Рабочая программа по биологии, 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Алла Петровна Кущенко

рабочая программа по биологии (70 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya_10_kl._15-16_70_chasov.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа № 96 Эврика-Развитие имени Нагибина Михаила Васильевича»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие»

Приказ от 31.08.15 № ____

_________________ Т.В. Озерова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по              биологии

 

Уровень общего образования (класс)  

среднее полное  образование, 10 класс (базовый уровень)

Количество часов    70 часов

Учитель                     Алла Петровна Кущенко

Программа разработана на основе

ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ К УЧЕБНИКУ ДЛЯ 10–11 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТ. УЧРЕЖДЕНИЙ / Д.К. БЕЛЯЕВ, П.М. БОРОДИН, Н.Н. ВОРОНЦОВ И ДР.; ПОД РЕД. Д.К. БЕЛЯЕВА, Г.М. ДЫМШИЦА. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008

город Ростов-на-Дону

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.

Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования на базовом уровне.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников: Д.К. Беляев, Г.Д. Дымшиц. Общая биология. 10–11 классы: учебн. для общеобразовательных учреждений. Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под редакцией Д.К, Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008.

Рабочая программа составлена с учетом Устава образовательного учреждения МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие, основной образовательной программы школы и учебного плана.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культурообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

1.Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

2.Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

3.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

4.Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважению к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

5.Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.

Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения. Измерители уровня учебных достижений школьников построены с учетом материалов предлагаемых при сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

 Новые информационные технологии и программные средства способны помочь более эффективно решать следующие задачи:

  • стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;
  • организация индивидуального обучения школьников;
  • наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.

Для решения этих задач в программу включены занятия предусматривающие использование мультимедийного оборудования, при объяснении материала применяются мультимедийные презентации,  видеоматериалы, Интернет.

Поурочное планирование разработано на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 10 классе – 70 часов (2 часа в неделю), среди которых 3 лабораторных работы, 2 письменных работы, 2 тестовых задания, 2 зачета и 1 самостоятельная работа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. ВВЕДЕНИЕ (3 ч)

Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, движение, уровни организации жизни; методы изучения биологии.

  1. КЛЕТКА – ЕДИНИЦА  ЖИВОГО. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (12 ч)

Химический состав клетки, его постоянство. Неорганические и органические вещества. Вода, ее роль в клетке. Углеводы, жиры, Белки. Аминокислоты ферменты их роль. Нуклеиновые кислоты. АТФ. Основные положения клеточной  теории.

  1. СТРУКТУРА  И  ФУНКЦИИ КЛЕТКИ  (8 ч)

Клетка – структурная  и функциональная единица  живого. Цитоплазма. Клеточная оболочка. Одномембранные  органоиды клетки (ЭПР, аппарат Гольджи, лизосомы). Двумембранные (митохондрии, пластиды) и немембранные органоиды (рибосомы, клеточный центр, цитоскелет, миофибриллы). Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты, вирусы.

  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ  КЛЕТОК  ЭНЕРГИЕЙ (5 ч)

Фотосинтез, хемосинтез, гликолиз, брожение, ассимиляция, диссимиляция. Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, неполное бескислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Роль АТФ в обмене веществ.

  1. НАСЛЕДСТВЕННАЯ  ИНФОРМАЦИЯ  И  РЕАЛИЗАЦИЯ  ЕЕ  В КЛЕТКЕ (9 ч)

Свойства генетического кода, роль ДНК в биосинтезе белка, особенности протекания процесса транскрипции и трансляции; особенности  регуляция транскрипции и трансляции в клетке; особенности строения, Биосинтез белков (трансляция). Регуляция транскрипции и трансляции. Достижения биотехнологии на современном этапе развития общества, проблемы, пути решения. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.

  1. РАЗМНОЖЕНИЕ  И  РАЗВИТИЕ  ОРГАНИЗМОВ (7 ч)

Формы размножения организмов, бесполое и половое, вегетативное. Деление клеток эукариот, митоз и его фазы. Амитоз. Деление клетки прокариот. Мейоз, его сущность, оплодотворение. Биологическая роль размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Факторы среды и онтогенез.

