Открытый урок по музыкальной литературе "Вокальное творчество М.И.Глинки"
план-конспект урока по теме

Попова Ирина Алексеевна

Открытый урок с учащимися третьего года обучения по музыкальной литературе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_m.i.glinka.doc104.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия.

Преподаватель: Попова И.А.

Дата проведения занятия: 27/11/2009 г.

Учебная дисциплина: музыкальная литература

Класс: VI класс хорового отдела (III год обучения)

Тема занятия: «Романсы М.И.Глинки»

Вид занятия: открытый урок

Форма проведения занятия: лекция

Мотивация темы и формы проведения занятия: тема занятия выбраны с учетом специфики обучения учащихся хорового отдела Детской школы искусств. Романсы М.И.Глинки очень удобны в исполнении, они мелодичны, понятны по теме и форме, хорошо воспринимаются. Учащиеся хорового отдела по учебному плану имеют предмет «Вокал» и могут, подготовив данные романсы с преподавателем, сами проиллюстрировать ими текст лекции, что будет полезно не только для самих исполнителей, но и для их одноклассников. Лекция выбрана в качестве удобной формы для экспозиции большого количества разножанровых романсов, чтобы учащиеся хорового отдела получили более широкое представление о камерно-вокальной лирике композитора.  

Продолжительность занятия: 45 минут

Место проведения занятия: класс для проведения теоретических дисциплин

Цель занятия: познакомить учащихся с камерно-вокальной лирикой М.И.Глинки

Задачи:

Обучающая: 

  • Показ разных тем и образов в романсах и песнях композитора и способов их воплощения в музыке
  • Показ жанрового многообразия романсов М.И.Глинки
  • Анализ лейтинтонационного комплекса композитора  в романсах жанра «Русской песни», «ориентального романса»
  • Эволюция жанра элегии в творчестве композитора
  • Развитие жанрового слуха
  • Развитие слухового багажа учащихся

Воспитательная: 

  • Духовно-нравственное воспитание
  • Воспитание устойчивого интереса к музыке
  • Воспитание отзывчивости на музыку различного характера

Развивающая:

  • Развитие мышления, памяти и внимания
  • Развитие эмоций

Междисциплинарные связи:

  • Вокал
  • Сольфеджио
  • Литература
  • История

Внутридисциплинарные связи:

  • Обзор культуры начала XIX века
  • М.И.Глинка биография
  • М.И.Глинка Опера «Руслан и Людмила»
  • М.И.Глинка Симфоническое творчество
  • С.В.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне»

Учебное оборудование (оснащение) занятия: 

  • Ноты романсов и песен М.И.Глинки, «Не пой, красавица, при мне» С.В.Рахманинова
  • Видеофильм «Глинка»
  • Видеозапись оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»
  • Портрет М.И.Глинки

Опережающие задания учащимся: 

  • Подготовить Ане Ковалевой сообщение о А.П.Керн
  • Найти в русской поэзии стихотворения разных авторов с названием «Жаворонок»
  • Подготовить исполнение романсов М.И.Глинки: Митус А. – «Жаворонок», Дьяченко И. – «Ах ты ночь ли, ноченька», «Не пой, красавица, при мне», Часнойть Л. – «Сомнение», Федосова К. – «Венецианская ночь»

Критерии и методы диагностики уровня готовности учащихся к занятию (обученности)

№ пп

Фамилия, имя ученика

Ключевые компетенции

Знания

Умения

Навыки

Теоретические сведения по основным разделам курса

Биографические сведения о композиторах

Анализ музыкальных произведений

Умение конспективно излагать знания

Определение на слух музыкальных произведений программы

Исполнение отрывков музыкальных произведений

Развитие творческих навыков

1

Демченко Анастасия

5-

5-

5-

5-

5-

5-

5-

2

Дьяченко Ирина

4

5-

5

5

5-

5

5-

3

Елсукова Екатерина

4

4

4

4

4

4

4

4

Иванова Дарья

5

5

4

4+

5

5-

5-

5

Камалеев Руслан

4-

4

4

4+

4

4

4

6

Ковалева Анна (К)

5

5

5

5

5

5

5

7

Ковалева Анна (П)

3

3

3

4

4

4-

4-

8

Корнеева Ирина

4+

5-

4+

5

5

5-

5-

9

Митус Алиса

5

5

5

5

5

5-

5

10

Самокрутова Елизавета

3

3

3

4-

4-

4

4-

11

Сулимова Оля

4

4

4

4

4+

4+

4+

12

Уланова Мария

4

4

4

5

4+-

5-

4

13

Федосова Ксения

4

4

4

4

4

4-

4

14

Часнойть Елизавета

4

4-

4-

4-

4

4+

4

15

Янурова Александра

4+

4

4

5-

4+

4+

4

Хронокарта занятия: 

  1. Вводная часть – значение камерно-вокальной лирики в творчестве М.И.Глинки; круг поэтов; темы, образы, жанры, количество романсов и песен – 7 минут

2. Основная часть – знакомство с романсами, написанными в жанре «русской песни», ориентального романса, лирического пейзажа, элегии – 35 минут

3. Заключительная часть – значение романсов и песен М.И.Глинки для русской музыки; домашнее задание - 3 минуты.

