Лабораторная работа «Химический состав растений».
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Мандрусова Людмила Григорьевна

 Лабораторная работа  «Химический состав растений».

Оборудование: стол, на столе: поддон, в нем: пинцет, тканевая салфетка, препаровальная игла, фильтровальная бумага, спиртовка, йод, пробирка с семенами пшеницы и подсолнечника, штатив лабораторный (для удерживания пробирок), металлическая пластинка, ступка с пестом,  кусочек марли, стакан с водой, спички. (найти картинки)

Цель: ознакомление с химическим составом растения и обнаружение химических веществ  в растительном организме.

Инструктивная карточка.

1.      Положите в пробирку кусочки стебля, корня, листьев или несколько семян, нагрейте их на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?

2.      Нагрейте кусочки растения на металлической пластинке. Они обуглятся, появится дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке остаётся зола, состоящая из неорганических минеральных веществ.

3.      Возьмите зёрна пшеницы, разотрите их в ступке в муку, добавьте несколько капель воды и приготовьте кусочек теста.

4.      Заверните тесто в марлю, опустите мешочек в стакан с водой и промойте его. Образуется мутная взвесь.

5.      Перелейте часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капните в нее 2-3 капли раствора йода. Жидкость приобретет синий цвет.

6.      Возьмите на кончике пинцета крахмал и размешайте в пробирке с водой. Капните в эту пробирку 2-3 капли раствора йода. Вода с крахмалом тоже станет синей. Значит, в зёрнах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается йодом в синий цвет.

7.      Капните каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Вы убедитесь, что в клубне картофеля тоже есть крахмал.

8.      Рассмотрите остаток теста на марле. Вы увидите клейкую массу, её называют клейковиной или растительным белком.

9.      Возьмите несколько семян подсолнечника, снимите с них кожуру и раздавите на листе бумаги, вы увидите жирные пятна. Это подтверждает наличие жира в семенах.

10.  Сделайте вывод, каков химический состав растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b7l-1_himicheskiy_sostav_rasteniy.docx946.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий анимации Б7Л-1

Лабораторная работа «Химический состав растений

Экран 1. Лабораторная работа  «Химический состав растений».

Экран 2. (Верхняя строка экрана) Лабораторная работа «Химический состав растений»

Оборудование: стол, на столе: поддон, в нем: пинцет, тканевая салфетка, препаровальная игла, фильтровальная бумага, спиртовка, йод, пробирка с семенами пшеницы и подсолнечника, штатив лабораторный (для удерживания пробирок), металлическая пластинка, ступка с пестом,  кусочек марли, стакан с водой, спички. (найти картинки)

C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\lotok_bio.jpg (рис.1)   (рис.2)

 пробирка с семенами пшеницы   держатель пробирок

 семена подсолнечника

Экран 3 (в верхней строке экрана)  Лабораторная работа «Химический состав растений»

Цель: ознакомление с химическим составом растения и обнаружение химических веществ  в растительном организме.

Экран 4.  (в верхней строке экрана) « Инструкция по выполнению лабораторной работы»

Демонстрация текста + озвучивание: «Перед выполнением лабораторной работы необходимо изучить инструкцию »

Инструктивная карточка.

  1. Положите в пробирку кусочки стебля, корня, листьев или несколько семян, нагрейте их на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?
  2. Нагрейте кусочки растения на металлической пластинке. Они обуглятся, появится дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке остаётся зола, состоящая из неорганических минеральных веществ.
  3. Возьмите зёрна пшеницы, разотрите их в ступке в муку, добавьте несколько капель воды и приготовьте кусочек теста.
  4. Заверните тесто в марлю, опустите мешочек в стакан с водой и промойте его. Образуется мутная взвесь.
  5. Перелейте часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капните в нее 2-3 капли раствора йода. Жидкость приобретет синий цвет.
  6. Возьмите на кончике пинцета крахмал и размешайте в пробирке с водой. Капните в эту пробирку 2-3 капли раствора йода. Вода с крахмалом тоже станет синей. Значит, в зёрнах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается йодом в синий цвет.
  7. Капните каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Вы убедитесь, что в клубне картофеля тоже есть крахмал.
  8. Рассмотрите остаток теста на марле. Вы увидите клейкую массу, её называют клейковиной или растительным белком.
  9. Возьмите несколько семян подсолнечника, снимите с них кожуру и раздавите на листе бумаги, вы увидите жирные пятна. Это подтверждает наличие жира в семенах.
  10. Сделайте вывод, каков химический состав растения.

