Главные вкладки

    Межпредметные связи на уроках (на примере биологии)
    статья по биологии на тему

    Долбнев Василий Викторович

    Статья посвящена межпредметным связям на уроках биологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mezhpredmetnye_svyazi_na_urokah.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ (НА ПРИМЕРЕ БИОЛОГИИ)

    Долбнев Василий Викторович,

    учитель биологии и географии МКООУ СШИ с. Виахту Сахалинской области,

    первая квалификационная категория

    Введение

    Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

    Понятие и классификация межпредметных связей

    В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса (Ф. П. Соколова); межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин). Все вышеперечисленные определения конечно верны, однако их нельзя считать полными. Для того чтобы вывести наиболее правильное и информативное определение понятию «межпредметные связи», надо подвести его под другое, более широкое. Исходя из этого, можно сделать определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

    Функции межпредметных связей

    Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций. Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают расширять кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении, Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.

    Классификация межпредметных связей

    Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей. Классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом выделить внутрикурсовые связи (связи, например, между ботаникой, зоологией, анатомией и общей биологией – курса биологии; связи между неорганической и органической химией – курса химии…), а также внутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета, например ботаники, органической химии, новейшей истории. Осуществление межпредметных, внутрипредметных и внутрикурсовых связей в их органическом единстве обеспечивает доступность изучаемых учебных предметов, внутреннюю и внешнюю преемственность и логическую последовательность на различных ступенях обучения.

    Формы Межпредметных связей

    Типы Межпредметных связей

    Виды Межпредметных связей

    1) По составу

    1) содержательные

    по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук

    2) операционные

    по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям

    3) методические

    по использованию педагогических методов и приемов

    4) организационные

    по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса

    2) По направлению

    Односторонние,

    Двусторонние,

    Многосторонние

    Прямые; обратные,

    Или восстановительные

    3) По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи)

    1) хронологические

    2) хронометрические

    1) преемственные

    2) синхронные

    3) перспективные

    1) локальные

    2) среднедействующие

    3) длительно действующие

    Литература:

    1. Найдите биологическую неточность в стихотворении А.А.Фета «Бабочка»:

                      Ты прав. Одним воздушным очертаньем

                                                        Я так мила.

                      Вес бархат мой с его живым миганьем –

                                                         Лишь два крыла.

                      Не спрашивай: откуда появилась?

                                                          Куда спешу?

                      Здесь на цветок я лёгкий опустилась

                                                          И вот – дышу.    

    (у бабочки не 2, а 4 крыла)

    2. Перевод с русского на русский: переведи знакомую пословицу с языка биологических терминов:

    Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердого топлива приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями отряда Перепончатокрылых, находящийся в большой деревянной емкости.

    (Ложка дегтя портит бочку меда)

    3Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит на растительное сообщество

    (Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит)

    4. Какая птица своей песней отгоняла от ложа китайского императора смерть, если верить Г. Х. Андерсену? К какому она относится отряду?   (соловей)

    5. В русском языке немало пословиц, где упоминаются млекопитающие животные, Напишите 3 пословицы и объясните их смысл.

    Русский язык

    Исследуйте фразеологизмы:

                            нем, как рыба

                            как рыба в воде

                             Когда мы так говорим? Верно ли это с биологической точки

                             зрения?

    География:

    Какой остров на Дальнем Востоке нашей страны своим очертанием напоминает рыбу? (Сахалин)

    История:

    На чьём оперении богиня Гера разместила все 100 глаз Аргуса? (павлина)

    Математика:

    Решите задачу:

    Пара ласточек в период вскармливания птенцов прилетает к гнезду 400 раз в день, принося за 1 раз 0,5 г насекомых. Период вскармливания длится 20 дней. Сколько килограммов насекомых уничтожают в период вскармливания птенцов 3 пары ласточек?   (12 кг)

    Физкультура

    Майки футболистов какой страны украшает петушок?   (Франции)

    Заключение

    Реализации идеи межпредметных связей давно уделяется внимание в педагогике. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки и школе. Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связано с развитием идеи межпредметных связей.

    Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем  межпредметных связей позволяет:

    а) снизить вероятность субъективного подхода в определении в определении межпредметной емкости учебных тем.

    б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук.

    в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей.

    г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве.

    д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися.

    е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

    Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

    Список используемой литературы

    1. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) [Текст] / авт.-сост. М.Е. Сергеева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 94 с.

    2. Ильченко, В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии [Текст] / В.Р. Ильченко. - М.: Просвещение, 1986.

    3. Кулагин, П. Г. Межпредметные связи в обучении [Текст] / П.Г. Кулагин. – М.: Просвещение, 1983.

    4. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в обучении биологии [Текст] / В.Н. Максимова, Н.В. Груздева. - М.: Просвещение, 1987.

    5. Федорец, Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст] / Г.Ф. Федорец. – М.: Народное образование, 1985.

    6. Федорова, В. Н. Межпредметные связи [Текст] / В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшкин. – М.: Педагогика, 1989.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Межпредметные связи на уроках химии и биологии

    По определению Д.П. Ерыгина: “Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую систему, которая отражает в школьных курсах объективно существующие взаимосвязи, обеспечивает посредством ...

    Межпредметные связи на уроках биологии

    В  данной статье указана связь биологии с разными предметами школьного курса...

    Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)

    В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...

    Использование межпредметных связей на уроках биологии. Методические разработки по курсу "Биология"

    В данном сборнике предложен ряд разработок уроков или фрагментов уроков с использованием межпредметных связей с экологией и психологией. На современном этапе развития образования формирование метапред...

    Интернет - ссылки, позволяющие выстроить межпредметные связи на уроках биологии

    Коллеги, предлагаю Вашему вниманию небольшую коллекцию Интернет-ссылок, позволяющие высторить межпредметные связи с музыкой, ИЗО, литературой, историей, физикой и географией....

    Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении.

    Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении. (статья)...

    Межпредметные связи на уроке информатики на примере решения алгоритмической задачи

    Статья на конкретном примере описывает внедрение межпредметных связей в учебный процесс, а также их адаптацию и реализацию в рамках школьной программы и уровня подготовки учащихся и преподавателя...