Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Остроухова Светлана Анатольевна

Разработка урока по биологии в 9 классе. В ходе урока учащиеся проводят работу исследовательского характера и выполняют тестовые задания ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b9_postembrionalnoe.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Эмбриональное и постэмбриональное развитие»

Биология  9 класс.

Цели урока:

  • Закрепить знания об эмбриональном развитии организма.
  • Расширить знание учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов.
  • Развивать умение работать с разными источниками информации.
  • Сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов.

Оборудование: электронное учебное издание (мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина, «Общая биология» 9 класс) коллекции по развитию насекомых, таблицы по развитию насекомых.

Основные понятия и термины урока: постэмбриональный период развития, яйцевые оболочки, метаморфоз.

Ход урока

1. Знакомство с задачами и планом работы на уроке

2. Проверка знаний учащихся

Фронтальный опрос класса по вопросам:

  • Перечислите типы размножения в органическом мире, дайте им
    определения
  • Расскажите о бесполом размножении организмов.
  • Что такое онтогенез? Этапы онтогенеза.
  • Приведите доказательства единства животного мира?
  • Решение теста (ФИПИ №23 Множественный выбор), проверка.

Тест

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Какие явления служат примерами бесполого размножения?

 1) развитие вороны из яйца

2) почкование гидры

3) деление амёбы

4) размножение тюльпана луковицами

5) размножение сосны семенами

6) развитие тли из неоплодотворённой яйцеклетки

2. Что из перечисленного характерно только для клеток эукариот?.

1) плазматическая мембрана

2) эндоплазматическая сеть

3) жгутики

4) митохондрии

5) ядерная мембрана

6) рибосомы

3. Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа?

1) пользование общественным туалетом

2) поцелуй в щёку больного СПИДом

3) нахождение за одной партой с больным СПИДом

4) пользование чужой зубной щёткой

5) прокалывание ушей

6) нанесение татуировки

4.Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? 

1) Для протекания процесса используется энергия света.

2) Процесс происходит при наличии ферментов.

3) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4) Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах

5.Какие из перечисленных симптомов характерны для заражения гельминтами?

1) худоба

2) воспаленные глаза

3) кашель

4) выпадение волос

5) повышенный аппетит

6) диарея

6. Что из перечисленного входит в состав клеток прокариот?

1) ядро

2) цитоплазма

3) эндоплазматическая сеть

4) плазматическая мембрана

5) рибосомы

6) пластиды

3. Изучение нового материала

Постановка познавательной задачи.

Выяснить: что включает в себя постэмбриональное развитие, какие виды постэмбрионального развития существуют, каков биологический смысл непрямого развития организмов.

Решение познавательной задачи.

Объяснительный рассказ с элементами беседы, запись новых терминов.

Учитель: 1. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма (от зачатия до смерти), в результате которого реализуется его наследственная информация.

Онтогенез состоит из двух периодов:

1) Эмбриональный  начинается с момента оплодотворения и продолжается до рождения организма.

2) Постэмбриональный  начинается сразу после рождения, когда организм способен существовать самостоятельно, и продолжается до смерти.

2. Эмбриональный период развития.

1) При сиянии половых клеток образуется зигота.

2) Зигота начинает дробиться на бластомеры до тех пор, пока не образуется бластула (полая шаровидная структура с одним слоем клеток – однослойный зародыш).

3) Гаструляция – происходит формирование чашеобразного двух-слойного зародыша путем впячивания (миграции клеток, расслоения или обрастания) одной из стенок бластулы. Двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых листков (эктодермы (наружного) и энтодермы (внутреннего)), называется гаструлой. Между двумя зародышевыми листками может идти закладка третьего зародышевого листка – мезодермы.

4) В каждом из зародышевых листков происходит закладка осевых структур зародыша (хорда, нервная трубка, пищеварительная трубка). Эта стадия зародыша называется нейрулой.

