Формирование целостного мировоззрения как параметр личностных результатов образования
статья по биологии (9, 10, 11 класс) на тему
В статье раскрывается современное понимание понятия «мировоззрение». Анализируются основные виды мировоззрений современного мира, определяются проблемы формирования мировоззрения, способы его формирования, подтверждённые практикой преподавания в лицее.
Ключевые слова:
Личностные результаты
Мировоззрение
Сравнительная характеристика европейских мировоззрений
Научное мировоззрение
Методы и приёмы выработки мировоззрения у старшеклассников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Уманец Ольга Алексеевна.
Ключевые слова:
- Личностные результаты
- Мировоззрение
- Сравнительная характеристика европейских мировоззрений
- Научное мировоззрение
- Методы и приёмы выработки мировоззрения у старшеклассников
Аннотация статьи:
В статье раскрывается современное понимание понятия «мировоззрение». Анализируются основные виды мировоззрений современного мира, определяются проблемы формирования мировоззрения, способы его формирования, подтверждённые практикой преподавания в лицее.
Формирование целостного мировоззрения как параметр личностных результатов образования
Мы живём и работаем в период перехода к новым стандартам образования, которые уже привыкли коротко именовать ФГОС, предъявляющих определённые требования к результатам образования, а именно: личностным, метапредметным и предметным. Причём, первостепенное значение принадлежит сформированности личностных результатов.
В рамках курсов повышения квалификации каждый учитель узнаёт, что является отражением личностных результатов в рамках преподаваемого им предмета. Например, личностные результаты должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонациональному народу России; осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в самоуправлении и общественной жизни, развитие морального сознания на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
- формирование коммуникативной компетентности в общении в процессе всех видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры;
- осознание значения семьи;
- развитие эстетического сознания.
Таким образом, личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся.
Возникает вопрос: «А насколько мы, учителя, владеем этими личностными результатами?». Едины ли мы в понимании терминологии, обозначающей эти результаты?
Рассмотрим вопрос формирования целостного мировоззрения.
Что такое мировоззрение?
Под мировоззрением подразумеваются любые идеологические, философские, теологические системы, предполагающие свой подход к глобальному пониманию Бога, мира и отношения человека к Богу и миру. Говоря конкретно, мировоззрение определяется взглядами на следующие десять дисциплин: богословие, философия, этика, биология, психология, социология, юриспруденция, политика, экономика и история. Каждое мировоззрение имеет свою особую позицию, с которой оно подходит к этим дисциплинам. И, наоборот, каждая дисциплина проникнута ценностями, влияющими на формирование мировоззрения. Ни одна из этих дисциплин не может оставаться нейтральной по отношению к ценностям, - каждая дисциплина неизбежно строит свои подходы к изучению действительности на базисных допущениях о природе этой действительности.
Мировоззрение
формирует определяет формирует
система воспитания содержание знаний
Чтобы быть последовательным в образовательной деятельности, учитель должен разбираться в сущности хотя бы некоторых мировоззрений, а также понимать к какой мировоззренческой системе относится лично он, какая мировоззренческая линия прослеживается в учебнике. От этого зависит будущее тех, кого мы воспитываем и образовываем на наших уроках, а, значит, и будущее страны.
Несколько десятилетий на европейской общественной арене доминируют несколько мировоззрений, а именно: светский гуманизм, марксизм - ленинизм, космический гуманизм, христианство.
Сравнительная характеристика четырёх мировоззренческих систем представлена в таблице.
Светский гуманизм | Марксизм - ленинизм | Космический гуманизм | Христианство | |
Источники | Первый и Второй Гуманистические манифесты | Труды Маркса и Ленина | Труды Спенглера, Фергюсона | Библия |
Богословие | Атеизм | Атеизм | Атеизм | Теизм |
Философия | Натурализм (отрицание сверхъестественного, например, души, Бога, всего, что не состоит из материи) | Диалектический материализм | Антинатурализм | Сверхнатурализм (разум, сознание существуют отдельно от материи) |
Этика | Релятивизм | Мораль пролетариата | Релятивизм | Система абсолютов |
Биология | Теория эволюции Дарвина | Теория эволюции Дарвина | Теория эволюции Дарвина | Креационизм |
Психология | Самоактуализация | Бихевиоризм | Коллективное сознание | Христианский дуализм |
Социология | Нетрадиционная семья | Отмена семьи, церкви и государства | Нетрадиционная семья, церковь, государство | Традиционная семья, церковь, государство |
Право | Позитивное право | Позитивное право | Внутренний закон | Библейское и естественное право |
Политика | Всемирное правительство (глобализм) | Новый мировой порядок (новая цивилизация) | Порядок Нового века | Справедливость, порядок, свобода |
Экономика | Социализм | Социализм | Всемирное просвещённое производство | Управление богоданным имуществом |
История | Историческая эволюция | Исторический материализм | Эволюция божества | Историческое воскресение |
Вернёмся к преподаванию, например, курса биологии. В пояснительных записках любой программы, которая предлагается учителю, прописано, что целью биологического образования является овладение научным мировоззрением.
