олимпиада муниципального уровня по биологии
олимпиадные задания по биологии (6 класс) на тему

Сат Юлия Чагар-ооловна

Задания разработаны в рамках учебной программы по биологии 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания 1 районной  олимпиады «Естествознайка»

2016-2017 учебный год

6 класс

Часть 1. Задание включает 12 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. (1 балл за каждый правильный ответ)

1. Живые организмы отличаются от тел неживой природы:

а) составом атомов                             в) малым содержанием воды

б) клеточным строением                    г) минеральными веществами

2. В растительной клетке в отличие от клетки животной имеются:

а) цитоплазма      в) хлоропласты

б) ядро                  г) плазматическая мембрана

3. Придаточные корни расположены:     

а) на главном и боковых корнях                   в) только на боковых корнях

б)  только на главном корне                           г) на стебле и листьях

4. Хлоропласты в клетке:

а) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

б) выполняют защитную функцию

в) осуществляют связь между частями клетки

г) обеспечивают сходство с дочерними клетками

5.  К генеративным органам растения относится:

 а) цветок                              в) лист 

 б) стебель                            г) корень.

  6. Устьица отсутствуют у:

а) подводных листьев                             в) видоизмененных  листьев

б) плавающих листьев                            г) листьев большинства наземных растений

7.  Венчик цветка состоит из:  

а)  цветоложа                     в) тычинок     

б) чашелистиков                  г) лепестков

8. Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток:

а) почек                                      в) коры

б) камбия                                    г) луба

9. Почему в зеленой части листа обнаруживается крахмал, а в белой части –нет?

а) не поступает кислород                          в) не поступает вода

б) не поступает углекислый газ               г) отсутствует хлорофилл

10.   Размножение — это:

а) увеличение числа особей                    в) образование новых побегов

б) увеличение размера организма          г) образование придаточных корней

11. При бесполом размножении:

а) участвуют оба родительских организма

б) образуется одна клетка из половых  клеток родителей

в) участвует только один родительский организм

г) образуются как разные, так и похожие друг на друга дочерние особи

12. Какой из изображенных органов  НЕ является побегом?

а) https://prv1.lori-images.net/klubni-kartoshki-tselye-i-v-razreze-na-belom-fone-0004539229-preview.jpg           б) http://weylin.ru/wp-content/uploads/2015/09/277.jpegв) http://cdn4.slus.name/bb/ea/bbeaeac1bac0fae8bde91e247421a31c.jpg    г) http://plant-s.ru/wp-content/uploads/2017/02/39e22c.jpg

Часть 2.

2.1. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10  (по 1 баллу за правильный ответ).

1) Корневая система растений – это совокупность  всех его корней.

2) Клубень картофеля – видоизмененный корень

3) Почка – зачаточный побег

4) Вегетативный побег состоит только их стебля и почек

5) Мякоть листа образована столбчатой тканью

6) Лист – орган воздушного питания

7) По древесине передвигаются органические вещества

8) Камбий – это слой живых клеток, способных делиться и образовывать клетки других тканей

9) Пестик состоит из завязи и столбика

10) Цветок – орган семенного размножения

2.2. Установите последовательность приготовления препарата (2 балла):

А. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука

Б. Пипеткой нанести1-2 капли воды на предметное стекло

В. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы

Г. Накрыть покровным стеклом

Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей

2.3. Установите соответствие между названием процесса и его характеристиками (2 балла).

