урока.

Вывод учителя: мы познакомимся с внешним строением рыбы и ее приспособленностью к жизни в воде. Второй момент, который предстоит нам изучить  - это как передвигаются рыбы.
Сегодня мы будем передвигаться по морю по станциям. Вы будете выполнять задания, и набирать баллы, от них будет зависеть и ваша оценка. Работая индивидуально, в парах и группах, как вы думаете, какие качества вам пригодятся? Поэтому следующая наша задача: продолжить учиться самостоятельности, коммуникабельности и ответственности. И я думаю, что узнавая новое о рыбах наших морей и рек, вы еще больше полюбите свою малую Родину!
У каждого из вас на столе
есть программа – это ваш путеводитель (Приложение 1)  и лист учета – ваша рабочая тетрадь на уроке. Цель всей нашей работы отражена в программе.

Примечание. Далее учитель говорит на фоне шума волн.

Рыбы – это типичные водные животные и мы должны погрузиться на дно, чтобы поближе познакомиться с ними. Для этого нам нужен груз и мы возьмем с собой наши знания, которые  послужат снаряжением и не позволят нам утонуть.

1.Опрос

СТАНЦИЯ «ЗАГРУЗОЧНАЯ».

1+1’ Цель: проверка и закрепление знаний по вопросу «Общая характеристика типа Хордовые».

Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (записываем на листе контроля).

Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу …

Над хордой расположен трубчатый тяж – это …

Под хордой расположена … система в виде трубки.

Для хордовых характерна …  симметрия тела.

В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и …

Взаимопроверка. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

2.Изучение нового материала.

2.СТАНЦИЯ «ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!» 

Цель: Выяснить особенности внешнего строения рыбы в связи с жизнью в воде

Существует такое выражение «Чувствует себя как рыба в воде». Перед учащимися ставится вопрос: А как же в действительности чувствует себя в воде рыба? В чем особенности водной среды? Что рыбе помогает жить в данной среде обитания?

Рыбы –  обитатели водной среды, в которой исторически сложился тип хордовых животных. Рассмотрим черты приспособленности рыб к водной среде обитания.

Вспомните,  какими особенностями обладает эта среда обитания? ( большая плотность, чем воздух; отсутствие резких колебаний температур; подвижность; малая прозрачность; небольшое содержание кислорода по сравнению с воздухом).

А теперь подумайте, какой должна быть форма тела в связи с плотностью среды? (Предполагаемый ответ: обтекаемая, без резких переходов).

Посмотрите на таблицы, иллюстрации, на рыбок в аквариуме. Что вы можете сказать об окраске рыб? (Предполагаемый ответ: чаще окраска рыб серо-белая, кроме рыб коралловых  рифов, т.е. окраска покровительственная).

Обратите внимание на окраску тела рыб сверху и снизу, одинакова ли она?

 ( у рыб брюхо светлее спины, сверху спина до известной степени сливается с тёмным фоном дна, а снизу светлое брюхо менее заметно на светлом фоне поверхности воды).

Заполняем таблицу

 «Приспособленность рыб  к  водной среде»

Факторы водной среды

Приспособления к факторам среды

1

Плотность воды

Обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуи, плавники.

2

Прозрачность

Защитная окраска; органы зрения – глаза.

3

Растворенные вещества, малое содержание кислорода

Жаберное дыхание, обоняние.

4

Текучесть

Органы боковой линии.

5

Высокое давление на глубинах

Изменение формы тела от веретенообразной  к  лентовидной и дисковой.

6

Сильное поглощение солнечных лучей

Различная окраска, светящиеся органы у глубоководных рыб.

У рыб тело снаружи покрыто кожей, а в ней располагаются чешуи, черепицеобразно налегая друг на друга. Предположите, зачем такое расположение? ( защита кожи от механических повреждений, свободное движение тела во время плавания).

 А какая рыба на ощупь? (она скользкая, покрыта слизью). Как вы думаете, для чего? (уменьшить сопротивление во время движения и защитить от бактерий).

Вопрос классу. А как передвигаются рыбы в воде? (с помощью плавников).

Найдите плавники на рыбе и выясните, какие из них парные , а какие нет какую функцию выполняют плавники?

Плавники:
а) парные: грудные и брюшные (как «весла») – горизонтальное положение, повороты,  движение вверх, вниз.
б) непарные: спинной, анальный, хвостовой – движение вперед.

А как рыбы ориентируются в пространстве? Для этого у них есть органы чувств: зрение, слух, органы обоняния, вкуса, орган боковой линии.

 Рыбы более близоруки, чем наземные животные. Они видят на 2-3метра. Это связано с плотностью воды. Органов слуха на поверхности головы не видно: внутри черепа находится внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела. Эти колебания вызывают раздражение нервных окончаний внутреннего уха, а возникшие возбуждения передаются по слуховым нервам к головному мозгу. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.

 Орган обоняния находится внутри ноздрей, с его помощью рыба ощущает запахи веществ растворённых в воде.

 Орган вкуса - чувствительные клетки, которые находятся в ротовой полости и на поверхности тела.

