Урок по теме «Заболевания органов пищеварения». Лабораторная работа «Изучение кислотности минеральной воды» (модульная система экспериментов PROLоg).
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Чулкова Галина Алексанлровна

Организовать работу учащихся с целью ознакомления с заболеваниями пищеварительной системы.

Ознакомить учащихся с результатами лабораторной работы «Изучение кислотности минеральной воды» (модульная система экспериментов  PROLоg).

Познакомить учащихся с профилактическими мерами по предупреждению заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Есиплевская средняя  общеобразовательная школа

155433, Ивановская область, Заволжский район, с. Есиплево, ул. Школьная, д.10.

тел. 3-41-74

 Урок по теме «Заболевания органов пищеварения». Лабораторная работа «Изучение кислотности минеральной воды» (модульная система экспериментов  PROLоg).

 

Автор методической разработки:

Чулкова Галина Александровна,

учитель географии и биологии.

                                                 2014

Урок по теме «Заболевания органов пищеварения».

Цели:

  1. Организовать работу учащихся с целью ознакомления с заболеваниями пищеварительной системы.
  2. Ознакомить учащихся с результатами исследований по актуальности изучаемого материала.
  3. Познакомить учащихся с профилактическими мерами по предупреждению заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).

Задачи:

  1. Образовательная: организовать повторение и закрепление знаний о строении и функциях пищеварительной системы. Изучить причины, признаки, профилактику при заболевании органов пищеварения. Создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению предмета и профессиональному выбору. Формированию социально-значимых ключевых компетенций.
  2. Развивающая: развивать навыки выполнения разноуровневых индивидуальных заданий, навыки самостоятельной работы с заданиями, дополнительной литературой, компьютером. Научить выбирать главное. Обобщать. Делать выводы, правильно оформлять работы, ставить цели и анализировать степень достижения этих целей. Развивать творческие и исследовательские способности учащихся, при анкетировании, обработке полученных данных и их анализе.
  3. Воспитательная: Формировать ключевые компетенции ученика в процессе его собственной деятельности, ориентировать его деятельность на уроке на творческое начало, формировать интерес к биологии и научное мировоззрение учащихся. Актуализировать знания о важности сбережения здоровья человека.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Оборудование:

Инновационное:

-ПК с установленным ПО «PROLog»;

-модуль сопряжения USB-200;

-измерительный модуль «рН»;

-кабель В/М-mini-А/М;

Традиционное:

-лабораторный штатив, муфта и лапка;

-стакан химический, 250 мл;

-стаканы химические, 150 мл (5 шт.)

Дополнительные материалы:

-вода дистиллированная, 100 мл;

-вода водопроводная, 100 мл;

-вода минеральная «Ессентуки № 4», «Ессентуки № 17», «Нарзан» в закрытой стеклянной таре;

-ложка чайная.

Ход занятия:

Организационный момент

Не один раз в день мы оставляем все свои дела, чтобы поесть. Пища не только источник энергии, необходимой для деятельности человека, но и материал для его роста и развития. Сначала происходит расщепление больших молекул на более мелкие, и после доставки их кровью к клеткам из них вновь строятся сложные молекулы. В клетках нашего тела под действием кислорода высвобождается энергия.

Давайте попробуем поставить цели нашего урока:

-Познакомиться с заболеваниями желудочно-кишечного тракта;

-Выяснить меры по профилактике заболеваний ЖКТ;

На данном уроке мы проведём лабораторную работу.

Рефлексия

Актуализация знаний

Поставьте оценку

Изучение нового материала

Физкультминутка

Инструктаж по технике безопасности

Закрепление изученного материала

Рефлексия

Домашнее задание

Организационный момент

На столах перед вами лежат листы самооценки. Поставьте оценочный знак «+» или «-» в колонку «начало урока».

Лист самооценки

Вопрос

Начало урока

Конец урока

1.Владеете ли вы знаниями о строении желудочно-кишечного тракта?

2.Знаете ли вы заболевания ЖКТ?

3.Знакомы ли вы с причинами возникновения заболеваний ЖКТ?

4.Знаете ли вы о профилактических мерах заболеваний органов пищеварительной системы?

5.Понравился ли вам наш урок?

----------

6.пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

----------

Отложите листы самооценки. К ним мы вернёмся в конце урока при подведении итогов.

задание. Выполните тестовую работу.

