Решение задач на тему "Дигибридное скрещивание. III закон Менделя"
учебно-методический материал по биологии (11 класс) на тему

Алибаева Гуляйша Аскатовна

Презентаця и конспект урока с приложениями на тему  "Дигибридное скрещивание. III закон Менделя" можно применить на уроках биологии  в 9  и 11 классах при изучении раздела "Генетика". Тест по генетике и тексты задач можно использовать при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алибаева Гуляйша Аскатовна - учитель биологии и химии

МБОУ «Аллабердинская СОШ» Тюльганского района Оренбургской области

Конспект урока

Название : УМК Сонина Н. И.               Предмет:  биология             Класс:  10

Тема урока:  Решение задач на тему «Дигибридное скрещивание. III закон Менделя»

Место и роль урока в изучаемой теме: 

изучается  после темы «III  закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание». Учащиеся имеют знания о законах Менделя, генетической символике, навыки решения задач на моногибридное скрещивание

Тип урока:      урок решения задач 

Цель урока: продолжить развитие  навыков  решения  генетических задач на дигибридное скрещивание.

Задачи урока:

образовательные: закрепить  теоретические основы законов  Менделя, умения и навыки использования генетической терминологии и символики, оформления и решения  задач.

воспитательные:  углубить   самостоятельность при решении задач, культуру  общения  

развивающие: развивать умений анализировать, логически мыслить и делать выводы.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация,

раздаточные материалы: тексты задач, тест, памятка, карточки с решениями задач для самопроверки.

Педагогические технологии: ИК-технологии, технология проблемного обучения.        

Этап урока

Содержание учебного материала

Методы, приёмы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность

УУД

учителя

учащихся

  1.  Мотивация  (1 мин)

Здравствуйте! Люди при встрече говорят друг-другу «Здравствуйте!» т.е. желают здоровья. Пожелаем друг-другу здоровья. Берегите здоровье как зеницу ока.

Приветствует  уч-ся, проверяет готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Приветствуют учителя.

  1. Этап целеполагания (2 мин)

 Знания генетики необходимы врачу любой специальности и биологам всех профилей для понимания сущности жизни, механизмов индивидуального развития и его нарушений, природы любого заболевания, рационального подхода к диагностике, лечению и профилактике болезней. Почему потомки  похожи на родителей?
Какие признаки и зaбoлeвaния  нacлeдуютcя, а какие – нет?
Почему люди так не похожи друг на друга? Почему вредны близкородственные браки? Ответы на эти вопросы можно дать, решая генетические задачи.

(Слайд №1,2)

Беседа

Коллективная

Проводит беседу

Участвуют при  формулировке цели  урока.

 Актуализация знаний

(4 мин)

  1. Сформулируйте первый закон Менделя.(Слайды №3-6)
  2. Сформулируйте второй закон Менделя.( Слайды № 7-9)
  3. Какое скрещивание называют дигибридным?
  4. Дайте формулировку гипотезы чистоты гамет.
  5. Дайте формулировку третьего закона Менделя. (Слайды 10-13)

Прием «Проверь себя»

Коллективная

Задает вопросы, работа за компьютером

Отвечают на вопросы

Коммуникативные

7мин

2).Тест для самоконтроля знаний по   генетике.

Приложение1

приложение 1, выполненное в А4)

Индивидуальное выполнение

Раздает тесты

Письменное выполнгние заданий теста

Регулятивные

3 мин

  1. Ознакомление памяткой «Некоторые общие методические приемы при решении генетических задач». Приложение 2 .( Слайды 14 - 16)

Раздает памятки

Чтение

Этап решения задач. (20 мин)

1. Задачи, иллюстрирующие закон независимого наследованияУ морских свинок черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании белой мохнатой  особи , гетерозиготной по второму признаку, с черной  мохнатой особью, гетерозиготной   по первому признаку? (Задача  №14)  Приложение 3  Слайд №17).

Для решения задач этого типа необходимо учитывать, что гены наследуются независимо.

