Урок биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика.Внешнее строение рыб."
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Абрамова Татьяна Тимофеевна

Методическая разработка используется при изучении темы "Тип Хордовые. Подтип Черепные.Надкласс Рыбы" на первом уроке в 7 классе. Урок дан  с лабораторной работой "Внешнее строение и  особенности передвижения рыбы ". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_biologiya_7b.doc41 КБ
Office presentation icon stroenie_ryby.ppt1.51 МБ

Предварительный просмотр:

                    Урок биологии  по  теме

«Надкласс Рыбы. Общая  характеристика. Внешнее

  строение  рыб».

                                           Абрамова  Татьяна  Тимофеевна, учитель  биологии

Цель урока:

Познакомить  учащихся  с  представителями  нового  класса  животных.

Задачи  урока:

Образовательная. Раскрыть  особенности  внешнего  строения  рыб  в  связи  с  жизнью в  водной  среде. Показать  единство  приспособительной

организации  рыб  и  условиями  жизни  в  воде. Отметить  относительность

этих  приспособлений.

Развивающая. Развивать  речь, обогащать  активный  словарный  запас, отвечать  на  проблемные  вопросы. Развивать  умения  и  навыки  самостоятельной  работы, умение  работать  с  индивидуальными  и  дифференцированными   заданиями.

Воспитательная. Формировать бережное отношение  к  природе.

Формировать  основы  экологического  сознания.

Методы.

Словесный: беседа, рассказ учителя, сообщения  учащихся, чтение  текста

учебника.

Наглядный: работа  с таблицами, просмотр  фрагмента   видеофильма.

Практический и частично-поисковый: лабораторная  работа, оформление

результатов  работы  в  рабочей  теради.

Форма организации учебной  деятельности учащихся: коллективная,

групповая, индивидуальная.

Оборудование.  Презентация.

Таблицы  «Тип  Хордовые.Класс  Рыбы», «Многообразие  рыб», «Ланцетник».

Живые  аквариумные  рыбы  в  банках  с  водой  на  каждый  стол, чешуя  рыбы.

Модель  рыбы  «Речной  окунь»,  ручные  лупы,  цветные  мелки, трафареты

рыб  из  картона, рабочие  тетради  с  печатной  основой ( п/о ).


Основные термины и понятия  (на доске): голова ,туловище, хвост, кожа, чешуя, слизистые  железы, плавники: непарные и парные; боковая линия, челюсти, ноздри, глаза, гидробионты.

Основное содержание урока:

1)Общие признаки хордовых  животных.

2)Краткая характеристика надкласса Рыбы.

3)Среда обитания рыб . Различные экологические группы  рыб.

4)Внешнее строение рыб в связи с водной средой обитания.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

1)Проверка знаний учащихся об общих признаках животных типа Хордовые.

1.К доске выходят два ученика: первому дать задание нарисовать цветным мелом схему строения  хордового животного и подписать на ней все его органы.

2.Второй ученик чертит схему «Систематика хордовых» (до классов)

3.Беседа с классом : какой тип животных начали изучать? Какое животное из этого типа было рассмотрено ?По каким признакам ланцетника относят к хордовым?

4.Ученик проверяет выполненную на доске схему строения хордовых ?Назовите общие черты организации хордовых?  

5.Второй ученик рассказывает о систематике хордовых. Необходимо объяснить ,почему тип делится на подтипы?

В чем состоят особенности организации с их условием существования и образом жизни.

6.Дать характеристику ланцетнику ,как низшему хордовому животному.(указать характерные черты).

7.Подписать указанные органы и части тела ланцетника (красный цвет-хорда ,синий- нервная система, желтый- пищеварительная трубка.)

Предлагается рисунок без подписей: хорда ,нервная система,спинной и хвостовой плавник, рот с щупальцами, жаберный плавник, глотка, печеночный вырост, кишка, анус, спинной и брюшной кровеносные сосуды , жаберные артерии.

8.Работа по карточкам (тестирование на листках)

Проверка знаний, запись в тетрадях.

