Итоговая контрольная работа по биологии в 9 классе
учебно-методический материал по биологии (9 класс) по теме

Павленко Светлана Алексеевна

Контрольная работа представлена в четырех вариантах и содержит тестовые задания и открытые вопросы по темам за 9 класс по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б,Захарова, Н.И.Сонина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Годовая контрольная работа – 9 класс

Вариант 1

Тема 1 «Эволюция живого мира на Земле»

1. Наиболее напряженной формой борьбы за существование считают

А) межвидовую              Б) с неблагоприятными условиями среды

В) внутривидовую         Г) с антропогенными факторами

2. Какие движущие силы эволюции выделил Ч.Дарвин?

А) изменчивость и естественный отбор    

Б) наследственность, изменчивость и естественный отбор  

В) наследственность, изменчивость и борьба за существование

Г) наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор

3. Эволюционные изменения, ведущие к общему подъему организации, называются

А) ароморфозами                       Б) идиоадаптациями        

В) дегенерациями                      Г) биологическим прогрессом

4. Идиоадаптация — это появление у животных

А) шерстного покрова                                    Б) маскирующей окраски

В) третьего века                                              Г) легочного дыхания    

5. Органы, утратившие свою первоначальную функцию в ходе эволюции, называют

А) рудиментами           Б) гомологичными          В) аналогичными          Г) атавизмами

6. Что из нижеперечисленного является общей дегенерацией

А) исчезновение нескольких пальцев у копытных млекопитающих

Б) превращение листьев кактусов в колючки

В) потеря органов пищеварения у ленточных червей

Г) утрата взрослыми насекомыми личиночных органов

Тема 2 «Клетка»

7. Вода выполняет в клетке функцию

А) запасающую                                 Б) окислительно-восстановительную    

В) каталитическую                           Г) энергетическую

8. Функция молекул ДНК в клетке

А) хранение и передача наследственной информации        Б) запасающая

В) энергетическая                                                                    Г) структурная

9. Синтез белков в клетке осуществляют

А) лизосомы            Б) хлоропласты            В) митохондрии         Г) рибосомы

Тема 3 «Основы экологии»

10. В какой зоне фактор среды губительно воздействует на живой организм?

А) в зоне угнетения                                Б) в зоне пессимума    

В) в критической точке                          Г) в зоне оптимума

11. Какие живые организмы обитают в условиях избыточных пищевых ресурсов?

А) хищники              Б) паразиты                В) собиратели              Г) пасущиеся

12. Критическое значение экологического фактора для организма называют

А) верхним пределом выносливости              Б) ограничивающим фактором

В) оптимумом                                                Г) зоной нормальной жизнедеятельности

13. Хищнические взаимоотношения устанавливаются между

А) жвачными животными и инфузориями              Б) синицей и гусеницей

В) лосем и зубром                                                       Г) ежом и белкой

14. Производители органических веществ

А) редуценты            Б) продуценты          В) консументы          Г) грибы

15. Какой органоид клетки изображен на рисунке? Какова его функция в клетке?

                                         

     

16. Составьте детритную пищевую цепь наземно-воздушной экосистемы, состоящую из четырех звеньев. Укажите в пищевой цепи детрит.

   



Предварительный просмотр:

Годовая контрольная работа – 9 класс

Вариант 2

Тема 1 «Эволюция живого мира на Земле»

1. Причина борьбы за существование

А) изменчивость особей популяции           Б) интенсивное размножение особей

В) природные катаклизмы  Г) отсутствие приспособлений у особей к среде обитания

2. Какую совокупность особей принято считать элементарной единицей эволюции?

А) вид             Б) популяцию          В) семейство            Г) род

3. Мелкие эволюционные изменения, способствующие приспособлению к определенным условиям среды обитания, называются

А) биологическим прогрессом                   Б) ароморфозами  

В) идиоадаптациями                                    Г) дегенерациями

4. Ароморфоз — это

А) разнообразная форма цветков           Б) разнообразная форма листьев у растений

В) многообразие стеблей                        Г) появление цветка

5. Какое эволюционное явление называют дивергенцией?

А) расхождение признаков у родственных видов        

Б) приобретение узкой специализации

В) схождение признаков у неродственных видов          

Г) образование гомологичных органов

6. Что из нижеперечисленного является идиоадаптацией?

