Конспект открытого урока по музыкальной литературе. Тема урока: "Жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича". 4 г.об.
план-конспект урока
Повторение пройденного материала, развитие навыка эстетического восприятия музыки,знакомство с жизнью и творчеством известного композитора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_muzlityu_7_kl.docx | 29.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУ ДО «Детская музыкальная школа»
пгт Благоево Удорского района Республики Коми
Конспект открытого урока по музыкальной литературе.
Тема урока: "Жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича
Шостаковича". 4 г.об.
Подготовила преподаватель
Худякова Елена Александровна
Благоево
2020
1. Ф.И.О. преподавателя: Худякова Елена Александровна
2. Предмет: музыкальная литература 4 год обучения
3 . Класс: 7 класс
4. Дата:14.05.2020г
5. Тема урока: "Жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича
Шостаковича".
Цель урока:
повторение пройденного материала, развитие навыка эстетического восприятия музыки, знакомство с жизнью и творчеством известного композитора.
Задачи:
- воспитание любви к творчеству отечественного композитора,
- усвоение информативных знаний,
- обогащение музыкально-слуховой базы.
Тип урока:
комбинированный – урок-лекция, урок-рассказ.
Методы обучения:
рассказ, работа с нотами, слушание музыки.
Дидактические материалы:
- презентация по биографии Шостаковича,
- учебные пособия,
- хрестоматии,
- хронологические таблицы,
- портрет композитора,
- другие наглядные материалы.
Оборудование:
ноутбук, аудиозаписи с произведениями Шостаковича, фотографии Шостаковича.
План урока:
I. Вступительное слово. 1 мин.
II. Повторение пройденной темы: 15 мин.
а) Шостакович – явление уникальное в истории мировой
музыкальной культуры.
б) доклады учащихся по биографии Шостаковича.
в) устный экспресс-опрос по биографии композитора.
III. Новый материал: 25 мин.
а) творчество Д.Д.Шостаковича;
б) симфония №7, До мажор, «Ленинградская».
в) разбор всех 4 частей симфонии, анализ основных тем с прослушиванием аудиозаписей.
IV. Музыкальная викторина. 3 мин.
V. Задание на дом. 1 мин.
Ход урока.
I. Вступительное слово.
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые педагоги. Сегодня наш открытый урок посвящён жизни и творчеству выдающегося советского и российского композитора, пианиста, общественного деятеля Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Музыка
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвёл глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза,
Иль будто все цветы заговорили.
Эти строки Анны Ахматовой посвящены музыке Д.Д.Шостаковича. Шостакович – явление уникальное в истории мировой культуры. В его творчестве, как ни у какого другого художника, отразилась наша сложная жестокая эпоха, противоречия и трагическая судьба человечества, нашли воплощения те потрясения, которые выпали на долю его современников. Все беды, все страдания нашей страны в XX веке он пропустил через своё сердце и выразил в своих произведениях.
Мало кто из композиторов был так признан и прославлен при жизни, как он. Он был сразу возведен в ранг классиков. Зарубежные награды и дипломы были бесспорными – он был почётным членом всевозможных академий, университетов, лауреатом различных международных премий. Советских наград тоже достаточно. Но это были пряники, которые сполна уравновешивались кнутом: постановлениями ЦК КПСС он не раз буквально уничтожался, обвинялся во всех грехах.
Композитор не был свободен в своём творчестве: он должен был выполнять приказы. Например, после знаменитого постановления 1948 года, в котором его творчество было названо формалистическим и чуждым народу, его послали в командировку за границу, где он должен был объяснять зарубежным композиторам, что критика в его адрес была правильной, что он действительно совершил ошибки и его правильно поправляют. Ему
приходилось принимать участие в различных форумах, совещаниях, тратить на это много времени вместо того, чтобы сочинять музыку. А было главным для Шостаковича. Ей отдавал он всё своё возможное время, сочинял повсюду – за рабочим столом, на отдыхе, в поездках, в больнице. Композитор обращался ко всем жанрам, и в каком бы жанре он не
пробовал свои силы, под его пером рождались выдающиеся произведения: балеты, оперы, инструментальные пьесы, концерты, песни, романсы, музыка к кинофильмам. Но прежде всего Шостакович – гениальный симфонист.
Именно в его симфониях воплотилась история XX века, его трагедия, его страдания и бури.
II. Доклады учащихся.
Давайте вместе вспомним факты из биографии композитора. Послушаем ваши выступления:
1 ученик - детство, годы учёбы;
2 ученик – 1930-е годы;
3 ученик – 1940-е годы;
4 ученик – 1950-75 годы.
Проверочные вопросы:
1.Расскажите о знаменитом постановлении 1948 года «Об опере «Великая
дружба» Мурадели». Каким образом оно связано с Шостаковичем?
2. Назовите наиболее известные произведения Шостаковича.
3. Какое произведение было дипломной работой композитора в
консерватории?
4. Почему после оперы «Катерина Измайлова» Шостакович больше не писал
опер?
5. Какие жанры были особенно близки композитору?
III. Новый материал: Симфония №7, До мажор, «Ленинградская».
Работа над этой симфонией началась в самом начале войны. С первых дней войны Шостакович, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронда. Он рыл окопы, дежурил по ночам во время воздушных тревог. Делал аранжировки для концертных бригад, отправляющихся на фронт. Но, как всегда, у этого уникального музыканта-публициста в голове уже созревал крупный симфонический замысел, посвящённый всему происходящему. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Вторую он писал в сентябре уже в блокадном Ленинграде. В октябре Шостакович вместе с семьей был эвакуирован в Куйбышев. В отличии от первых трёх частей, созданных буквально на одном дыхании, работа над финалом двигалась плохо. Композитор понимал, что от симфонии, посвящённой войне, будут ожидать торжественного победного финала. Но для этого пока не было никаких оснований, а он писал так, как подсказывало сердце.
