Главные вкладки

    план - конспект урока по теме "Строение и питание грибов"
    план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

    Курошина Елена Николаевна

    развернутый конспект урока по теме "Грибы. Строение и питание" . На данном уроке используется активна работа с текстом по методике Ривина, которая учит учащихся анализировать текст, осознанно работать с ним. В ходе урока учащиеся выясняют строение шляпочных грибов, выясняют как питаются грибы, получают новую информацию и повторяют уже знакомые им термины. В качестве закрепления используется тестовый материал и работа с текстом параграфа по методике Ривина также моет рассматриваться как этап закрепления уже пройденного материала. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект урока по теме Грибы21.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по биологии в 5 классе  «Особенности строения и способы питания грибов»

    Цели урока:

    Образовательные:

    • раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания) отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);

    Развивающие:

    • развивать понятия о многообразии живых организмов;

     развивать умения работать с текстом, анализировать материал.

    • продолжить развитие основных биологических понятий

    Воспитательные:

    • Воспитывать любовь к природе;

    • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

    Тип урока: изучение нового материала

    Ожидаемые результаты:

    Личностные:

    • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
    • Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
    • Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

    Метапредметные:

    • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
    • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
    • Работают с информацией и преобразуют её;
    • Находят причинно-следственные связи;
    • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

    Предметные:

    • Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;
    • Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;
    • Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.


    Оборудование: таблицы: “Строение шляпочного гриба”, натуральные объекты – плодовые тела грибов, мультимедиа, учебник.

    На доске: вывешены фотографии животных и растений

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    2. Актуализация

    Учитель: Добрый день! Сегодня мы с вами будем изучать очень интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам легко и быстро справиться с работой по усвоению нового материала, приобрести новые знания, научиться приемам активной работы с текстом.

    В начале урока я хочу загадать вам загадку. Она поможет нам определиться с темой урока.      

    Вырос он в березняке.

    Носит шляпу на ноге.

    Сверху лист к нему прилип.

    Вы узнали? Это... (гриб)

    А вот ещё одна загадка:  У кого есть шапка без головы и нога без сапога?

    Ответ: У гриба


    Учитель: Я думаю, вы уже догадались, о каких организмах пойдет речь сегодня на уроке. Кто же это? ( ответ учащихся – грибы). Да, мы действительно, сегодня изучаем строение и способы питания организмов, которые относят к самостоятельному царству Грибов.  Вы, знаете, долгое время одни ученые считали, что грибы - это растения, а другие относили их к животным. Но сейчас этот вопрос, наконец, то разрешен.

    3. Целеполагание

    Учитель: итак, тема нашего урока „Грибы”. А как вы думаете,  какова цель нашего урока?  Определить её вам поможет задание на доске. Вам только нужно будет  вставить в предложение пропущенные слова.

    Докажите, что …. Это организмы, которые сочетают в себе признаки…..,  ….. и свои собственные. (грибы, животных, растений)

    4. Объяснение нового материала.

    Учитель: В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры (слайды с изображением грибов ).

    - Какое строение имеют грибы? (работаем вместе с классом с рисунком учебника 50, на стр. 58), таблицей на доске «Строение шляпочных грибов» – вызванные учащиеся дают комментарии к рисунку, которые сопровождаются пояснениями учителя.

    Учитель: Ребята, скажите, а вы любите ходить в лес по грибы?  

    - Какие грибы растут в нашей местности?

    - Какие грибы вы знаете? Где они встречаются?

    А вы знаете, что грибы широко распространены в природе и приспособились к жизни в различных условиях (есть грибы, встречающиеся в почве, на навозе, на пнях, на роговом веществе, паразиты и др.).

    Учитель: Вам доводилось, когда – ни будь, рассматривать нижнюю сторону шляпки? Она у всех грибов одинакова? Нет, конечно. Шляпочные грибы по строению шляпки делятся на трубчатые и пластинчатые (пояснение)

     Итак, какое строение имеют грибы, мы выяснили. А как же они питаются?

    -  Для выяснения этого вопроса я предлагаю вам поработать с учебником стр. 58-59. Мы будем работать с текстом параграфа, используя методику Ривина.

    Для этого необходимо начертить в тетради таблицу из 3-ёх колонок. Работаем с текстом параграфа вместе вслух, и по необходимости учащиеся отвечают на вопросы учителя.

    № абзаца

    О чем идет речь в этом абзаце

    Какие ключевые понятия здесь используются

    1

    Грибы – гетеротрофы-?

    Сапротрофы -?  Паразиты - ?

    2

    Сапротрофные грибы-опенок, шампиньоны, вешенка

    Мёртвые тела-? Органические вещества -? Неорганические вещества-? Круговорот веществ -?

    3

    Питание грибов - паразитов

    Гифы грибов-? Хозяин-?

    4

    Грибы – хищники-?

    Одноклеточные организмы-?

    5

    Грибокорень

    Симбиоз-? Ткань-?микориза-? грибница-?

    - После того, как мы с вами выяснили, как же питаются грибы, давайте сформулируем признаки характеризующие сходство грибов и растений, сходство  грибов и животных.

    Признаки, общие для грибов и растений:

    - Неподвижность, - Неограниченный рост в течение всей жизни, - Питаются путём всасывания из почвы воды и минеральных солей.

    Признаки, общие для грибов и животных:

    - Отсутствие в клетках хлоропластов и не способность к  фотосинтезу, - В клеточной оболочке содержится хитин (органическое вещество членистоногих животных), - Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)

    Формулируем вывод: грибы сочетают признаки растений и животных.

    5.  Закрепление нового материала.

     Для закрепления материала вам необходимо выполнить тест:

    1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:

    а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;

    б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;

    в) они не размножаются спорами и не имеют органов;

    г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.

    2. Надземная часть белого гриба называется:

    а) грибницей;

    б) пеньком;

    в) шляпкой;

    г) плодовым телом.

    3. Какой из названных грибов относится к пластинчатым:

    а) подосиновик;

    б) маслёнок;

    в) рыжик;

    г) подберёзовик.

    4) С растениями грибы сближает:

    а) строение клеточной стенки и размножение спорами;

    б) автотрофный способ питания;

    в) гетеротрофный способ питания;

    г) наличие проводящих сосудов.

    5) Грибы размножаются:

    а) только спорами;

    б) только грибницей;

    в) только половым путём;

    г) всеми способами.

    6. Домашнее задание.    Учебник §13- Строение и питание грибов.    Подготовить сообщения: съедобные грибы, несъедобные грибы, значение грибов в жизни человека.

    Создать макет грибницы с плодовым телом шляпочного гриба.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока: "Значение овощей в питании человека".

    План-конспект урока по технологии в 6 классе. Тема раздела: "Кулинария ". Тема урока: "Значение овощей в питании человека. Практическая работа. Приготовление блюд из картофеля"...

    План-конспект урока 6 кл Особенности питания растительного организма. Фотосинтез и его значение в жизни растений.

    План урока разработан к учебнику Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс. Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного под...

    план-конспект урока 6 кл "Грибы"

    с применением сингапурских технологии...

    План-конспект урока на тему «Гигиена питания»

    Цель:   Продолжить формировать  у учащихся знания в области здорового питания; понимание, что здоровье - это основа интересной, продуктивной жизни, а основа здоровья - это правильное пи...

    План – конспект урока "Грибы"

    формирование представлений о грибах как живых организмах; роли и значении грибов в природе и в жизни человека....

    План - конспект урока по биологии 5 класс "Грибы - чудо природы"

    Обобщающий урок по теме: "Грибы". Многообразие раздаточного материалаи сведений о грибах....