Рабочая программа учебного курса по биологии для ученика 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Нечаева Елена Вячеславовна

Составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса (Биология: 5-9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2015, авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ п.Пионерский и обеспечена учебником для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Биология 7»З.А. Клепинина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bio_pop.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Пионерский»

        

        Приложение к образовательной программе, введенной

        в действие приказом № 568 от 31.08.2016 г.

Рассмотрено на заседании кафедры                                                                                                                        

естественно-математического образования                                                                                                            

Протокол № 4 от  28.08.2016 г.                                                                                                                    

Руководитель кафедры _________Л.Н. Ан                                                                                                                    

Согласовано:                                                                                                                                                                              

Зам. директора по УВР _________Л.И.Коротеева

29.08.2016 г.                                                                                                                                                          

Рабочая программа учебного курса по биологии

для ученика 7 «Б» класса Иванова Ивана

(индивидуальное обучение 8 вид)

Составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса (Биология: 5-9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2015, авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ п.Пионерский и обеспечена учебником для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Биология 7»З.А. Клепинина.

        Составитель: учитель биологии и географии

                Нечаева Елена Вячеславона

2016 год

2. Пояснительная записка

2.1. Рабочая программа по биологии составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса (Биология: 5-9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2015, авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ п.Пионерский и обеспечена учебником для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Биология 7» З.А Клепинина.

2.2. Основной цельюпрограммы по биологии в 7 классе является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой природе, формирование представлений о мире, который окружает человека.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

- сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений);

- экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе;

- первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними;

- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.

3. Общая характеристика учебного предмета

Изучение биологии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде, развивать физическую культуру, они учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни. А также преподавание биологии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости.

 Ценностные ориентиры содержания предмета биологии

Рабочая программа по биологии составлена на учащегося 7 класса. Ученику организовано обучение на дому по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью.

Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности  биологических методов исследования объектов живой природы. В качестве объектов ценностей труда и быта  выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорийнравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

6. Содержание курса

Растения вокруг нас (1 часа)

        Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями.

Общее знакомство с цветковыми растениями (14 часа)

        Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

        Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

        Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

        Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.

        Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.

        Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания.

Многообразие растительного мира (16 часа)

        Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

        Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

        Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.

        Особенности строения покрытосеменных, или цветковых. Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

        Однодольные покрытосеменные растения. Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

        Двудольные покрытосеменные растения. Пасленовые. Картофель,  томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак. Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы. Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.

        Перевалка и пересадка комнатных растений.

Бактерии (2 часа)

        Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы (2 часа)

        Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.

 Учебно-тематическое планирование

Тема раздела

Кол-во часов

1

Растения вокруг нас

1

2

Общее знакомство с цветковыми растениями

14

3

Многообразие растительного мира

16

4

Бактерии

2

5

Грибы

2

ИТОГО

35

 Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Учащиеся должны уметь:

- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

- различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);

- различать грибы и растения.

Учащиеся должны знать:

- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;

- строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

- некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

- разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:      

- элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- адаптации к условиям проживания на своей территории;

- сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней.

10. Календарно-тематическое планирование

№ урока

№ урока по теме

Тема урока

Умения и навыки

Дата проведения

план

факт

РАСТЕНИЯ ВОКРУГ НАС (1 часа)

1

1

Разнообразие растений

Значение растений

Охрана растений

Знать дикорастущие и культурные растения, бесцветковые и цветковые, их значение в природе.

Уметь привести примеры из жизни.

Знать о значении растений для человека.

Уметь рассказывать по плану.

Знать, почему и как надо охранять растения.

Уметь узнавать и называть охраняемые растения.

ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ (14 часа)

2

1

Строение растения

Строение цветка

Знать строение цветкового растения, названия органов.

Уметь рассказывать по таблице о строении цветкового растения.

Знать строение цветка.

Уметь находить и показывать части цветка на муляже и  живом растении.

3

2

Виды соцветий

Опыление цветков

Знать виды соцветий.

Уметь находить и определять на растениях

Знать, как происходит перекрестное и  самоопыление.

Уметь объяснить на таблице связь между строением цветка и способом опыления.

4

3

Разнообразие плодов

Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян

Знать, из чего  образуется плод, сухие плоды и сочные, названия плодов.

Знать способы распространения семян.

Уметь объяснить, какое значение имеет распространение семян в природе.