НАЗВАНИЕ ПРОЦЕССА                              ХАРАКТЕРИСТИКИ

А-  фотосинтез                                        1) образование органических веществ

Б – дыхание                                             2) расщепление органических веществ

                                                                  3) выделение кислорода

                                                                   4) выделение углекислого газа

                                                                    5) поглощение кислорода

                                                                    6) наличие хлорофилла        

 2. 4.Вставьте  в  текст  «Прорастание  семян»  пропущенные  термины  из  предложенного  перечня,  используя для этого цифровые обозначения.  Запишите в текст цифры выбранных ответов, а  затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

                             ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН

Семена  могут  долго  лежать  в  бумажных  пакетиках,  в  мешках  из  ткани,  в  зернохранилищах,  находясь в  состоянии  покоя  и  не  прорастая.  Прорастающие  семена  начинают  активно  дышать,  поглощая___________ (А) и выделяя___________ (Б). Во время дыхания выделяется энергия. При прорастании семени  фасоли  зародыш  питается  запасами  веществ,  отложенных  в  ___________  (В),  а  при  прорастании зерновки пшеницы зародыш питается запасами веществ, отложенных в ___________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) свет                                                           5) эндосперм

2) семядоля                                                  6) углекислый газ

3) зародышевый корешок                          7) органические вещества

4) кислород                                                  8) семенная кожура

Часть 3.  Каково значение видоизмененных листьев? (3 балла)

Фамилия                      

Итого баллов

Ф.И.О.

Ф.И.О. учителя

Школа №                                    

Класс

Матрица ответов на задания районной   олимпиады школьников «Естествознайка»  в 2016-17 учебном году

6 класс

Максимальное количество баллов – 39

Часть 1. [мах. 12 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11

12

11-12

Часть 2. [мах. 24 балла]

2.1. (10 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

прав.

неправ.

2.2. (5 баллов)

1

2

3

4

5

2.3. (5 баллов)

1

2

3

4

5

6

2.4. (4 балла)

А

Б

В

Г

Часть 3. [мах. 3балла]

 Ответы  на задания районной   олимпиады школьников «Естествознайка» по биологии.

 6 класс 2016-17 уч. год

Максимальное количество баллов – 39

Часть 1. [мах. 12 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

б

в

г

а

а

а

г

б

г

а

11

12

11-12

в

в

Часть 2. [мах. 24 балла]

2.1. (10 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

прав.

х

х

х

х

х

неправ.

х

х

х

х

х

2.2. (5 баллов)

1

2

3

4

5

Д

Б

А

В

Г

2.3. (5 баллов)

1

2

3

4

5

6

А

Б

А

Б

Б

А

2.4. (4 балла)

А

Б

В

Г

4

6

2

5

Часть 3. [мах. 3 балла]

  1. Для защиты от поедания  животными (колючки кактуса).
  2. Для уменьшения испарения влаги (колючки кактуса).
  3. Усиливают опору (усики гороха)



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ 1 РАЙОННОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ЕСТЕСТВОЗНАЙКА»

 ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС

Часть I.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.       В организме растения не существует ткани:

а) проводящей,     б) всасывающей,   в) нервной,   г) покровной.

2.       Органы объединяются в систему органов, потому что:

а) они рядом расположены,    б) сходны по строению,

в) выполняют общую функцию,     г) взаимодействуют с другими системами.

3.       Из перечисленных червей в кишечнике человека паразитирует:

а) многоглазка,    б) печеночный сосальщик,    в) белая планария,     г) бычий цепень.

4.      Клетки человека не способны к:

а) размножению,  б) обмену веществ,   в) развитию,   г) фотосинтезу.

5.    Функцию питания и роста стебля в толщину выполняет:

а) кора,         б) луб,      г) камбий,    г) ксердцевина.

6.     При переломе позвоночника необходимо:

а) уложить больного на спину на мягкую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,

б) уложить больного вниз лицом на твердую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,

в) наложить тугую повязку вокруг туловища и транспортировать пострадавшего в больницу,

г) ждать врачей, не оказывая помощь.

7.     У млекопитающих в отличие от пресмыкающихся , более совершенен процесс:

а) теплорегуляции,           б) питания,

в) дыхания,                        г) выделения.

8.Длительный иммунитет не вырабатывается против

а) кори                                      в) гриппа

б) ветрянки                              г) скарлатины  

9.О чем свидетельствует наличие хвоста у зародышей человека?

