Современные образовательные технологии на уроках Биологии
статья по биологии

Соколова Екатерина Владимировна

 «Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». В. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_na_urokah_biologii.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий на уроках биологии.

Барбашина Е. В., учитель

ГБОУ гимназия№426 Птродворцового района

Санкт-Петербурга

 «Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». В. Сухомлинский

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школы, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения.  Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании биологии.

Урок сегодня.… Каким должен быть образец современного урока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать?

Сегодня добросовестный учитель постарается быть в круговороте экспериментов и разноголосицы методистов. Большое предложение учебников, программ, информатизация, компьютеризация, ЕГЭ-низация, ставит учителя перед выбором: как учить? и какие методы эффективно применять на уроке? Но эффективность любого урока определяется не тем, что дает учитель, а тем, что дети взяли в процессе обучения. Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самостоятельной деятельности учащихся на уроке, умением применять свои знания на практике, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу.

В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии: проблемного обучения, проектную и информационно-коммуникационную. Всегда проходят успешно уроки с применением информационно-коммуникационной технологии обучения. Информационно-коммуникацинная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино–, аудио– и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Как и все методы, методические приемы, средства обучения выполняют триединство дидактических функций, которые, в принципе, остаются неизменными в любом предметном обучении и выполняют триединые функции: обучение, развитие, воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средств цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методик информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет повысить качество обучения предмета; отразить существенные стороны различных объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Преподавание биологии в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют:

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса;
  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе урока;
  • обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

ИКТ-технологии применяются мною на различных этапах урока.

На этапе объяснения нового материала я использую следующие виды учебной деятельности:

  1. Цветные рисунки и фото
  2. Слайд-шоу
  3. Видеофрагменты
  4. Интерактивные модели и рисунки, схемы.
  5. Мультимедийные презентации.

На этапе объяснения нового материала презентация играет роль сопровождения объяснения нового материала. При составлении презентации я придерживаюсь следующих требований к презентациям:

• слайды не должны быть перегружены текстом, лучше разместить короткие тезисы, даты;

• иллюстрации должны быть реалистичными;

• наиболее значимый материал выделяю ярче, для включения ассоциативной зрительной памяти;

• при длительном объяснении можно для релаксации включить заставку с изображением природы, тихую музыку, видеофрагмент;

• слайды не должны быть перегружены анимацией, так как это отвлекает внимание учащихся.

Использование компьютера на этапе контроля знаний.

В своей практике я использую компьютер и на этапе контроля знаний учащихся. При этом использование компьютерных программ решает ряд задач:

• повышает объективность оценки ответов;

• позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;

• сокращает время проверки знаний учащихся.

Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии на уроках биологии.

Основу образовательной технологии составляет система чёткой деятельности школьного педагога и учащегося в образовательном процессе. Главная цель этого процесса – достижения результата, соответст...

Отчет об использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Данный отчет был составлен мной с целью включения в аттестационное портфолио. К нему прилагаются отзывы с 5 открытых уроков....

Применение современных образовательных технологий на уроках биологии.

использование СОТ на уроках биологии в своей практике....

Применение современных образовательных технологий на уроке биологии

Развитие качеств личности, как утверждает педагогика, зависит от разнообразия видов деятельности учителя. В своей работе использую разные приемы и педагогические технологии:- информационно – коммуника...

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования учебных и общекультурных навыков работы с информацией. По...

Современные образовательные технологии на уроках биологии.

В данной статье, описывается приоритетное направление создания благоприятного фона образовательного пространства достигаемое ситуациями, в которых учащиеся применяют полученные предметные знания. Обсу...

Доклад по теме "Применение современных образовательных технологий на уроках биологии"

Данный доклад был подготовлен к районному конкурсу "Учитель года"...