Каковы характерные признаки типа Хордовые?Какие существуют различия между ланцетником  и беспозвоночными животными? Таким образом ,ланцетник занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными .

Изучение нового материала:

Сегодня мы начинаем с вами изучать новую группу животных. Как вы думаете какую? Просмотр фильма ( 3минуты ) .Тема урока в тетради. Назовите цели нашего урока, используя термины  и понятия ,написанные на доске?

Рыбы- наиболее древние позвоночные животные ,исконные обитатели водной среды в которой жили и все их предки ,начиная с первичных организмов и в которой исторически сложился тип хордовых животных, т.е.они гидробионты. Рыбы, как  первичноводные позвоночные дают нам ключ к пониманию строения более примитивных хордовых. Из всех примитивных  хордовых  костистая рыба наиболее доступна для изучения.

Рыбы отличаются самым большим разнообразием в мире позвоночных животных .Число видов превышает 22000. Рыбы отличаются по размерам, окраске, строению, физиологии. Длина тела может быть меньше 1см(7мм).

Бычок филлипинский –этих рыбок в одно время модницы носили в хрустальных серьгах-аквариумах.

В какой воде обитают рыбы?

Среда обитания рыб- различная: океаны, моря, реки, озера, пруды(морская, пресная вода). В зависимости от мест обитания рыб подразделяют на экологические группы (пресноводные, проходные, солоноватые и морские).

В разнообразном подводном мире каждый вид рыб обитает в тех местах, к которым он лучше всего приспособлен, где можно найти пищу, укрытия и места для размножения.

Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большему разнообразию форм их тела: появлению множества приспособлений к условиям обитания ,как в строении, так и в биологических особенностях. Чем обусловлено такое разнообразии форм? Какие приспособления для жизни в воде имеют рыбы?

Мы пришли к выводу, что многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большему разнообразию форм  их тела, множеству приспособлений к условиям обитания. Но есть общие признаки во внешнем строении рыб ,которые позволяют им жить в водной среде.

Начинаем исследовательскую работу:  

Лабораторную работу будем выполнять по группам (стр154лр.6 п/о №2.)

1)Группа  «Внешнее строение рыб».Признаки и форма тела, покровы .

2)Группа «Органы, расположенные на голове»(жаберные крышки, у акулы жаберные щели, органы, расположенные на туловище. (Таблица ,стр. 7,№2)

3)Органы передвижения (непарные ,парные).

4)Рассмотреть чешую ,что по ней можно определить? (Сообщение-доклад, «Акула») .

5)Органы боковой линии,ощущают направление тока воды, глубину погружения и силу течения.

6)Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на предметы? При помощи боковой линии рыба ощущает приближение к  предметам.

7)Органы чувств рыб (таблица на слайде). Органы обоняния (обоняние у акул).

8)Органы зрения.

9)Зарисуйте внешний вид рыбы. Подпишите части тела (п/о стр.6).

10)Перечислите факторы водной среды.

Закрепление.

  1. Перечислите особенности внешнего строения рыбы , связанные с её водным образом жизни. Вопросы по порядку в инструкции к лабораторной работе.

Могут ли рыбы жить вне воды?Если нет, то почему?

ВЫВОД: В связи с жизнью в воде у рыб образовались специальные приспособления :торпедообразная форма тела, чешуя, слизь, плавники, жабры , боковая линия. Эти приспособления относительны т.к. полезны только в воде. Вне воды рыбы не могут передвигаться ,питаться, чувствовать запахи, двигаться.

  1. Кроссворд. Рыбы- позвоночные животные ,обитающие в воде и передвигаются с помощью …………

Ихтиология – наука о рыбах.

Домашнее задание №31,оформить лабораторную работу.

Итог урока, оценки.

            Рефлексия.   СПАСИБО ЗА УРОК.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение рыб»

Слайд 2

Цели урока: Раскрыть особенности внешнего строения представителей надкласса Рыбы в связи с обитанием в водной среде Показать единство приспособительной организации рыб и условиями жизни в воде Отметить относительность этих приспособлений

Слайд 3

План урока Первоначальное знакомство с многообразием рыб; Общая характеристика рыб; Особенности внешнего строения рыб в связи с водной средой обитания.

