Урок по теме "Отношения организмов в сообществе" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Бочарникова Тамара Александровна

УМК Сухоруковой Л.Н.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 5 классе

(в соответствии с требованиями ФГОС)

Учебный предмет: Биология

Класс: 5 класс

УМК (программы учебного курса): Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология: живой  организм. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: Отношения организмов в сообществе

Тип урока:  Комбинированный с использованием ИКТ и технологии проблемного диалога.

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.

Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников,  нарушения  взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.

Метапредметные результаты:

Уметь  работать с различными источниками информации: анализировать текст, описывать рисунок, заполнять таблицу, комментировать видео, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, сравнивать и делать выводы.

Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе.

Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития  сообщества

Личностные результаты:

Формулировать цели урока.

Планировать действия по выполнению заданий.

Уметь работать в парах и команде

Давать оценку и самооценку

Средства обучения:  учебник, тетрадь-тренажёр (часть I), электронное приложение к учебнику, конструктор уроков, компьютер, мультимедийный проектор  

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

Организационный этап

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

Этап мотивации, подготовки к актуализации знаний

«Работаем с текстом»

Чтение отрывка К. Тимирязева «Почему и зачем растение зелено»

Задаёт вопрос: «О какой роли организмов говорится в тексте?»

Читают и слушают, обсуждая в парах

формулируют ответ

Умение анализировать текст и извлекать из него ответ, умение работать в парах

Этап проверки домашнего задания и подготовки к активному и сознательному восприятию нового материала

Задаёт задание «Изучаем и определяем» 9стр. 25 в тетради

«Смотрим и думаем» Демонстрирует схему «Круговорот веществ в природе»

Подводит к формулированию темы урока «Отношения организмов в сообществе»

Выполняют задание

Проверяют задание

Определяют организмы, их роли и взаимосвязь между ними

Обобщают работу со схемой и формулируют тему

Умение определять роль организма по иллюстрациям живых организмов

Умение устанавливать взаимосвязь между организмами

Умение формулировать тему, цель и задачи урока

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Демонстрирует слайд «Пример взаимоотношений организмов в сообществе»

Задаёт вопрос: «Какие отношения существуют между организмами?»

Определяют типы отношений, пытаются прогнозировать связи между организмами по каждому типу, отвечают

Умение преобразовывать информацию с иллюстрации и схемы

Демонстрирует слайд «Конкурентные отношения», задаёт вопросы «Что такое конкуренция? Как ещё можно назвать такой тип отношений? Когда конкуренция выражена сильнее?»

В учебнике находят информацию, зачитывают определение «конкуренция», отвечают на вопросы

Умение находить в учебнике нужную информацию, формулировать ответ, используя иллюстрацию

«Смотрим и думаем» По картине определить: «Что помогает животным саванн избежать конкуренции?

Выдвигают гипотезы, при затруднении обращаются к учебнику стр. 43 «биофокус»

Умение выдвигать гипотезу и находить подтверждение

Демонстрирует слайд  «Хищники и жертвы», проблемный вопрос: «Какие приспособления есть у хищников для добычи и у жертвы для защиты от хищников? Какое это имеет значение?»

Выделяют по иллюстрациям представителей животного мира и их приспособления, находят ответ в учебнике стр. 35, отвечают на вопросы.

Умение находить признаки по иллюстрациям, соотносить их с выполняемыми функциями, находить нужную информацию в учебнике

Демонстрирует слайд «Взаимоотношения «паразит- хозяин». Вопросы: «При изучении какой темы мы знакомились с таким отношением? Какие бывают паразиты? Какие у них приспособления? Какие организмы могут быть паразитами?» Дополняет информацию иллюстрацией «Паразиты растений»

Вспоминают из темы «Организменная среда обитания», отвечают на вопросы, дополняют друг друга

Узнают объекты и рассказывают о вреде одного из них

Умение дополнить ответ товарища, соотнести ранее изученную информацию в новые условия»

Постановка вопроса: «Какой вид отношений мы не рассмотрели?». Демонстрация слайда «Примеры взаимовыгодных отношений». Задаёт вопросы: «Какой пример вы можете пояснить? А что будет, если эти отношения нарушатся?»

