Статья "Формирование целостного мировоззрения на уроках физики"
статья по физике

физика - не только непосредственная производительная сила. но и важнейший источник сведений, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей. И эта функция физики не менее важна, чем ее материальный вклад в жизнь людей. Нужно отметить и то, что в современном мире весьма затруднен процесс формирования духовных ценностей и поэтому неизмеримо возрастает мировоззренческая роль науки вообще и физики в частности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tselostnogo_mirovozzreniya_na_urokah_fiziki.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ФИЗИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

 Мировоззрение (с точки зрения философии) - система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение (с точки зрения психологии) - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

 Мировоззрение (с точки зрения педагогики) - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

 Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность. Это - ядро общественного и индивидуального сознания. Его выработка - существенный показатель зрелости  личности, и определенной социальной группы. В основе лежит миропонимание, т.е. совокупность определённых знаний о мире, которые скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.

Говоря о роли физики как науки, учёные выделяют три основных момента.

Во-первых, физика является для человека важнейшим источником знаний об окружающем мире.

Во-вторых, физика, непрерывно расширяя и многократно умножая возможности человека, обеспечивает его уверенное продвижение по пути технического прогресса.

В-третьих, физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит ориентироваться в шкале культурных ценностей, так как авторитет науки во все времена был мощным фундаментом в формировании мировоззрения человека.

 Логично предположить что, воздействуя решающим образом на научно-технический прогресс, физика тем самым оказывает существенное влияние  на все стороны жизни общества, в том числе на человеческую культуру. Не опосредствованное влияние физики на культуру, а влияние непосредственное, позволяет говорить о самой физике как о компоненте культуры. Выходит что гуманитарное содержание самого предмета физики, связано с развитием мышления, формированием мировоззрения, воспитанием чувств. Тогда в виду органической связи физики с развитием общественного сознания, с воспитанием определенного отношения к окружающему миру.

 Утверждая материалистическую диалектику, физика открыла ряд исключительно важных истин, значимость которых выходит за рамки самой физики, истин, ставших общечеловеческим достоянием.

 Во-первых, была доказана фундаментальность статистических закономерностей как соответствующих более глубокому этапу (по сравнению с закономерностями динамическими) в процессе познания мира. Было показано, что вероятностная форма причинности является основной, а жесткая, однозначная причинность есть не более чем частный случай. Физика предоставила нам уникальную возможность: на основе статистических теорий рассмотреть количественно диалектику необходимого и случайного. Выходя за рамки собственных задач, современная физика показала, что случайность не только путает и нарушает наши планы, но и может нас обогащать, создавая новые возможности.

 Во-вторых, физика продемонстрировала всеобщность принципа симметрии, заставила значительно глубже взглянуть на симметрию, расширив это понятие за рамки геометрических представлений, а главное, рассмотрела диалектику симметрии и асимметрии, связав ее с диалектикой общего и различного, сохранения и изменения. Был поставлен вопрос о симметрии-асимметрии физических законов, в связи, с чем была выявлена особая роль законов сохранения. Выходя за рамки собственных задач, физика наглядно показала, что симметрия ограничивает число возможных вариантов структур или вариантов поведения систем. Это обстоятельство исключительно важно, так как дает возможность во многих случаях находить решение как результат выявления единственно возможного варианта, без выяснения подробностей (решение из соображений симметрии).

 В-третьих, физика показала, что по мере углубления наших знаний происходит постепенное стирание граней, разрушение перегородок. Так, стирается грань между корпускулярным и волновым движениями, между веществом и полем. Оказалось, что как вещество, так и поле состоят из элементарных частиц и, более того, пустота - это вовсе не пустота в обычном понимании, а физический вакуум, «наполненный» виртуальными частицами. Нормой поведения для частиц, рассматриваемых в современной физике, являются взаимопревращения, поэтому мир предстает перед нами как единое целое. В этом мире понятие полностью изолированного объекта по сути дела отсутствует. Здесь уместно напомнить известное ленинское замечание, что в природе нет абсолютных граней, что «все грани в природе условны, относительны, подвижны, выражают приближение нашего ума к познанию материи»

 В-четвертых, физика подарила нам принцип соответствия. Он возник в квантовой механике на этапе ее начального развития, но затем превратился в общий методологический принцип, отражающий диалектику процесса познания мира. Он демонстрирует важное положение диалектики: процесс познания - это процесс постепенного и бесконечного приближения к абсолютной истине через последовательность относительных истин. Принцип соответствия показывает, как именно в физике реализуется указанный процесс приближения к истине. Это не механическое добавление новых фактов к уже известным, а процесс последовательного обобщения, когда новое отрицает старое, но отрицает не просто, а с удержанием всего того положительного, что было накоплено в старом. «Изучение физики дает возможность показать, что все физические представления и теории отражают объективную реальность лишь приближенно, что наши представления о мире непрерывно углубляются и расширяются, что процесс познания материального мира бесконечен»

 Нет необходимости доказывать, что современное миропонимание - важный компонент человеческой культуры. Каждый культурный человек должен хотя бы в общих чертax представлять, как устроен мир, в котором он живет. Это необходимо не только для общего развития. Любовь к природе предполагает уважение к происходящим в ней процессам, а для этого надо понимать, по каким законам они совершаются. Мы имеем много поучительных примеров, когда природа наказывала нас за наше невежество; пора научиться извлекать из этого уроки.

