Постэмбриональное развитие организмов
учебно-методический материал по биологии (11 класс)

В материале представлен открытый урок на указанную тему. В нем рассматривается понятие постэмбрионального развития, его типы, приводятся примеры организмов, имеющие прямое или непрямое развитие, закрепляется понятие "метаморфоз", сравниваются понятия полного и неполного метаморфоза. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Постэмбриональное развитие организмов»

ФИО

Гелиева Елена Александровна

Место работы 

СП МБОУ СОШ № 2 г. Алагира

Должность

 учитель биологии

Предмет

 биология 

Класс

 11

Тема и номер урока в теме 

урок биологии по теме «Постэмбриональное развитие организмов», урок № 6 в теме 1 «Организменный уровень жизни»

Базовый учебник 

Биология : 11 класс : базовый уровень : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина и др. ; под ред. И. Н. Пономаревой. – 4-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 256 с. : ил.

Цели урока:

1. Формирование у  обучающихся   понятий «постэмбриональное развитие организмов», «прямое и непрямое развитие», «метаморфоз»,

2. Формирование понимания о различиях в развитии разных организмов и значении метаморфоза.

Задачи:

Обучающие:

- Расширить и углубить знания об онтогенезе, о влиянии эмбриогенеза на последующее развитие организмов;

- Сформировать понятия «постэмбриональное развитие организмов», «метаморфоз» «прямое и непрямое развитие»;

- Познакомить с различиями прямого и непрямого развития, полного и неполного метаморфоза, и с их особенностями;

- Объяснить биологическое значение метаморфоза в жизни организмов;

- Продолжить формировать познавательный интерес.

Развивающие:

- Создать условия для развития дедукционного и индукционного мышления;

- Стимулировать развитие творческих способностей и креативного мышления,

- Способствовать развитию умения работать и взаимодействовать в группе;

- Развивать умение использовать различные источники информации.

Воспитательные:

- Продолжить формирование понятия о ценности жизни на всех ее этапах развития вне зависимости от форм ее проявления.

- Подвести к выводу о неразрывности связи человека и живой природы.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные: Научиться характеризовать постэмбриональное развитие, выявлять его закономерности и особенности.

Метапредметные: 

Познавательные: научиться ориентироваться в разных источниках информации, находить и использовать нужную информацию; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: научиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли, аргументировать ответ.

Регулятивные: научиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и коррекцию своих знаний;

Личностные: Научиться осознавать единство и целостность мира, место человека в мире; развивать умение проводить самоанализ своей речи; личностное самоопределение.

Тип урока:  комбинированный.

Формы работы учащихся:  индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Оборудование: учебник, таблицы, муляжи, компьютер, компьютерная презентация.

Структура и ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

Время

1

Организационный

Приветствую вас, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку и наличие всех необходимых учебных принадлежностей.

Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: самоконтроль подготовки учебной деятельности

1 мин

2

Мотивация

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Хорошо. А теперь давайте подумаем, какой процесс заканчивает эмбриональное развитие.

Правильно. А что же бывает после рождения?

Верно. А теперь попытайтесь сформулировать сегодняшнюю тему урока.

То есть мы сегодня будем говорить о развитии организмов после их появления на свет.

Теперь сформулируем цели и задачи урока. Будем стремиться достичь целей и выполнить все поставленные задачи.

Звучат варианты: «Изучали онтогенез», «Изучали индивидуальное развитие организмов», «Рассматривали эмбриональное развитие организмов».

Отвечают: «Рождение», «Выход из яйцевых оболочек», «Появление на свет».

Предлагают варианты ответов: «Организмы начинают развиваться в окружающей среде», «Существа растут» и т.п.

Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

Формулируют цели и задачи.

Познавательные: выделение и формирование цели урока;

Регулятивные: анализ условий достижений целей;

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.

4 мин

3

Актуализация знаний

Чтобы переходить к новому, необходимо закрепить уже усвоенное и определить взаимосвязи между периодами в развитии организмов. Фронтальный опрос и работа по карточкам.

Карточка 1.

  1. Бластомеры – это…
  2. Хорда – это…
  3. Инвагинация – это…

Карточка 2.

  1. Бластоцель – это…
  2. Нейруляция- это…
  3. Нервная трубка – это…

Фронтальный опрос:

  1. Что такое онтогенез?
  2. На какие два периода он делится?
  3. Когда начинается и заканчивается эмбриогенез?
  4. Какие факторы влияют на его протекание?
  5. Сколько этапов выделяют в эмбриогенезе?
  6. Охарактеризуйте дробление.
  7. Опишите бластулу.
  8. Охарактеризуйте гаструляцию.
  9. Опишите гаструлу.
  10. Охарактеризуйте нейруляцию.
  11. Опишите нейрулу.
  12. Что такое осевой комплекс органов?
  13. Что такое эмбриональная индукция?
  14. Расскажите о производных экто-, мезо- и энтодермы.