  1. ОСНОВЫ  ГЕНЕТИКИ  И  СЕЛЕКЦИИ. ОСНОВНЫЕ  ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ЯВЛЕНИЙ  НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (16 ч)

Понятие о наследственности и изменчивости. Эксперименты Г. Менделя.  Законы Менделя. Доминантные и рецессивные, аллельные гены. Гомозиготы и гетерозиготы.  Генотип,  фенотип. Норма реакции. Схема моногибридного, дигибридного, полигибридного скрещиваний. Сцепленное наследование генов. Полное, неполное сцепление. Закон Т. Моргана. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

Взаимодействие генов. Полное доминирование. Неполное доминирование. Кодоминирование. Цитоплазматическая наследственность.

8.ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ИЗМЕНЧИВОСТИ (5 ч)

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека (генетика человека).

Причины и последствия мутаций для организма, роль и виды мутагенов, меры профилактики мутационной изменчивости. Значение мутаций. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

  1. СЕЛЕКЦИЯ (5 ч)

Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных  растений. Методы селекции растений. Клеточная инженерия. Селекция животных. Основные направления биотехнологии  и  микробиологии. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

из них

(количество часов)

теоретических

практических

(контрольные, самостоятельные, лабораторные работы, экскурсии и др.)

I четверть

1

ВВЕДЕНИЕ. Биология – наука о живом мире.

1

1

2

Уровни организации жизни

1

1

3

Общие свойства живых организмов

1

1

4

Неорганические соединения

1

1

5

Биополимеры. Углеводы.

1

1

6

Биополимеры. Липиды

1

1

7

Биополимеры. Белки, их строение

1

1

8

Свойства и функции белков

1

1

9

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты

1

1

10

АТФ и другие органические соединения клетки

1

1

11

Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

1

1

12

Обобщение  по теме  «Химический состав клетки»

1

1

13

Клеточная теория

1

1

14

Лабораторная работа.

Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток

1

1

15

Цитоплазма. Клеточная оболочка

1

1

16

Одномембранные  органоиды клетки (ЭПР, аппарат Гольджи, лизосомы)

1

1

17

Двумембранные и немембранные органоиды (митохондрии, пластиды), (рибосомы, клеточный центр, цитоскелет, миофибриллы)

1

1

18

Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты

1

1

ИТОГО В ЧЕТВЕРТИ

18

15

3

II четверть

19

Лабораторная работа.

Плазмолиз и деплазмолиз в клетках лука

1

1

20

Тестовая работа  «Структура и функции клетки»

1

1

21

Фотосинтез

1

1

22

Хемосинтез

1

1

23

Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода (гликолиз)

1

1

24

Биологическое окисление при участии кислорода

1

1

25

Самостоятельная работа  «Обеспечение клеток энергией»

1

1

26

Генетическая информация. Удвоение (репликация) ДНК

1

1

27

Образование и-РНК по матрице ДНК (транскрипция)

1

1

28

Генетический код

1

1

29

Биосинтез белков (трансляция)

1

1

30

Регуляция транскрипции и трансляции

1

1

31

Вирусы.

1

1

32

Генная и клеточная инженерия

1

1

33

Зачет по теме  «Наследственная информация и реализация ее в  клетке»

1

1

34

Деление клетки. Митоз

1

1

ИТОГО В ЧЕТВЕРТИ

16

12

4

III четверть

35

Мейоз

1

1

36

Бесполое и половое размножение

1

1

37

Образование половых клеток (гаметогенез). Оплодотворение

1

1

38

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.

1

1

39

Организм  как единое целое

1

1

40

Обобщение  по теме  «Размножение и развитие организмов»

1

1

41-42

Г. Мендель. Моногибридное скрещивание.  Первый и второй законы Менделя

2

1

1

43

Генотип и фенотип. Аллельные гены. Анализирующее скрещивание

1

1

44-45

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

2

1

1

46-47

Полигибридное скрещивание

2

1

1

48-49

Сцепленное наследование генов

2

1

1

50-51

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

2

1

1

52-53

Взаимодействие генов

2

1

1

54

Цитоплазматическая наследственность

1

1

ИТОГО В ЧЕТВЕРТИ

20

13

7

IV четверть

55

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.

