Интеллектуальная игра по химии и биологии "Просто герой"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Замалиева Аниса Анваровна

Интегрированная, интеллектуальная игра по химии и биологии будет интересна как внеклассное мероприятие в рамках декады учителей естественно-математического цикла. Адаптированная разработка на основе игры "Новый герой". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПРОСТО ГЕРОЙ»

(Внеклассное мероприятие по биологии и химии)

Цель:

  1. обучающая – создать условия для расширения и углубления знаний в      

        образовательных областях: «Химия» и «Биология»;

  1. развивающая – содействовать развитию интереса к изучению химии и  биологии;

- создание условий для  развития логического мышления и быстроты реакции,   умения    

применять знания на практике;

- стимулировать познавательную активность учащихся, применяя нестандартные  

формы учебной деятельности;

           3.       воспитательная – способствовать формированию чувства   ответственности, умения

             работать в коллективе.

Оборудование: живые растения – крупные экземпляры, фонтан, аквариум, мягко-набивные игрушки: попугаи, рыбки, обезьяны и т.д.;  картонный макет «Яблоня», компьютер, лабораторное оборудование для опытов, реактивы, карточки с заданиями,  на доске: сводная таблица результатов.

План мероприятия

Предварительно каждому классу даётся следующее задание:

  1. Составить команду из 6 человек
  2. Придумать название команды
  3. Подготовить рекламную паузу на биохимическую тематику.

 (Звучит песня «Мой герой» из  телевизионного проекта «Последний герой». Под музыку каждая команда садится за отдельный столик, на котором лежат деревянные флажки  зелёного цвета, обозначающие готовность отвечать.

Сигнальными флажками пользуется только вожди племён, учитывая мнение всего племени. На груди у каждого игрока бейдж, где указана эмблема племени.

Учащиеся, которые не вошли в состав команд, приглашаются на мероприятие в качестве болельщиков - «туристы» острова.

Конкурсы мероприятия оцениваются жюри из числа администрации школы, учителей.

Слайд 1.

Ведущий 1. (учитель химии): Добрый день!

Слайд 2.

 Ведущий -2 (учитель биологии): Мы рады приветствовать Вас на волшебном острове с названием «Биохимия». Наша игра называться «Просто – герой!». Сегодня волшебный остров объединил учащихся двух классов – 7 и 8 классов. В итоге сформировалось 2 племени с названиями «Химики» и «Молекулы»

Слайд 3.

Ведущий-1: На сколько хорошо каждое племя познает тайны волшебного острова, оценит компетентное жюри в составе:

- Председатель __________________________ (аплодисменты)

- Члены жюри: _________________________________________ _______________________________________________________(аплодисменты).

 - хранитель музыкальной сокровищницы острова заместитель директора по учебной работе.

- На острове гостят и иностранные туристы – болельщики – (аплодисменты)

Слайд 4.

Ведущий-1. А сейчас предоставим слово нашим племенам.

Слайд 5 – 10  Начало музыки по щелчку, переход к следующему слайду по щелчку.

Испытание №1 «Музыкально-биохимический хит»

Ведущий-2: Первое испытание, которое выпадает племенам это «Музыкально – биохимический хит»: После фрагмента мелодии каждой команде поочередно задаются вопросы (правильный ответ оценивается в 5 баллов), в случае неправильного ответа или его отсутствия вопрос переадресовывается болельщикам (цена правильного ответа -1 балл). Болельщик в свою очередь может подарить балл любому из племён.

№1.  Назовите разнообразие тропических плодов, о котором поется в одной из песен группы «Блестящие».

№2. Назовите формулу вещества о которой поётся в этой песне

№3. О нарушении функции какого органа поётся в этой песне?

№4.Назовите физическое свойство этого вещества в песне

№5. Назовите химическую формулу исполнительницы песни о невесте.

№6. О каком соплодии поётся в этой песне?

Ведущий - 1

Жюри подсчитывает баллы, а мы переходим к следующему испытанию.

Слайд 11

Испытание №2 «Отыщи воду»

Ведущий-1:  На нашем острове есть источники, как с чистой, так и с ядовитой водой, загрязнённой присутствием щёлочи и кислоты. Второе испытание называется «Отыщи воду». Вам предстоит при помощи химических реактивов, соблюдая правила техники безопасности, определить, в каком сосуде находиться чистая вода. При правильном ответе команда получает 2 балла. Для участия в этом испытании приглашаются по 2 участника от племени.