 У рыб существует ещё один орган чувств, орган боковой линии, каналы, лежащие в коже под чешуёй, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Этот  орган позволяет рыбам чувствовать потоки воды, обтекающие тело, различать в воде предметы благодаря волнам, которые от них исходят. Например, рыба безошибочно может в темноте определить расстояние до дафнии, которая проплывает мимо и совершить безошибочный бросок. Важна боковая линия и для защиты, вовремя сигнализируя о приближении хищника, а также для миграционных процессов.

3.СТАНЦИЯ «ЭТО ИНТЕРЕСНО». 

 Цель: расширить кругозор о рыбах.

Задание: прослушайте объяснение учителя (лекция + фронтальная беседа) 

1. Вспомните из курса физики: какими свойствами отличается водная среда от воздушной среды? Большое сопротивление (в воде передвигаться тяжелее, чем на воздухе) и  плотность (воды равна 1).

2. Этим сопротивлением является сила трения.  Какие приспособления помогают рыбам увеличить скорость движения и уменьшить при этом сопротивление или силу трения? 

Чешуя и  слизь. Каково их назначение?              

Один из самых примитивных и древних типов чешуи – плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться.

  У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная (гладкая) и циклоидная (с шипиками). Этот тип чешуи лучше приспособлен для плавания.

Рост чешуи и годичные кольца.

Т.о., чешуя выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела.

В коже рыб располагаются железы: слизеотделительные и ядоотделительные.

Слизь уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов.

А теперь проведем маленький эксперимент: в стакан или плоскую чашу опустим деревянный брусок, железный предмет, определим что утонет, а что нет и почему. Погрузим рыбу (мертвую) – утонула. Почему? А живая не тонет. Почему?

Ответ: у рыб плавательный пузырь с газом, а у акул – жир.

3. Почему рыбы не тонут в воде, ведь их вес больше плотности воды?

Стремятся сделать плотность = 1 или близкой к ней. Т.к. у мышц и скелета плотность больше 1, то нужны специальные меры – «поплавки». Чаще всего эту роль играют запасы жира в печени, особенно акулы. У костных рыб жир + плавательный пузырь – это, наполненный газом (О2 или у сига чистым N2) мешок, который заполняется газом из газовой железы. Увеличение объема пузыря уменьшает плотность тела и способствует свободному передвижению к поверхности воды. Уменьшение объема увеличивает плотность тела и облегчает погружение.

4. Почему рыбы живут на большой глубине, где вода может раздавить подводную лодку?

Внутри подлодки есть большое пространство, заполненное воздухом. При погружении давление снаружи растет, а внутри - остается равным атмосферному. Если корпус не выдерживает, давление сплющивает лодку. Внутри глубоководной рыбы нет пустот с низким давлением, значит и нечему раздавливаться. У большинства глубоководных рыб нет плавательного пузыря.

5.  Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться?

Плавники и мышцы.

4.СТАНЦИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ» (Контроль учителя). 

7’     Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.
Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции.

Лабораторная работа. «Внешнее строение и передвижение рыб».

Оборудование: ванночки с рыбой.

Ход работы: 

  1. Отметьте, какую форму тела имеет рыба. 
  2. Из каких отделов состоит тело рыбы.
  3. Определите расположение рта у рыб (спереди или на нижней стороне головы).
  4. Имеется ли чешуя на теле рыбы?
  5. Какие органы обеспечивают движение рыб?

Вывод: заполните таблицу:

Признаки

Характеристика

Значение

Форма тела

Покровы

Окраска

Плавники

Органы расположенные на голове

Органы расположенные на туловище

3.Закрепление.Программированный опрос:

1.Рыбы водные животные.

2.Тело рыбы состоит только из туловища и головы.

3.Наука о рыбах называется орнитология.

4.Тело рыбы покрыто чешуёй.

5.У рыбы есть глаза и веки.

6.Органы передвижения у рыбы плавники.

4. Рефлекссия:

«Настроение».

5. Домашнее задание

1.Подготовиться к биологическому диктанту (покров рыбы, парные и непарные плавники, боковая линия, внутреннее ухо, орган равновесия, жаберные крышки).

2. Творческое задание: Сделать рисунок любого представителя надкласса рыбы и рассказать о нём


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика.Внешнее строение рыб."

Методическая разработка используется при изучении темы "Тип Хордовые. Подтип Черепные.Надкласс Рыбы" на первом уроке в 7 классе. Урок дан  с лабораторной работой "Внешнее строение и  особенн...

Презентация к уроку биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика. Внешнее строение рыб".

В презентации показаны таблицы  о  внешнем строении рыб, об органах  передвижения, об  органах  чувств рыб. При закреплении  материала предлагается  кроссворд....

Внешнее строение и передвижение рыбы

Внешнее строение и передвижение рыбы...

Лабораторная работа "Внешнее строение рыбы" 7 класс

Лабораторная работа "Внешнее строение рыбы" 7 класс...

Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».

Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».Цель: выявление приспособлений у рыб для передвижения в водной среде, установить соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в вод...

Внешнее строение рыбы

методическая разработка урока для 7 класса. на уроке используется метод исследования...

План-конспект урока «Внешнее строение рыбы» в соответствии с требованиями ФГОС.

Предмет: БИОЛОГИЯ. УМК под ред. Пономаревой И.Н.Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.- 5-е изд., перераб. &ndash...