Урок по теме "Отношения организмов в сообществе" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
УМК Сухоруковой Л.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 28.22 КБ |
Сопроводительная презентация | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии в 5 классе
(в соответствии с требованиями ФГОС)
Учебный предмет: Биология
Класс: 5 класс
УМК (программы учебного курса): Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология: живой организм. – М.: Просвещение, 2012.
Тема урока: Отношения организмов в сообществе
Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ и технологии проблемного диалога.
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.
Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.
Метапредметные результаты:
Уметь работать с различными источниками информации: анализировать текст, описывать рисунок, заполнять таблицу, комментировать видео, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, сравнивать и делать выводы.
Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе.
Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества
Личностные результаты:
Формулировать цели урока.
Планировать действия по выполнению заданий.
Уметь работать в парах и команде
Давать оценку и самооценку
Средства обучения: учебник, тетрадь-тренажёр (часть I), электронное приложение к учебнику, конструктор уроков, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
Организационный этап | ||
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя | |
Этап мотивации, подготовки к актуализации знаний | ||
«Работаем с текстом» Чтение отрывка К. Тимирязева «Почему и зачем растение зелено» Задаёт вопрос: «О какой роли организмов говорится в тексте?» | Читают и слушают, обсуждая в парах формулируют ответ | Умение анализировать текст и извлекать из него ответ, умение работать в парах |
Этап проверки домашнего задания и подготовки к активному и сознательному восприятию нового материала | ||
Задаёт задание «Изучаем и определяем» 9стр. 25 в тетради «Смотрим и думаем» Демонстрирует схему «Круговорот веществ в природе» Подводит к формулированию темы урока «Отношения организмов в сообществе» | Выполняют задание Проверяют задание Определяют организмы, их роли и взаимосвязь между ними Обобщают работу со схемой и формулируют тему | Умение определять роль организма по иллюстрациям живых организмов Умение устанавливать взаимосвязь между организмами Умение формулировать тему, цель и задачи урока |
Этап изучения новых знаний и способов деятельности | ||
Демонстрирует слайд «Пример взаимоотношений организмов в сообществе» Задаёт вопрос: «Какие отношения существуют между организмами?» | Определяют типы отношений, пытаются прогнозировать связи между организмами по каждому типу, отвечают | Умение преобразовывать информацию с иллюстрации и схемы |
Демонстрирует слайд «Конкурентные отношения», задаёт вопросы «Что такое конкуренция? Как ещё можно назвать такой тип отношений? Когда конкуренция выражена сильнее?» | В учебнике находят информацию, зачитывают определение «конкуренция», отвечают на вопросы | Умение находить в учебнике нужную информацию, формулировать ответ, используя иллюстрацию |
«Смотрим и думаем» По картине определить: «Что помогает животным саванн избежать конкуренции? | Выдвигают гипотезы, при затруднении обращаются к учебнику стр. 43 «биофокус» | Умение выдвигать гипотезу и находить подтверждение |
Демонстрирует слайд «Хищники и жертвы», проблемный вопрос: «Какие приспособления есть у хищников для добычи и у жертвы для защиты от хищников? Какое это имеет значение?» | Выделяют по иллюстрациям представителей животного мира и их приспособления, находят ответ в учебнике стр. 35, отвечают на вопросы. | Умение находить признаки по иллюстрациям, соотносить их с выполняемыми функциями, находить нужную информацию в учебнике |
Демонстрирует слайд «Взаимоотношения «паразит- хозяин». Вопросы: «При изучении какой темы мы знакомились с таким отношением? Какие бывают паразиты? Какие у них приспособления? Какие организмы могут быть паразитами?» Дополняет информацию иллюстрацией «Паразиты растений» | Вспоминают из темы «Организменная среда обитания», отвечают на вопросы, дополняют друг друга Узнают объекты и рассказывают о вреде одного из них | Умение дополнить ответ товарища, соотнести ранее изученную информацию в новые условия» |