Лекция

Сегодня мы знакомимся с романсами и песнями М.И.Глинки. В жанре камерно-вокальной музыки Глинка работал всю свою творческую жизнь, им создано более 70 романсов и песен.

Своим первым удачным в области вокального творчества Глинка назвал романс «Не искушай».

«Не искушай меня без нужды» - исполняет преподаватель

Написан этот романс на слова Е.Баратынского – одного из современников композитора, наряду с  Пушкиным, Жуковским, Дельвигом, Батюшковым, Кукольником, стихотворные произведения которых также использовал Глинка для создания своих романсов. В этом романсе Глинка передает мир чувств человека – его разочарованность, любовные сомнения и скрытую надежду. Такое тонкое музыкальное прочтение стихотворения говорит о Глинке, как о человеке утонченном. Он трепетно относился ко всем явлениям жизни, его романсы стали важнейшей областью самовыражения, своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал свои многообразные чувства и широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далеких стран и времен. Естественно, что такое обилие тем и образов повлияло на жанровое многообразие вокального творчества композитора. Это и лирический романс, элегия, русская песня, серенада, баркарола, застольная песня, баллада, а также романсы, написанные в танцевальных ритмах – вальса, мазурки, польки, болеро, полонеза. «Не искушай меня без нужды» - это элегия, мелодика которой очень округленная, распевная, насыщена мелодическими раскачками. И это естественно, сам Глинка прекрасно пел, работал с вокалистами, поэтому все его романсы удобны для пения. А раз их приятно и удобно петь, то все романсы Глинки были очень популярны. Большую роль играет фортепианная партия – в сольных эпизодах часто содержит обобщенный образ романсов, кроме того, создает законченность и стройность формы. В композиции Глинка стремится к ясным, закругленным формам – куплетной, трехчастной и т.д.

В рамках одного урока мы, конечно же, не познакомимся со всеми романсами композитора, но прикоснемся к некоторым темам, так будоражащим не только талант Глинки, но и его современников.

И мне бы хотелось начать с его русских песен и воплощением данной темы в музыке композитора.

А скажите мне, пожалуйста, почему Глинка, дворянин по происхождению (манеру воспитания мы все с вами хорошо представляем), музыкальными учителями которого были прославленный пианист и композитор Джон Фильд, знаменитый скрипач Франц Беем, итальянский певец Беллони, знаменитый теоретик музыки Зигфрид Ден, вновь и вновь возвращался или, больше сказать,  взращивал в себе вот эту русскую жилу? (ответы учащихся)

Само время бурного роста прогрессивных идей и национального самосознания в период войны 1812 года (вопрос учащимся - с кем воевал русский народ в годы войны 1812 года) и декабрьского восстания 1825 года спровоцировало могучий подъем русской культуры. Обращаться к русской тематике, ее образам, героям становилось модным, но как и все непривычное, иногда подвергалось критике.

Видеофильм «Глинка» (спор о поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)

Итак, жанр русской песни чаще встречается в раннем периоде творчестве композитора (1824 - 1830) и связан с поэзией Дельвига – знатока народной поэзии. Преобладающей является тема одиночества и неразделенной любви. В таких романсах как «Ночь осенняя», «Ах ты, душечка», «Ах ты, ночь ли, ноченька» формируется, так скажем, лейтинтонация (вопрос учащимся - что такое лейтинтонация) русской песни Глинки. Давайте послушаем песню «Ах ты ночь ли, ноченька» в исполнении Ирины Дьяченко, а затем разберем эти особенности.

«Ах ты, ночь ли, ноченька» - исполняет И.Дьяченко

Разбор по нотам: квинта – душа русской песни, секстовость, трихордовость, гармонический минор, внутренне движение. То есть мы видим, что этот жанр у Глинки стилистически условен и приближен к бытовому романсу, так широко распространенному в начале 19 века.

Другая тема, которая появляется в камерно-вокальном творчестве Глинки – это тема Востока, такая притягательная и загадочная для любой русской души. Романс «Не пой, красавица, при мне» называется грузинская песня. Но здесь нет ярковыраженной характеристики Востока, как мы это, допустим, услышим позже в опере «Руслан и Людмила»

Опера «Руслан и Людмила» (персидский хор)

Этот ранний романс начинается с русской романсной сексты. Кантиленная мелодия, ладовая переменность, хроматизмы в сопровождении, танцевальность. Типично восточное (ув 2, изощренная ритмика) здесь отсутствует. В момент звучания романса мы - не там, не на Кавказе, там мы оставили всю страсть и бурю чувств, а здесь на родине возникают воспоминания - легкие, лирические, светлые, т.е. Глинка дает намек на эмоциональное состояние, которое так часто угадывается в подтексте пушкинских строк.