( Учащиеся из перечня реактивов должны выбрать индикаторы и с их помощью определить. В каких пробирках находятся щёлочь, кислота и вода.)

Слайд 12.

Испытание №3 «Таинственная рукопись»

Ведущий-2: Пока участники племён отыскивают воду, нам с вами предстоит восстановить странные обгоревшие рукописи, которые я обнаружила на нашем острове. За каждую правильно восстановленную рукопись племя  получает по 3 балла, на рукописи укажите  название команды и передайте жюри.

Ведущий 2. Пока племена выполняют задания, болельщики одного из племени демонстрируют номер по теме «Реклама на биохимическую тему»

Слайд 13 (РЕКЛАМА – ВИДЕОРОЛИК)

Ведущий -1: Я думаю, что поиски пресной воды племенами увенчались успехом и мы сможем убедится в том, что вы нашли воду на нашей ромашке. Надо её освежить, ведь наши племена не зря искали чистую воду. (Обрызгиваем обработанные индикатором лепестки ромашки сделанной из бумаги Изменение цвета лепестков).

Действительно, на нашем острове растут только волшебные цветы!

Слайд 14.  (все ответы по щелчку после ответа)

Испытание №4 « Кто первый?»

Ведущий-2: Следующее испытание на быстроту реакции. На нашем острове растут удивительные растения и обитают красивые птицы , отгадайте их: для этого выслушав задание необходимо максимально быстро поднять сигнальный флажок о готовности дать ответ, правильный ответ оценивается 3 баллами. В случае неправильного ответа вопрос адресуется болельщикам - туристам с правом передачи  1 балла любому из племён.

№1. Согласно древней легенде, если цветок этого растения положить под голову, то он усыпит и подскажет во сне, что ожидает человека. Если носить это растение с собой. То никакая нечистая сила не подступится. Этот цветок растёт в местах, где есть залежи никеля и кобальта, он накапливает их в себе. При избытке металлов растение вянет. Назовите его (Сон-трава, или прострел) – демонстрация растения.

№2. По легенде, в древние времена, соцветия этого растения использовались степными гномами в качестве зонтиков. А в настоящее время отвар из соцветий этого растения используется в качестве противовоспалительного средства. (Ромашка) – демонстрация растения.

№3. Лесное травянистое растение, содержащее много кремния в своём стебле и способное поцарапать сталь. (Хвощ) – демонстрация растения.

№4. До 1986 года шахтеры брали с собой под землю эту птицу. Дело в том, что эти птицы чрезвычайно чувствительны к рудничным газам, особенно метану и угарному газу. Даже при небольшой концентрации этих веществ в воздухе птица может погибнуть. Шахтеры прислушивались к пению птицы и следили за её самочувствием. Если канарейка проявляет беспокойство или начинает слабеть, это сигнал к тому, что шахту нужно покинуть. Отгадайте эту птицу (Канарейка)

Слайд 15   

Испытание №5 «Чудо – плоды»

Ведущий-1: Кроме волшебных цветов и птиц, наш остров славится волшебными плодами.

Приглашаю племена принять участие в испытании №4 «Чудо – плоды»: На плодах написаны номера, команды поочередно называют номер плода и заслушивают вопрос. За каждый правильный ответ каждый игрок получает по 1 баллу. В случае отсутствия правильного ответа вопрос адресуется болельщикам - туристам с правом передачи 1 балла любому из племён.

Плод №1. Нарушение функций щитовидной железы наступает при недостатке в питьевой воде данного вещества. (Йод)

Плод №2. Назовите формулу оксида, в удалении которого из тканей большая роль принадлежит эритроцитам. (Оксид углерода (IV) СО2)

Плод №3. Как называется вещество, благодаря которому крапива «кусается»? (Муравьиная кислота)

Плод №4. Как называется насыщенный органическими веществами верхний тёмный слой почвы? (Гумус)

Плод №5. Как называется заболевание печени, при котором нормальная ткань заменяется рубцовой под воздействием избыточного употребления вещества, формула которого С2Н5ОН? (Цирроз)

Плод №6. Какая фраза является более точной с точки зрения химика: «Ты мой золотой» или «Ты моя золотая»? Почему? (Содержание золота в организме женщины больше, чем в организме мужчины)

Плод №7.Соли, каких металлов входят в состав костей? (Соли Са, P, Mg)

Плод №8. Какой оксид надо приложить к суставу для уменьшения болевых ощущений? (Снег или лёд Н2О)

Плод №9. В природе молекулярный азот может фиксироваться именно этими организмами. (Клубеньковые бактерии бобовых растений)

Плод №10. Назовите металл, который входит в состав гемоглобина? (Железо)

Ведущий 2: На нашем острове не только растут необычные растения, у нас ещё и обитают удивительные животные.