5

4

Внешний вид и строение семени фасоли

Строение семени пшеницы

Знать двудольные растения, строение семени.

Уметь рассказать о строении семени по таблице.

Знать строение семени однодольных растений.

Уметь рассказать о строении семени по таблице.

6

5

Условия прорастания семян

Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву

Знать условия, необходимые для прорастания семян.

Уметь применять знания в жизни.

Знать влияние величины семени и свойств почвы на глубину  их  заделки.

Уметь применять на практике.

7

6

Виды корней

Знать различные виды корней, корневые системы, значение корня в жизни растений.

Уметь  рассказывать о значении корня, о разнообразии корней и корневых систем по таблице.

8

7

Корневые системы

Значение корня

Видоизменения корней

Знать стержневую и мочковатую корневые системы.

Уметь отличать их друг от друга.

Знать строение корня, значение корневых волосков.

Уметь рассказывать о строении корня.

Знать, какую роль в жизни растений и человека играют корнеклубни  и корнеплоды.

Уметь различать и правильно определять.

9

8

Внешнее строение листа. Из каких веществ состоит растение

Образование органических веществ в растении

Знать строение листа, жилкование, простые листья и сложные.

Уметь определять на гербарных листах листорасположение и жилкование.

Знать, как образуются органические вещества в листьях, их значение для растения.

10-11

9-10

Испарение воды листьями

Дыхание растений

Листопад и его значение

Знать, как влияют условия жизни растения  на испарение воды.

Уметь объяснить движение  воды в растении.

Знать, как происходит дыхание и газообмен.

Уметь рассказывать о дыхании растений.

Знать, что листопад - защитное  приспособление растений к неблагоприятным условиям жизни.

Уметь рассказывать о значении листопада.

12

11

Строение стебля

Знать строение стебля.

Уметь отличить стебли травянистых растений от стеблей деревьев и кустарников.

13

12

Значение стебля в жизни растения

Знать, каково значение стебля для растения.

Уметь рассказывать о передвижении по стеблю воды с растворенными в ней веществами.

14

13

Разнообразие стеблей

Знать виды стеблей.

Уметь различать на таблице и в природе.

15

14

Растение – целостный организм

Знать, что все органы в растении взаимосвязаны.

Уметь объяснять взаимосвязь органов растения.

МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (16 часа)

16

1

Деление растений на группы

Знать признаки деления растений на группы

Мхи

Знать, что мхи – многолетние травянистые растения, места их произрастания.

Уметь рассказывать о местах произрастания, размножении мхов, об образовании торфа.

Папоротники

Знать места произрастания папоротников и их размножение.

Уметь рассказывать об образовании каменного угля.

17

2

Голосеменные. Хвойные растения

Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы

Знать признаки основных голосеменных растений, использование древесины в народном хозяйстве.

Уметь рассказывать об использовании древесины в народном хозяйстве.

Знать характерные различия однодольных и двудольных растений.

Уметь рассказывать об особенностях растений по плану

18

3

Злаковые. Общие признаки злаковых

Хлебные злаковые культуры

Знать общие признаки злаковых.

Уметь рассказывать об общих признаках, с опорой на таблицу.

Знать хлебные злаковые культуры.

Уметь  объяснить, почему они относятся к однодольным растениям, различать злаковые культуры.

19

4

Выращивание зерновых

Использование злаков в народном хозяйстве

Знать названия и условия выращивания местных зерновых культур.

Знать использование злаковых в народном хозяйстве.

Уметь рассказывать, как выращивают и используют злаки с опорой на иллюстрации.

20

5

Лилейные. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные

Знать признаки лилейных, значение цветочно-декоративных лилейных.

Уметь узнавать эти растения среди других.

Овощные лилейные

Знать строение луковицы лука и чеснока.

Уметь находить признаки сходства и различия, рассказывать, почему люди выращивают эти растения

21

6

Дикорастущие лилейные. Ландыш

Общие признаки пасленовых. Дикорастущие пасленовые.

Знать биологические особенности дикорастущих лилейных.

Уметь рассказывать о ландыше, как представителе дикорастущих лилейных.

Знать  общие признаки пасленовых.

Уметь сравнивать пасленовые с другими растениями, используя таблицу учебника.

22

7

Овощные и технические пасленовые. Картофель

Выращивание картофеля

Знать, что картофель одно из важнейших пищевых пасленовых растений, строение клубня.

