Рабочая программа учебного курса " Общая биология" для 11 кл
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Паршина Людмила Михайловна
Программа учебного курса предназначена для преподавателей работающих по учебнику И.Б.Агафонова. В.И.Сивоглазов, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа.Содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно- тематический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_obshchaya_biologiya_11_klass.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Рассмотрена

и одобрена на заседании  кафедры биологии и химии

Протокол от 29.08.2014 г.№1

Руководитель кафедры

_______ Л.М. Паршина

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

_________  А.М. Афроськин

Приказ №34-Д от 30.08.2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Общая биология» в 11 классе



 
 

Составитель: учитель биологии

МОУ «Большеелховская СОШ»

Л.М. Паршина


 
 

2014

Пояснительная записка

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);  строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина).//Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Программа по биологии для учащихся  11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа  базового уровня в 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (34 ч). В учебный процесс включены 3 практических и 2 лабораторных работы. В связи со сложностью изучаемого материала считаю более целесообразным добавить 1 ч  в разделе «Вид», 3 ч в разделе «Экосистемы».

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации  при структурировании знаний.

Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение; дифференциация  решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом.

Результаты освоения курса биологии

Требования к результатам освоения курса биологии в средней школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в средней школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Тематическое планирование по дисциплине «Общая биология»

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольная работа

1.

Вид

13

3

-

2

2

Происхождение жизни на Земле

3

3

Происхождение человека

5

4.

Экосистемы

13

3

2

Итого

34

3

3

4

Содержание программы

Раздел 1. Вид (21 час)

знать /понимать

основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов

вклад выдающихся ученых (К Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, необходимости сохранения многообразия видов;

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания,

сравнивать: биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека,

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения правил поведения в природной среде;

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида  

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Практические  работы

Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах

Выявление изменчивости у особей  одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Раздел 2. Экосистемы (13 час)

знать /понимать

основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых (В. И. Вернадский) в развитие биологической науки;

 биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

   находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения правил поведения в природной среде;

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Практические  работы

Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах

Выявление изменчивости у особей  одного вида

Выявление приспособлений организмов к среде обитания

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Решение экологических задач

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Всего часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

План.

Факт.

1

Вид

21

1.1

(1)

Правила безопасности в кабинете биологии. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея.

Беседа

1

Работа над текстом

С. 199-200

1.2

(2)

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Беседа

1

Составление таблицы

1.3

(3)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Беседа

1

Заслушивание сообщений

1.4

(4)

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Беседа

1

Работа с рисунками учебника на с.113-114

1.5

(5)

Вид. Критерии и структура.  ЛР №1«Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».

Практическое занятие

1

ЛР№1

1.6

(6)

Популяция – структурная единица вида и эволюции. ЛР №2 «Выявление изменчивости у особей  одного вида».

Практическое занятие

1

ЛР№2

1.7

(7)

Факторы эволюции.

Объяснение

1

Работа с рисунками на с. 109

1.8

(8)

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

Семинар

1

Исследование рисунка-схемы 110 и рис.111 в учебнике

1.9

(9)

Адаптации организмов к условиям обитания. ЛР №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

Практическое занятие

1

ЛР №3

1.10

(10)

Видообразование.

Беседа

1

Работа по карточкам

1.11

(11)

Сохранение многообразия видов.

Лекция

1

Самостоятельная работа по вариантам

1.12

(12)

Доказательства эволюции органического мира. Обобщающий урок.

Обобщение

1

Работа с карточками

1.13

(13)

Тест №1 «Основные закономерности эволюции» в формате ЕГЭ

Зачёт

1

Тест

2

Происхождение жизни на Земле.

3

2.1

(14)

Вводная лекция. Развитие представлений  о происхождении жизни на Земле.

Лекция

1

Просмотр видеофильма

2.2

(15)

Современные представления о возникновении жизни.

Объяснение

1

Работа по  трём вариантам

2.3

(16)

Развитие жизни на Земле

Объяснение

1

Заслушивание сообщений

3

Происхождение человека.

5

3.1

(17)

Гипотезы происхождения человека.

Занятие исследовательского типа

Составление таблицы

3.2

(18)

Положение человека в системе органического мира.

Самостоятельная работа

1

Составление таблицы

3.3

(19)

Эволюция человека.

Объяснение

1

Работа по таблицам

3.4

(20)

Человеческие расы.