(Занимательный опыт «Химическая змея»: На металлический поднос ставится тарелка, на которую горкой насыпается промытый и прокалённый речной песок, смешанный с этанолом. В центре конуса делается углубление, в которое помещается смесь из 10 г гидрокарбоната натрия и 65 г сахарной пудры. Спирт надо поджечь. Из сахарной массы, которая превращается сначала  в карамель, «выползает» чёрная извивающаяся «змея». Размер «змеи» зависит от длительности горения спирта.)

Слайд 27

Испытание №6 «Рыбалка»

- Как вы понимаете, на нашем острове не только змеи волшебные, у нас и рыба весьма необычная. Приглашаю племена на «рыбалку»: каждый участник племени вылавливает по 1 рыбке с заданием - загадкой. Правильный ответ оценивается 5 баллами.

(Из бумаги вырезаны рыбки. На обороте рыбок написаны задачи. За правильно решённую задачу каждый участник племени получает 5 баллов)

Загадки:

  1. В холод прячется в нору, поднимается в жару.( Столбик ртути в термометре.)
  2. ''Она идет'', ''она прошла'', никто ни скажет, что пришла.( Химическая реакция)
  3. Кто с кем в родстве – дает ответ пером написанный портрет. (Химическая формула)
  4. Не руками решетка построена: блестящая, плотная, стройная. (Кристаллическая решётка)
  5. Действует как решето, но выглядит иначе: на столе стоит и плачет. (Фильтровальная бумага)
  6. Только в воду окунется, невидимкой обернется. (Растворимое вещество в воде)
  7. Пусть математик удивится: один прибавить к одному, у химика – один. (Реакция соединения)
  8. Скажите, что это такое: один нырнул, а всплыло – двое. (Реакция разложения)
  9. Не только крупная хищная птица, питающаяся падалью, но и порода охотничьих собак. (Грифон)
  10.  Не только специалист по подводным работам, но и крупная собака-спасатель. (Водолаз)
  11. Не только круг вальса или этап состязания, но и горный кавказский козёл. (Тур)
  12.  Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками. (Секрет)
  13.  Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки. (Телескоп)
  14.  Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений. (Клетка)
  15.  Не только жительницы Германии, но и тропические жалящие насекомые. (Немки)
  16.  Не только дежурство, сменная работа, но и болотная многолетняя трава. (Вахта)

Слайд 28

Испытание №7 «Шифровка»

 Ведущий 1: На берег нашего острова волной выбросило колбы с посланиями, но послания зашифрованы - испытание №6 «Шифровка». Вспомнив русские названия химических элементов, разгадайте предложенные вам ребусы, в которых зашифрованы химические элементы. Правильно выполненное задание оценивается в 5 баллов. В случае неправильного ответа вопрос адресуется болельщикам с правом передачи 1 балла одному из племён.

Слайд 29

Ведущий- 2: Вот и подошло к концу путешествие по Волшебному острову с названием «Биохимия».  И пока жюри будут подсчитывать баллы представляем вашему вниманию сценки наших учеников.

Слайд 30 ( сценка «Химиков» )

Ведущий – 1.  Просим жюри подвести итог игры:

I место -….        II место - ….          IIIместо - …            

Слайд 31

Ведущий - 2: Мы благодарим племена, туристов, жюри за великолепную игру.

(щелчок)

Ведущий - 1:Хотим пожелать Вам разгадать все тайны окружающего мира. В чём, мы уверены, помогут знания по биологии и химии. Ведь «Знания – это сила!»

Интегрированное внеклассное мероприятие «Просто герой!».