5) Гистогенез и органогенез – идет дальнейшая дифференцировка тканей, формирование и развитие органов, систем органов.

Задание. Используя текст учебника, заполните таблицу.

Зародышевые листки, их производные

Название листка

Производные каждого листка

Эктодерма

Покровы тела (наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи, поверхностный слой зубов), нервная система, 
передний и задний отделы кишечника

Энтодерма

Эпителий средней кишки и пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы

Мезодерма

Все мышечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, часть тканей половых органов

У преобладающего большинства организмов процесс эмбрионального развития происходит сходным образом. Большое влияние на развитие зародыша имеют факторы среды: радиация, токсические вещества (никотин, алкоголь, наркотики), недостаток кислорода, вирусы, паразиты, неудовлетворительное питание и тому подобное. Их постоянное воздействие может привести к гибели зародыша или к нарушению нормального развития.

3. Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов:

1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и половое созревание.

2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение.

3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.

Постэмбриональное развитие животных бывает двух типов – прямое и непрямое.

Лабораторная работа «Постэмбриональное развитие животных»

Цель: Изучить типы постэмбрионального развития. Выяснить биологическое значение метаморфоза.

  1. Рассмотрите циклы развития животных в коллекции и рисунках
  2. Определите типы постэмбрионального развития 5-6 животных.
  3.  Заполните таблицу:

Примеры

Стадии

Тип развития

  1. Сделайте рисунки разных типов развития. (2)
  2. объясните, почему постэмбриональное развитие  происходит по-разному? Какое значение это имеет для видов?
  3. Ответьте на вопрос: Что такое метаморфоз?

Каково биологическое значение метаморфоза?

  1. Выполните задание (из ФИПИ)

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Какие насекомые развиваются с неполным превращением? 

1) постельный клоп2) медведка3) оса

4) бабочка крапивница5) кузнечик6) жук-олень

  1. Какие явления служат примерами бесполого размножения? 

1) развитие вороны из яйца2) почкование гидры3) деление амёбы

4) размножение тюльпана луковицами5) размножение сосны семенами

6) развитие тли из неоплодотворённой яйцеклетки

Вставьте в текст  пропущенные термины из предложенного перечня.

  1. РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) почва2) вода3) лес4) неполное превращение        5) полное превращение

6) куколка        7) гусеница        8) яйцо        9) личинка

4. РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гусеница        2) личинка3) куколка4) яйцо5) неполное превращение        6) полное превращение        7) взрослое насекомое        8) чешуекрылое

4. Домашнее задание:§33 ФИПИ

5. Итог урока.

:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе на тему «Постэмбриональный период развития организма».

Урок в 9 классе на тему «Постэмбриональный период развития организма». Цели урока: изучить особенности постэмбрионального периода развития, выявить его закономерности.Задачи:образовательная:...

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное развитие.

Презентация к уроку по биологии в 9 классе (по линии Пасечника В.В.)...

Открытый урок по биологии. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.

Министерство образования и науки Республики ТываГБПОУ РТ «Тувинский техникум агротехнологий»  Разработка открытого урока по дисциплине «Биология»на тему:« Зарод...

Эмбриональное и постэмбриональное развитие

Эмбриональное и постэмбриональное развитие...

Проблемный урок биологии на тему :"Постэмбриональное развитие организмов". 10-й класс (профильная группа)

Тип урока: урок- исследование Форма проведения: групповая, индивидуальная Методы: исследовательская  работа по решению проблемы...

Технологическая карта открытого урока по теме: Постэмбриональное развитие организмов

В разработке содержится технологическая карта к уроку биологии в 10 классе по теме: Постэмбриональное развитие организмов...

Постэмбриональное развитие организмов

В материале представлен открытый урок на указанную тему. В нем рассматривается понятие постэмбрионального развития, его типы, приводятся примеры организмов, имеющие прямое или непрямое развитие, закре...