Открытый урок по музыкальной литературе в 4 классе на тему: «Простые формы»
методическая разработка по теме

Светлова Светлана Ивановна

Разработка урока

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО

Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского

Зональный открытый урок преподавателя Светловой С.И.

 по музыкальной литературе в 4А классе

 на тему: «Простые формы» 18.12.15г.

Цель урока:

Обобщение знаний  учащихся в разделе музыкального формообразования в комплексном подходе использования межпредметных связей. Ориентирование учащихся на самоанализ, поиск творческих решений.

Задачи:

Образовательные

  • Упрочить  знания, полученные в предшествующие годы обучения;
  • систематизировать знания,  полученные по данной теме;
  • стимулировать положительное отношение к учебной деятельности;
  • укрепить интерес к музыке,  посредством использования полученных знаний в практической деятельности.

Развивающие

  • развитие   восприимчивости,   отзывчивости   к  музыкальному искусству,  
  • развитие  аналитических способностей  в процессе постижения  музыкального образа;

-        формирование   исследовательских   умений;

-        создать ситуацию успеха для учеников, ситуацию новизны, актуальности;

Воспитательные

  • способствовать осознанию важности общих ценностей;
  • содействовать упрочению внутренних духовных  и дружественных связей в классе;

Здоровьесберегающие

-    соблюдение    правильной    посадки за столом и при пении,  проведение физкультминутки.

Тип урока:  урок комплексного применения знаний и умений.

Методы, используемые на уроке:

  • словесный,
  • частично-поисковый,
  • исследовательский,
  • творческий,
  • наблюдение,
  • сопоставление,
  • междисциплинарных взаимодействий.
    Оборудование:

 -        доска, инструменты: синтезатор, фортепиано, скрипка
-        рисунки учащихся, музыкальные пособия и нотные сборники.

План урока.

  1. Введение. Что такое музыкальная форма  и почему о ней необходимо знать.
  2. Опрос
  1. С какими музыкальными формами мы уже познакомились?
  2. Расскажите о них.
  1. Закрепление темы на примере номеров из сборника «Сольфеджио» Б.Калмыкова и Г.Фридкина. Разбор анализа формы, предложений фраз, музыкального характера, музыкального образа, средств выразительности.

№327 – период неповторно - тематического строения (aa+bb)

№333– период неповторно - тематического строения  (aa+bb)

№334– период неповторно - тематического строения (a+b)

№337 – 2-х частная берепрезная форма

№339 – 2-х частная репрезная форма

№343– период неповторно - тематического строения (aa+b)

№344 – 2-х частная репрезная форма с повторением 2-ой части, вследствие несовершенной каденции (ABB1)

  1. Определение формы музыкальных произведений на слух.

Исполнение учащимися произведений из своего учебного репертуара. Анализ данного произведения другими учащимися и внесения корректировки самим исполнителем. Дополнительные ответы ученика на вопросы учителя.

План ответа группы:

  1. Какова форма звучащего произведения?
  2. Сколько музыкальных тем мы услышали?
  3. Охарактеризуйте музыкальные образы.
  4. Охарактеризуйте характер тем.
  5. Какие средства музыкальной выразительности помогают нам «увидеть» этот образ, или определить данный характер?

Вопросы исполнителю:

  1. Правильно ли ученики ответили на вопросы?
  2. Сколько тактов занимает каждое построение?
  3. Тональность и тональный план произведения?
  4. Является ли период (периоды) однотональным или модулирующим?
  1. Блиц – опрос по пройденному материалу:
  1. Что является самым главным в музыкальном произведении?
  2. Что такое музыкальный образ и музыкальный характер?
  3. Какие средства музыкальной выразительности помогают нам определить музыкальный образ?
  4. Какие средства музыкальной выразительности помогают нам определить характер музыки?
  1. Итог. Вопросы учащимся для определения качества усвоения данной темы и актуальности её применения в дальнейшей музыкальной практике:
  1. Сложно ли определять музыкальные формы  небольших произведений?
  2. Стали ли понятнее в исполнении те произведения, которые вы проанализировали?
  3. Что было сложным в данной теме?
  1. Исполнение собственного  произведения  учащейся 5 класса Терещенковой Марии   - «Вальс».

Приложение

Список произведений к пункту№4:

  1. Пискунова Дарья – Глинка «Полька» (скрипка, преп. Перцева Н.А)
  2. Артемьев Роман – Н.Торопова «Комары да мошки» (синтезатор, преп. Нарышева Т.Г.)
  3. Ипатова Софья – Н.Торопова «Африканские дикари» (фортепиано, преп. Романова А.А.)
  4. Солодухина Ульяна – Ж.Металлиди «День рождения» (фортепиано, преп. Анисимова Е.Г.)
  5. Бычкова Наталья – П.Хаджиев «Этюд» (фортепиано, преп. Юцова М.В.)
  6. Гузова Софья – Симонова «Клоун» (фортепиано, преп. Синдер С.А.)
  7. Астахов Сергей – В.Капп «Скерцо» (фортепиано, преп. Павлюченкова Ю.В.)
  8. Зайцева Кристина – М.Чулаки «Весёлая прогулка» (фортепиано, преп. Зыкова Л.В.)

Список использованной литературы:

  1. Апраксина А.А. Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990.
  2. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: 1974.
  3. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М, 1878.Лагутин  А.И.  Методика  преподавания  музыкальной  литературы  в детской музыкальной школе. М., Музыка, 1982.
  4. Лагутин  А.И.  Методика  преподавания  музыкальной  литературы  в детской музыкальной школе (для музыкальных училищ). М., 2005
  5. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие. Росмэн, 2001
  6. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сб. статей, вып.3. М.: «Музыка»,1991      
  7. Музыкальное воспитание в Венгрии. М.: Советский композитор, 1983.   
  8. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Советский композитор, 1978.                             



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по музыкальной литературе "Вокальное творчество М.И.Глинки"

Открытый урок с учащимися третьего года обучения по музыкальной литературе....

Урок внеклассного чтения в 6 классе. Тема: "Прости нас, Бим..." Г. Троепольский "Белый Бим черное ухо"

Урок с применением информационных технологий.: технологическая карта урока, презентация, игра "хочешь стать пятионером, отрывок из к/ф,...

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Простое предложение»

Тема: Простое предложение Цели: 1.       систематизировать знания о простом осложнённом предложении собособленными однородными членами,  с обособленными определ...

Материал для открытого урока по музыкальной литературе для ДМШ и ДШИ

Материал к открытому уроку "ПЕСНИ о войне и ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ", посвященному 75-летию со дня победы в Великой Отечественной войне. Цель урока - Воспитание патриотических чувств у подрастаю...