В словаре основных терминов «Философия науки» С.А. Лебедев приводит определение научного мировоззрения: это мировоззрение, ориентирующееся в своих построениях на конкретные науки как на одно из своих оснований, особенно на их содержание – как материал для обобщения и интерпретации в рамках философской онтологии (всеобщей теории бытия). Он подчёркивает, что особенно большое значение для научного мировоззрения имеет его опора на знание, получаемое в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируется знание о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех её сферах.
Следовательно, под научным мировоззрением понимают любое мировоззрение, которое поддерживает теорию эволюции (Дарвина или синтетическую). Наши программы и учебники по биологии реализуют материал, позволяющий освоить мировоззрение светского гуманизма, которое распространяется на основе теории исторической эволюции.
Но не все участники образовательного процесса являются носителями мировоззрения светского гуманизма. И поэтому на уроках биологии учитель испытывает необходимость уважительно и доброжелательно относится к обучающимся и их родителям, обладающим мировоззрением, отличным от общепризнанного. И учитель вправе ожидать такого же отношения к нему, если его мировоззрение отличается от мировоззрения светского гуманизма. Он должен быть готов и способен вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания.
Как этого достичь?
С моей точки зрения, на уроках, где закладывается фундамент мировоззрения, полезно пользоваться таким методом как дискуссия, тем более, что это соответствует возрастным психологическим особенностям старшеклассников.
В рамках изучения темы «Система и эволюция органического мира» учащимся предлагается провести исследовательскую деятельность: «Эволюция или креационизм?», «Эры развития жизни на Земле», «Противоречия теорий происхождения жизни», «Фальсификации в биологии: биогенетический закон, закон эмбрионального сходства», «Роль политики в развитии эволюционного учения», «Вопросы антропогенеза», «Влияние биологических знаний на формирование мировоззрения человека и состояния человеческого общества», «Учение о рудиментах», «Великие учёные и их мировоззрение», с последующей их защитой и обсуждением.
Уровень овладения научной аргументацией демонстрируется обучающимися на контрольной работе по соответствующей теме. В тексте контрольной работе им предлагается мировоззренческий вопрос: «С какой гипотезой происхождения жизни вы не согласны? Приведите не менее трёх научных аргументов». При этом важно сообщить обучающимся, что оценивается не их точка зрения, не их мировоззренческая позиция, а качество их аргументов.
Перед нами стоит задача: формировать у молодёжи ясное мировоззрение в мире политических катаклизмов и двойственной морали.
Нам, учителям, и нашим детям необходимо научиться распознавать ложные и лживые идеологии и противостоять им, давая честные ответы на вопросы любого мировоззрения какой бы области они не касались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-384402-1389898480.jpg)
Работа по формированию личностных результатов образования на уроках русского языка
Презентация представляет собой обобщение опыта по использованию современных образовательных технологий на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-528521-1485689137.jpg)
Терскова С.А. Тематические погружения как основа формирования целостного мировоззрения // Методика погружения: за и против / Ред.-сост. А.А. Остапенко. – Краснодар: АЭСПК, 1995. – С. 64-72.
Описан опыт проведения тематических погружений в образ в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/05/picture-460490-1425546123.jpg)
Взаимодействие школы, семьи и общества в формировании личностных результатов образования.
Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-496095-1413297687.jpg)
Формирование личностных результатов образования на уроках математики
Статья из опыта работы по реализации ФГОС...
Формирование целостности мировоззрения учащихся в процессе изучения гуманитарных предметов
Доклад на тему "Формирование целостности мировоззрения учащихся в процессе изучения гуманитарных предметов"...
Статья "Формирование целостного мировоззрения на уроках физики"
физика - не только непосредственная производительная сила. но и важнейший источник сведений, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей. И эта функция физик...