Нетрадиционные уроки или мое творчество на уроках биологии
план-конспект урока по биологии на тему

Чтобы облегчить разработку конкретных уроков, были составлены общие планы- конспекты той или иной нестандартной формы проведения урока. Пользуясь этими рекомендациями, любой учитель легко может разработать свою форму урока, понравившейся ему темы, по любому предмету. Предложены 25 нетрадиционных форм проведения уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_uroki_biologii.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные уроки или мое творчество на уроках биологии.

Учитель МБОУ Школы № 166 г.о. Самара

Негуляева Татьяна Анатольевна.

Изо дня в день в течении 40 лет я вхожу в классы школы учу детей, воспитываю их. Иногда уроки проходят с вдохновением,  но случается, что ухожу из школы с горьким осадком, стандартный день, стандартные результаты, стандартные уроки…

В такие дни в глазах своих учеников я видела равнодушие ко всему происходящему, такое холодное, кок сама заполярная воркутинская зима, длившаяся почти 10 месяцев в году, где я прожила около 10 лет своей молодости.

 В конце 70-х начала свой педагогический путь, с тех рекомендаций, которые даются учителю в методических пособиях по шаблону: проверки домашнего задания, объяснение учителя и закрепления  изученного материала. Не интересным мне тогда показался мой любимый предмет, а в 8-ых классах были даже проблемы с дисциплиной учащихся. И тогда начались методические поиски того, чего мне так и недоставало. Я творила, искала материал в методичках и популярной литературе, сочиняла, придумывала, привлекала детей и родителей. В основном, это было уже далекое время, администрация школы  требовала от учителей  проводить, так называемые, нестандартные уроки: лекции, семинары, конференции. Я  тоже разрабатывала такие уроки, но они мало, чем отличались от  стандартных уроков. И вот тогда, я подумала: «Если есть  такие  формы, то почему бы самому учителю не придумать другие формы проведения  нестандартных уроков. Например, уроки – КВН, урок – соревнование, урок- спектакль, или урок – игра? «Конечно, это и не совсем новое было и в то время, та как эти формы учителя успешно использовали во внеклассной работе по своим предметам. Ну а почему из них не взять  самые интересные формы для провидения уроков биологии? Мне очень хотелось, что бы дети любили мой предмет, мои уроки, как это сделать? Конечно же, через  их интерес. Такие уроки требуют много  дополнительного времени для подготовки, Дополнительного материала, дополнительного наглядного  оборудования  и конечно активного творчества учителя и фантазии детей. В настоящее время призыв, чтобы педагог был творческой личностью, готовой к нестандартным решениям стал почти лозунгом учителя, спускаемый «сверху», а для меня  это было  потребностью и внутренним стремлением  к совершенству.

 С огромным удовольствием я смотрела в горящие глазки моих учеников, видела их внутренние раскрепощение, неподдельный интерес к своему предмету. Это было лучшей наградой учителю!

Я думаю, что нестандартные формы обучения помогли мне приобщить учащихся к активному  обучению биологии, развили их учебно-познавательные  умения  и навыки, они способствовали лучшему усвоению программного материала, развивали интерес к биологии и их творческие и даже актерские способности. А моей задачей  было – умело направить самих учащихся на поиск знаний, управлять познавательным интересом. С годами рос и накапливался учительский опыт, а в папках - материал тех нетрадиционных уроков, которые я разрабатывала  и проводила в своих классах. Это были различные уроки по своему содержанию и темам : спектакли, уроки занимательной биологии, уроки ролевой игры, учетные журналы, пресс – конференции, уроки – конкурсы, уроки биологической  сказки, уроки- путешествия, суды, конгрессы, симпозиумы, заседания, круглые столы, уроки в  стихах, уроки – размышления  и еще много и много других. Администрация школы такие уроки поощряла, и это мне прибавляло уверенности в своем творчестве.

 В дальнейшем, уже имея опыт, приобретенный за годы работы учителем, я сама стала разрабатывать свои такие нетрадиционные уроки.

