Главные вкладки

    Формирование целостного мировоззрения как параметр личностных результатов образования
    статья по биологии (9, 10, 11 класс) на тему

    Уманец Ольга Алексеевна

    В статье раскрывается современное понимание понятия «мировоззрение». Анализируются основные виды мировоззрений современного мира, определяются проблемы формирования мировоззрения, способы его формирования, подтверждённые практикой преподавания в лицее.

    Ключевые слова:

     Личностные результаты

     Мировоззрение

     Сравнительная характеристика европейских мировоззрений

     Научное мировоззрение

     Методы и приёмы выработки мировоззрения у старшеклассников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Автор: Уманец Ольга Алексеевна.

    Ключевые слова:

    • Личностные результаты
    • Мировоззрение
    • Сравнительная характеристика европейских мировоззрений
    • Научное мировоззрение
    • Методы и приёмы выработки мировоззрения у старшеклассников

    Аннотация статьи:

    В статье раскрывается современное понимание понятия «мировоззрение». Анализируются основные виды мировоззрений современного мира, определяются проблемы формирования мировоззрения, способы его формирования, подтверждённые практикой преподавания в лицее.

     

    Формирование целостного мировоззрения как параметр личностных результатов образования

    Мы живём и работаем в период перехода к новым стандартам образования, которые уже привыкли коротко именовать ФГОС, предъявляющих определённые требования к результатам образования, а именно: личностным, метапредметным и предметным. Причём, первостепенное значение принадлежит сформированности личностных результатов.

    В рамках курсов повышения квалификации каждый учитель узнаёт, что является отражением личностных результатов в рамках преподаваемого им предмета. Например, личностные результаты должны отражать:

    - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонациональному народу России; осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества;

    - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

    - формирование целостного мировоззрения;

    - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;

    - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в самоуправлении и общественной жизни, развитие морального сознания на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

    - формирование коммуникативной компетентности в общении в процессе всех видов деятельности;

    - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

    - формирование основ экологической культуры;

    - осознание значения семьи;

    - развитие эстетического сознания.

    Таким образом, личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся.

    Возникает вопрос: «А насколько мы, учителя, владеем этими личностными результатами?». Едины ли мы в понимании терминологии, обозначающей эти результаты?

    Рассмотрим вопрос формирования целостного мировоззрения.

    Что такое мировоззрение?

    Под мировоззрением подразумеваются любые идеологические, философские, теологические системы, предполагающие свой подход к глобальному пониманию Бога, мира и отношения человека к Богу и миру. Говоря конкретно, мировоззрение определяется взглядами на следующие десять дисциплин: богословие, философия, этика, биология, психология, социология, юриспруденция, политика, экономика и история. Каждое мировоззрение имеет свою особую позицию, с которой оно подходит к этим дисциплинам. И, наоборот, каждая дисциплина проникнута ценностями, влияющими на формирование мировоззрения. Ни одна из этих дисциплин не может оставаться нейтральной по отношению к ценностям, - каждая дисциплина неизбежно строит свои подходы к изучению действительности на базисных допущениях о природе этой действительности.

    Мировоззрение

    формирует                          определяет                          формирует

    система воспитания                                                          содержание знаний

    Чтобы быть последовательным в образовательной деятельности, учитель должен разбираться в сущности хотя бы некоторых мировоззрений, а также понимать к какой мировоззренческой системе относится лично он, какая мировоззренческая линия прослеживается в учебнике. От этого зависит будущее тех, кого мы воспитываем и образовываем на наших уроках, а, значит, и будущее страны.

    Несколько десятилетий на европейской общественной арене доминируют несколько мировоззрений, а именно: светский гуманизм, марксизм - ленинизм, космический гуманизм, христианство.

    Сравнительная характеристика четырёх мировоззренческих систем представлена в таблице.