«Не пой, красавица, при мне» - исполняет И.Дьяченко

На текст стихотворения А.С.Пушкина написано около 50-ти романсов разными композиторами – Балакирев, Лядов, Глазунов, Ипполитов-Иванов, Рубинштейн, Рахманинов, Римский-Корсаков. И мне бы хотелось сравнить этот обобщенный романс с романсом С.В.Рахманинова, с чьим творчеством мы будем знакомится в следующем году, и который использовал яркие интонации, ритмы, гармонии для воплощения данного образа.

С.В.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне» - аудиозапись

Далее мне бы хотелось остановиться на романсах – лирических пейзажах.

Первый из них – «Венецианская ночь», написанный в зрелый период творчества, где рамки романсов расширяются и демонстрируются новые жанры – болеро, баркарола, баллада. «Венецианская ночь» выполнен в жанре баркаролы и данная фактура роднит его с «Не пой, красавица, при мне». Здесь, как и в русских песнях можно найти проявления итальянизма – секстовость с секвентностью, органный пункт, остинатность баса, волнообразный средний голос. Все это дополняет образ, заложенный в стихотворении и создает момент любования красотой природы.

«Венецианская ночь» - исполняет К.Федосова

Второй романс, который называется «Жаворонок» становится воплощением образа любимой русской природы. Это простая задушевная песня, в фортепианной партии которой присутствуют звукоизобразительные моменты, что передает безмятежный, спокойный эмоциональный настрой.

«Жаворонок» - исполняет А.Митус

Образ жаворонка очень часто встречается в русской поэзии – подготовленные стихи

СТИХИ ЧИТАЮТ КАТЯ ЕЛСУКОВА – В.А.Жуковский «Жаворонок», НАСТЯ ДЕМЧЕНКО – В.Шнейдерман «Между небом и землей жаворонок вьется»

Романс «Жаворонок входит в вокальный цикл (вопрос учащимся - что такое вокальный цикл, в творчестве какого композитора встречались с вокальными циклами) «Прощание с Петербургом» на стихи Н.Кукольника. Этот единственный в творчестве композитора цикл возник в 1840 году и получил такое название в связи с наметившимся отъездом Глинки за границу. В этом цикле нет единой сюжетной линии, как мы видели у Шуберта в «Прекрасной мельничихе», но все 12 романсов объединены одной темой – темой прощания с родиной, темой странствий.

Ну и, пожалуй, самая насыщенная, обширная – это, конечно, тема любви, наиболее ярко воплотившаяся в жанре элегии. В начале урока прозвучала ранняя элегия «Не искушай», который был овеян легкой грустью, юношеским порывом. Другая элегия – «Сомнение» - элегия – монолог (вопрос учащимся – что такое монолог), в котором передается ревность, страдание, душевные муки, страсть, стремление к покою.

«Сомнение» - исполняет Л.Часнойть

Ну и, наконец, жемчужина глинкинской музыки – романс «Я помню чудное мгновенье».

Это произведение отразило глубокие чувства Глинки к Е.Е.Керн, дочери А.П.Керн, в свое время вдохновившей Пушкина на создание гениального стихотворения.

Сообщение А.Ковалевой о А.П.Керн

Разбор романса по нотам.

Пение романса «Я помню чудное мгновенье» всем классом

Выводы: значение романсов и песен М.И.Глинки для русской музыки

Завершение длительного периода становления отечественной камерно-вокальной культуры

Традиции, заложенные М.И.Глинкой, были продолжены многими русскими композиторами.

М.И.Глинка – основоположник русской вокальной школы, соединяющей высокое мастерство владения голосом, широкую распевность и драматическую выразительность.

Домашнее задание: читать тему «Романсы и песни М.И.Глинки» по учебнику, пересказывать, исполнять нотные примеры.

Литература: 

  1. Левашова О.Е. Михаил Иванович Глинка. М., 1987 - 1988. Кн. I - II.
  2. Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка)
  3. Глинка в воспоминаниях современников / Под ред. А.А.Орловой. - М., 1955.
  4. Коцин А. 200 лет со дня рождения композитора М. И. Глинки // Филателия. — 2004. — № 8. — С. 2—3.
  5. Летопись жизни и творчества М.И.Глинки. М., 1978.
  6. Серов А.Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. - Л., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша..."

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша...", посвящённому 195 - летию Восстания декабристов....

Конспект открытого урока "Веселая музыкальная гимнастика для начинающих пианистов"

     Этот урок мне хотелось бы посвятить решению техническим проблем учащихся на начальном этапе обучения, освоению технических навыков и ознакомлению с различными техничес...

Открытый урок "Народные традиции и творчество в искусстве изразца" для учащихся 2 класса ДХШ, преподаватель Пак Лидия Петровна

Открытый урок на тему "Народные традиции и творчество в искусстве изразца" для учащихся 2 класса Ногинской детской художественной школы проводился преподавателем Пак Лидией Петровной в рамках об...

Методическая разработка урока по музыкальной литературе: «Романсы М.И. Глинки»

Знакомство учащихся с камерно-вокальной лирикой М.И.Глинки, жанровым многообразием романсов композитора, развитие слухового багажа учащихся...