 Физика вносит существенный вклад в выработку нового стиля мышления, который можно назвать планетарным мышлением. Она обращается к проблемам, имеющим большое значение для всех стран и народов. Сюда относятся, например, проблемы солнечно-земных связей, касающиеся воздействия солнечных излучений на магнитосферу, атмосферу и биосферу Земли; прогнозы физической картины мира после ядерной катастрофы, если таковая разразится; глобальные экологические проблемы, связанные с загрязнением Мирового океана и земной атмосферы.

 Нельзя также забывать, что именно знание законов природы есть эффективное оружие борьбы с мистическими представлениями, суевериями и предрассудками.

 Выходит что физика - не только непосредственная производительная сила. но и важнейший источник сведений, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей. И эта функция физики не менее важна, чем ее материальный вклад в жизнь людей. Нужно отметить и то, что в современном мире весьма затруднен процесс формирования духовных ценностей и поэтому неизмеримо возрастает мировоззренческая роль науки вообще и физики в частности.

 Эффективно воздействуя на характер мышления, помогая лучше ориентироваться в шкале жизненных ценностей; физика может способствовать, в конечном счете, выработке правильного отношения к окружающему миру и, в частности, жизненной позиции. Всем школьникам (независимо от того, кем они станут в будущем) необходимо знать, что мир познаваем. Что случайность не обязательно вредна, что можно и нужно уметь ориентироваться в жизни, насыщенной случайностями, а при необходимости уметь перестроится. Что в изменяющемся мире есть неизменные "опорные точки" - инварианты: «что бы ни менялось, а энергия сохраняется», «что бы ни происходило, а правда, в конце концов, торжествует». Что по мере углубления знаний «картина мира» неизбежно усложняется, и вчерашние "рамки" становятся непригодны. Получается, что физика оказывает огромное влияние на формирование активной жизненной позиции молодежи.

 Таким образом, что современная физика содержит в себе мощный гуманитарный потенциал. И можно не считать слишком большим преувеличением слова американского физика И. Раби: «Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени». Выявляя и используя его "гуманитарный потенциал" в школе, можно весьма предметно (а значит, и наиболее убедительно) учить молодежь диалектике, формировать у нее диалектико-материалистическое мировоззрение, вырабатывать у нее стиль мышления, опирающийся на современное естественно научное миропонимание. Одновременно намного эффективнее решались бы задачи эстетического и экологического воспитания школьников.

 Список литературы:

Голин Г.М. Физика о преподавании физики. - М.: Знание, 1979.

Неустроева О.И. Формирование мировоззрения на уроках физики. URL: http://festival.1september.ru/articles/511493/

Хунджуа А.Г., Волчкова В.Б. Значение физики для формирования мировоззрения учащихся. URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36210.php?PRINT=Y

Философский словарь. - М.: Олимп, 1997.

Психологический словарь. - М.: Владос, 2007.

Педагогический словарь. - М.: Академия, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых образовательных ресурсов при формировании экологического мировоззрения школьников на уроках физики

Экологическая обстановка в мире с каждым годом ухудшается, что не может не отразиться на жизни современных людей и будущих поколений.Поэтому проблема формирования экологического мировоззрения учащихся...

Межпредметная интеграция урока– способ создания целостного мировоззрения обучающихся

Появляются новые средства и технологии обучения.  Сама специфика физики и математики на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, ведёт к их объ...

Формирование целостного мировоззрения как параметр личностных результатов образования

В статье раскрывается современное понимание понятия «мировоззрение». Анализируются основные виды мировоззрений современного мира, определяются проблемы формирования мировоззрения, способы его формиров...

Формирование целостности мировоззрения учащихся в процессе изучения гуманитарных предметов

Доклад на тему "Формирование целостности мировоззрения учащихся в процессе изучения гуманитарных предметов"...

Формирование естественно-научного мировоззрения на уроках физики

Статья-эссе содержит взгляды автора о влиянии естесственно-научных  дисциплин на формирование естественно-научного мировоззрения. В статье содержатся некоторые примеры методов и историческая...