Конспект открытого занятия по швейному делу в 8 классе. «Получение волокон и ткани натурального и искусственного шелка. Практическая работа: Свойства натуральных и искусственных волокон шелка»
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Конспект открытого занятия по швейному делу

в 8 классе.

«Получение волокон и ткани натурального и искусственного шелка. Практическая работа: Свойства натуральных и искусственных волокон шелка»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по

адаптированным основным образовательным программам»

Конспект открытого занятия по швейному делу

в 8 классе.

«Получение волокон и ткани натурального и искусственного шелка. Практическая работа: Свойства натуральных и искусственных волокон шелка»

Подготовила и провела

учитель технологии

Малахова Н.А.

г. Сергиев Посад, 2022

Цели и задачи

деятельности

педагога

Цель: ознакомить с способами получения и свойствами волокон и ткани натурального и искусственного шелка. 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • ознакомить с получением и свойствами волокон и ткани натурального и искусственного шелка,
  • развивать умения и навыки при работе с тканью;
  • развить способность анализировать   свойства тканей в зависимости от свойств волокон,  сравнивать виды тканей и выбирать способы ухода за ними.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать процессы мышления, памяти, речи на основе устных ответов, работы с текстом;
  • развивать  глазомер и мелкую моторику рук в процессе выполнения практической части урока.

Коррекционно-воспитательные:        

  • воспитывать у обучающихся трудолюбие,
  • умение добиваться поставленной цели,
  • чувство товарищества и взаимопомощи,
  • умение контролировать своё поведение.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Планируемые

образовательные

результаты

Познавательные умения:

- принимать учебную задачу и стараться её выполнить.

- соотнесение цели урока с результатами.

Личностные умения:

- овладение навыками совместной деятельности обучающихся с учетом индивидуальной особенности каждого и учителя

Коммуникативные умения:

- развитие умения выполнять инструкции педагога;

- развитие умения выполнять действия по образцу и подражанию.

Регулятивные умения:

- развитие активного произвольного внимания к речи,

- совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

- составление плана работы и последовательности действий

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Используемые технологии

- технология уровневой дифференциации;

- технология сотрудничества;

 - технология ИКТ;

- здоровьесберегающие;

- рефлексия.

Межпредметные

связи

Чтение и развитие речи, история.

Наглядно-

демонстрационный

материал

Образцы  тканей натурального и искусственного шелка..

Оборудование

Компьютер и медиа проектор, презентация, ноутбук.

Термины и понятия

 Натуральный и искусственный шелк, вискоза, viskoza, тонина, сырье.

 

Этапы

занятия

Деятельность

учителя

Деятельность      учащихся (по уровню развития)

I

высокий

II

средний

III

низкий

1 урок

  1.  Организационный этап

Организационный.

1 мин.

Здравствуйте.

«Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, успокойтесь.  

Обучающиеся встают, садятся за парты.

  1. Актуализация знаний обучающихся

Повторение

5 мин

Отвечают по карточке, зачитывают слова и определения.

Прочитайте термины и их определения. Эта карточка пригодится вам при выполнении практической работы на втором уроке.

   

Заполняют самостоятельно    

 Заполняют по словам для справок.

Заполняют по словам для справок и началом слв.

  1.  Основной этап урока. Открытие нового знания.

Определение темы занятия

3 мин

  А теперь посмотрите свои карточки и подумайте, по какой теме вы отвечали? – правильно по теме «Ткани».

Составьте схему видов ткани

Посмотрите на схему. Какие виды ткани мы еще не изучали?

Сообщают сведения по теме «Ткани».

Составляют схему «Виды ткани».

Искусственный шелк, натуральный шелк.

Пауза

2 мин

 Зарядка для глаз.   Слайд 3

Виртуальная экскурсия

 

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Получение волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Практическая работа: Свойства натуральных и искусственных волокон шелка».