А) появление легких у наземных позвоночных

Б) появление четырехкамерного сердца у птиц и млекопитающих

В) появление многоклеточности

Г) появление длинного корня у верблюжьей колючки

Тема 2 «Клетка»

7. К простым углеводам относится

А) крахмал       Б) глюкоза        В) клетчатка         Г) гликоген

8. Мономеры нуклеиновых кислот

А) аминокислоты                                       Б) нуклеотиды    

В) глицерин и жирные кислоты               Г) простые углеводы

9. Функция лизосом

А) окисление белков, жиров, углеводов          Б) синтез белков, жиров, углеводов

В) синтез АТФ                                                    Г) фотосинтез

Тема 3 «Основы экологии»

10. Какой фактор среды способен усилить негативное влияние жары на организм?

А) высокая влажность воздуха                       Б) безветренная погода    

В) сухая погода                                                Г) сильный ветер

11. Какой тип взаимоотношений видов представляет собой одностороннюю связь?

А) мутуализм           Б) симбиоз             В) комменсализм        Г) паразитизм

12. Наиболее благоприятная интенсивность экологического фактора называется

А) ограничивающим фактором                       Б) пределом выносливости

В) оптимумом                                                 Г) зоной нормальной жизнедеятельности

13. Конкурентные взаимоотношения устанавливаются между

А) ежом и белкой                          Б) лосем и волком      

В) синицей и гусеницей               Г) лосем и зубром

14. Потребители органических веществ в экосистеме

А) продуценты         Б) растения             В) редуценты           Г) консументы

15. Какой органоид клетки изображен на рисунке? Какова его функция в клетке?

 

                                         

16. Составьте детритную пищевую цепь наземно-воздушной экосистемы, состоящую из четырех звеньев. Укажите в пищевой цепи редуценты.



Предварительный просмотр:

Годовая контрольная работа – 9 класс

Вариант 3

Тема 1 «Эволюция живого мира на Земле»

1. Образование новых видов в природе происходит в результате

А) возрастного изменения особей      

Б) сезонных изменений

В) природоохранной деятельности человека    

Г) взаимодействия движущих сил эволюции

2. Что, по утверждению Ч.Дарвина, является главной движущей силой эволюции?

А) естественный отбор                     Б) наследственность    

В) искусственный отбор                   Г) изменчивость

3. Эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации в связи с паразитическим или прикрепленным образом жизни, называются

А) идиоадаптациями                     Б) биологическим регрессом    

В) ароморфозами                           Г) дегенерациями

4. Ароморфоз — это

А) появление легочного дыхания          

Б) появление защитной окраски

В) формирование разнообразной формы тела у рыб

Г) формирование конечностей копательного типа у крота

5. Гомологичными считают органы,

А) сходные по происхождению                         Б) выполняющие сходные функции

В) не имеющие общего плана строения            Г) различные по происхождению

6. Укажите пару аналогичных друг другу органов

А) задняя нога лошади и задняя конечность гориллы

Б) передние конечности зайца и коршуна

В) передние конечности крота и роющего насекомого медведки

Г) подвесок челюстного аппарата хрящевых рыб и стремечко среднего уха млекопитающих

Тема 2 «Клетка»

7. Углеводы в клетке выполняют функцию

А) каталитическую                 Б) защитную    

В) энергетическую                  Г) хранения наследственной информации

8. Мономеры белков

А) глюкоза и фруктоза     Б) жирные кислоты     В) нуклеотиды        Г) аминокислоты

9. Плазматическая мембрана в отличие от клеточной оболочки

А) обладает избирательной проницаемостью       Б) более прочная

В) полностью проницаема для различных веществ          Г) состоит из клетчатки

Тема 3 «Основы экологии»

10. В какой зоне воздействие экологического фактора при- водит к возрастанию жизнеспособности организмов?

А) в зоне оптимума                      Б) в зоне пессимума    

В) в критической точке                Г) в зоне угнетения

11. Какую сложную систему образуют трофические отношения в природных сообществах?