Работают по карточкам и устно.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания;

установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, аргументировать ответ, умение исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников, правильно формулировать мысли.    

 Регулятивные: умение создавать схемы, выявлять сходства и различия.

9 мин

4

Физкультминутка

Руководит физкультминуткой для глаз

Выполняют упражнения для глаз

Здоровьесберегающие технологии

2 мин

5

Усвоение новых знаний.

Итак, что такое постэмбриональное развитие организмов?

Правильно, запишем в тетрадях определение: «Постэмбриональное развитие – развитие организмов, начинающееся с появления на свет (рождения или выхода из яйцевых оболочек) и завершающееся смертью организма».

Давайте подумаем, какие этапы можно выделить в постэмбриональном развитии любого организма.

Работа в группах. Перед вами разные карточки, и только на одной из них в каждой группе написано название этапа постэмбрионального развития. Найдите и поднимите ее.

Хорошо. А теперь выйдите к доске все, кто держит карточки и постройтесь в верном порядке, чтобы отразить последовательность этапов постэмбрионального развития.

Спасибо тем, кто познакомил нас с этапами постэмбрионального развития. Садитесь, пожалуйста, на свои места.

Ребята, запишем этапы постэмбрионального развития в правильном порядке:

1 этап. Дорепродуктивный:

  1. Рост и развитие молодого организма (детство)
  2. Половое созревание

2 этап. Репродуктивный:

  1. Молодость
  2. Зрелость

3 этап. Пострепродуктивный:

  1. Угасание репродуктивной функции
  2. Общее ослабление организма (старость)

Ребята, вспомните, как выглядят детеныши млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб.

Посмотрите на этих картинках изображения вышеуказанных организмов и их детенышей. Выделите их сходства и различия.

Правильно, это прямое развитие. К доске вызываем трех добровольцев, которые будут дополнять схему «Типы постэмбрионального развития». Ребята, все остальные записывают схему в тетрадях.

Скажите, а как развиваются детеныши земноводных?

Чем отличаются они от взрослых особей?

Правильно. То есть различия касаются не только размеров, но и так называемых провизорных или личиночных органов, которые присутствуют у личинок, но отсутствуют у взрослых особей. Это непрямое развитие.

Такой процесс называется превращением или метаморфозом. Записываем определение метаморфоза – это непрямое развитие, т.е. развитие, при котором личинка существенно отличается от взрослой особи по ряду признаков.

Различают развитие с полным и неполным метаморфорзом. При неполном организм проходит через стадии: яйцо-личинка-взрослая особь, при полном добавляется еще одна. Какая? Используя картинки, постарайтесь ответить на вопрос.

Молодцы. В соответствии с этим закончите схему, не забыв дописать примеры животных, развивающихся с полным и неполным метаморфозом.

Хорошо, садитесь на места.

Отвечают: «Развитие после рождения».

Записывают в тетрадях определение.

Звучат разные варианты.

Работают в группах, выбирают название этапа и поднимают карточку с ним.

Выходят к доске, становятся в нужном порядке. Остальные обучающиеся видят, если допущены ошибки и корректируют последовательность этапов.

Записывают этапы в нужном порядке.

Описывают детенышей.

Рассматривают картинки, выявляют сходства и различия, говорят, что детеныши сходны, но отличаются от взрослых особей размерами тела.

Выходят три ученика. Первый ученик под первой стрелкой пишет на доске в схеме «Типы постэмбрионального развития» Прямое развитие. Под этим указывает, что новорожденный организм отличается меньшими размерами тела и недоразвитыми половыми органами. Далее пишет примеры классов организмов: рыбы, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Звучат ответы: «Из икринок появляются головастики».

Отвечают: «Размеры», «У головастиков хвосты, но нет лап», «Имеются жабры у головастиков, а у взрослых - легкие» и т.д.

Второй ученик записывает на доске под второй стрелкой: Непрямое развитие (детеныш существенно отличается от взрослой особи) и ставит от него еще две стрелки.

Под первой из них пишет сам: С неполным метаморфозом, и подписывает стадии яйцо-личинка-взрослая особь. Тем временем третий ученик под оставшейся стрелкой пишет С полным метаморфозом.