Чтобы облегчить себе разработку конкретных уроков, для себя я составляла общие планы- конспекты той или иной нестандартной формы проведения урока. Пользуясь этими рекомендациями, любой учитель легко может разработать свою форму урока, понравившейся ему темы, по любому предмету. В своем выступлении я вам предлагаю   25  нетрадиционных  форм проведения уроков.

  1. Урок -  конкурс биологической сказки.

Цель:

 развитие познавательного интереса к предмету, развитие творческих способностей детей, их фантазии.

Именно с этой целью 1 раз в год я провожу такие уроки с 5 по 7 классы, когда интерес к детской сказке у учащихся еще не успел угаснуть. Учащимся необходимо выполнить  следующие  условия для написания такой сказки:

  1. Самостоятельность работы.
  2. Жанровое соответствие работы задания. Это должна быть полноценная сказка с увлекательным сюжетом.
  3. Дидактический, обучающий и воспитывающий характер сказки.
  4. Её аккуратное и красочное оформление.

Для наглядного примера  я зачитываю и показываю классу  2 – 3 работы учащихся по этой теме. В конце урока учащиеся сами выбирают понравившиеся им дидактические сказки. А их  авторы награждаются призами.

2. Урок - деловая игра.

Цель:

повторить и закрепить материал по различным темам.

Класс имитирует  работу  специального конструкторского бюро ( например, проектирование экологически чистого города). Такие  уроки я провожу  в  9 – 10 классах.

  1. Классы делятся на группы, каждая из которых получает свое задание.
  2. «Мозговой центр2 разрабатывает проект, выдвигает гипотезу.
  3. «Группа помощи» выдает необходимые   сведения,  пользуясь справочниками и другой домашней  литературой.
  4. «Группа историков»  готовит историческую справку по теме.
  5. «Группа экспертов»  обосновывает экономическую целесообразность разрабатываемого проекта.
  6. «Группа экологов» обосновывает экологическую целесообразность.
  7. «Группа управления и контроля» координирует и контролирует деятельность всех групп.
  8. Учитель подводит  итоги работы каждой группы, оценивает результаты.

3.Урок пресс – конференции.(2 часа)

Цель:

повторение  пройденного материала по теме или разделу.

  1. Подготовительный этап.

1. Класс делится на группы, равные по силам, которые  будут играть роль сотрудников газет, журналов и пресс – центра.

2. для каждой  группы определяется своя область интересов издания, которые  они будут представлять.

3. Группы готовят вопросы  по своей теме, на которые они хотят получить ответы.

4. ответы на возможные  вопросы готовит  пресс – центр, созданный из учеников класса.

  1. Проведения урока.

1. Ответы «сотрудников» пресс – центра на вопросы « журналистов» (40 минут).

2. подготовка и оформление редакционных заданий (20 мин). « Каждый журналист» на основе полученных ответов на свой вопрос пишет заметку  в свой журнал, пресс – центр готовит макет экспресс – газеты для размещения заметок.

3. Отсчет «журналистов» о проделанной работе, заслушивание и обсуждение  подготовительных заметок(15 мин).

4. Подведение итогов и выпуск экспресс – газеты.

Подготовка и проведение  уроков такого типа  способствует углублению и знаний по предмету, формирование умений ставить вопросы, обобщать, анализировать ответы товарищей, развивать ответственность за порученное дело.

 4. Урок  - КВН.

Цель:

 повторение тем или разделов по предмету.

. Организация урока: участвуют две команды, они готовят название, девиз, приветствие, до сигнала задание.

Ход урока.