Уметь рассказывать о выращивании картофеля

Знать особенности выращивания картофеля

23

8

Овощные пасленовые. Томат

Овощные пасленовые. Баклажан и перец

Знать, как биологические особенности томата влияют на условия их выращивания.

Уметь рассказывать о выращивании томата

Знать, как биологические особенности баклажана и перца  влияют на условия их выращивания.

Уметь рассказывать о выращивании баклажана и перца.

24

9

Цветочно-декоративные пасленовые

Знать, какие биологические особенности петуньи  и душистого табака учитываются при выращивании.

Уметь выращивать на своем участке.

Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения

Знать  общие признаки бобовых.

Уметь сравнивать бобовые с другими растениями, используя таблицу учебника.

25

10

Фасоль и соя – южные бобовые культуры

Кормовые бобовые растения

Знать, что фасоль, соя – это ценные пищевые растения.

Уметь рассказывать об  использовании  бобовых человеком.

Знать, почему клевер и люпин относят  к бобовым, в чем их ценность для хозяйства человека.

Уметь рассказывать о значении кормовых бобовых растений.

26

11

Общие признаки розоцветных. Шиповник

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня

Знать биологические особенности строения розоцветных.

Уметь рассказывать об их применении

Знать название растения, его пищевую ценность, уметь давать характеристику

27

12

Плодово-ягодные розоцветные. Груша

Знать название растения, его пищевую ценность, уметь давать характеристику

Плодово-ягодные розоцветные. Вишня

Знать биологические особенности вишни, о размножении вишни.

Уметь рассказывать о значении розоцветных

28

13

Плодово-ягодные розоцветные. Малина

Плодово-ягодные розоцветные. Земляника

Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры

Знать биологические особенности малины, о размножении малины.

Уметь рассказывать о значении розоцветных

Знать биологические особенности земляники.

Уметь рассказывать об уходе за растением.

Знать биологические особенности персика и абрикоса.

Уметь рассказывать об  особенностях выращивания.

29

14

Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник

Календула и бархатцы – однолетние цветочно-декоративные сложноцветные

Знать общие признаки сложноцветных, биологические особенности подсолнечника.

Уметь определять  растения относящиеся к сложноцветным, рассказывать о выращивании подсолнечника.

Знать биологические особенности строения сложноцветных.

Уметь рассказывать об их выращивании.

30

31

Маргаритка и георгин – многолетниецветочно-декоративные сложноцветные

Перевалка комнатных растений

Знать биологические особенности строения сложноцветных.

Уметь рассказывать об их выращивании

Знать правила перевалки комнатных растений, уметь переваливать растения

31

16

Пересадка комнатных растений

Растение – живой организм

Знать правила пересадки комнатных растений, отличие пересадки от перевалки,

уметь пересаживать растения

Знать строение растений, названия некоторых растений из всех изученных групп, уметь различать их

БАКТЕРИИ (2 часа)

32

1

Бактерии. Общее понятие

Знать, что такое бактерии, споры; болезни, вызываемые бактериями.

Уметь рассказывать о размножении бактерий.

33

2

Значение бактерий в природе и жизни человека

Знать, какова роль бактерий в природе и для человека, способы борьбы с болезнетворными бактериями.

Уметь обезопасить себя от заражения болезнетворными бактериями.

ГРИБЫ (2 часа)

34

1

Строение грибов

Знать строение шляпочного гриба.

Уметь рассказывать о размножении грибов.

35

2

Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы

Знать съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов.

Уметь распознавать грибы, правильно собирать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Общая биология" для 10 класса.

Предназначена для учителей работающих по учебнику В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень.Содержит пояснительную записку, тематическое и календарно- тематическо...

Рабочая программа учебного курса " Общая биология" для 11 кл

Программа учебного курса предназначена для преподавателей работающих по учебнику И.Б.Агафонова. В.И.Сивоглазов, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразователь...

Рабочая программа учебного курса по биологии для 8 класса.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 ...

Рабочая программа учебного курса по биологии за 5 класс на 2015-2016 год

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее историии методах исследования, царствах живых организмов, средах о...

Рабочая программа учебного курса по географии для ученика 7 класса

Рабочая программа «География» для 7 класса составлена на основе программы «География» Т.М. Лифановой из сборника  «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 к...