Биологические диктанты. Общая биология.
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему
Эффективной фронтальной формой проверки знаний на уроках биологии является биологический диктант, который необходимо предлагать учащимся с первых уроков. Эта форма проверки знаний стимулирует учащихся тщательно усваивать биологичеcкую cимволику, терминологию, устанавливать соответствия, сопоставлять факты и явления, биологические процессы. Причем данный вид работы может быть использован не только на этапе актуализации знаний, но и в виде рефлексии на протяжении урока.
Одним из самых сложных разделов биологии является общая биология, вопросы которого широко используются в контрольно-измерительных материалах итоговой аттестации. Ограниченность времени урока не всегда позволяет отработать усвоение терминов и понятий, которых очень много в курсе общей биологии, что возможно с использованием биологических диктантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Биологические диктанты -удобная фронтальная форма проверки и закрепления знаний | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Н.Заверюха, учитель биологии МБОУ СОШ № 1 имени З.Я.Лавровского ст.Ленинградской Краснодарского края
Биологические диктанты.
Общая биология.
Эффективной фронтальной формой проверки знаний на уроках биологии является биологический диктант, который необходимо предлагать учащимся с первых уроков. Эта форма проверки знаний стимулирует учащихся тщательно усваивать биологичеcкую cимволику, терминологию, устанавливать соответствия, сопоставлять факты и явления, биологические процессы. Причем данный вид работы может быть использован не только на этапе актуализации знаний, но и в виде рефлексии на протяжении урока.
Одним из самых сложных разделов биологии является общая биология, вопросы которого широко используются в контрольно-измерительных материалах итоговой аттестации. Ограниченность времени урока не всегда позволяет отработать усвоение терминов и понятий, которых очень много в курсе общей биологии, что возможно с использованием биологических диктантов.
№ 1
- Органические соединения, входящие в состав клеток живых организмов (биополимеры).
- Многочисленные звенья полимера, каждый из которых устроен относительно просто (мономер).
- Биополимеры, участвующие в передаче генетической (наследственной) информации от клетки к клетке (нуклеиновые кислоты).
- Важнейшие источники энергии (углеводы и жиры).
- Свойства биополимеров зависят от строения их…(молекул).
№ 2
- Биополимеры, состоящие из углерода, водорода и кислорода (углеводы).
- Мономеры полисахаридов (моносахариды).
- Основная функция углеводов (энергетическая).
- В состав клеточных стенок некоторых простейших, грибов, наружный скелет членистоногих входит углевод (хитин).
- Запасным углеводом животных и грибов является…(гликоген).
№ 3
- Обширная группа жироподобных веществ, нерастворимых в воде (липиды).
- Мономеры белков (аминокислоты).
- Белки играют роль биологических катализаторов, т.е. ускоряют химические реакции в организме и выполняют следующие функции: (строительную, транспортную, регуляторную, энергетическую, двигательную).
- В основе всех жизненных процессов в клетке лежат химические реакции, ход которых, их ускорение или замедление регулируется белками, названными (ферментами).
- Последовательность аминокислот в виде полипептидной цепочки разных мономеров образуют структуру белка, от которой зависят его физико-химические и биологические свойства (первичная структура).
№ 4
- Мономеры нуклеиновых кислот (нуклеотиды).
- Перечислите виды нуклеиновых кислот, имеющих в составе нуклеотида азотистое основание урацил (и(м)-РНК, т-РНК, р-РНК).
- Между аденином и тимином (две) водородные связи, а между гуанином и цитозином (три) водородные связи.
- Помимо ядра молекулы ДНК содержатся в (митохондриях, пластидах).
- Зная последовательность нуклеотидов в одной цепи ДНК можно установить порядок нуклеотидов другой цепи по принципу (комплементарности).
№ 5
- Белки, характерные для любого организма, синтезируются по плану, записанному в молекулах (ДНК).
- Участок молекулы ДНК, служащий матрицей для синтеза одного белка, называют (ген).