  1. Этап разминка. Задание: составить краткий рассказ по данной пройденной теме или разделу.
  2. Этап конкурс «Домашнее задание». Необходимо сыграть сценку, где было бы отражено самое главное  направление темы или раздела.
  3. Этап конкурс «Угадай». Один ученик выходит из класса и когда возвращается, остальные примерами или намеками подсказывают  биологическое понятие, входящее в данную тему.
  4. Этап конкурс «Артистов» и «Художников». «Художник» команды выходит из класса. Команды называют биологические термины, а «артисты» изображают их пантомимой. «Художнику» должен узнать и изобразить   это в рисунке.
  5. Этап. Подведение итогов.
  6. Подобные уроки позволяют в игровой форме  повторить изученный материал, развивают умение выделить различные признаки, явления, закрепляют знания понятий. Это один из видов таких уроков. Конкурсы можно заменить и другими. Например: «Музыкальный» или «Самые, самые…» и т.д.

                                5. Урок-  аукцион.

Его можно провести после изучения темы. Особенно он интересен для учащихся 5 – 6 классов. Ля урока необходимы: волчок со стрелкой, костюмы для ведущих, набор открыток с изображением животных или растений, или набор предметов (модели, чучела птиц и животных). Ведущий запускает волчок. Остановившаяся стрелка указывает, какой предмет будет продаваться. Покупатели, желающие приобрести данный предмет, должен указать его связь с пройденной темой или ответить на заранее подобранный  предмету вопрос. Например, продается яблоко (тема «Покрытосеменные растения»).

Покупатели должны ответить на вопросы:

- К какому растению принадлежит данный плод?

- Тип плода?

- К какому семейству относится данное растение и т.д.  

Второй ведущий после ответа громко читает:

«Раз, два, три». Выигрывает тот, кто до счета «три» даст правильный ответ.

6. Урок  - лекция парадокс.

Цель:

 повторение материала, развитие внимания и критического мышления.

Уроки рекомендуется проводить для учащихся 8 – 11 классов.

Учащиеся слушают  лекцию и выполняют задание:

  1. Находит ответы на вопросы (они заранее написаны на доске)
  2. Фиксируют ошибки, допущенным учителем. Работу выполняют в таблице, под копировальную бумагу.
  3. работа сдается учителю.
  4. Проводится беседа по лекции.
  5. Школьники называю ошибки, допущенные в лекции.
  6. Выяснение, почему  отмеченное утверждение неверно.
  7. Составление плана лекции.
  8. Пересказ учащимися содержимого лекции.

  1. Урок -  творческий отчет.

Цель:

Практическое применение биологических знаний, по теме или разделу.

Подготовительный этап.

  1. Тема и дата объявляются заранее, за один месяц.
  2. Объявляются варианты творческих заданий по теме(написать доклад, разработать проект, взять интересное интервью у специалиста и т.п.)
  3. работать можно индивидуально или с группой, самостоятельно или пользуясь консультациями.

Требования к ответу: дать обоснование выбора вопроса и форм работы, изложить суть и объяснить полученные результат, показать их практическое применение.

Ход урока.

  1. Вводное слово учителя.
  2. выступление школьников с ответами (если задание выполнила группа, докладывает один)
  3. ответы докладчиков на вопросы одноклассников  и членов приемной комиссии (учителя, родители, учащиеся). В ответах могут участвовать и члены группы, готовившей задание.
  4. подведение итогов: оцениваются результаты работы учеников по выбранным заданиям (при групповом выполнении все члены одной группы получают одну оценку) с учетом выполнения всех требований. Подобные уроки позволяюсь формировать исследовательские навыки учащихся, рекомендуется на учащихся  старших классов.

  1. Урок - суд.

Цель:

обобщение изученного материала определенной темы или раздела.

  1. Учащиеся в классе распределяю межу собой роли (судья, присяжные, обвинители, свидетели, адвокаты, пострадавшие, прокурор).
  2. Собираются материалы по данной теме (конкретно по обвиняемым животным: пр. насекомым, пресмыкающимся, земноводным хищникам и т.д.)

Ход урока.

  1. вступительное слово главного судьи.
  2. Обвинительное слово прокурора.
  3. Выступление свидетелей.
  4. Слово пострадавшим.
  5. Защита адвоката.
  6. выступление свидетелей.
  7. Слово обвиняемого.
  8. Суд удаляется на совещание (в это время с учениками можно провести викторину).
  9. Объявления решения суда.