  Шёлковое волокно – волокно натуральное, животного происхождения. Оно представляет собой очень тонкую нить, которую выделяет гусеница бабочки тутового шелкопряда. Шелкопрядами называют бабочек, гусеницы которых перед превращением в куколки вьют коконы из шёлковой нитей. Жизнь любой бабочки недолга. Она откладывает яйца и погибает. Шелкопряд, дотянувший до месяца – долгожитель в своей семье. Но главное, что бабочка успевает сделать, - обеспечить продолжение рода. Гусеницы, которые появляются из яиц, питаются молодыми листьями тутового дерева – это любимая и единственно полноценная пища тутового шелкопряда. Тутовое  дерево теплолюбиво и растёт только в южных районах нашей страны – республиках Закавказья, на Украине, в Средней Азии.  Гусеницы очень быстро растут.  Всего за три недели они  становятся длиннее в 30 раз и тяжелее в 10 тысяч раз! (длина гусеницы к концу развития достигает 8, а толщина 1см). Шелководам в это время скучать не приходится: успевай коры подбрасывать, и менять подстилку, и следить, чтобы вволю было свежего воздуха, и солнца достаточно. И не тесно было быстрорастущим обжорам. И вот существо насекомого готово к тому, чтобы исполнить заложенный  в многовековой родословной генетический приказ: свить защитную рубашку – кокон. Это плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратится в куколку. Через 15-17 дней куколка превращается в бабочку. Бабочка отложит 600 -700  яичек, из которых появятся гусеницы. Яичко, гусеница, куколка, бабочка – четыре стадии развития шелкопряда.

Собирают коконы через 7-8 дней сначала завивки и передают на первичную обработку на специальные фабрики.  На шелкомотальных фабриках коконы помещают в кипящую воду, чтобы их размягчить и найти концы нитей. Затем на специальных мотальных станках производят размотку нитей. Нити очень тонкие, как паутинки, поэтому их соединяют по 3-8 вместе и получают шёлк-сырец. На прядильных фабриках из шёлка-сырца получают пряжу. Из пряжи на ткацких фабриках вырабатывают шёлковые нити.

Свойства натурального шёлкового волокна. Шёлк обладает исключительными природными свойствами. Нить выделяемая шелковичным червем.  необычайно прочна и достигает в длину700-1000 метров (эти фрагменты соединяют при помощи прядения, а затем используют в ткачестве). В крепости она не уступает стальной проволоке равного диаметра. Но при этом удивляет потрясающая эластичность. Не даром у Пушкинского царя лук с шёлковой тетивой. Сказочные времена прошли. но в настоящее время на спортивном снаряде – луке – тетива из шёлковых нитей.

Волокна шёлка светлые, очень тонкие, прочные, упругие. прямые, мягкие, гладкие, с не резким блеском. Не уступая льну и хлопку по механическим и гигиеническим свойствам, шёлк гораздо легче, мягче, воздушней. и главное нарядней!  

Физкульминутка.

А теперь, девчата, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

Заполним таблицу.

Вид волокна

Длина

Цвет

Тонина

Мягкость

Извитость

Упругость

Прочность

Шелк

1000 м

белый

тонкие

мягкие

прямые

упругие

Очень прочные

Проверим таблицу.

Это мы рассмотрели натуральный шелк. А теперь посмотрим искусственный шелк. Разгадайте анаграмму (исвоазк)и узнаете, как этот шелк называется. Это вискоза, искусственный шелк, означающий – вязкий.

Но если вы посмотрите на этикетки на своих вещах, то вы увидите, что название данного материала часто пишется на английском языке  viskoza.

Когда в XYII веке искусственное шелковое волокно впервые появилось на рынках Европы, то произвело невероятный фурор среди купцов и покупателей.

В отличие от всех других искусственных волокон вискоза — вовсе не синтетика. Ее волокна синтезируются путем промышленной переработки древесной целлюлозы, которая является природным материалом.

Еще в 1664 году англичанин Роберт Хук захотел провести эксперимент, в результате которого искусственные нити должны были быть получены аналогично шелковым. Основным источником вискозы считается древесная целлюлоза, которая подвергается обработке, измельчается, окисляется и обрабатывается сероуглеродом. В результате получается вязкое органическое жидкое вещество, из которого производится вискозное волокно. Вискоза великолепно подходит для изделий с вышивками и в качестве отделки. В начале ХХ века она окончательно воцарилась в текстильной промышленности и прочно завоевала рынок женского белья. Помимо того, ее стали использовать для изготовления мебели, скатертей, полотенец и головных уборов. Еще из вискозы изготавливают мочалки, целлофан и различные впитывающие ткани.

Заполним таблицу.  

Вид волокна

Длина

Цвет

Тонина

Мягкость

Извитость

Упругость

Прочность

Вискоза  

любая

любая

любая

мягкие

прямые

Менее упругие

Менее прочные

Проверим таблицу.

 

Заполняют таблицу, которая представлена в 3 уровнях сложности.

Обучающиеся проверяют таблицу в презентации.

Отгадывают слово вискоза.

Заполняют самостоятельно    

 Заполняют по словам для справок.

Заполняют по словам для справок и началом слв.

Обучающиеся проверяют таблицу в презентации.

 

2 урок . Практическая работа  «Свойства натуральных и искусственных волокон шелка»

  1.  Организационный этап

Мы продолжаем наше занятие. Скажите, что мы сейчас делаем.

