Биологические диктанты. Общая биология.
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему

Эффективной фронтальной формой проверки знаний на уроках биологии является биологический диктант, который необходимо предлагать учащимся с первых уроков. Эта форма проверки знаний стимулирует учащихся тщательно усваивать биологичеcкую cимволику, терминологию, устанавливать соответствия, сопоставлять факты и явления, биологические процессы. Причем данный вид работы может быть использован не только на этапе актуализации знаний, но и в виде рефлексии на протяжении урока.

Одним из самых сложных разделов биологии является общая биология, вопросы которого широко используются в контрольно-измерительных материалах итоговой аттестации. Ограниченность времени урока не всегда позволяет отработать усвоение терминов и понятий, которых очень много в курсе общей биологии, что возможно с использованием биологических диктантов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.Н.Заверюха, учитель биологии  МБОУ СОШ № 1 имени З.Я.Лавровского ст.Ленинградской Краснодарского края

Биологические диктанты.  

Общая биология.

Эффективной фронтальной формой проверки знаний на уроках биологии является биологический диктант, который необходимо предлагать учащимся с первых уроков. Эта форма проверки знаний стимулирует учащихся тщательно усваивать биологичеcкую cимволику, терминологию, устанавливать соответствия, сопоставлять факты и явления, биологические процессы. Причем данный вид работы может быть использован не только на этапе актуализации знаний, но и в виде рефлексии на протяжении урока.

Одним из самых сложных разделов биологии является общая биология, вопросы которого широко используются в контрольно-измерительных материалах итоговой аттестации. Ограниченность времени урока не всегда позволяет отработать усвоение терминов и понятий, которых очень много в курсе общей биологии, что возможно с использованием биологических диктантов.

№ 1

  1. Органические соединения, входящие в состав клеток живых организмов (биополимеры).
  2. Многочисленные звенья полимера, каждый из которых устроен относительно просто (мономер).
  3. Биополимеры, участвующие в передаче генетической (наследственной) информации от клетки к клетке (нуклеиновые кислоты).
  4. Важнейшие источники энергии (углеводы и жиры).
  5. Свойства биополимеров зависят от строения их…(молекул).

   

    № 2

  1. Биополимеры, состоящие из углерода, водорода и кислорода (углеводы).
  2. Мономеры полисахаридов (моносахариды).
  3. Основная функция углеводов (энергетическая).
  4. В состав клеточных стенок некоторых простейших, грибов, наружный скелет членистоногих входит углевод (хитин).
  5. Запасным углеводом животных и грибов является…(гликоген).

№ 3

  1. Обширная группа жироподобных веществ, нерастворимых в воде (липиды).
  2. Мономеры белков (аминокислоты).
  3. Белки играют роль биологических катализаторов, т.е. ускоряют химические реакции в организме и выполняют следующие функции: (строительную, транспортную, регуляторную, энергетическую, двигательную).
  4. В основе всех жизненных процессов в клетке лежат химические реакции, ход которых, их ускорение или замедление регулируется белками, названными (ферментами).
  5. Последовательность аминокислот в виде полипептидной цепочки разных мономеров образуют структуру белка, от которой зависят его физико-химические и биологические свойства (первичная структура).

№ 4

  1. Мономеры нуклеиновых кислот (нуклеотиды).
  2. Перечислите виды нуклеиновых кислот, имеющих в составе нуклеотида азотистое основание урацил (и(м)-РНК, т-РНК, р-РНК).
  3. Между аденином и тимином (две) водородные связи, а между гуанином и цитозином (три) водородные связи.
  4. Помимо ядра молекулы ДНК  содержатся в (митохондриях, пластидах).
  5. Зная последовательность нуклеотидов в одной цепи ДНК можно установить порядок нуклеотидов другой цепи по принципу (комплементарности).