1.Питательные вещества выполняют функции:

а) транспортную;

б) двигательную;

в) строительную и энергетическую.

2. расщепление белков происходит в …

а) желудке и тонком кишечнике;

б) ротовой полости;

в) толстом кишечнике.

3.Слюнные железы принимают участие в расщеплении…

а) белков;

б) углеводов;

в) жиров.

4.Печень играет большую роль в пищеварении, так как…

а) выделяет пищеварительный сок;

б) выделяет желчь;

в) вырабатывает ферменты, вырабатывающие жиры;

5.Солная кислота входит в состав:

а) желудочного сока;

б) слюны;

в) поджелудочного сока.

6.Гуморальная регуляция органов пищеварительной системы заключается в…

а) воздействия на их работу химических веществ через кровь;

б) передаче нервного импульса железам, выделяющим ферменты;

в) расщепление веществ под воздействием ферментов.

7.Всасывание-это…

а) расщепление сложных веществ на простые;

б) образование растворимых питательных веществ;

в) прохождение веществ через слой или ряд слоёв клеток пищеварительного тракта в кровь и лимфу.

8.Какое значение имеет запах и вкусовое качество пищи?

а) для рефлекторного соковыделения;

б) механическом раздроблении пищи на мелкие частички;

в) ферментативном расщеплении крупных органических соединений на более мелкие.

9.Важнейший компонент пищеварительного сока:

а) минеральные соли;

б) кислоты;

в) ферменты.

Проанализируйте свою работу.

  1. На какие вопросы вы ответили легко и быстро?
  2. Какие вопросы вызвали у вас затруднение?

Ответы:

1.Желудочно-кишечные заболевания вызываются болезнетворными микробами. Они могут проникнуть в организм через сырую воду, немытые овощи и фрукты. Грязную посуду и руки. В кишечнике человека микробы размножаются, выделяют яды. Которые отравляют организм. Наиболее опасны желудочно-кишечные заболевания-дизентерия, брюшной тиф, холера и другие.

Эти заболевания сопровождаются повышением температуры и расстройством работы кишечника, поэтому при недомогании такого рода необходимо обращаться к врачу. Самолечение недопустимо!

Холера. Возбудителем этого заболевания является холерный вибрион –микроб, имеющий форму запятой. Он обладает довольно большой жизнестойкостью, особенно в водной среде. Но быстро гибнет от хлорной извести или хлорамина. Вот почему при эпидемии холеры надо тщательно мыть руки с мылом, затем споласкивать дезинфицирующим раствором и смывать его остатки водой из-под крана. Пользоваться для мытья рук и посуды водой из открытых источников опасно. Не следует купаться в водоёмах, где имеются запрещающие знаки, предупреждающие об эпидемии. При плавании вода часто попадает в рот и может стать причиной заражения. Микробы холеры поражают тонкую кишку, а микробы дизентерии-толстую. В обоих случаях больного мучают рвота и понос. При холере организм больного настолько обезвоживается, что это нередко становится причиной смерти.

Глистные заболевания. Глисты-это паразитические черви различной формы и размеров. Они живут в организме диких и домашних животных, а некоторые и в теле человека. Глисты питаются готовыми питательными веществами, выделяют яды, которые отравляют организм хозяина – существа, у которых они поселились.

Люди, заражённые глистами, быстрее утомляются, становятся рассеянными. У них появляются головные боли, тошнота, рвота. Может развиться малокровие. Глистные заболевания наносят вред человеку даже тогда, когда болезнь внешне не проявляется. Заражение глистами чаще всего происходит через грязные руки и при употреблении немытых фруктов и овощей, при общении с бродячими и даже домашними животными. Заразится некоторыми видами глистов (цепнями) можно через плохо проваренные или непрожаренные рыбу и мясо. В них могут оказаться личинки глистов, финны, которые в кишечнике человека превращаются в ленточных глистов.

Наиболее часто человек заражается острицами, аскаридами, цепнями. Глисты очень плодовиты. Например, самка аскариды за год выделяет десятки миллионов яиц. Распространению яиц глистов способствуют мухи. Для лечения глистных заболеваний необходимо обратиться к врачу, точно соблюдать его предписания. Заражённый глистами человек нередко становится источником заражения других людей.

Учащиеся проводят традиционную дыхательную гимнастику.

2. Лабораторная работа «Изучение кислотности минеральной воды».

Продолжительность работы: 15 минут.