Обучающиеся встают, садятся за парты.

  1. Актуализация знаний обучающихся

Опрос

  1. Какие виды шелковых тканей вы знаете?
  2. Что служит сырьем для шелковых тканей?
  3. Что служит сырьем для вискозных тканей?

Натуральный и искусственный шелк.

Тутовый шелкопряд

Щепа елки, отходя хлопка, льна.

  1. Основной этап урока.  «Практическая работа: Свойства натуральных и искусственных волокон шелка».

 

Эксперимент 1.

  1. Сожжем небольшие образцы. Пахнет бумагой, цвет пепла серый – искусственный шелк.
  2. Пахнет пером, черный пепел – натуральный шелк.

Почему?

Эксперимент 2.

Намочим один из одинаковых образцов и положим сушить его на батарею.

В конце урока проверим, что стало с ним.

Образец стал меньше. Как называется этот процесс?

Что нужно делать, чтобы этого не произошло с вашими готовыми изделиями. Как называется эта технологическая операция и в чем она заключается?

Заполним таблицу.

Свойства ткани

  Вид ткани

Натуральный шелк

Вискозный шелк

Блеск

Средний

Сильный

Прочность

Прочная

Средняя

Мягкость

Мягкая

Мягкая

Сминаемость

Средняя

Сильная

Драпируемость

Очень хорошая

Хорошая

Гигроскопичность

Высокая

Высокая

Теплозащитные свойства

Низкая

Низкая

Осыпаемость

Средняя

Высокая

А теперь проверим, как вы выполнили работу.

Оформляем полученные результаты в тетрадь.

Сырье для искусственного шелка – дерево, поэтому пахнет бумагой.

Усадка.

Декатировка. Заключается в обработке ткани паром и температурой. Для шелка лучше водой.

Обучающиеся делятся на группы, выполняют практическую работу, заполняют таблицу.

Обучающиеся проверяют таблицу в презентации.

  1. Закрепление материала

5

«Ромашка»

1. Что является сырьем для натурального шелка?

2. Что является сырьем для искусственного шелка?

3. Какую ткань люди производят дольше натуральный или искусственный шелк?

4. Какой шелк более дешевый?

5. Какой шелк боле прочный?

  1. Итог урока.

2

  РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Сундук знаний»

дополните предложения:

1. Сегодня я узнала …    

2. Было интересно …    

3. Теперь я могу…

4. Я научилась…

5. Я смогла…

6. Урок дал мне для жизни…

7. Мне захотелось…

Оценка работы обучающихся.

 

 

Вид волокна

Длина

Цвет

Тонина

Мягкость

Извитость

Упругость

Прочность

Шелк

1000 м

белый

тонкие

мягкие

прямые

упругие

Очень прочные

 

Вид волокна

Длина

Цвет

Тонина

Мягкость

Извитость

Упругость

Прочность

Вискоза  

любая

любая

любая

мягкие

прямые

Менее упругие

Менее прочные

 

Свойства ткани

  Вид ткани

Натуральный шелк

Вискозный шелк

Блеск

Средний

Сильный

Прочность

Прочная

Средняя

Мягкость

Мягкая

Мягкая

Сминаемость

Средняя

Сильная

Драпируемость

Очень хорошая

Хорошая

Гигроскопичность

Высокая

Высокая

Теплозащитные свойства

Низкая

Низкая

Осыпаемость

Средняя

Высокая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по швейному делу в 8 классе по теме: "Раскладка выкройки блузки на ткани"

Развернутый план- конспект по швейному делу в 8 классе по теме "Раскладка выкройки блузки на ткани" с презентацией...

Конспект открытого занятия "Топиарий из искусственных цветов"

Конспект открытого занятия "Топиарий из искусственных цветов"...

Конспект открытого урока в 5 классе по математике по теме «Умножение натуральных чисел и его свойства»

Цель урока: актуализировать знания учащихся о действии умножения, полученные в начальной школе, продолжить работу над текстовыми задачами .Структура урока:- организационный момент,- мотивация к учебно...

Конспект открытого урока по математике 5 класса "Умножение десятичных дробей на натуральное число" (ФГОС)

Урок открытия новых знаний по теме "Умножение десятичных дробей на натуральное число". Для достижения образовательных целей урок проведен в соответствии с требованиями системно-деятельностно...

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»

Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...

Конспект открытого занятия по швейному делу в 9 классе. «Снятие мерок для построения чертежа платья»

Конспект открытого занятия по швейному делув 9 классе.«Снятие мерок для построения чертежа платья»...