1

1

56

Контрольная работа  «Основные закономерности явлений наследственности»

1

1

57

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость

1

1

58

Мутационная изменчивость

1

1

59-60

Наследственная изменчивость человека (генетика человека)

2

2

61

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека

1

1

62

Зачет по теме  «Закономерности  изменчивости»

1

1

63

Селекция. Одомашнивание как начальный этап селекции

1

1

64

Методы современной селекция растений. Успехи селекции

1

1

65

Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции.

1

1

66

Методы современной селекции животных.

1

1

67

Успехи селекции. Биотехнология

1

1

68

Обобщение  по теме  «Генетика и селекция».

1

1

69

Повторение и обобщение по курсу общей биологии за 10 класс

1

1

70

Резервное время

1

1

ИТОГО В ЧЕТВЕРТИ

16

10

6


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема урока

Кол-

во

часов

Планируемый результат

Учебно-познавательная деятельность учащихся

Дата проведения

Тип урока

план.

факт.

1 четверть

1

ВВЕДЕНИЕ. Биология – наука о живом мире.

1

Знать: Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, движение, уровни организации жизни; методы изучения биологии.

Знакомство с учебником биологии.

ТБ на уроках и в кабинете.

Изучение новой темы.

1.09-5.09

ВУ

2

Уровни организации жизни

1

Изучение новой темы.

1.09-5.09

ИНМ

3

Общие свойства живых организмов

1

Проверка знаний, инд. работа по карточкам (тесты).

7.09-12.09

КУ

КЛЕТКА – ЕДИНИЦА  ЖИВОГО. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (12 часов)

4

Неорганические соединения

1

Знать: Химический состав клетки, его постоянство. Неорганические и органические вещества. Вода, ее роль в клетке. Углеводы, жиры, Белки. Аминокислоты ферменты их роль. Нуклеиновые кислоты. Структура ДНК. Двухцепочечная РНК и АТФ. Строение клетки. Гетеротрофы. Обмен веществ, энергетический, и пластический фотосинтез.

Уметь: показывать связь строения биополимеров с выполняемыми функциями в организме. Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривать их под микроскопом

Изучение новой темы

7.09-12.09

ИНМ

5

Биополимеры. Углеводы.

1

Индивидуальное тестирование (карточки). Изучение новой темы.

Работа с кодограммой урока

14.09-19.09

КУ

6

Биополимеры. Липиды

1

Индивидуальное тестирование (карточки).

Изучение новой темы.

14.09-19.09

КУ

7

Биополимеры. Белки, их строение

1

Изучение новой темы.

Работа с кодограммой урока

21.09-26.09

КУ

8

Свойства и функции белков

1

Изучение новой темы.

Работа с кодограммой урока

21.09-26.09

КУ

9

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты

1

Индивидуальное тестирование (карточки).

Изучение новой темы.

28.09-3.10

КУ

10

АТФ и другие органические соединения клетки

1

Изучение новой темы.

28.09-3.10

ИНМ

11

Лабораторная работа.

Каталитическая активность ферментов в живых тканях

1

Выполнение лабораторной  работы

5.10-10.10

УЛР

12

Зачет  по теме  «Химический состав клетки».

1

зачет, соответствующий требованиям к уровню подготовки

5.10-10.10

КОУ

СТРУКТУРА  И  ФУНКЦИИ КЛЕТКИ  (8 часов)

13

Клеточная теория

1

Знать: историю изучения клетки. Основные положения клеточной  теории.

Клетка – структурная  и функциональная единица  живого.

Жизненный цикл клетки.

Уметь: сравнить: строение клеток бактерий, грибов, растений, животных;

природные и искусственные сообщества, экосистемы; царство живых природы Делать выводы о клеточном строении организмов всех царств живой природы.