Подобные уроки проходят в интересной игровой форме и, как правило, обвиняемые  признаются невиновными, а для пострадавших вырабатываются рекомендации, чтобы впредь оберечь их от обвиняемых.

9. Урок -  экскурсия.

Цель:

 знакомство с учащихся  с изучаемыми объектами (муляжи, модели, рисунки, фотографии, и т.п.), развитие  наблюдательности.

  1. Учащиеся и учитель  заранее готовят наглядный материал по теме ( примеры из жизни животных, растений и т.п.)
  2. класс разбивается на 4 – 5  групп, каждая из  которых выбирает одно направление темы, выбирает экскурсовода и составляют ему  сообщение.
  3. бригады по очереди ведут экскурсию по своим направлениям темы.
  4. Экскурсоводы отвечают на вопросы экскурсантов.
  5. Подведение итогов. Оценивается качество (познавательность) проведенных  каждой бригадой экскурсий и наличие наглядного материала, подготовленного ими. Такие уроки проводятся  для учащихся 6 – 9 классов.

  1.  Урок -  отчет по выполнению  летнего задания.

Программой по биологии в 7ых классах предусматривается  летнее задание  наблюдение за животными в природе  или в домашних условиях. Задание по наблюдению дается в учебнике, но я даю ребятам право выбора: провести наблюдение над любыми понравившимися им животными,  а в письменном отчете  должны выполняться следующие  требования:

  1. Работа должна быть написана самостоятельно, можно пользоваться для подготовки дополнительной литературой.
  2. Работа должна быть написана интересно, можно в занимательно форме.
  3. Иметь биологическую  направленность.
  4. Аккуратное и красочное оформление (наличие коллекций, фотографий, рисунков и т.д.) На таких уроках учащиеся узнают очень много нового и интересного о своих  младших братьях.

                                     11. Урок – эстафета.

Цель:

 повторение изученного материала по теме или разделу.

Подготовительный этап.

Учитель сообщает тему следующего урока и дает учащимся  задание составить вопросы  по изученной теме или разделу.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Вопрос ученику по теме.
  3. Вызванный ученик  отвечает на поставленный вопрос  и задает свой вопрос, подготовленный дома. Вопрос  адресуется  конкретному ученику.
  4. Названный  ученик  отвечает  на полученный вопрос и задает свой вопрос следующему ученику. Правильность ответов оценивается задающим вопрос, классом и учителем.
  5. Подведение итогов, выставление оценок. Оценивается вопрос и ответ.

При подобном проведении познавательная активность  учащихся, развивается  внимание, умение формулировать вопросы, осуществляется двойной контроль – со стороны учителей и со стороны учащихся.

 

                           12. Урок – лекция.

Различают вводные, обзорные и обобщающие.

  1. Вводная  лекция обычно охватывает  важнейшие теоретические положения, главные идеи, основные понятия разделов биологии, дает  установки, показывает подход к изучению фактов.
  2. Обзорная лекция  применяется  при изучении «обзорных» тем. Отличие её от  вводной состоит в том, что  в ней  преобладает описание  в сочетании с анализом. Главное в ней – отбор  интересных, главных для учащихся  фактов, их  последующие  обобщения.
  3. Обобщающие  лекции  используются  для систематизации большого  раздела. Учитель должен научить учащихся  конспектировать содержание лекции. Для того, чтобы лекция  не была  монологом учителя в неё можно  включить:

- сообщения учеников

- фрагменты фильмов

- музыкальные паузы

- вопросы учащихся

Рекомендуется для учащихся 10-11 классов.

13. Урок – семинар.

Подготовительный этап.

  1. Определяется тема.
  2. Ставится  проблема.
  3. Указываются  первоисточники, справочная и дополнительная литература.
  4. Проводится консультация.
  5. Учащимся заранее  предлагаются  вопросы.
  6. Готовятся 2-3 сообщения учащихся.

