Практическая работа: « Исследование химического состава костей».
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Мандрусова Людмила Григорьевна

Практическая работа: « Исследование химического состава костей».

Цель: изучить свойства костей, зависящие от состава.

Каждая из более чем 200 костей скелета является живым, активно функционирующим и непрерывно обновляющимся органом. Проникающие в кость кровеносные сосуды и нервы обеспечивают взаимодействие ее со всем организмом. Особенности внутреннего строения кости обусловлены ее компактным и губчатым веществом.

Компактное вещество плотным слоем располагается на периферии кости. Основу его составляют костные пластинки. Часть из них формирует видимую при небольшом увеличении структурную единицу кости — остеон. В остеоне вокруг центрального канала содержащего кровеносные сосуды и нервы, коаксиально в несколько слоев располагаются цилиндрические костные пластинки. В целом остеон имеет вид цилиндрического тела, ориентированного соответственно действующим на кость нагрузкам. Пространства между остеонами заняты вставочными пластинками.

Губчатое вещество расположено под компактным, имеет пористую структуру, образовано отдельными костными перекладинами.

Костный мозг является составной частью кости как органа. Различают два вида костного мозга — красный и желтый. Красный костный мозг является важным органом кроветворения и костеобразования, насыщен кровеносными сосудами и кровяными элементами, которые и придают ему красный цвет. В петлях составляющей его ретикулярной ткани находятся кроветворные элементы (стволовые клетки), а также клетки, разрушающие (остеокласты) и образующие (остеобласты) кость. По мере созревания клетки крови поступают в кровеносное русло и разносятся по всему организму. Желтый костный мозг  представлен преимущественно жировыми клетками, придающими ему желтый цвет. У взрослого человека красный костный мозг локализуется в губчатом веществе кости, а желтый — в ее костномозговой полости.

Надкостница, периост — тонкая двухслойная соединительнотканная пластинка, покрывающая кость снаружи. Во внутреннем ее слое, состоящем из рыхлой соединительной ткани, находятся костеобразующие клетки — остеобласты. Они участвуют в естественном росте кости в толщину и восстановлении ее целостности после переломов. Надкостница богата кровеносными сосудами и нервами, которые по тонким костным канальцам проникают внутрь кости.

1.    Захватите пинцетом кость и введите ее в пламя спиртовки.

2.    Наблюдайте изменение окраски и после принятия костью белого цвета прокаливание прекратите.

3.    Отметьте изменение формы кости, определите ее твердость, гибкость, хрупкость и эластичность.

4.    В стакан с 10% раствором кислоты поместите натуральную кость.

5.    Фиксируйте изменения ее цвета, формы, проявления осадка.

6.    Через некоторое время выньте пинцетом кость и промойте водой.

7.    Исследуйте некоторые физические свойства – твердость, гибкость, хрупкость, эластичность.

8.    Дайте ответы на вопросы:

Ø Можно ли согнуть или растянуть натуральную кость?

Ø Что произойдет при попытке согнуть прокаленную кость?

Ø Каковы ее физические свойства?

Ø Возможно, ли деформировать кость, находившуюся в соляной кислоте?

Ø Какие свойства она приобрела?

Ø Какую кость называют декалькированной?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_35_-_p_-_6_issledovanie_himicheskogo_sostava_kostey.docx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследование химического состава воды озера Якты-куль как гидрологического памятника природы»

«Исследование  химического состава воды озера Якты-куль как гидрологического памятника природы»«Исследование  химического состава воды озера Якты-куль как гидрологического памятника ...

Алгоритм для учащихся при выполнении практической работы по географии Составила: Тюрина Л.А.

Пригодится учащимся 5-9 классов при выполнении практических работ в курсе географии....

урок-практическая работа "определение качественного состава органических соединений"

материал для проведения урока органической  химии в 11 классе....

Исследовательская работа «Исследование растительного состава пойменных лугов реки Ворскла»

Исследовательская работа "Исследование растительного состава пойменных лугов реки Ворскла"...

Лабораторно-практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон»

Сравнить образцы тканей из натуральных и хими­ческих волокон по внешнему виду, на ощупь, с по мощью пробы на горение и сделать вывод об их во­локнистом составе.При определении волокнистого состава тка...

Лабораторно-практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон»

Сравнить образцы тканей из натуральных и хими­ческих волокон по внешнему виду, на ощупь, с по мощью пробы на горение и сделать вывод об их во­локнистом составе.При определении волокнистого состава тка...

Проект "Исследование химического состава чая"

Проект ученицы 8 класса по химии...