Урок "Генеалогический метод изучения человека"
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Данный урок в апреле 2014 года был проведен в виде открытого занятия в 10 классе.

Цель: Провести исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина, составить проект по родословной своей семьи.  

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genealogiya.odt29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-исследования по биологии

«Изучение родословных с помощью генеалогического метода»

 Мартюшева О.М., учитель биологии

МБОУ «СОШ» с.Пожег

Данный урок в апреле 2014 года был проведен в виде открытого занятия в 10 классе.

Цель: Провести исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина, составить проект по родословной своей семьи.

Задачи:

1.Коммуникативные:научить выступать перед классом, умение задавать вопросы, умение рассказать перед классом о проведенной исследовательской работе, сотрудничество в сборе информации

2.Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовать практическую задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели.

3.Познавательные:умение определить понятие «генеалогический метод», структурирование знаний из личного опыта, построение логических связей при изучении генеалогического древа рода А.С.Пушкина.

4.Личностные:развивать навыки сотрудничества, освоение толерантного отношения, развитие самостоятельности, формирование осознанной мотивации к выполнению задания, формирование интеллектуальных умений(доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы )

ХОД УРОКА

 

Этапы проектной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

I.Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места школьников к уроку.

Приветствие учителей, провер-

ка наличия материала для

работы на уроке.

II. Индукция.

(мотивация и

целеполагание)

Учитель направляет на формирование темы урока, раскрывает план урока

Определяют тему урока.

Отвечают на вопрос, формули-

руют цели урока.

III. Изучение нового материала.

Разъяснение учащимся о порядке выступления.

1.Афиширование.

Рассказывают о результатах ра-

боты группы , защита

своих исследований.

2.Рефлексия.

Продолжить предложение: «Я прожил этот час не зря, потому что...»

Ребята продолжают предло-

жение

IV.Домашнее задание

   д/з – продолжить собирать материал для семейного архива

Конспект урока

I.Организационный момент

II.Учитель: Изучая в курсе общей биологии генетику, вы узнали, что эта наука о наследст-венности и изменчивости. Особое же значение для нас имеет генетика человека. Какие методы изучения человека нам известны? (ответы учащихся).

- Какой из методов самый интересный и доступный? (Ответы учащихся) .Почему? (подвести к теме урока). Формулируется тема урока.

 Сообщение учащихся : Генеалогический метод основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Другими словами, генеалогический метод- это изучение наследственных признаков человека по родословным. Он был предложен в конце 19 века Ф.Гальтоном. Система обозначений была предложена Г.Юстом в 1931 году.Когда- то свою родословную знали только аристократические семьи. Позже их родословные пригодились науке- помогли установить закономерности наследования многих заболеваний. История сохранила для нас несколько родословных хорошо известных людей, чьи имена знакомы нам с детства. Среди них родословная А.С.Пушкина занимает одно из первых мест.Поэт гордился своими предками и не раз в стихотворениях упоминал их.

Моя родословная

Наш предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил.

Его потомство гнев венчанный,

Иван IV пощадил.

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин.

III.Учтель: Сегодня мы взглянем в родословную поэта, приоткроем завесу рождения гения земли российской. А затем вы представите материал по родословным своих семей.

(вывешивается план урока) .

Группа учащихся работала над изучением родословной А.С.Пушкина. Даем им слово.

Выступления учащихся:

- Пушкин, наверно, как никто, чувствовал токи истории, буквально проходившие через него. «Он, - писал о Пушкине Чернышевский, - чрезвычайно гордился тем, что происходит от фамилий, игравших довольно значительную роль в нашей истории, и дорожил памятью своих предков.». Конечно, в картине пушкинского родословия немало и темных мест, и белых пятен: историческая правда объединяется с поэтическими легендами. Но главное: Пушкиным честность и благородство понимались не только как личное достоинство, но и как фамильный завет прошлого, и как родовая ответственность перед настоящим . Во взрывную смятенную пору неожиданных падений и быстрых взлетов, странных перемещений и фантастических совмещений укоренился в России выходец из Африки, который положил начало роду, называвшемуся Ганнибалами. Таким образом в IVIII веке Пушкиным была сделана прививка экзотическая и динамическая. Поэт наш с постоянным, все нарастающим вниманием относился к обоим этим-пушкинскому и ганнибаловскому- родовым истокам своей судьбы и к причудливому сплетению их: ведь даже отец и мать были в троюродном родстве.

- Изучая родословную, мы работали над следующим вопросом: как на личность самого А.С.Пушкина и на его творчество отразились наследственные признаки, переданные родителями и другими родственниками?

-На личности самого поэта и на его творчестве очень ярко отразились наследственные признаки.В его творчестве можно проследить некую цикличность, сопровождаемую подъемами настроения и резкими его спадами. В результате кровнородственного брака родителей (работа со схемой родословной семьи Пушкина) Пушкин унаследовал предрасположение к циклотимии от отца. Сергей Львович был слабохарактерным, сентиментальным. Ему были присущи резкие подъемы и спады настроения. Аффективность унаследовал от матери. Надежда Осиповна была сильной, властной натурой, но вспыльчивой, рассеяной.

 Учитель: Изучать родословные великих людей- занимательно, полезно, патриотично, но не менее интересно и важно заняться изучением собственной родословной, узнать, веточкой какого древа являешься ты и где твои корни. Даем слово учащимся, подготовившим исследовательские работы по своим родословным.

Выступления учащихся с приготовленными проектами своих родословных.

Учитель: Мы прослушали ваши отчеты по вашим исследовательским работам, какой же вывод вы сделаете по сегодняшнему уроку?

- Начав заниматься своей родословной, остановиться уже невозможно, насколько это увлекательное занятие, помогающее ощутить связь поколений и времен.

 Рефлексия: Продолжите предложение: «Я прожил этот час не зря...».

IV. Ну вот и подходит к концу наш урок, но главные исследования еще впереди. И домашнее задание задание такое: продолжить накапливать материал для семейного архива. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы изучения генетики человека

Методическая разработка по биологии для использования в 10 классе, включающая в себя: конспект урока, мультимедийную презентацию к уроку, разноуровненвые тесты по пройденному материалу, карточки задан...

Презентация "Методы изучения наследственности человека".

В данной презентации представлены основные методы изучения наследственности человека....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ИНФОРМАТИКА И БИОЛОГИЯ. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ РОДОСЛОВНЫХ.

Урок по теме «Генеалогический метод изучения генетики человека», практическая работа «Составление схем родословных». Программа GenoPro (Живая Родословная) предназначена для создания, редактирован...

Презентация к уроку "Методы изучения генетики человека"

Интерес, проявляемый учеными к наслед­ственности человека, не случаен. В последние десятилетия человече­ство тесно соприкасается с чуждыми для него химическими вещест­вами. Число таких веществ, примен...

Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Урок по ФГОС  . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....

Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Урок по ФГОС  . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....

Методы изучения генетики человека , типы наследования, решение задач на родословные. (Подготовка к ЕГЭ).

Учащиеся часто испытывают трудности при решениии задач на родословные в заданиях второй части ЕГЭ по биологии, данная разработка напрвлена на устранение пробелов по данной теме и подробно объясняет ти...