№ 5

  1. Белки, характерные для любого организма, синтезируются по плану, записанному в молекулах (ДНК).
  2. Участок молекулы ДНК, служащий матрицей для синтеза одного белка, называют (ген).
  3. Фермент, двигающийся  по ДНК, подбирающий по принципу комплементарности нуклеотиды и соединяющий их в единую цепочку (полимераза).
  4. Последовательность трех нуклеотидов в структуре т-РНК, комплементарных нуклеотидам кодона в и-РНК (антикодон).
  5. Белок состоит из 40 аминокислот, определите количество триплетов, кодирующих данный полипептид (40).

№ 6

  1. В чем выражается универсальность генетического кода? (у всех организмов одни и те же триплеты нуклеотидов соответствуют одним и тем же аминокислотам)
  2. В чем выражается избыточность генетического кода? (большинству аминокислот соответствует не один, а несколько различных триплетов)
  3. В чем выражается однозначность генетического кода? (один триплет всегда обозначает только одну- единственную аминокислоту)
  4. В чем выражается триплетность генетического кода? (каждый триплет кодирует одну аминокислоту)
  5. В чем заключается биологическая роль трех триплетов ДНК, которые не кодируют ни одной аминокислоты? (обозначают окончание трансляции)

№ 7

  1. Наука о клетке (цитология).
  2. Метод изучения клетки, позволяющий изучать структуру клеток и их компонентов (ядро, органеллы и включения) в видимом свете и после окрашивания (световая микроскопия).
  3. Метод, позволяющий выделять отдельные компоненты клетки (митохондрии, рибосомы, пластиды) для их дальнейшего изучения (центрифугирование).
  4. Метод, позволяющий изучать деление, дифференцировку и специализацию клеток и получать их клоны (генетически однородную группу клеток) (культура клеток).
  5. Метод, позволяющий изучать тончайшие структуры клеток (мембраны, фибриллы, микротрубочки) вплоть до макромолекул (электронная микроскопия).

№ 8

  1. Система мембран и канальцев, где происходит синтез и транспортировка различных веществ (ЭПС).
  2. Сферические тельца, непосредственно участвующие в сборке молекул белков (рибосомы).
  3. «Энергетические станции клетки», участвуют в кислородном этапе энергетического обмена, синтезе АТФ (митохондрии).
  4. Шаровидные тельца, содержащие ферменты, расщепляют пищевые вещества и бактерии (лизосомы).
  5. Участки гиалоплазмы, ограниченные мембраной, у растений содержат клеточный сок и поддерживают тургорное давление (вакуоли).

№ 9

  1. Белки, участвующие в образовании хромосом (гистоны).
  2. Обязательный компонент всех эукариотических клеток (клеточное ядро).
  3. Двухмембранные органоиды, свойственные только растительным клеткам, содержащие собственные рибосомы, РНК и ДНК (пластиды).
  4. Внутренняя полость хлоропласта (строма).
  5. Двухмембранный органоид клетки: наружная мембрана гладкая, внутренняя-полупроницаема, имеет много складок и выростов- крист (митохондрия).

№ 10

  1. Используют солнечную энергию для биосинтеза (фототрофы).
  2. Используют энергию химических связей для биосинтеза (хемотрофы).
  3. Используют органические вещества мертвых тел или продукты жизнедеятельности организмов (сапротрофы).
  4. Живут за счет другого живого организма (паразиты).
  5. В зависимости от условий обитания организмы со смешанным типом питания, способны и к автотрофному, и гетеротрофному питанию (миксотрофы).

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологический диктант "Уровни организации живого"

Контроль знаний, полученных на прошлом занятии «Уровни организации и свойства живого» Дисциплина: биология Форма проведения: биологический диктант...

тест по общей биологии по теме:"Общие биологические понятия"

Тест используется для проверки знаний учащихся....

биологический диктант как форма контроля знаний и умений учащихся

Доказываю,что биологический диктант действительно нужен.Привожу примеры используемых мною диктантов...

биология 8 класс биологический диктант

Это биологический диктант для повторения темы "Кровь, Кровообращение"...

Биологический диктант по биологии 6 класс

Биологический диктант по биологии 6 класс по учебнику Пасечник В.В....

Биологические диктанты и тесты по биологии в 9 классе

Тематичекие тесты и биологические диктанты для проверки знаний учащихся по биологии в 9 классе....