Открытый урок по музыкальной литературе в 4 классе на тему: «Простые формы»
методическая разработка по теме
Разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zonalnyy_otkr._urok_prostye_formy.mezhpredmetnye_svyazi_v_v_4_klasse.docx | 22.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУДО
Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского
Зональный открытый урок преподавателя Светловой С.И.
по музыкальной литературе в 4А классе
на тему: «Простые формы» 18.12.15г.
Цель урока:
Обобщение знаний учащихся в разделе музыкального формообразования в комплексном подходе использования межпредметных связей. Ориентирование учащихся на самоанализ, поиск творческих решений.
Задачи:
Образовательные
- Упрочить знания, полученные в предшествующие годы обучения;
- систематизировать знания, полученные по данной теме;
- стимулировать положительное отношение к учебной деятельности;
- укрепить интерес к музыке, посредством использования полученных знаний в практической деятельности.
Развивающие
- развитие восприимчивости, отзывчивости к музыкальному искусству,
- развитие аналитических способностей в процессе постижения музыкального образа;
- формирование исследовательских умений;
- создать ситуацию успеха для учеников, ситуацию новизны, актуальности;
Воспитательные
- способствовать осознанию важности общих ценностей;
- содействовать упрочению внутренних духовных и дружественных связей в классе;
Здоровьесберегающие
- соблюдение правильной посадки за столом и при пении, проведение физкультминутки.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Методы, используемые на уроке:
- словесный,
- частично-поисковый,
- исследовательский,
- творческий,
- наблюдение,
- сопоставление,
- междисциплинарных взаимодействий.
Оборудование:
- доска, инструменты: синтезатор, фортепиано, скрипка
- рисунки учащихся, музыкальные пособия и нотные сборники.
План урока.
- Введение. Что такое музыкальная форма и почему о ней необходимо знать.
- Опрос
- С какими музыкальными формами мы уже познакомились?
- Расскажите о них.
- Закрепление темы на примере номеров из сборника «Сольфеджио» Б.Калмыкова и Г.Фридкина. Разбор анализа формы, предложений фраз, музыкального характера, музыкального образа, средств выразительности.
№327 – период неповторно - тематического строения (aa+bb)
№333– период неповторно - тематического строения (aa+bb)
№334– период неповторно - тематического строения (a+b)
№337 – 2-х частная берепрезная форма
№339 – 2-х частная репрезная форма
№343– период неповторно - тематического строения (aa+b)
№344 – 2-х частная репрезная форма с повторением 2-ой части, вследствие несовершенной каденции (ABB1)
- Определение формы музыкальных произведений на слух.
Исполнение учащимися произведений из своего учебного репертуара. Анализ данного произведения другими учащимися и внесения корректировки самим исполнителем. Дополнительные ответы ученика на вопросы учителя.
План ответа группы:
- Какова форма звучащего произведения?
- Сколько музыкальных тем мы услышали?
- Охарактеризуйте музыкальные образы.
- Охарактеризуйте характер тем.
- Какие средства музыкальной выразительности помогают нам «увидеть» этот образ, или определить данный характер?
Вопросы исполнителю:
- Правильно ли ученики ответили на вопросы?
- Сколько тактов занимает каждое построение?
- Тональность и тональный план произведения?
- Является ли период (периоды) однотональным или модулирующим?
- Блиц – опрос по пройденному материалу:
- Что является самым главным в музыкальном произведении?
- Что такое музыкальный образ и музыкальный характер?
- Какие средства музыкальной выразительности помогают нам определить музыкальный образ?
- Какие средства музыкальной выразительности помогают нам определить характер музыки?
- Итог. Вопросы учащимся для определения качества усвоения данной темы и актуальности её применения в дальнейшей музыкальной практике:
- Сложно ли определять музыкальные формы небольших произведений?
- Стали ли понятнее в исполнении те произведения, которые вы проанализировали?
- Что было сложным в данной теме?
- Исполнение собственного произведения учащейся 5 класса Терещенковой Марии - «Вальс».
Приложение
Список произведений к пункту№4:
- Пискунова Дарья – Глинка «Полька» (скрипка, преп. Перцева Н.А)
- Артемьев Роман – Н.Торопова «Комары да мошки» (синтезатор, преп. Нарышева Т.Г.)
- Ипатова Софья – Н.Торопова «Африканские дикари» (фортепиано, преп. Романова А.А.)
- Солодухина Ульяна – Ж.Металлиди «День рождения» (фортепиано, преп. Анисимова Е.Г.)
- Бычкова Наталья – П.Хаджиев «Этюд» (фортепиано, преп. Юцова М.В.)
- Гузова Софья – Симонова «Клоун» (фортепиано, преп. Синдер С.А.)
- Астахов Сергей – В.Капп «Скерцо» (фортепиано, преп. Павлюченкова Ю.В.)
- Зайцева Кристина – М.Чулаки «Весёлая прогулка» (фортепиано, преп. Зыкова Л.В.)
Список использованной литературы:
- Апраксина А.А. Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990.
- Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: 1974.
- Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М, 1878.Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., Музыка, 1982.
- Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе (для музыкальных училищ). М., 2005
- Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие. Росмэн, 2001
- Методические записки по вопросам музыкального образования. Сб. статей, вып.3. М.: «Музыка»,1991
- Музыкальное воспитание в Венгрии. М.: Советский композитор, 1983.
- Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Советский композитор, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по музыкальной литературе "Вокальное творчество М.И.Глинки"
Открытый урок с учащимися третьего года обучения по музыкальной литературе....
Открытый урок по музыкальной литературе на тему "Форма рондо"
Первый год обучения...
Урок внеклассного чтения в 6 классе. Тема: "Прости нас, Бим..." Г. Троепольский "Белый Бим черное ухо"
Урок с применением информационных технологий.: технологическая карта урока, презентация, игра "хочешь стать пятионером, отрывок из к/ф,...
Открытый урок по музыкальной литературе "Творчество И.С.Баха, закрепление пройденного материала" с обучающимися 3 класса отделения народных инструментов по пятилетнему сроку обучения
Презентация открытого урока...
Материал для открытого урока по музыкальной литературе для ДМШ и ДШИ
Материал к открытому уроку "ПЕСНИ о войне и ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ", посвященному 75-летию со дня победы в Великой Отечественной войне. Цель урока - Воспитание патриотических чувств у подрастаю...
Открытый урок по музыкальной литературе на тему: "Программная музыка" (первый год обучения)
Урок по музыкальной литературе с учащимися 4 класса....
Конспект открытого урока по музыкальной литературе. Тема урока: "Жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича". 4 г.об.
Повторение пройденного материала, развитие навыка эстетического восприятия музыки,знакомство с жизнью и творчеством известного композитора....