Цель:

-измерить показатели рН разных образцов минеральной воды;

-сравнить показатели рН газированной и негазированной минеральной воды;

-определить, к какой группе относятся исследуемые образцы по показателю рН;

-сделать выводы о качестве минеральной воды.

Краткое описание работы:

Работа носит практико-ориентированный характер, представляя собой носит изменение рН проводится с помощью цифрового измерительного модуля, позволяющего провести измерение с точностью до сотых, что гораздо эффективнее приблизительной оценки этого показателя с помощью индикаторной бумаги. Учитель может по своему усмотрению может изменить набор образцов минеральной воды, включив в свою работу щелочные минеральные воды, а также минеральную воду из местных источников.

Работа не требует особых мер безопасности. Предупредите учащихся, чтобы они не пролили воду на измерительные приборы.

Комментарии к проведению работы учащимися

Сначала проводится измерение минеральной воды сразу после откупоривания бутылки (газированной). Затем воде дают отстояться в течение 5 минут, интенсивно помешивая образцы воды, чтобы удалить остатки газа. После этого снова измеряется значение рН.

Примерные экспериментальные данные

№ пробы

      Название

       

          рН

рН (конечный результат)

С газом

Без газа

1

Дистиллированная вода

-

7,0

-

2

Водопроводная вода

-

7,07

-

3

Ессентуки № 4

5,97

6.28

0,31

4

Ессентуки № 17

6,09

6,36

0,27

5

Нарзан

5,61

5,93

0,32

Контрольные вопросы:

1.Сравните значение рН водопроводной и минеральной воды. Отличаются ли эти показатели? Как вы думаете?

Ответ: Показатели отличаются. Питьевая вода, которая подаётся в водопровод, поступает из артезианских скважин и имеет в основном показатель рН близкий к значению 7,0.

2.Сравните значение трёх образцов минеральной воды.

Отличаются ли эти показатели? Как вы думаете. Почему?

Ответ: Показатели отличаются. Именно поэтому для анализа были взяты разные торговые марки минеральной воды.

3.К какой группе по кислотности можно отнести исследуемые образцы минеральной воды?

Ответ: По величине рН минеральные воды делят на сильнокислые (рН <3,5), кислые (3,5-5,5), слабокислые (5,5-6,8), нейтральные (6,8-7,2), слабощелочные (7,2-8,5), щелочные (>8,5). В соответствии с проведёнными измерениями все три образца относятся к слабокислым минеральным водам.

4.Сравните значение рН образцов минеральной воды с газом и без газа. Различаются ли эти показатели? Как вы думаете?

Ответ: Показатели отличаются. После удаления газа все три образца стали менее кислыми. Это связано с тем, что налитая в бутылки вода насыщается двуокисью углерода для сохранения её химических свойств и вкусовых качеств. При откупоривании бутылки, углекислота улетучивается, как следствие, показатель рН меняется в сторону защелачивания.

5.Какую минеральную воду полезнее пить – с газом или без газа? Объясните, почему вы так считаете?

Ответ: Входящая в состав минеральных вод двуокись углерода (СО2) стимулирует секреторную и двигательную функции желудочно-кишечного тракта, способствует лучшему утолению жажды. Улучшает вкус воды. Вместе с тем, ряд диетологов мира считают, что излишне газированная вода вредна для здоровья.

Примерный вид отчётной таблицы.

Минеральная вода

Действие на организм

Ессентуки № 4,

 Ессентуки № 17

Улучшает кислотообразующую функцию всего ЖКТ, обменные процессы в организме, функции печени и поджелудочной железы, широко применяется при лечении диабета. Производит полное очищение организма от шлаков, оказывает желчегонное, мочегонное действие.

Рекомендуется при хронических гастритах с сохранённой, повышенной и недостаточной секреторной функцией желудка, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических колитах, хронических заболеваниях печени, желчевыводящих и мочевыводящих путей, нарушениях обмена веществ (сахарный диабет).

Нарзан

Лечебно-столовая сульфатно-гидрокарбонатная магниево-кальциевая природная минеральная вода. Рекомендуется для лечения и профилактики следующих заболеваний:

-заболевания органов пищеварения;

-болезни обмена веществ;

-болезни мочевыводящих путей;

-болезни нервной системы;

-болезни сердечно-сосудистой системы.

3.Профилактика болезней пищеварительной системы.