27 декабря 1941 года симфония была закончена. Премьера состоялась в Куйбышеве в исполнении оркестра Большого театра под управлением С.Самосуда. После этого симфония исполнялась в Москве и Новосибирске. Но самая замечательная премьера состоялась в осаждённом Ленинграде. Музыкантов для её исполнения собирали отовсюду. Многие из них были истощены. Пришлось перед началом репетиций положить их в больницу - подкормить, подлечить. В день исполнения симфонии все артиллерийские силы были брошены на подавление огневых точек врага. Ничто не должно было помешать этой премьере. Зал филармонии был полон. Его заполнили бледные, истощённые ленинградцы. Они пришли слушать симфонию, посвящённую им. Музыку эту транслировали на весь город. 19 июля 1942 года симфония прозвучала в Нью-Йорке, и после этого началось её победное шествие по миру. I часть начинается широкой, распевной, эпической мелодией – это главная партия. Она развивается растёт, наполняется всё большей мощью.
Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…» Всё это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжёлые унисоны.
Звучит музыкальный фрагмент: I часть. Главная партия. Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия её как будто растворяется в тишине. Всё дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздаётся дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты – выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» - потрясающая картина вторжения разрушительной силы.
Звучит музыкальный фрагмент: I часть, побочная партия.
Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, всё больше усиливаясь. Мелодия её не изменяется, она только обрастает звучанием всё новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище – скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрёт всё живое на
своем пути.
Писатель А.Толстой назвал эту музыку «пляской учёных крыс под дудку крысолова». Кажется, что это учёные крысы, покорные воле крысолова, вступают в бой.
Эпизод нашествия написан в форме вариаций на неизменную тему пассакалии.
В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Начинается противодействие. Появляется драматический мотив, который принято называть мотивом сопротивления. В ней слышаться стоны, крики. Как будто разыгрывается грандиозная симфоническая битва. После мощной кульминации реприза звучит сумрачно и мрачно. Тема главной партии в ней звучит как страстная речь, обращенная ко всему человечеству, полная великой силы протеста против зла. Особенно выразительна мелодия побочной партии, ставшая тоскливой и одинокой. Здесь появляется выразительное соло фагота. Только в коде главная партия звучит в мажоре, как будто утверждая преодоление сил
зла. Но издали слышится дробь барабана. Война ещё продолжается. Две следующие части призваны показать духовное богатство человека, силу его воли.
Вторая часть – скерцо, выдержанное в мягких тонах.
Третья часть – величавое и проникновенное адажио.
Финал начинается еле слышным тремоло литавр. Как будто постепенно собираются силы. Так подготавливается главная тема, полная неукротимой энергии. Это образ борьбы, народного гнева.
Как ни широко многообразие жанров в творчестве Шостаковича, по сладу своего дарования он прежде всего композитор-симфонист. Перу композитора принадлежат пятнадцать симфоний. Каждая из них – страница истории жизни народа. Шостакович отличался отзывчивостью ко всему происходящему с родной страной и её народом и даже шире – со всем человечеством. Симфонии композитора – уникальный памятник истории
человечества.
1 часть. Прослушивание с попутными комментариями преподавателя.
Следим по нотам. Находим все основные темы.
IV. Музыкальная викторина из основных тем симфонии.
V. Задание на дом.
Устно ответить на вопросы:
1. Сколько симфоний написал Шостакович?
2. Какие черты дарования композитора проявились в его симфонических
произведениях?
3. Как называется Седьмая симфония композитора?
Когда она была написана?
4. Где и когда прошли премьеры этого сочинения?
5. Какова основная идея Седьмой симфонии?
6. Расскажите о её строении.
7. Как строится первая часть симфонии?
8. Вспомните слова, написанные в зарубежной прессе после исполнения
симфонии в Нью-Йорке.
На этом наш урок окончен. Большое спасибо учащимся за активное
участие, гостям – за помощь и внимание.
Список использованной литературы.
1. Акимова Л.Ю. Музыкальная литература: дидактические материалы,
выпуск 3.-М.: ООО "Издательство" "РОСМЭН-ПРЕСС", 2002.
2. Калинина Г.Ф. Тесты по отечественной музыке XX века. Выпуск 4. - М.,
2007.
3. Мусский С.А. Самые знаменитые композиторы России.- М.: Вече, 2003.
4. Самонов А. Хрестоматия по советской музыкальной литературе для 7
класса.- М.:Музыка, 1975.
5. Шорникова М.Музыкальная литература: русская музыка XX века:
четвертый год обучения: учебное пособие.-Изд.9-е.-Ростов н/Д: Феникс,
2019.-250 с.: ил.+СD-диск.-(Учебное пособие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....
План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения"
В данном материале представлен план - конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения....
Открытый урок по музыкальной литературе "Вокальное творчество М.И.Глинки"
Открытый урок с учащимися третьего года обучения по музыкальной литературе....
Открытый урок по музыкальной литературе на тему "Форма рондо"
Первый год обучения...
Открытый урок по музыкальной литературе "Творчество И.С.Баха, закрепление пройденного материала" с обучающимися 3 класса отделения народных инструментов по пятилетнему сроку обучения
Презентация открытого урока...
Открытый урок по музыкальной литературе в 4 классе на тему: «Простые формы»
Разработка урока...
Открытый урок по музыкальной литературе на тему: "Программная музыка" (первый год обучения)
Урок по музыкальной литературе с учащимися 4 класса....