Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс)

Емельянова Ирина Васильевна

Рабочая программа разработана для использования в 11 классе общеобразовательной школы, 1 час в неделю, базовый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_11.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ДМИТРИЕВА»

ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

307500 КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ г.ДМИТРИЕВ, ул.ВОЛОДАРСКОГО д.37 Тел 8(47150)21495,22556

        http://2sosh.ucoz.ru, e-mail: school2_46_011@mail.ru

Рассмотрено на заседании

МО учителей естественного цикла протокол     № 1 от 23 августа 2019 года

Руководитель МО ______________И.В.Емельянова

Принято на заседании педагогического совета школы протокол №1

от 30 августа 2019  года

Согласовано:

 зам. директора по УР

_________________М.Л.  Новикова

«01» сентября 2019  года

Утверждено и введено в действие приказом № 361

 от 01 сентября 2019  года

Директор  школы:

_______________В.И. Крюкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Биология» 

среднего общего образования

11 класс

(базовый уровень)

                                                                       Составитель: учитель  биологии

Емельянова Ирина Васильевна

2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

      ●    Федерального закона Российской федерации от 29.12   2012г. №273-ФЗ  «Об образовании  в   Российской федерации»

  • федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования;
  • примерной программы для общеобразовательных учреждений: Биология 6-11 класс (составители Э.Д.Днепров, А.Г, Аркадьев) – 2-е изд. Стереотип. – М.:Дрофа, 2008г.
  • программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
  • федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 9 марта 2004г., №1312;
  • федерального  перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год;
  • учебного плана МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева» на 2019-2020 учебный год;
  • положения о составлении рабочей программы учебного курса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева».

В 10-11 классе обобщаются и углубляются знания о жизни и уровнях ее организации, основах цитологии, генетики, селекции, теории эволюции. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Цели и задачи учебного курса.

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

      использование приобретенных знаний и умений в               повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Содержание учебного курса.

1.Генетика человека (3 ч)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики, Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

               

2.Эволюционное учение (12 ч)

Сущность эволюционного подхода и его методическое значение.  Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер

  Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер. Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других  наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

    Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы  эволюции и их характеристика. Естественный отбор— движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей. Борьба за существование  как основа естественного отбора. Механизм действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств,  признаков и новых видов. Возникновение адаптации и их относительный  характер. Взаимоприспособленность видов как peзультат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем  oхраны природы и рационального природопользования

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и  макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Закономерности филогенеза.

Главные направления эволюции.

 Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.

3.Основы селекции и биотехнологии (2 ч)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.

4.Возникновение и развитие жизни на Земле (6 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

5.Антропогенез (3 ч)

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические  и социальные факторы антропогенеза. Основные   направления эволюции человека. Прародина человечества. Расы человека.

 Популяционная структура вида Homo sapiens. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современной эволюции человека. Влияние деятельности человека на биосферу

6.Основы экологии (8ч)

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Адаптации организмов. Биотические факторы среды. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Экосистема, её структура. Учение В. Н. Сукачёвым учения о биогеоценозе. Популяция – основная единица биогеоценоза. Агроэкосистемы.

7.Биосфера, ее состояние и эволюция (5ч)

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.  Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

      В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/ понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Календарно-тематическое планирование

    №

Тема                урока

Количество

часов

Дата

проведения

План

Факт

Тема 1. «Генетика человека»

3

1

Методы исследования генетики человека.

1

2

Генетика и здоровье.

1

3

Проблемы генетической безопасности.

1

Тема 2. «Основы учения об эволюции».

12

4

История  развития эволюционных идей.

1

5

Эволюционное учение Ч.Дарвина.

1

6

Вид и его критерии.

1

7

Л. р. №1 «Изучение морфологического критерия вида»

1

8

Популяция.

1

9

Генетический состав популяций.

Изменения генофонда популяции.

1

10

Борьба за существование и ее формы.

1

11

Естественный отбор и его формы.        

1

12

Видообразование. Изолирующие механизмы.

1

13

Макроэволюция и ее доказательства.

1

14

Главные направления эволюции

органического мира.

1

15

Обобщение по теме

 «Основы учения об эволюции».

1

Тема 3. «Основы селекции и биотехнологии»

3

16

Основные методы селекции.

Селекция растений.

1

17

Методы селекции животных и микроорганизмов.

1

18

Современное состояние и перспективы

 биотехнологии.

1

Тема 4. «Антропогенез»

3

19

Положение человека в системе животного мира.

20

Основные стадии антропогенеза.

Прародина человека.

21

Движущие силы антропогенеза.

Расы и их происхождение.

Тема 5. «Основы экологии»

8

22

Среда обитания и ее факторы

 Л. р. №2 «Приспособленность

 организмов к среде»

1

23

Местообитания и экологические ниши.

1

24

Основные типы экологических взаимодействий.

1

25

Основные экологические

характеристики популяции.

1

26

Экологические сообщества. Пр. р. №1 «Характеристика экосистем и агроэкосистем»

1

27

Структура сообщества.

1

28

Пищевые цепи. Пр. р. №2 «Составление

схем передачи вещества и энергии»

1

29

Экологические сукцессии.

1

Тема 6. «Эволюция биосферы и человек»

5

30

Гипотезы и современные

о происхождении жизни.

1

31

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

32

Эволюция биосферы.

1

33

Антропогенное воздействие на биосферу.

1

34

Итоговый урок.

1

Используемая литература

1.Г.М.Пальдяева. Рабочие программы. Биология. Учебно-методическое пособие. Москва. Дрофа.2012.

2.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология 10-11 класс» Москва: Дрофа, 2015.

3.Сборник нормативных документов. Биология / Сост.Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М:  Дрофа, 2006;

4. Батуев А.Е., Гуленкова МА., Еленевский А.Г Биология. Большой справочник   для    школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004;

5. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М: Оникс 21 век. Мир и образование, 2005;

6.Козлова ТА., Кучменко В.Е Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. М: Дрофа, 2002;

7.Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

8. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М: Просвещение, 1997.

9.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. ЕГЭ: шаг за шагом. Общая биология. – М.: Дрофа, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...