Главные вкладки

    Лабораторно-практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон»
    план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему

    Сравнить образцы тканей из натуральных и хими­ческих волокон по внешнему виду, на ощупь, с по мощью пробы на горение и сделать вывод об их во­локнистом составе.

    При определении волокнистого состава тканей сравнивайте полученные результаты опытов с показа­телями свойств тканей из таблицы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon laboratorno_prakticheskaya_rabota.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    7 класс      

    Тема: Лабораторно-практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон»

    Вощикова Елена Александровна, учитель технологии ГБОУСОШ № 251 г. Санкт-Петербурга

    Материалы, инструменты и оборудование: образцы тканей (лоскут) из натуральных (растительного и животного происхождения) и химических (искусственных и синтетических) волокон (четыре образца на группу), емкость с водой, спички или зажигалка, учебное пособие, тетрадь, таблица, форма отчета.

    Задание

    Сравнить образцы тканей из натуральных и химических волокон по внешнему виду, на ощупь, с по мощью пробы на горение и сделать вывод об их волокнистом составе.

    При определении волокнистого состава тканей сравнивайте полученные результаты опытов с показателями свойств тканей из таблицы.

    Ход работы (выполняется группами по 4—5 человек)

    1. Подготовьте в тетради форму отчета  и по мере изучения образцов ткани заполняйте ее.

    2. Пронумеруйте образцы тканей цифрами от 1 до 4.

    3. Рассмотрите каждый образец и определите, у каких образцов поверхность блестящая, а у каких — матовая.

    4. Определите на ощупь степень гладкости и мягкости каждого образца.

    5. Определите сминаемость образцов: зажмите каждый из них в кулаке на 15—20 с, а затем раскройте ладонь.

    6. Определите, сильно ли осыпаются края ткани у каждого из образцов.

    7. Выньте по две нити из каждого образца. Разорвите сначала сухую, а затем мокрую нить поочередно каждого из четырех образцов. Определите, изменилась ли прочность нитей каждого образца при намачивании.

    8. Процесс горения демонстрирует учитель для каждой группы отдельно!

    Учитель подожжет нити ткани из каждого образца. Цвет пламени, запах, цвет оставшегося после горения пепла запишите в таблицу .

    9. Прикрепите образцы под соответствующими номерами.

    10. Сравнив данные заполненной вами таблицы  и таблицы в учебнике «Технология. 7 класс» сделайте вывод о волокнистом составе каждого образца.

    Форма отчета по практической работе

    Признак вида ткани

    Номер образца

    1

    1

    2

    3

    4

    Блеск

    Гладкость поверхности

    Мягкость

    Сминаемость

    Осыпаемость нитей

    Прочность нити

    Цвет пламени

    Запах

    Пепел

    Вид волокна

     Контроль знаний и умений.

    Контроль знаний и умений учащихся осуществляется на основании проверки итогов лабораторно-практической работы. Учащиеся, успешно усвоившие учебный материал, безошибочно определяют волокнистый состав ткани: ткань натурального или химического происхождения.

    При наличии учебного времени учащимся можно дать контрольное тестовое задание или задание повышенной сложности — кроссворд.

    Вопросы для закрепления материала

    Выберите вариант ответа.

    1. Сырьем для производства синтетических волокон являются:

    а) отходы нефти;

    б) опилки;

    в) природный газ. Ответ-, а, в.

    2. К искусственным волокнам относятся:

    а) нитрошелк;

    б) вискозный шелк;

    в) ацетатный шелк;

    г) нейлон;

    д) капрон. Ответ-, а, б, в.

    3. Производство тканей из натуральных волокон происходит в следующей последовательности:

    а) прядение — отделка — ткачество;

    б) ткачество — отделка — прядение;

    в) прядение — ткачество — отделка.

    Ответ: в.

    4. Что нужно сделать с тканью, чтобы избежать ее

    усадки?

    а) Декатировать;

    б) отутюжить;

    в) замочить в холодной воде.

    Ответ: а.

    5. Установите соответствие между видом волокна и признаком его определения.

    Запишите возле цифры из левого столбца соответствующую ей букву правого

    Характер горения

    1) ацетат           А) сгорает полностью с образованием светло-серой золы

    2)хлопок    Б) горит без пламени, с треском, на конце волокна шарик, рассыпающийся при нажатии

    3) натуральный шелк   В) горит быстро, вне пламени не горит, на  конце бурый плотный шарик

    Ответ: 1 - В, 2 - А, 3 - Б.

    6. Установите соответствие между видом волокна и характерным запахом при горении.

    Волокно        Запах при горении

    1) ацетат        А) горящей бумаги

    2) хлопок        Б)уксуса

    3) натуральный шелк        В) жженого волоса
    Ответ: 1 — В, 2 — А, 3 — Б.

       столбца

     Кроссворд по теме «Материаловедение»

         По горизонтали:

    1. Технологическое свойство ткани.

    2. Вид синтетического волокна.

    3. Физико-механическое свойство ткани.

    4. Ткацкое переплетение.

    5. Вид отделки ткани.

    6. Запах хлопка при горении.

    По вертикали:

    7. Гигиеническое свойство ткани.

    8. Вид искусственного волокна.

    Ответы: 1. Осыпаемость. 2. Нейлон. 3. Сминаемость. 4. Полотняное. 5. Крашение. 6. Уксус.              

    7. Пылеемкость. 8. Нитрошелк.

     Подведение итогов занятия.

    Учитель анализирует итоги лабораторной работы, обобщает полученные знания, выставляет оценки учащимся, дает домашнее задание: составить коллекцию тканей из химических волокон (или творческую аппликацию, коллаж).

    Дежурные убирают класс, сдают учителю раздаточный материал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Определения Тканей из натуральных волокон. (6 класс, раздел "Материаловедение")

    В данном архиве представлен урок-исследование на тему: "Определения Тканей из натуральных волокон. (6 класс, раздел "Материаловедение")", который проводится с презентацией....

    Ткани из натуральных растительных волокон. 5 класс (девочки)

    разработка открытого урока по обслуживающему труду в 5 классе....

    Урок технологии по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"

    Разработка модульного урока по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"....

    Презентация к занятию по основам материаловедения для 5 класса "Получение пряжи и тканей. Классифификация тканей по волокнистому составу"

    Презентация к первому занятию по изучению раздела "Основы материаловедения" в 5 классе. На занятии изучаются процессы прядения, ткачества и отдклки материалов, даются краткие сведения истории получени...

    урок-практическая работа "определение качественного состава органических соединений"

    материал для проведения урока органической  химии в 11 классе....

    Лабораторно-практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон»

    Сравнить образцы тканей из натуральных и хими­ческих волокон по внешнему виду, на ощупь, с по мощью пробы на горение и сделать вывод об их во­локнистом составе.При определении волокнистого состава тка...

    Открытый урок в 6 классе по теме:"Натуральные и химические волокна. Свойства тканей из натуральных и химических волокон."

    Материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Ведь прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из котор...