Оценочный лист

Испытания

1 племя

2 племя

«Музыкально – биохимический хит»

5 баллов

«Отыщи воду»

2 балла

«Таинственная рукопись» за каждый правильный 3 балла

«Кто первый»

за каждый правильный 3 балла

«Чудо яблоня»

за каждый правильный 1 балл

«Рыбалка»

за каждый правильный 5 баллов

«Шифровка»

за каждый правильный 1 балл

Итог

Испытание «Шифровка»

1. Zn+ …………=  ZnCl2.

2.  тимофеевка →………….   →лягушка→……………

3.  ………………….    → мышь  …………………….. →сова

4. СиCl2  + …………..= FeCl2  + ……….

5. гниющие остатки →……....... →сойка→…………

6. Fe2O3+ ……………=Fe+ ……………

Ответы к испытаниям интегрированного внеклассного мероприятия «Просто - герой!».

Внимание! В некоторых испытаниях ведется групповой учёт баллов и индивидуальный.

Испытание № 1 1)(Бананы-кокосы)  2)углерод С.   3)  Сердце  4) Волна   5) Глюкоза   6) Малинки

Испытание № 2 «Отыщи воду»:

Пробирка №2 – пробирка с чистой водой – правильный ответ 2 балла

Испытание №3 «Таинственная рукопись» - правильный ответ 3 балла

№1. Zn+2HCl=ZnCl2+ H2 или варианты Zn+Cl2=ZnCl2

№2. тимофеевка →  кузнечик →лягушка→ аист

№3.   зерно  →мышь →   уж   →сова

№4. BaCl2+ H2 SO4= BaSO4+ 2HCl

№5. гниющие остатки → дождевой червь →сойка→ ястреб

№6. Fe2O3+ 3H2=2Fe+ 3H2O

Испытание №5  «Чудо- плоды»

№1.(Йод) №2.. (Оксид углерода (IV) СО2);  №3. (Муравьиная кислота); №4. (Гумус) №5. (Цирроз); №6. (Содержание золота в организме женщины больше, чем в организме мужчины) №7. (Соли Са, P, Mg)  №8. (Снег или лёд Н2О);  №9.(Клубеньковые бактерии бобовых растений).  №10. (Железо)

Испытание №6 « Рыбалка»

  1. Столбик ртути в термометре
  2. Химическая реакция
  3. Химическая формула
  4. Кристаллическая решётка
  5. Фильтровальная бумага
  6. Растворимое вещество в воде
  7. Реакция соединения
  8. Реакция разложения
  9. Грифон
  10.  Водолаз
  11.  Тур
  12.  Секрет
  13.  Телескоп
  14.  Клетка
  15.  Немки
  16.  Вахта

Испытание №7:  10) Бор 2) Мышьяк  3)Висмут  4) Мышьяк  5) Родий  6) Ксенон  7) Цирконий  8) Бор  9) Цирконий  10) Азот. 11)Никель  12)Кальций. 13)Азот 14)Кадмий 15) Медь 16) Франций 17) Набели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по химии "Кто хочет стать отличником?"

Данную игру целесообразно проводить в конце учебного года после изучения курса органической химии. В игре принимают участие учащиеся, у которых возможна годовая оценка "5".Итоги игры дают возможн...

Сценарий интеллектуальной игры по химии "Химия вокруг нас"

Форма проведения:  Интеллектуальная игра по химии  между командами учащихся 9-10 классов.Цель: Развитие творческих способностей учащихся и воспитание любви и уважения к химии как учебному пр...

Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь»

Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь» решает задачи обобщения и систематизации знаний по технологии (раздел «Технология ведения дома») и химии;  повышения интереса к п...

Интеллектуальная игра по химии "Поле чудес"

Интеллектуальная игра позволяет расширить представления восьмиклассников об истории открытия и происхождении названий химических элементов....

Интеллектуальная игра по химии "Крестики-нолики"

Нарисовать поле. Клетки игрового поля заполняются названиями 9-ти конкурсов. Ученые – химики4. Неорганическая химия7. Органическая химия    2. Физическая химия5. Жили - были8. Черн...

Интеллектуальная игра по химии 9 класс

Интеллектуальная игра по химии для 9 классов- командная...

Единый день химии в городе Ангарске, 2020г. (13 марта) (муниципальная интеллектуальная игра по химии КВЕСТ)

В 2020г 9 мая 2020 года исполнится 75 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. День Победы —по праву является главным праздником России....