Семинары могут проходить в форме  вопросно-ответной или развернутой  беседы, по заранее предложенному  учащимся плану, в виде обсуждения  письменных рефератов, заранее подготовленных всем классом. Темы семинара  целесообразно  выбирать такие, которые живо  затрагивают чувства и мысли учащихся. Оцениваются  выступления за полноту раскрытия вопроса, логичность и изложения мыслей.

                                    14. Урок- диспут.

Диспут – это рассуждение, публичный спор  на научную или общественноважную тему.

На моей памяти диспуты активно  практиковались в 70-х годах и при  тщательной подготовки, он, как правило, не получался, а вот в настоящее время такие уроки очень нравится учащимся, развивает их мышление, учит  превращать знания в  убеждения, способствует росту  гражданских чувств. Во время  диспута учащиеся имею возможность свободно  высказать свои взгляды на жизнь и окружающий мир, спорить, защищать свою точку  зрения. Тема  диспута, вопросы к нему  вывешиваются заранее.

15. Урок – путешествие.

На этом уроке  используется  принцип перевоплощения, т.е. на уроке проводится миниспектакль с диалогами и даже  небольшими сценками из жизни  животных, растений. Для таких  уроков мы с учащимися пишем сценарий.

При написании сценария необходимо учитывать:

  1. интересное  содержание, можно , чтобы  оно имело  юмористический оттенок.
  2. Содержание  должно иметь биологическое направление и как можно  более понятно отражать  особенности взаимоотношений действующих лиц.
  3. «Путешествие»  длится 15-20 минут.

При подготовке в «путешествию» особое внимание уделяется  наглядному  оформлению урока.

Ограничений фантазии  учащихся  в «путешествии» нет, мы с учащимися  путешествовали  не только  по Земле в дальние географические зоны (в тропики, тундру и т.д.), но и в  сказочные миры, фантастические реалии.

16. Интегрированный урок.

При  их планировании может быть использовано  содружество  с любым школьным  предметом, это  и точные науки: математика, геометрия,  физика,  и гуманитарные: литература, история, и естественные:  география, химия и конечно же с уроками  музыки и изобразительного  искусства.

Особенно  интересно  проходят интегрированные  уроки с музыкой, ИЗО  и литературой.

Цель этих уроков: изучить взаимосвязи  различных наук, целостность природы, существования во всей её красоте.

Пример:   Интегрированный  урок зоология-музыка «О чем жужжит пчела?» ( звуки в  жизни насекомых).

На уроке  решались 2 основные задачи:

- формирование у учащихся  знаний о биологических механизмах возникновения звуков у насекомых и роли звуков в их жизни (привлечение особей противоположного пола, ограничение территории и т.д.).

- знакомство учащихся с этими звуками  через  прекрасные  музыкальные произведения. В приложениях   дают разработку  интегрированного урока биологии, литературы и физической культуры «За здоровый образ жизни».

Проводится в 9-10 классах.

17. Уроки в стихах.

Такие уроки в классах проходят очень интересно. Начинала я проводить  такие  уроки с элементарного, после  прохождения определённой темы,  мы проводили  урок,  предварительно  подобрав  стихи  по этой теме пр. «Насекомые»  или «цветковые растения» и т.д. В дальнейшем, ребята  сами   пробовали писать стихи, т.к. почти   все в детстве  обладают  поэтическим   даром. Уроки разнообразили  музыкальные паузами, а лучшие произведения  «печатали» в школьной стенной газете или «Биологическом вестнике», который у нас  выпускали  регулярно один раз в четверть.

18. Урок -  размышление.

Такой урок является  прекрасной возможностью  затронуть  какую-либо  внепрограммную тему,  которую, однако, тесно связано с реальностью и  вызывает  неподдельный интерес с учащихся. Конечно же, лучше всего  такие  уроки проходят в старших  классах, поскольку школьники  уже  достаточно  подготовлены  для  поддержания  активного  общения  с учителем  и одноклассниками.

Примером могут быть уроки «Но  что есть  красота?», некоторые размышления о биологическом аспекте, проблемы, «Генетика этики» и «Генетика гениальности», которые были  созданы на основе   статей журнала «Химия и жизнь».