ЭКРАН 5. Демонстрация опыта + озвучивание.

Демонстрация

Озвучивание

(В верхней строке экрана): Обнаружение воды в растении.

  1. Появляется штатив с пробиркой, из него рука берет пробирку с семенами пшеницы. Затем помещает пробирку в креплении штатива. Штатив с укрепленной пробиркой удаляется.

    (рис.3)(рис.4)(рис.5)

  1. Открывает колпачок.  Другая рука подносит горящую спичку к спиртовке.

        (рис.7)

  1. Спиртовка размещается под пробиркой с семенами.

(рис.8)

  1. На стенке пробирке появляются капельки воды.

(рис.9)

  1. Текст вывода появляется под рисунком: Вода входит в состав растений.

(верхняя строка экрана)

Обнаружение минеральных веществ в растении.

  1. В штатив закрепляется пробирка с семенами

  1. Рука берет спиртовку, ставит на стол. Открывает колпачок.  Другая рука подносит горящую спичку к спиртовке.

  1. Спиртовка перемещается рукой под пробирку с семенами, закрепленную в штативе

  1. Семена  горят,  обугливаются, появляется дым.

(рис.10)

В пробирке остаётся – зола.

  1. Текст вывода появляется под рисунком: В состав растений входят минеральные вещества.

          (в верхней строке экрана)

Обнаружение органических  веществ в растении.

  1. Рука берет ступку, в которую помещают 4-5семян пшеницы.

 (рис.11)

  1. Пестом надавливают и измельчают семена, до степени муки.

 (рис.12)

  1. Появляется пипетка с водой. В ступку добавляется капля воды, все перемешивается, до образования теста.

           

          (рис.13)

  1. Рука из поддона достаёт кусочек марли, разворачивает его и помещает тесто в марлю.
  2. Рука берет стакан с водой, опускает в него и промывает тесто в марле.  Показать помутнение воды в стакане.

              

                (рис.14)                                                                    

  1. Рука берет чистую пробирку из штатива для пробирок, другая переливает взвесь из стакана в нее.
  2. Появляется йод. В пробирку с взвесью добавляют каплю йода.

         

            (рис.15)

   

  1. Показать посинение воды в пробирке.

  1. Одна рука берет пинцет, аккуратно из баночки Петри берет крахмал. Другая рука берет чистую пробирку с водой.

  1. В пробирку с водой помещается крахмал, перемешивается.

  1. Появляется пипетка с йодом. В пробирку добавляется капля йода.

         

(рис.16)

Показать изменение цвета.

  1. Появляется разрез клубня картофеля, на который направлена пипетка с йодом. Капля попадает на клубень.

  1. Показать изменение цвета.

            (рис.17)

Текст вывода появляется под рисунком:

В состав растений входят углеводы.

  1. Рука берет, завернутое тесто в марлю, разворачивает его. Приближение. Увеличение массы.

            

                 (рис.18)

                     

Текст вывода появляется под рисунком:

В состав растений входят белки.

  1. Одна рука берет семя подсолнечника, снимает с него кожуру.

  1. Другая рука берет фильтровальную бумагу, помещает семя на бумагу, накрывает другим краем бумаги.
  2. Появляется пест в руке, давит на семя.
  3. Пест удаляется. Руки разворачивают бумагу.
  4. Увеличение и показ жирных пятен на листе бумаги.