В последнее время во всём мире отмечается неуклонный рост заболеваемости пищеварительной системы. Практически каждый житель нашей планеты сталкивается с какими-либо нарушениями деятельности пищеварительного тракта. Как правило, лекарства почти не помогают улучшить пищеварение. Поэтому, прежде чем перейти к способам лечения болезней пищеварительной системы, мы поговорим об их профилактике.

Возлагая надежду на лекарства, люди порой даже не предполагают, что справиться с кишечными заболеваниями можно путём перехода на здоровый образ жизни. Не случайно академик Николай Амосов сказал: «Если бы человек себя разумно и придерживался правил, предписанных ему природой, он был бы вполне здоров и жил долго».

-употребление жидкости за 15-30 минут до или через 2-4 часа после еды, в зависимости от съеденных продуктов.

-правильное сочетание продуктов;

-умеренность в еде;

-свежесть употребляемых продуктов;

-разнообразие продуктов;

-чередование продуктов;

-получение максимального удовольствия во время еды;

-отсутствие спешки во время еды;

Вопрос: Почему инфекционные желудочно-кишечные заболевания называют болезнями грязных рук?

Вопрос: Что нового вы узнали при изучении кислотности минеральной воды?

Вопрос: назовите меры профилактики заболеваний ЖКТ?

Вывод урока (формируют учащиеся).

Возьмите листы самооценки. Проставьте оценочный знак «+» или «-» в колонке «конец урока».

? По вашему мнению, достигли ли мы поставленных нами целей.

? Понравился ли вам наш урок.

? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке.

Изучить п. 35. Подготовить доклад на тему «Требования к качеству питьевой воды».

Спасибо, ребята, за урок. Сегодня на уроке наиболее активно работали и получают оценки…………………

Актуализация знаний

Поставьте оценку:

Проверка домашнего задания.

Тест

  1. В коже различают:

а) два слоя;

б) три слоя;

в) четыре слоя.

  1. Какую функцию выполняет кожа:

а) защитную и выделительную;

б) опорную и защитную;

в) выделительную и опорную.

  1. Собственно кожа образована:

а) эпителиальной тканью;

б) соединительной тканью;

в) мышечной тканью.

  1. Пигмент находится:

а) в собственно коже;

б) в наружном слое;

в) во внутреннем слое кожи.

  1. Где расположены потовые и сальные железы?

а) в эпителиальном слое;

б) в собственно коже;

в) в наружном слое кожи.

  1. Волосы и ногти:

а) производные эпидермиса;

б) производные собственно кожи;

в) производные внутреннего слоя кожи.

  1. За сутки пота выделяется:

а) 100-300 мл;

б) 700-1300 мл;

в) 50-100 мл.

  1. Температура тела человека:

а) постоянная;

б) зависит от окружающей среды;

в) изменяется при понижении температуры окружающей

среды.

                                                                                                               

Цель: проанализировать свою работу.

1. На какие вопросы вы ответили легко и быстро?

2. Какие вопросы вызвали у вас затруднение?

Ответы: 1а, 2а, 3б, 4в, 5б, 6а, 7б, 8а.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Заболевания органов дыхания, их предупреждение

Урок знакомит с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрывает причины заболеваний органов дыхания, их профилактику....

Урок по физике в 10 классе Лабораторная работа Изучение изопроцессов

Проведение лабораторной работы позволят сформировать не только  ЗУН но  умение работать в комнде, взаимообучение,  самоценивания  что соответствует новым веянем в образовании...

Урок по теме гигиена органов пищеварения

Разработка урока  и презентация по теме гигиена органов пищеварения 8 класс по учебнику В.В. Пасечника...

Урок "Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения"

На уроке уделяется внимание здоровьесбережению. Поднимаются вопросы гигиены питания. Особый интерес вызывает практическая работа по анализу этикеток продуктов, таких как чипсы, кока-кола, жевате...

Презентация по теме "Заболевания органов пищеварения"

С помощью презентации на тему "Заболевания органов пищеварения"  с учащимися 8 классов можно успешно освоить основные типы заболеваний органов пищеварения (заболевания ЖКТ, глистные заб...

Разработка урока на тему: "Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим"

Разработка урока на тему: "Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим" позволяет наглядно продемонстрировать основные понятия темы, способствует лучшему усвоению материала, развивает ...

План-конспект урока по теме "Заболевания органов дыхательной системы"

План-конспект урока отражает основные методы и приемы объяснения данной темы на уроках биологии в 8 классе...