                                     19. Урок – зачет.

Такие уроки проводятся  после изучения темы для  учащихся 9-11 классов. Основная  цель урока – проверка  знаний  учащихся  и закрепление   изученного  материала. На первом уроке  изучении  новой темы   даётся перечень вопросов,  на которые учащиеся начинают вести опрос  своих товарищей по группам, выставляют оценки  в специальную  ведомость. Учитель опрошенных учеников  может перепроверить  по своему усмотрению. В конце урока  проводится  письменная работа (часто провожу  в форме тестирования) и общая оценка выставляется в журнал.

 20. Урок – устный журнал.

Такая форма проведения мероприятия  часто использовалась во внеклассной  работе.

Цель урока:

обобщение  и повторение  изученного материала.

Особенностью  этой формы урока  является то, что все пары, которые  читали   журналы, имеют страницы, рубрики. В устном  журнале  такая большая  страница оформляющихся  красочно  одним рисунком согласно своей теме и  группа  учащихся  «защищает» тему  своей  страницы кроме  различных описательных, повествующих форм,  учащиеся используют  стихи, песни, записи, фрагменты диафильмов, кинофильмов или видеозаписей, исполняют сценки.

В один «журнал» может входить 6-7 «страниц» и  на  каждую «страницу» отводится 5-7 минут времени.

              21. Урок «По страницам  «Красной книги».

Красной книгой мы называем  список растений и животных, находящихся  на грани  исчезновения, описание их строения, места распространения, их значение для человека. Организмы, которые ещё  недостаточно изучены человеком  или мало  известны. Уроки «По страницам красной книги» посвящаются изучению тех организмов,  которые занесены в Международную Красную Книгу, Красную Книгу  СССР и  конечно же редкие животные организмы, встречающиеся  в нашем районе Среднего  Поволжья и Самарской губернии.

Такие уроки проводятся в завершении  изучения тем или разделов.

Учащиеся  готовят сообщения, составляют буклеты, выпускают стенгазеты, экологические листы и плакаты. Уроки   становятся более интересными, если в такой урок включить  демонстрацию  диафильмов, кинофильмов и видеофильмов.

22. Урок – защита рефератов.

При умелой организации реферирование литературы по проблемам  биологии  увлекает школьников, служит  хорошим стимулом  для  углубленного изучения и побуждает их  к активной практической деятельности по изучению и охране  природы. Тематику  рефератов  я разрабатываю и сообщаю в начале изучения темы или раздела, индивидуально  провожу консультации и беседы об их  цели и назначении, о составлении плана, работе с литературой, подготовке выписок, оформлении текста, выводов из списка литературы.

Например, для учащихся 10-х классов при изучении  темы «Экология» я даю следующие темы рефератов (учащиеся выбирают темы из предложенного):

-Экологические прогнозы будущего.

- Здоровье и окружающая среда.

- Экология и этика.

- Демография и экология.

- Охотник – друг или враг природы?

- Биосферные заповедники.

- Заповедник, заказник, национальный парк.

- Жигулёвский заповедник.

- По страницам Красной Книги.

- Экологический герой, – какой он?

- Мир человека в мире природы.

- Как охраняют природу мои сверстники за рубежом.

Подготовка к реферату:

  1. Выбрать тему.
  2. Составить план реферата.
  3. Подобрать необходимую литературу, сделать из неё выписки в соответствии с положением плана.
  4. Составление текста реферата:

- не увлекаться цитированием

- выделять главное направление

- сделать краткие выводы по теме

       5.  Использовать таблицы, графики, циклограммы, рисунки, схемы и фотографии. В форме рефератов учащиеся принимают участие в краеведческой олимпиаде и сдают первые и выпускные экзамены по биологии.

 

23. Урок – турнир.

Цель:

повторение пройденного материала.

Соревнуются два параллельных класса.

Время 2 часа.