Беседа

1

Составление таблицы

3.5

(21)

Тест №2 «Происхождение человека» в формате ЕГЭ

Зачёт

1

Тест

4

Экосистемы.  

13

4.1

(22)

 Организм и среда. Экологические факторы.

Беседа

1

Составление схемы в тетрадях

4.2

(23)

Абиотические факторы среды.

Беседа

1

Заполнение таблицы

4.3

(24)

Биотические факторы среды. ПР №1 «Составление цепей питания»

Практическое занятие

1

ПР№1

4.4

(25)

Структура экосистем.

Самостоятельная работа

1

Составление схемы

4.5

(26)

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Беседа

1

Составление цепей питания

4.6

(27)

Причины устойчивости и смены экосистем. ПР №2 «Решение экологических задач»

Практическое занятие

1

ПР №2

4.7

(28)

Влияние человека на экосистемы. ПР №3 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Практическое занятие

1

ПР №3

4.8

(29)

Биосфера – глобальная экосистема.

Беседа

1

Работа с тестами

4.9

(30)

Роль живых организмов в биосфере. Обобщающий урок.

Обобщение

1

Тест

4.10

(31)

Биосфера и человек.

Объяснение

1

Заполнение таблицы

4.11

(32)

Основные экологические проблемы современности, пути их решения.

Семинар

1

Заслушивание сообщений, презентаций

4.12

(33)

Тест № 3 «Экосистема». Пути решения экологических проблем.

Зачёт

1

Тест

4.13

(34)

Итоговое тестирование по курсу « Общая биология» в формате ЕГЭ

Итоговое занятие

1

Тест

Итого

34

Материально- техническое обеспечение

1. Печатные пособия.

Портреты великих ученых - естествоиспытателей;

Справочные издания по естественным наукам.

2.Таблицы

Критерии вида  

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

3. Технические средства обучения

Компьютер

Интерактивная доска

Микроскопы

4. Учебно-практическое и лабораторное оборудование

Приборы, приспособления:

 Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ и практических работ, лупы, микропрепараты.

5. Натуральные объекты

Коллекции, образцы:

Гербарии

Натуральные объекты

Влажные препараты

Список литературы

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

1.И.Б.Агафонова. В.И.Сивоглазов, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2011. -368с.

2.Рабочая тетрадь к учебнику И.Б.Агафонова В.И.Сивоглазов, Я. В. Котельская 2-е изхд., стереотип. М.: Дрофа.2011. Общая биология.10-11 кл. Базовый уровень

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

  1. Биология 11 класс. Тематические тестовые задания  для подготовки к  ЕГЭ./ ав. Сост. А.В. Пименов.- Ярославль: Академия развития. 2010.- 128 с.ил. (Единый государственный экзамен)
  2. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2010. – 140с.
  3. Биология: Справочник школьника и студента./Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008, с.243-244.
  4. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2009. – 288с.
  5. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачёты, блицопросы.10-11 классы.- М.:ВАКО.2010-224 с.-( Мастерская учителя)
  6. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2011. – 1088 с
  7. Биология. 11 класс: поурочные планы к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой. Общая биология. 10-11 классы ( базовый уровень) авт.сост.Т.В. Зарудняя.- Волгоград: Учитель, 2008 г.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

  1. Мультимедийное приложение к учебнику «Общая биология».
  2. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2011
  3. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
  2. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
  3. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов/ Л.А. Гребенник и др. под. Ред. В.П. Иванова.- Ростов н/Д Феникс. 2008
  4. Подготовка к олимпиадам по биологии. 8-11 кл./ Т.А. Ловкова.- 2-е изд. М.: айрис-пресс.2009.- 128с. (школьные олимпиады)

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего образования

Методические рекомендациио структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего...

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)   МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...

Рабочая программа учебного курса "Общая биология" для 10 класса.

Предназначена для учителей работающих по учебнику В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень.Содержит пояснительную записку, тематическое и календарно- тематическо...

Рабочая программа учебного курса секции общая физическая подготовка для учащихся 3 - 4 классов

Внеклассное воспитание призвано содействовать развитию способностей и склонностей детей школьного возраста, воспитанию социальной активности, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриотич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» (базовый уровень) Основное общее образование: 5 – 6 классы (ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы образовательного учр...

Рабочая программа учебного курса «Общая химия» для 11 класса

Рабочая программа учебного курса «Общая химия»  для 11 класса...