Показывать связь строения клеточных органелл с выполняемыми функциями в организме.

Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривать их под микроскопом

Изучение новой темы.

Работа с кодограммой урока

12.10-17.10

ИНМ

14

Цитоплазма. Клеточная оболочка

1

Индивидуальное тестирование (карточки).

Изучение новой темы.

Работа с кодограммой урока

19.10-24.10

КУ

15

Одномембранные  органоиды клетки (ЭПР, аппарат Гольджи, лизосомы)

1

Индивидуальное тестирование (карточки).

Изучение новой темы.

19.10-24.10

КУ

16

Двумембранные и немембранные органоиды (митохондрии, пластиды), (рибосомы, клеточный центр, цитоскелет, миофибриллы)

1

Индивидуальное тестирование (карточки).

Изучение новой темы.

26.10-31.10

КУ

17

Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты

1

Индивидуальное тестирование (карточки).

Изучение новой темы.

26.10-31.10

КУ

18

Лабораторная работа.

Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток

1

Выполнение лабораторной  работы

12.10-17.10

УЛР

2 четверть

19

Тестовая работа  «Структура и функции клетки».

1

Тестирование по теме   «Структура и функции клетки»

9.11-14.11

КОУ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ  КЛЕТОК  ЭНЕРГИЕЙ (5 часов)

20

Фотосинтез

1

Знать: определение терминов: фотосинтез, хемосинтез, гликолиз, брожение, ассимиляция, диссимиляция.

Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, неполное бесО2 расщепление, полное О2 расщепление.

Роль АТФ в обмене веществ.

Уметь: сравнивать процессы фотосинтеза и  хемосинтеза.

Доказывать, что  ассимиляция и диссимиляция- составные части обмена веществ.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в учебнике, справочниках и др. источниках.

Изучение новой темы.

Работа с кодограммой урока

16.11-21.11

ИНМ

21

Хемосинтез

1

Индивидуальное тестирование (карточки).

Изучение новой темы.

16.11-21.11

ИНМ

22

Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода (гликолиз)

1

Изучение новой темы.

Работа с кодограммой урока

23.11-28.11

КУ

23

Биологическое окисление при участии кислорода

1

Изучение новой темы.

Работа с кодограммой урока

23.11-28.11

КУ

24

Зачет  «Обеспечение клеток энергией»

1

зачет  «Обеспечение клеток энергией»

30.11-5.12

КОУ

НАСЛЕДСТВЕННАЯ  ИНФОРМАЦИЯ  И  РЕАЛИЗАЦИЯ  ЕЕ  В КЛЕТКЕ (8 часов)

25

Генетическая информация. Удвоение (репликация) ДНК

1

Знать: свойства генетического кода, роль ДНК в биосинтезе белка, особенности протекания процесса транскрипции и трансляции; особенности  регуляция транскрипции и трансляции в клетке; особенности строения, размножения и значение вирусов в природе и жизни человека.

Уметь: раскрыть роль РНК, ДНК, рибосом и последовательность процессов в биосинтезе белка; значение  биосинтеза белка в организме. Показывать строение и работу оперона.

Ориентироваться в многообразии вирусов, специфике вызываемых ими заболеваний, мерах профилактики и лечения вирусных инфекций. 

Показывать достижения биотехнологии на современном этапе развития общества, проблемы, пути решения.

Изучение новой темы.

Решение задач

30.11-5.12

ИНМ

26

Образование и-РНК по матрице ДНК (транскрипция).

 

1

Индивидуальное тестирование (карточки).

Изучение новой темы.

Решение задач

7.12-12.12

КУ

27

Генетический код.

 Биосинтез белков (трансляция).

1

Индивидуальное тестирование (карточки). Изучение новой темы.

Решение задач

7.12-12.12

КУ

28

Регуляция транскрипции и трансляции

1

Изучение новой темы.

Работа с кодограммой урока

Решение задач

14.12-19.12

КУ

29

Вирусы.