(рис.19)

Текст вывода появляется под рисунком:

В состав растений входят жиры.

  1. Возьмите из поддона пробирку с семенами пшеницы, поместите ее в держатель.

  1. Проверьте наличие в емкости спиртовки горючего вещества. Осторожно откройте колпачок спиртовки. Осмотрите фитиль. Зажгите фитиль спиртовка с помощью спички.

  1. Разместите спиртовку под пробиркой с семенами.

  1. Наблюдайте, за тем,  что происходит.

  1. Сделайте вывод.

Обнаружение минеральных веществ в растении.

  1. Закрепите  пробирку с семенами пшеницы в лапке штатива
  2. Аккуратно достаньте спиртовку, откройте колпачок. Возьмите спичку. Осторожно зажгите спиртовку.
  3. Расположите спиртовку под пробиркой с семенами, закрепленными в штативе. Нагревайте на сильном огне

  1. Наблюдайте, что происходит.

  1. Сделайте вывод.

Обнаружение органических  веществ в растении.

  1. Поместите в ступку семена пшеницы 4-5 штук.

  1. Измельчите их при помощи песта, до состояния муки.

  1. Добавьте каплю, воды в ступку с семенами, все хорошо перемешайте, до образования теста

  1. Возьмите кусочек марли, поместите тесто в неё.

  1. Возьмите стакан с водой, опустите в него тесто, промойте тесто в воде.

  1. Часть взвеси из стакана перелейте в пробирку.

  1. Капните  в пробирку 1 каплю йода.

  1. Наблюдайте, что произошло?

  1. Поместите крахмал в чистую пробирку с водой. Хорошо перемешайте содержимое.
  2. Добавьте каплю йода в пробирку.

  1. Наблюдайте, что произошло?

  1. Возьмите кусочек клубня картофеля, нанесите на него каплю йода.

  1. Наблюдайте, что произошло?

Сделайте вывод.

  1. Рассмотрите тесто, которое было завернуто в марлю. Разверните марлю, вы увидите растительный белок или клейковину.

        Сделайте вывод.

  1. Возьмите семя подсолнечника, снимите с него кожуру.

  1. Поместите семя на фильтровальную бумагу. Заверните семя.
  2. Возьмите пест, раздавите семя.
  3. Разверните бумагу, рассмотрите ее.

  1. Наблюдайте, что произошло?

Сделайте вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химический состав растений

В презентации дана классификация веществ, содержащихся в растениях;  сравнение содержания веществ в растениях; группы растений и использование веществ, создаваемых растениями человеком...

Химический состав растений.

АНОТАЦИЯ Урок "Химический состав растений" разработан для 6 класса. УМК Пасечника В.В. В ходе урока учащиеся изучают химический состав растений и выявляют практическое примененияе растительных веществ...

"Ткани растений. лабораторная работа "Рассматривание тканей растений""

Представлена методическая разработка урока биологии в 6 классе с использованием ЦОР. урок включает в себя лабораторную работу по рассматриванию препаратов тканей растения под микроскопом, работу с фле...

Урок биологии в 6 классе "Химический состав растений"

Урок биологии в 6 классе с демонстрацией опытов, доказывающих состав растений...

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе "Употребление наклонения" "Химический состав растений"

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе " Употребление наклонения" " Химический состав растений"Учитель русског языка : Винокурова Н.М.Учитель биологии : Журавлева Л.В....

биология – 6 класс Тема урока:«Ткани растений. Лабораторная работа «Рассматривание тканей растений»».

№ п/пЭтап урока, времяСодержание Деятельность учащихсяДеятельность учителя 1Организацион-ный этап2 мин.- Подготовка учащихся к работе на уроке,- обеспечить нормальную внешнюю  обстановку для...

лабораторная работа "Химические свойства оснований"

содержит инструкцию проведения лабораторной работы при изучении свойств оснований в свете ТЭД...