Слайд 4

Экологические группы рыб: Пресноводные Морские Солоноватые Проходные

Слайд 5

Влияние факторов водной среды Высокая плотность воды – обеспечивает обтекаемую форму тела

Слайд 6

Влияние факторов водной среды Прозрачность – защитную окраску, зрение

Слайд 7

Влияние факторов водной среды Способность растворять различные вещества – обоняние Текучесть – органы боковой линии

Слайд 8

Лабораторная работа. «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» Цель. Изучить (на примере костистой рыбы) особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.

Слайд 9

Внешнее строение рыб Признаки Характеристика Значение Форма тела Покровы Окраска Отделы тела Органы, расположенные на голове Органы, расположенные на туловище

Слайд 10

Органы передвижения Признаки Орган Значение Органы передвижения Непарные Спинной Анальный Хвостовой Парные Грудные Брюшные

Слайд 11

Органы чувств рыб Признаки Орган Значение Орган зрения Орган обоняния Органы боковой линии

Слайд 12

Внешнее строение рыб Признаки Характеристика Значение Форма тела Обтекаемая, сжатая с боков Снижение трения воды Покровы Кожа, чешуя, слизь Защита, снижение трения воды Окраска Спинка темная, брюшко светлое Защитная, маскировка Отделы тела Голова плавно переходит в туловище и хвост Снижение трения воды Органы, расположенные на голове Глаза, ноздри, жаберные крышки, рот Зрение, обоняние, дыхание, питание Органы, расположенные на туловище Плавники, чешуя, боковая линия, отверстия Передвижение, органы чувств

Слайд 13

Органы передвижения Признаки Орган Значение Органы передвижения Непарные Спинной Анальный Устойчивость при движении Хвостовой Движение вперед Парные Грудные Повороты в воде, движение вверх, вниз, в стороны Брюшные Равновесие, удерживают в вертикальном положении

Слайд 14

Обоняние у акул Способны чувствовать каплю крови за несколько сотен метров

Слайд 15

Органы чувств рыб Признаки Орган Значение Орган зрения Глаза Обеспечивает зрение на близком расстоянии Орган обоняния Ноздри Восприятие запахов растворенных в воде Органы боковой линии Каналы лежащие под чешуей Чувство потоков воды, различение предметов, восприятие электромагнитных полей

Слайд 16

Строение тела рыб Голова Туловище Хвост Ноздри Глаза Рот Жаберная крышка Чешуя Плавники Боковая линия

Слайд 17

Рыбы позвоночные животные, обитающие в воде и передвигающиеся в воде при помощи … 8 1 Х Т И 4 7 3 2 5 6

Слайд 18

Наука изучающая рыб … Ж П Л А В Н И К О В Б Х Р Т Ы И Х В О С Т А Л И Н И Я Т У Л О В И Щ А Г О Л О В Ы С Л И З Ь Ч Е Ш У Я

Слайд 19

Домашнее задание параграф 31, оформить лабораторную работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Строение семени фасоли"

Целью урока является формирование знаний о строении семян двудольных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учиты...

урок биологии в 10 классе по теме "Строение клетки"

За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких биологичес...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Строение цветка"

Тема урока: Строение цветка. Цель: ознакомиться со строением и значением цветка, развивать логическое мышление, речь, память.Задачи: углубить знания о строении цветка как видоизмененном побеге, р...

Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"

Данная презентация использовалась на  уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ.  На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...

Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины

Данный урок был проведен в рамках программы  инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 ...

урок биологии 8 класс "Типы соединения костей. Строение мышц."

.  В Казанской медицинской академии   есть богатая коллекция скелетов, а среди  них  есть два скелета, один из которых имеет длину около 2-х метров, а другой совсем маленького...

Урок биологии в 8 классе «Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей».

2 урок в разделе «Опора и движение»соответствует  программе по биологии для 8 класса согласно федеральному компоненту государственного стандарта МО РФ, Москва – Дрофа – 2009г.Реализация программы...