- Фермент, двигающийся по ДНК, подбирающий по принципу комплементарности нуклеотиды и соединяющий их в единую цепочку (полимераза).
- Последовательность трех нуклеотидов в структуре т-РНК, комплементарных нуклеотидам кодона в и-РНК (антикодон).
- Белок состоит из 40 аминокислот, определите количество триплетов, кодирующих данный полипептид (40).
№ 6
- В чем выражается универсальность генетического кода? (у всех организмов одни и те же триплеты нуклеотидов соответствуют одним и тем же аминокислотам)
- В чем выражается избыточность генетического кода? (большинству аминокислот соответствует не один, а несколько различных триплетов)
- В чем выражается однозначность генетического кода? (один триплет всегда обозначает только одну- единственную аминокислоту)
- В чем выражается триплетность генетического кода? (каждый триплет кодирует одну аминокислоту)
- В чем заключается биологическая роль трех триплетов ДНК, которые не кодируют ни одной аминокислоты? (обозначают окончание трансляции)
№ 7
- Наука о клетке (цитология).
- Метод изучения клетки, позволяющий изучать структуру клеток и их компонентов (ядро, органеллы и включения) в видимом свете и после окрашивания (световая микроскопия).
- Метод, позволяющий выделять отдельные компоненты клетки (митохондрии, рибосомы, пластиды) для их дальнейшего изучения (центрифугирование).
- Метод, позволяющий изучать деление, дифференцировку и специализацию клеток и получать их клоны (генетически однородную группу клеток) (культура клеток).
- Метод, позволяющий изучать тончайшие структуры клеток (мембраны, фибриллы, микротрубочки) вплоть до макромолекул (электронная микроскопия).
№ 8
- Система мембран и канальцев, где происходит синтез и транспортировка различных веществ (ЭПС).
- Сферические тельца, непосредственно участвующие в сборке молекул белков (рибосомы).
- «Энергетические станции клетки», участвуют в кислородном этапе энергетического обмена, синтезе АТФ (митохондрии).
- Шаровидные тельца, содержащие ферменты, расщепляют пищевые вещества и бактерии (лизосомы).
- Участки гиалоплазмы, ограниченные мембраной, у растений содержат клеточный сок и поддерживают тургорное давление (вакуоли).
№ 9
- Белки, участвующие в образовании хромосом (гистоны).
- Обязательный компонент всех эукариотических клеток (клеточное ядро).
- Двухмембранные органоиды, свойственные только растительным клеткам, содержащие собственные рибосомы, РНК и ДНК (пластиды).
- Внутренняя полость хлоропласта (строма).
- Двухмембранный органоид клетки: наружная мембрана гладкая, внутренняя-полупроницаема, имеет много складок и выростов- крист (митохондрия).
№ 10
- Используют солнечную энергию для биосинтеза (фототрофы).
- Используют энергию химических связей для биосинтеза (хемотрофы).
- Используют органические вещества мертвых тел или продукты жизнедеятельности организмов (сапротрофы).
- Живут за счет другого живого организма (паразиты).
- В зависимости от условий обитания организмы со смешанным типом питания, способны и к автотрофному, и гетеротрофному питанию (миксотрофы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биологический диктант "Уровни организации живого"
Контроль знаний, полученных на прошлом занятии «Уровни организации и свойства живого» Дисциплина: биология Форма проведения: биологический диктант...
тест по общей биологии по теме:"Общие биологические понятия"
Тест используется для проверки знаний учащихся....
биологический диктант как форма контроля знаний и умений учащихся
Доказываю,что биологический диктант действительно нужен.Привожу примеры используемых мною диктантов...
биология 8 класс биологический диктант
Это биологический диктант для повторения темы "Кровь, Кровообращение"...
Биологический диктант по биологии 6 класс
Биологический диктант по биологии 6 класс по учебнику Пасечник В.В....
Биологические диктанты и тесты по биологии в 9 классе
Тематичекие тесты и биологические диктанты для проверки знаний учащихся по биологии в 9 классе....
Биологический диктант к уроку "Биология - наука о жизни"
Приложение к уроку № 2...