Остальные ученики делятся на две группы, каждая из которых пытается определить различия между полным и неполным метаморфозом, рассматривая карточки с изображениями различных насекомых и земноводных.

Одна из групп раньше дает ответ, увидев на картинке куколку бабочки: «Это стадия куколки».

Работают на доске и в тетрадях, дополняют схему.

Под полным третий ученик пишет яйцо-личинка-куколка-взрослая особь. Затем оба ученика добавляют примеры. Под неполным метаморфозом: земноводные, часть насекомых (тараканы, стрекозы, клопы, прямокрылые и т.д.), под полным: большинство насекомых (жесткокрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые, двукрылые и т.д.).

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; в том числе с помощью наглядных пособий; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и в группах с одноклассниками;  постанов-ка вопросов.

15 мин

6

Закрепление новых знаний

Мы выяснили основные особенности постэмбрионального развития организмов.  Осталось понять биологический смысл метаморфоза. Как вы думаете, для чего в ходе эволюции возникло такое явление, как метаморфоз?

Выдвигают версии, исправляют друг друга. Совместно с учителем формируют и записывают выводы.

Биологическое значение метаморфоза:

  1. Личинки самостоятельно питаются и растут, накапливая клеточный материал.
  2. Свободноживущие личинки паразитических или прикрепленных видов способствуют расселению особей и расширяют ареал обитания вида.
  3. Смена образа жизни и различная среда обитания у личинок и взрослых особей позволяет снизить конкуренцию между особями одного вида, что способствует лучшему выживанию организмов.

Познавательные:  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение воспроизводить по памяти необходимую информацию,

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; 

коррекция полученных знаний; выявление главного.

Коммуникативная:  умение полно и точно выражать свои мысли.

5 мин

8

Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.

Итак, ребята, подведем итоги.

  1. Что мы изучали на уроке?
  2.  В чем состоят особенности постэмбрионального развития?
  3. Какие этапы выделяют в постэмбриональном развитии?
  4. Какие типы постэмбрионального развития нам известны? В чем их различия?
  5. В чем биологическое значение метаморфоза?

А теперь в бланках, которые лежат перед вами, напишите:

  • Что вам запомнилось лучше всего?
  • Какой момент темы показался самым трудным? Легким? Самым интересным?
  • Как вы думаете, где можно применить информацию, полученную на уроке?
  • Понравился ли вам урок?

И, наконец, выставляем оценки за урок.

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют бланки рефлексии.

Получают оценки.

Познавательные: закрепление изученного, выявление сложностей при изучении темы. Регулятивные: контроль в форме сравнения результата урока с его целью, осознание качества и уровня усвоения новой информации.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; аргументировать ответ, умение планировать учебное сотрудничество в группах..

3  мин

9

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание на следующий урок: П. 6, устно отвечать на вопросы после параграфа, выучить конспект.

Записывают домашнее задание, слушают рекомендации по его выполнению.

1 мин

Список литературы:

1.Биология : 11 класс : базовый уровень : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина и др. ; под ред. И. Н. Пономаревой. – 4-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 256 с. : ил.

2.Биология : развернутое тематическое планирование по программе И. Н. Пономаревой 5 – 11 классы / О. П. Дудкина. – Волг. : Учитель, 2012. – 129 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по тема : «Постэмбриональное развитие животных»

Цели : 1. Сформировать знания о закономерностях постэмбрионального развития животных.             2. Охарактеризовать два ...

Урок в 9 классе на тему «Постэмбриональный период развития организма».

Урок в 9 классе на тему «Постэмбриональный период развития организма». Цели урока: изучить особенности постэмбрионального периода развития, выявить его закономерности.Задачи:образовательная:...

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов

Разработка урока по биологии в 9 классе. В ходе урока учащиеся проводят работу исследовательского характера и выполняют тестовые задания ОГЭ....

презентация по теме: "Постэмбриональный период развития организмов"

презентация по теме: "Постэмбриональный период развития организмов"...

Открытый урок по биологии. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.

Министерство образования и науки Республики ТываГБПОУ РТ «Тувинский техникум агротехнологий»  Разработка открытого урока по дисциплине «Биология»на тему:« Зарод...

Проблемный урок биологии на тему :"Постэмбриональное развитие организмов". 10-й класс (профильная группа)

Тип урока: урок- исследование Форма проведения: групповая, индивидуальная Методы: исследовательская  работа по решению проблемы...

Технологическая карта открытого урока по теме: Постэмбриональное развитие организмов

В разработке содержится технологическая карта к уроку биологии в 10 классе по теме: Постэмбриональное развитие организмов...