    Светский гуманизм

    Марксизм - ленинизм

    Космический гуманизм

    Христианство

    Источники

    Первый и Второй Гуманистические манифесты

    Труды Маркса и Ленина

    Труды Спенглера, Фергюсона

    Библия

    Богословие

    Атеизм

    Атеизм

    Атеизм

    Теизм

    Философия

    Натурализм (отрицание сверхъестественного, например, души, Бога, всего, что не состоит из материи)

    Диалектический материализм

    Антинатурализм

    Сверхнатурализм (разум, сознание существуют отдельно от материи)

    Этика

    Релятивизм

    Мораль пролетариата

    Релятивизм

    Система абсолютов

    Биология

    Теория эволюции Дарвина

    Теория эволюции Дарвина

    Теория эволюции Дарвина

    Креационизм

    Психология

    Самоактуализация

    Бихевиоризм

    Коллективное сознание

    Христианский дуализм

    Социология

    Нетрадиционная семья

    Отмена семьи, церкви и государства

    Нетрадиционная семья, церковь, государство

    Традиционная семья, церковь, государство

    Право

    Позитивное право

    Позитивное право

    Внутренний закон

    Библейское и естественное право

    Политика

    Всемирное правительство (глобализм)

    Новый мировой порядок (новая цивилизация)

    Порядок Нового века

    Справедливость, порядок, свобода

    Экономика

    Социализм

    Социализм

    Всемирное просвещённое производство

    Управление богоданным имуществом

    История

    Историческая эволюция

    Исторический материализм

    Эволюция божества

    Историческое воскресение

    Вернёмся к преподаванию, например, курса биологии. В пояснительных записках любой программы, которая предлагается учителю, прописано, что целью биологического образования является овладение научным мировоззрением.

    В словаре основных терминов «Философия науки» С.А. Лебедев приводит определение научного мировоззрения: это мировоззрение, ориентирующееся в своих построениях на конкретные науки как на одно из своих оснований, особенно на их содержание – как материал для обобщения и интерпретации в рамках философской онтологии (всеобщей теории бытия). Он подчёркивает, что особенно большое значение для научного мировоззрения имеет его опора на знание, получаемое в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируется знание о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех её сферах.

    Следовательно, под научным мировоззрением понимают любое мировоззрение, которое поддерживает теорию эволюции (Дарвина или синтетическую). Наши программы и учебники по биологии реализуют материал, позволяющий освоить мировоззрение светского гуманизма, которое распространяется на основе теории исторической эволюции.

    Но не все участники образовательного процесса являются носителями мировоззрения светского гуманизма. И поэтому на уроках биологии учитель испытывает необходимость уважительно и доброжелательно относится к обучающимся и их родителям, обладающим мировоззрением, отличным от общепризнанного. И учитель вправе ожидать такого же отношения к нему, если его мировоззрение отличается от мировоззрения светского гуманизма. Он должен быть готов и способен вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания.

    Как этого достичь?

    С моей точки зрения, на уроках, где закладывается фундамент мировоззрения, полезно пользоваться таким методом как дискуссия, тем более, что это соответствует возрастным психологическим особенностям старшеклассников.

    В рамках изучения темы «Система и эволюция органического мира» учащимся предлагается провести исследовательскую деятельность: «Эволюция или креационизм?», «Эры развития жизни на Земле», «Противоречия теорий происхождения жизни», «Фальсификации в биологии: биогенетический закон, закон эмбрионального сходства», «Роль политики в развитии эволюционного учения», «Вопросы антропогенеза», «Влияние биологических знаний на формирование мировоззрения человека и состояния человеческого общества», «Учение о рудиментах», «Великие учёные и их мировоззрение», с последующей их защитой и обсуждением.

    Уровень овладения научной аргументацией демонстрируется обучающимися на контрольной работе по соответствующей теме. В тексте контрольной работе им предлагается мировоззренческий вопрос: «С какой гипотезой происхождения жизни вы не согласны? Приведите не менее трёх научных аргументов». При этом важно сообщить обучающимся, что оценивается не их точка зрения, не их мировоззренческая позиция, а качество их аргументов.

    Перед нами стоит задача: формировать у молодёжи ясное мировоззрение в мире политических катаклизмов и двойственной морали.

    Нам, учителям, и нашим детям необходимо научиться распознавать ложные и лживые идеологии и противостоять им, давая честные ответы на вопросы любого мировоззрения какой бы области они не касались.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа по формированию личностных результатов образования на уроках русского языка

    Презентация представляет собой обобщение опыта по использованию современных образовательных технологий на уроках русского языка...

    Взаимодействие школы, семьи и общества в формировании личностных результатов образования.

    Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей                                    ...

    Формирование личностных результатов образования на уроках математики

    О роли и значении уроков математики в воспитании правильного и дисциплинированного мышления написано много. О влиянии математических знаний на формирование нравственных качеств личности школьника не с...

    Формирование целостности мировоззрения учащихся в процессе изучения гуманитарных предметов

    Доклад на тему "Формирование целостности мировоззрения учащихся в процессе изучения гуманитарных предметов"...