 а) об отклонениях в развитии                        в) о развитии с неполным превращением

б) об изменчивости организмов в период развития     г) о происхождении от других хордовых

10. Пострадавшему от укуса бешеной собаки вводят

а)  готовые антитела                    в) ослабленных возбудителей болезни

б) антибиотики                            г) обезболивающие лекарства

11.На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой изображен правый желудочек? Картинки по запросу схема строения сердца человека

а)  1                                в) 3

б) 2                                 г) 4

12. Какую роль играет в пищеварении желчь, вырабатываемая печенью?

а)  превращает крупные капли жира в мелкие  

б) расщепляет органические вещества                                        

 в) способствует всасыванию минеральных солей

г) синтезирует водорастворимые витамины

13.Для лечения какого нарушения строения скелета врач предложит пациенту использовать супинаторы?

а)  сколиоза                                       в) перелома

б) плоскостопия                                г) вывих

14. Отсутствие этого  витамина вызывает «куриную» слепоту?

а)  А                                в) С

б) В                                 г) Д

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8  (по 2 балла за правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

2.1.Установите соответствие между характеристикой круга кровообращения и его названием.

ХАРАКТЕРИСТИКА КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ                       НАЗВАНИЕ

А) начинается в левом желудочке                                               1) большой круг

Б) кровь течет в легкие                                                                 2) малый круг

В) кровь артериальная превращается в венозную

Г) заканчивается в левом предсердии

Д) кровь выходит из сердца под давлением 30 мм.рт.ст.

Е) кровь выходит из сердца под давлением 120 мм.рт.ст.

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

А              Б             В                 Г                   Д                Е

2.2. Какие из приведенных органов относят к видоизмененным?  Выберите три верных ответа из шести предложенных и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) стебли                                                       4) корневища

2) клубни                                                         5) листья

3) корни                                                           6) луковицы

2.3.Укажите правильную последовательность продвижения по организму питательных веществ, входящих в состав сыра. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

А) тонкий кишечник                            Г) клетки и ткани организма

Б) ротовая полость                               Д) желудок

В) кровеносные сосуды

           

    2.4.Вставьте  в текст «Органы дыхания» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого  цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в таблицу.

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

К дыхательным (воздухоносным) путям относятся: носовая полость, носоглотка, ______(А), трахея и __________(Б). Основная  функция воздухоносных путей – проведение воздуха. Кроме этого, в носовой полости происходит согревание, очищение от пыли и ______(В) воздуха. Собственно органом дыхания являются ________(Г), которые состоят из пузырьков.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

  1. Бронхи                            5)Гортань
  2. Легкие                             6) альвеолы
  3. Увлажнение                    7)охлаждение
  4. Бронхиолы                       8) трахея

А

Б

В

Г

  Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за правильный ответ).

  1. Костная ткань – это разновидность эпителиальной ткани.
  2. Желчь – это зеленовато-желтая жидкость горького вкуса.
  3. Ситовидные трубки – сосуды, по которым  передвигаются органические вещества.
  4. Физиология – наука о внешнем и внутреннем строении человеческого организма.
  5. Главные части любой клетки – ядро и цитоплазма.
  6. Вид  Черемуха обыкновенная относится к классу Двудольных.
  7. Анатомия  - это наука о функциях организма и его органов.
  8. Центральная нервная система человека образована головным и спинным мозгом.
  9. Теменная и височная кости соединены между собой подвижно.
  10. Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует согреть поврежденный сустав.

Часть 4. Дайте развернутый ответ на вопрос.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6.

4.1. Человека с какой группой и почему называют «универсальным реципиентом»?

4.2. Какую первую помощь необходимо оказать пострадавшему при переломе костей черепа?