Мысленно обобщают и отвечают на вопрос

Приводят примеры на основе знаний из курса «Окружающий мир», например «Опыление растений», дополняя друг друга. Отвечают на вопросы

Умение обобщить и выделить недостающий элемент

Применение знаний в новой ситуации, прогнозировать события

Демонстрация видео «Опыление растений» как подтверждение ответа «верно-неверно»

Смотрят видеофрагмент и сопоставляют свой ответ

Умение корректировать свой ответ

Этап закрепления изученного

«Смотрим и думаем»

Задаёт задание 8 стр. 30 в тетради «Определите и подпишите тип взаимоотношений между живыми организмами, изображёнными на фотографиях»

Выполняют задание, используя материал учебника

Умение применить полученные знания, определять по фотографии тип отношений

«Выполняем тест» Предлагает выполнить задания «тренажёр»

Выполняют (группой, обсуждая вопросы в команде) задания тренажёра

Умение работать в команде, отстаивать свою точку зрения, применять полученные знания

Этап обобщения и систематизации

«Сравниваем и обобщаем»

Предлагает заполнить таблицу «Действие организмов друг на друга», предварительно ответив на вопросы «Какие отношения между организмами мы изучили?»

Заполняют в тетрадях таблицу, работая в парах

Отчитываются о проделанной работе, корректируют свои знания

Умение работать в парах, обобщать и делать выводы

Этап контроля и самоконтроля

Предлагает оценить свою работу по заработанным шарикам и поставить оценку за урок

Просматривают выполненные задания, подводят итоги

Умение дать самооценку, отметив для себя неверные задания и скорректировав их

Этап информации о домашнем задании

Задаёт Д/З §12, повторить §3-11, подготовиться к тесту по теме, комментирует

Записывают Д/З

Этап рефлексии

Предлагает завершить урок рефлексией знаний, действий и настроения

Делятся впечатлениями: «на уроке я узнал…хочу узнать, научился…мне было…»

Умение обобщить информацию через рефлексию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Почему и зачем растение зелено» Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу и вместе с углеродом и водой образовал крахмал . Этот крахмал, превратясь в растворимый сахар, после долгих странствований по растению отложился, наконец, в зерне в виде крахмала же или в виде клейковины Из доклада К.А. Тимирязева «Космическая роль растения», 1903 год Работаем с текстом О какой роли живых организмов говорится в тексте?

Слайд 2

Ответы р азрушители потребители разрушители п роизводители разрушители производители п отребители производители потребители Изучаем и определяем

Слайд 3

Смотрим и думаем

Слайд 4

Отношения организмов в сообществе Цель урока: изучение взаимоотношений организмов в сообществе

Слайд 7

Смотрим и думаем Что помогает животным африканских саванн избежать конкуренции?

Слайд 10

Паразиты растений Трутовик Омела Гусеницы питаются листьями Дерево повреждается короедами

Слайд 12

Смотрим и думаем

Слайд 13

Сравниваем и обобщаем (поставьте «+», если действие положительное и «-» , если действие отрицательное) Типы взаимоотношений между двумя организмами Действие на организм 1 Действие на организм 2 Конкуренция Хищничество Паразитизм Взаимовыгодные отношения

Слайд 14

Работаем с текстом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок контроля знаний по теме "Организмы" в 5 классе

Материал содержит тест с двумя группами заданий ( 1) выбрать один правильный ответ; 2) выбрать три правильных ответа, ) Такой подход позволит интенсивно развивать у пятиклассников культуру работы с те...

Урок контроля знаний по теме "Организмы" в 5 классе

Материал содержит тест с двумя группами заданий ( 1) выбрать один правильный ответ; 2) выбрать три правильных ответа, ) Такой подход позволит интенсивно развивать у пятиклассников культуру работы с те...

урок "Движение веществ в организме животного" 6 класс

Урок по теме "Движение веществ в организме животного" 6 класс, программа Н.И.Сонина, с описанием лабораторной работы....

План-конспект урока по физической культуре для 9 класса (девушки). Тема: Направление фитнеса PUMP как способ повышения уровня физического состояния организма.

План-конспект урока по физической культуре для 9 класса (девушки). Учитель физической культуры МАОУ  «СОШ №69» «Центр развития образования»Иванцов Дмитрий Александрович. Тема: Направлен...

Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...

Презентация по природоведению к уроку по теме "Организм и его свойства. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов" (приложение к конспекту урока)

Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...