1

Изучение новой темы.

Индивидуальное тестирование (карточки). Работа с кодограммой урока

Решение задач

14.12-19.12

ИНМ

30

Генная и клеточная инженерия

1

Изучение новой темы.

Выступления учащихся  по теме урока.

21.12-16.12

ИНМ

31

Зачет по теме:  «Наследственная информация и реализация ее в  клетке».

1

Разноуровневые задания и вопросы к зачету

21.12-26.12

КОУ

3 четверть

РАЗМНОЖЕНИЕ  И  РАЗВИТИЕ  ОРГАНИЗМОВ (7 часов)

32

Деление клетки. Митоз

1

Знать: формы размножения организмов, бесполое и половое, вегетативное. Деление клеток эукариот, митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Мейоз, его сущность, оплодотворение. Биолог. Роль размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Факторы среды и онтогенез.  

Уметь: Характеризовать деление клетки, размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений, животных.

Показать биологическое значение гаметогенеза для живых организмов.

Прогнозировать последствия влияния негативных внешних факторов на организм.

Изучение новой темы.

28.12-30.12

или

11.01-16.01

ИНМ

33

Мейоз

1

Индивидуальное тестирование (карточки). Изучение новой темы.

11.01-16.01

КУ

34

Бесполое и половое размножение

1

Индивидуальное тестирование (карточки). Изучение новой темы.

18.01-23.01

УД

35

Образование половых клеток (гаметогенез). Оплодотворение

1

Индивидуальное тестирование (карточки).

25.01-30.01

ИНМ

36

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.

1

Индивидуальное тестирование (карточки). Изучение новой темы.

25.01-30.01

КУ

37

Организм  как единое целое

1

Изучение новой темы.

1.02-6.02

УД

38

Обобщение  по теме  «Размножение и развитие организмов»

1

письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

1.02-6.02

КОУ

ОСНОВЫ  ГЕНЕТИКИ  И  СЕЛЕКЦИИ.

ОСНОВНЫЕ  ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ЯВЛЕНИЙ  НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (16 часов)

39-40

Г. Мендель. Моногибридное скрещивание.  Первый и второй законы Менделя

2

Знать: Живой организм и его свойства. Понятие о наследственности и изменчивости.

Эксперименты Г. Менделя.  Законы Менделя. Доминантные и рецессивные

аллельные гены. Гомозиготы и гетерозиготы  Генотип,  фенотип.

Норма реакции.

Уметь: составлять схему моногибридного, дигибридного, полигибридного скрещиваний. Решать задач разных типов.

Определять по схеме (таблице) число типов гамет, фенотипов, генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана.

Изучение новой темы.

Решение задач

8.02-13.02

8.02-13.02

КУ

41

Генотип и фенотип. Аллельные гены. Анализирующее скрещивание

1

Индивидуальное тестирование (карточки). Изучение новой темы.

Решение задач

15.02-20.02

ИНМ

42-43

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

2

Изучение новой темы.

Решение задач

15.02-20.02

22.02-27.02

ИНМ

44-45

Полигибридное скрещивание

2

Индивидуальное тестирование (карточки). Изучение новой темы.

Решение задач

22.02-27.02

29.02-5.03

ИНМ

46-47

Сцепленное наследование генов.

2

Изучение новой темы.

Решение задач

29.02-5.03

7.03-12.03

КУ

48-49

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

2

Изучение новой темы.

Решение задач

7.03-12.03

14.03-16.03

КУ

50-51

Взаимодействие генов

2

Индивидуальное тестирование (карточки). Изучение новой темы.

Решение задач

14.03-16.03

28.03-2.04

КУ

4 четверть

52

Цитоплазматическая наследственность

1

Изучение новой темы.

28.03-2.04

ИНМ

53

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.

1

Изучение новой темы.

4.04-9.04

ИНМ

54

Контрольная работа:  «Основные закономерности явлений наследственности».