4.3. Какой процесс изображен на рисунке. В чем  биологическое значение этого процесса? Кто открыл этот процесс?

http://tak-to-ent.net/biolog/image117.jpg

Ф.И.О. участника

Школа

класс

ПРЕДМЕТ

Ф.И.О УЧИТЕЛЯ

МАТРИЦА ОТВЕТОВ  на задания муниципального этапа  олимпиады школьников «Естествознайка» по биологии. 8 класс, 2016-17 уч. год. [мах.  баллов]

ЧАСТЬ 1.  [18 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-14

Часть 2.(8 баллов)

2.1. А              Б             В             Г          Д                Е

2.2.   

2.3.

2.4.

А

Б

В

Г

 Часть 3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

нет

Часть 4.

ОТВЕТЫ  на задания муниципального этапа  олимпиады школьников «Естествознайка» по биологии. 8 класс, 2016-17 уч. год. [мах.  баллов]

ЧАСТЬ 1.  [14 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

в

в

г

г

г

б

а

в

г

а

11-14

б

а

б

а

Часть 2.(8 баллов)

2.1. (2балла)

А              Б             В             Г          Д                Е

1

2

1

2

2

1

2.2.   (2 балла)

2

4

6

2.3. (2 балла)

б

д

а

в

г

2.4.(2 балла)

А

Б

В

Г

5

1

3

2

 

Часть 3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

+

+

+

+

+

нет

-

-

-

-

-

Часть 4.

4.1.- Людей с IV группой крови называют универсальными реципиентами, им можно переливать кровь любой другой группы, поскольку в плазме их крови нет агглютининов. С учетом наличия агглютиногенов и агглютининов кровь людей подразделяют на четыре группы. При кровопотерях в результате травмы и при некоторых операциях практикуется переливание человеку (называемому реципиентом) крови другого человека (донорской крови). При этом важно, чтобы донорская кровь была совместима с кровью реципиентаДело в том, что при смешивании крови от разных лиц эритроциты, оказавшиеся в плазме крови другого человека, могут склеиваться (агглютинироваться), а затем разрушаться (гемолизироваться).

4.2.- Если у пострадавшего открытый перелом костей черепа, то на рану следует наложить стерильную повязку. Обязательно вызовите бригаду скорой помощи. Во время перелома костей черепа у пострадавших появляется сильное беспокойство. В связи с этим его следует, уложив, обездвижить, а голову нужно зафиксировать.

4.3. Фагоцитоз (греч. phagos - пожирать и cytos - вместилище) - захват и поглощение клеткой крупных частиц (иногда даже целых клеток и их частей). Это явление впервые описал выдающийся русский ученый И.И.Мечников .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий церемонии награждения победителей и призёров предметных олимпиад муниципального и регионального уровней «Триумф»

Сценарий церемонии награждения победителей и призёров предметных олимпиад муниципального и регионального уровней «Триумф»...

Сценарий церемонии награждения победителей и призёров предметных олимпиад муниципального и регионального уровней «Триумф» 2011-2012 учебный год

Сценарий церемонии награждения победителей и призёров предметных олимпиад муниципального и регионального уровней «Триумф» 2011-2012 учебный год...

Сценарий церемонии награждения победителей и призёров предметных олимпиад муниципального и регионального уровней «Триумф» 2009-2010 учебный год

Сценарий церемонии награждения победителей и призёров предметных олимпиад муниципального и регионального уровней «Триумф» 2009-2010 учебный год...

Сценарий церемонии награждения победителей и призёров предметных олимпиад муниципального и регионального уровней «Триумф» 2010 – 2011 учебный год

Сценарий церемонии награждения победителей и призёров предметных олимпиад муниципального и регионального уровней «Триумф» 2010 – 2011 учебный год...

олимпиада муниципального уровня по биологии

Задания разработаны в рамках учебной программы по биологии...

Результаты олимпиады по ОБЖ на муниципальном уровне в2017году

Результаты подготовки к олимпиаде по ОБЖ...