Постановка вопроса: «Какой вид отношений мы не рассмотрели?». Демонстрация слайда «Примеры взаимовыгодных отношений». Задаёт вопросы: «Какой пример вы можете пояснить? А что будет, если эти отношения нарушатся?» | Мысленно обобщают и отвечают на вопрос Приводят примеры на основе знаний из курса «Окружающий мир», например «Опыление растений», дополняя друг друга. Отвечают на вопросы | Умение обобщить и выделить недостающий элемент Применение знаний в новой ситуации, прогнозировать события |
Демонстрация видео «Опыление растений» как подтверждение ответа «верно-неверно» | Смотрят видеофрагмент и сопоставляют свой ответ | Умение корректировать свой ответ |
Этап закрепления изученного | ||
«Смотрим и думаем» Задаёт задание 8 стр. 30 в тетради «Определите и подпишите тип взаимоотношений между живыми организмами, изображёнными на фотографиях» | Выполняют задание, используя материал учебника | Умение применить полученные знания, определять по фотографии тип отношений |
«Выполняем тест» Предлагает выполнить задания «тренажёр» | Выполняют (группой, обсуждая вопросы в команде) задания тренажёра | Умение работать в команде, отстаивать свою точку зрения, применять полученные знания |
Этап обобщения и систематизации | ||
«Сравниваем и обобщаем» Предлагает заполнить таблицу «Действие организмов друг на друга», предварительно ответив на вопросы «Какие отношения между организмами мы изучили?» | Заполняют в тетрадях таблицу, работая в парах Отчитываются о проделанной работе, корректируют свои знания | Умение работать в парах, обобщать и делать выводы |
Этап контроля и самоконтроля | ||
Предлагает оценить свою работу по заработанным шарикам и поставить оценку за урок | Просматривают выполненные задания, подводят итоги | Умение дать самооценку, отметив для себя неверные задания и скорректировав их |
Этап информации о домашнем задании | ||
Задаёт Д/З §12, повторить §3-11, подготовиться к тесту по теме, комментирует | Записывают Д/З | |
Этап рефлексии | ||
Предлагает завершить урок рефлексией знаний, действий и настроения | Делятся впечатлениями: «на уроке я узнал…хочу узнать, научился…мне было…» | Умение обобщить информацию через рефлексию |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответы р азрушители потребители разрушители п роизводители разрушители производители п отребители производители потребители Изучаем и определяем
Смотрим и думаем
Отношения организмов в сообществе Цель урока: изучение взаимоотношений организмов в сообществе
Смотрим и думаем Что помогает животным африканских саванн избежать конкуренции?
Паразиты растений Трутовик Омела Гусеницы питаются листьями Дерево повреждается короедами
Смотрим и думаем
Сравниваем и обобщаем (поставьте «+», если действие положительное и «-» , если действие отрицательное) Типы взаимоотношений между двумя организмами Действие на организм 1 Действие на организм 2 Конкуренция Хищничество Паразитизм Взаимовыгодные отношения
Работаем с текстом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок контроля знаний по теме "Организмы" в 5 классе
Материал содержит тест с двумя группами заданий ( 1) выбрать один правильный ответ; 2) выбрать три правильных ответа, ) Такой подход позволит интенсивно развивать у пятиклассников культуру работы с те...
Урок контроля знаний по теме "Организмы" в 5 классе
Материал содержит тест с двумя группами заданий ( 1) выбрать один правильный ответ; 2) выбрать три правильных ответа, ) Такой подход позволит интенсивно развивать у пятиклассников культуру работы с те...
урок "Движение веществ в организме животного" 6 класс
Урок по теме "Движение веществ в организме животного" 6 класс, программа Н.И.Сонина, с описанием лабораторной работы....
План-конспект урока по физической культуре для 9 класса (девушки). Тема: Направление фитнеса PUMP как способ повышения уровня физического состояния организма.
План-конспект урока по физической культуре для 9 класса (девушки). Учитель физической культуры МАОУ «СОШ №69» «Центр развития образования»Иванцов Дмитрий Александрович. Тема: Направлен...
Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс
Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...
Презентация по природоведению к уроку по теме "Организм и его свойства. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов" (приложение к конспекту урока)
Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...
Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″
Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...