А) сеть питания                                           Б) сеть конкуренции

В) сеть односторонних связей                   Г) сеть взаимовыгодных отношений

12. Ограничивающий фактор для распространения организмов в пустыне?
А) высокая температура воздуха           Б) недостаток влаги

В) низкая освещенность                          Г) недостаток пищи

13. Паразитические взаимоотношения устанавливаются между

А) мышью и пшеницей                       Б) муравьем и тлей        

В) блохой и собакой                            Г) волком и зайцем

14. Разрушители органических веществ

А) продуценты         Б) редуценты          В) растения         Г) консументы

15. Какой органоид клетки изображен на рисунке? Какова его функция в клетке?

                                         

16. Составьте пастбищную пищевую цепь водной экосистемы, состоящую из четырех звеньев. Укажите в пищевой цепи консументов первого порядка.



Предварительный просмотр:

Годовая контрольная работа – 9 класс

Вариант 4

Тема 1 «Эволюция живого мира на Земле»

1. К движущим силам эволюции относят

А) многообразие видов                       Б) борьбу за существование

В) видообразование                             Г) приспособленность

2. Какой отбор сохраняет особи со средней нормой показателя признака?

А) стабилизирующий        Б) движущий        В) искусственный         Г) методический

3. Изменения, связанные с сокращением численности особей вида, уменьшением ареала, сокращением числа видов, подвидов, популяций, называются

А) ароморфозами                                            Б) биологическим прогрессом  

В) биологическим регрессом                         Г) идиоадаптациями

4. Идиоадаптация — это появление у животных

А) теплокровности                                    Б) легочного дыхания    

В) четырехкамерного сердца                   Г) покровительственной окраски

5. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется

А) образованием большого количества пыльцы        

Б) удлинением тычиночных нитей

В) ранневесенним цветением                                      

Г) наличием в цветках нектара, яркого венчика

6. Что из нижеперечисленного является ароморфозом

А) формирование хорды

Б) формирование у млекопитающих вторичных половых признаков

В) формирование у насекомых покровительственной окраски

Г) упрощение строения нервной системы и органов чувств у паразитических червей

Тема 2 «Клетка»

7. К простым углеводам относится

А) вода           Б) фруктоза       В) крахмал          Г) клетчатка

8. Белки, увеличивающие скорость химических реакций в клетке,

А) гормоны            Б) ферменты           В) витамины              Г) протеины

9. Клеточная оболочка обеспечивает

А) поступление и выделение веществ            Б) защиту содержимого клетки

В) деление клетки                                            Г) передвижение клетки

Тема 3 «Основы экологии»

10. Какой фактор среды способен уменьшить действие крепкого мороза на организм?

А) сильный ветер                                         Б) безветренная погода  

В) высокая влажность воздуха                   Г) низкая влажность воздуха

11. Какой тип межвидовых связей является взаимоневыгодным?

А) мутуализм          Б) комменсализм          В) конкуренция            Г) симбиоз

12. Ограничивающий фактор для распространения организмов в тундре

А) низкая влажность                            Б) заболоченность почвы

В) низкая температура воздуха           Г) недостаток пищи

13. Симбиотические взаимоотношения устанавливаются между

А) гусеницей и синицей                                 Б) волком и зайцем      

В) раком-отшельником и актинией              Г) человеком и коровой

14. К редуцентам относят

А) консументов           Б) производителей органических веществ        

В) грибы                       Г) растения

15. Какой органоид клетки изображен на рисунке? Какова его функция в клетке?

                                               

16. Составьте пастбищную пищевую цепь наземно-воздушной экосистемы, состоящую из четырех звеньев. Укажите в пищевой цепи продуценты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по биологии, 8 класс

Контрольная работа за курс 8 класса, УМК Н.И.Сонина....

Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс

Контрольная работа выполнена в тестовой форме....

Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс

Контрольная составлена из вопросов части А с выбором 1 ответа и части В на соответствие....

Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс

Контрольная составлена из вопросов части А с выбором 1 ответа и части В на соответствие....

Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс

Контрольная составлена из вопросов части А с выбором 1 ответа и части В на соответствие....

Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс

Контрольная составлена из вопросов части А с выбором 1 ответа и части В на соответствие....

Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс

Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс "Животные", 2 варианта (УМК В.В. Пасечника). Работа в формате ГИА....