Учащиеся каждого класса объединяются в группы «консультантов», «эрудитов», «аналитиков» и «экспериментаторов».

Задачи групп:

- «консультанты» занимаются с отстающими.

- «эрудиты» готовят сообщения.

- «аналитики» - анализируют ответы.

- «экспериментаторы» - ставят оценки

Перед уроком столы ставят рядами так, чтобы учащиеся разных классов сидели друг против друга, необходимы также переносные доски.

Ход урока:

  1. Объявление темы  цели.
  2. Выбор жюри (представители от каждого класса)
  3. Фронтальный опрос. Опрашивает учитель. Ученики каждого класса отвечают поочередно. Жюри оценивает ответы.
  4. Одновременно «аналитики» на досках дают ответы или решают задачи по генетики.
  5. Фронтальный опрос заканчивается, учащиеся обсуждают решения «аналитиками» усложненных задач.
  6. Проверка знаний основных терминов по теме в форме мини- диктанта.
  7. «Экспериментаторы»   из каждого класса  демонстрируют подготовленные ими опыты, а ученики другого класса  по очереди их объясняют и оценивают работу «демонстратора».
  8. Заслушивание  подготовленных «эрудитами» сообщений.
  9. Решение теоретических  задач и индивидуальная работа по  карточкам. Каждый класс при этом делится на две группы.
  10. Подведение итогов. Учитель оценивает работу каждой группы (качество и содержание сообщений, правильность решения задач, постановку ответов)  с учетом оценок жюри, сравнивает  итоги работы каждого  класса в целом и объявляет победителя.

24. Урок «Что? Где? Когда?»

Повторно – обобщающий урок для  учащихся 10-х или 11-х классов я проводила в конце учебного года.

К этому уроку учащиеся готовят сообщения о выбранных ими  самих фактах или объектах.

На консультации перед таким уроком  уточняется тематика выступлений.

Последовательность выступлений определяется с помощью  волчка, его стрелка указывает сектор круга, где лежат конверты с темами  и фамилиями авторов, их открывших.

В выступлениях обязательно  каждый ответ, учитывая его информационный объём и соответствие с указанными требованиями, объем целесообразно использованной литературы.

Такие уроки расширяют кругозор учащихся, развивают умение работать с дополнительной информацией, позволяют в игровой форме проверить глубину знаний каждого ученика, познакомить класс с небольшим количеством  интересных фактов по теме или разделу.

25. Урок взаимного обучения обучающихся.

Цель:

 совершенствование способов учебной работы, развитие интереса к знаниям, формирование умений самостоятельно добывать знания, умение работать в коллективе.

Характерными особенностями такого урока являются: групповая работа по материалам, усвоение  его на уроке, отсутствие домашнего задания, взаимопомощь и  взаимоответственность учащихся в группах.

Организация урока:

I. Действия учителя:

  1. В классе формируются «экипажи» из четырёх человек: командира (наиболее подготовленного ученика), штурмана и двух пилотов.
  2. Учитель ставит перед каждым командиром «экипажа» цель – освоить  определённый материал:

- подробное объяснение нового материала со всеми необходимыми примерами.

- сжатое изложение  по опорному конспекту.

- изложение материала на основе конспекта в подробном изложении.

Вывод.

Проводя  такие нетрадиционные уроки, после них с детьми я проводила анкеты и устные опросы, беседы и наблюдения за учениками, а так же отслеживала их качество знаний и умений.

 Мною были сделаны  выводы, что  при поведении таких уроков, интерес к предмету у учащихся многократно возрастает. Ученики самостоятельно подбирают дополнительный материал, предоставляют  учителю свои предложения и с интересом  готовятся и участвуют в проведении таких уроков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский....

разработка открытого урока по теме "Дрожжевое тесто" (Урок- экспедиция. Нетрадиционный)

Развивая познавательный интерес, главный этап урока  поделен на маршрут экспедиции: историю, географию, биологию, химию и физику, производство, литературу и искусство....

УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА (открытый урок в 5 классе)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Фонетика"...

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013797","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...