Задачу  сильный ученик выполняет на доске

Познавательные

2. Выяснение генотипов особей.

Задача 2. 

 У человека альбинизм и способность преимущественно владеть левой рукой – рецессивные признаки, наследующиеся независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша?

Письменная работа

Прием «Оцени работу друга»

Работа в парах

Решение задач на выяснение генотипа при дигибридном скрещивании сводится к тому, чтобы проанализировать наследование каждого признака независимо от другого.

Решение задач, взаимопроверка и оценивание работ, используя   инструктивную  карточку №1  Приложение 6 

Регулятивные

  1. Определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве

Задача 3

У фигурной тыквы белая окраска плода (W) доминирует над желтой (w), а дисковидная форма (D) над шаровидной (d). Тыкву с белыми дисковидными плодами скрестили с тыквой, у которой плоды были белыми и шаровидными. В потомстве оказалось:

3/8 белых дисковидных,

3/8 белых шаровидных,

1/8 желтых дисковидных,

1/8 желтых шаровидных.

Определить генотипы родителей и потомства.

При скрещивании гомозигот для каждого признака соблюдается закон единообразия. При анализирующем скрещивании дигетерозигот в потомстве присутствуют четыре класса фенотипов в равных количествах, а соотношение фенотипов по каждому признаку составляет 1:1.

Задачу  ученик выполняет на доске

Приложение 7

Познавательные

Физкультминутка

(2 мин)

Гимнастика для глаз, для рук, головы, ног

Проводит дежурный  

4. Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками

Задача 4.

Глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди) – рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка?

Самостоятельная работа Прием «Проверь себя и оцени»

Для оценки вероятности появления особей с искомым фенотипом или генотипом следует пользоваться той же формулой, что и при моногибридном скрещивании.

Решают задачу самостоятельно, ставят оценку , используя инструктивную карточку №3 Приложение 8

Регулятивные

Итог урока

(2 мин)

Какие выводы можно сделать на основании решенных задач?

Вывод: дигибридное скрещивание - это два моногибридных скрещивания, идущих независимо друг от друга.

Какие цитологические закономерности лежат в основе дигибридного скрещивания? (Гипотеза чистоты гамет, предполагается , в отдельных хромосомах только один ген)(Слайд18)

Беседа

Учитель на  основе выставляет оценки

учащиеся формулируют выводы

Коммуникативные

Рефлексия.

(2 мин)

Учащимся предлагается закончить предложения:

Решая задачи по генетике я узнал…

Мне хочется изучить свою родословную для того, чтобы…

Личностные

Домашнее задание.

(2 мин)

1. Задача № 19  по таблице . Приложение 4, собрать сведения о признаках своих родственников для составления  родословной

2.Сдающим ЕГЭ: отрабатывать навыки решения задач в целях успешной сдачи ЕГЭ,  используя Приложение5.

Использованная литература и источники:

  1. http://genetika.aiq.ru/rechenie/test1.php
  2. /http://www.licey.net/bio/genetics
  1. http://www.licey.net/bio/biology/lection17 
  2. Гончаров О.В.Генетика. Задачи. Саратов. Лицей.2008.
  3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин В.И. Общая биология. М.Дрофа,2004.
  4. Калинова Г.С. и др. ЕГЭ. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Интеллект – центр,2011.
  5. Сухова Т.С.,КозловаТ.А.,Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Общая биология».10-11 кл. ,М.Дрофа ,2011.
  6. КозловаТ.А.,Сонин Н.И. Методическое пособие к учебнику «Общая биология. 10-11 классы» М.,Дрофа,2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика решения задач по генетике с использованием законов Г. Менделя

Данный материал поможет педагогам  объяснить учащимся  законы Менделя и решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание....

Тема урока: «Дигибридное скрещивание. III Закон Менделя»

Тема урока:    «Дигибридное скрещивание. III Закон Менделя»...

Опорный конспект по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя" с практикумом по решению задач

Опорный конспект по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя" с практикумом по решению задач...

Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"

Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"...