1

письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки, решение задач

4.04-9.04

КОУ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ИЗМЕНЧИВОСТИ (6 часов)

55

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость

1

Знать:

Модификационная. изменчивость.

Мутационная изменчивость.

Причины мутаций.

 Значение мутаций. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Уметь: показывать отличия и особенности  наследственной и ненаследственной изменчивости.

Раскрыть причины и последствия мутаций для организма, роль и виды мутагенов, меры профилактики мутационной изменчивости.

Изучение новой темы.

11.04-16.04

УД

56

Мутационная изменчивость

1

Индивидуальное тестирование (карточки). Изучение новой темы.

11.04-16.04

УД

57-58

Наследственная изменчивость человека (генетика человека).

2

Индивидуальное тестирование (карточки). Изучение новой темы.

Решение задач (по родословной)

18.04-23.04

18.04-23.04

ИНМ

59

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека

1

Индивидуальное тестирование (карточки). Изучение новой темы.

Работа с конспектом урока.

25.04-30.04

ИНМ

60

Зачет  «Закономерности  изменчивости»

1

вопросы к зачету и графический диктант (индивидуальный)

25.04-30.04

КОУ

ГЕНЕТИКА  И  СЕЛЕКЦИЯ (6 часов)

61

Селекция. Одомашнивание как начальный этап селекции

1

Знать: задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных  растений. Методы селекции растений. Клеточная инженерия.

Селекция животных. Основные направления биотехнологии  и  микробиологии.

Уметь: Приводить примеры наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.

Показать задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных  растений. Методы селекции растений. Клеточная инженерия.

Селекция животных. Основные направления биотехнологии  и  микробиологии.

Изучение новой темы.

2.05-7.05

ИНМ

62

Методы современной селекция растений. Успехи селекции

1

Изучение новой темы.

Работа с кодограммой урока

2.05-7.05

УД

63

Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции.

1

Изучение новой темы.

Работа с кодограммой урока

9.05-14.05

КУ

64

Методы современной селекции животных.

 Успехи селекции

1

Индивидуальное тестирование (карточки). Изучение новой темы

9.05-14.05

УД

65

Успехи селекции. Биотехнология

1

Изучение новой темы. Выступления учащихся по теме урока.

16.05-21.05

УД

66

Обобщение  по теме  «Генетика и селекция».

1

урок - дидактическая игра

16.05-21.05

КОУ

67-70

Повторение и обобщение по курсу общей биологии за 10 класс

2

23.05-31.05

23.05-31.05

КОУ

Примечание: ИНМ – урок изучения нового материала, КУ – комбинированный урок, УЛР – урок-лабораторная работа, УД – урок – дискуссия, КОУ – контрольно-обобщающий урок


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

      В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны
      
понимать: 

  основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;

  сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;

  вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

      знать:
      биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

      уметь:
      решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.

                               

КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

СВЕДЕНИЯ О КОНТРОЛЬНЫХ, ЛАБОРАТОРНЫ, ПРАКТИЧЕСКИХ И ДР. РАБОТАХ

Четверть

Формы

 контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Самостоятельная работа

1

Проверочная работа

1

1

Контрольная работа

1

Тест

1

1

Зачет (семинар)

1

1

Лабораторная работа

2

1

Практическая работа

Проект

Экзамен

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

        Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. – 303 с.: ил.

Дополнительная литература:

1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г.

2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г.

3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г.

4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г.

5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007

Дополнительная литература для учеников:

  1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
  2. Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
  3. Биология  в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
  4. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002

Интернет-ресурсы:

  1. «Научная сеть» - www.nature.ru
  2. «Херба» - www.herba.msu.ru – ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова
  3. «БиоДан. Новости биологии» - www.biodan.narod.ru
  4. «Вокруг света» - www.vokrugsveta.ru.
  5. Журнал «Знание-сила» - www.znanie-sila.ru.
  6. Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/.
  7. Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru.
  8. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
  9. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие»

от        20         года №

______________________

подпись руководителя МС

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Тихонова Н.В.

_____________________

подпись

________________20__года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...