Конспект открытого занятия по швейному делу в 9 классе. «Снятие мерок для построения чертежа платья»
план-конспект урока по технологии (9 класс)

 

Конспект открытого занятия по швейному делу

в 9 классе.

«Снятие мерок для построения чертежа платья»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snyatie_merok_dlya_postroeniya_chertezha_platya.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по

адаптированным основным образовательным программам»

Конспект открытого занятия по швейному делу

в 9 классе.

«Снятие мерок для построения чертежа платья»

Подготовила и провела

учитель технологии

Малахова Н.А.

г. Сергиев Посад, 2023

Цели и задачи

деятельности

педагога

Цель: учиться правильно снимать мерки для построения чертежа цельнокроеного платья

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • систематизировать имеющиеся знания учащихся о видах одежды;
  • систематизировать знания об основных линиях, мысленно проводимыми на фигуре человека;
  • учить правильно снимать и записывать мерки.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать процессы мышления, памяти, речи на основе устных ответов, работы с текстом;
  • развивать  глазомер и мелкую моторику рук в процессе выполнения практической части урока.

Коррекционно-воспитательные:        

  • воспитывать у обучающихся трудолюбие,
  • умение добиваться поставленной цели,
  • чувство товарищества и взаимопомощи,
  • умение контролировать своё поведение.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Планируемые

образовательные

результаты

Познавательные умения:

- принимать учебную задачу и стараться её выполнить.

- соотнесение цели урока с результатами.

Личностные умения:

- овладение навыками совместной деятельности обучающихся с учетом индивидуальной особенности каждого и учителя

Коммуникативные умения:

- развитие умения выполнять инструкции педагога;

- развитие умения выполнять действия по образцу и подражанию.

Регулятивные умения:

- развитие активного произвольного внимания к речи,

- совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

- составление плана работы и последовательности действий

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Используемые технологии

- технология уровневой дифференциации;

- технология сотрудничества;

 - технология ИКТ;

- здоровьесберегающие;

- рефлексия.

Межпредметные

связи

Чтение и развитие речи, история.

Наглядно-

демонстрационный

материал

рисунки одежды разных эпох, разных стилей, рабочая тетрадь, карандаши, сантиметровая  лента, тесьма для фиксации линии талии, презентация «Силуэт и стиль в одежде», компьютер, проектор, экран, тесты.

Оборудование

Компьютер и медиа проектор, презентация, ноутбук.

Термины и понятия

силуэт, стиль, плечевые изделия, мерки

Этапы

занятия

Деятельность

учителя

Деятельность      учащихся (по уровню развития)

I

высокий

II

средний

III

низкий

1 урок

  1.  Организационный этап

Организационный.

1 мин.

Здравствуйте.

«Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, успокойтесь. Сегодня у нас необычный урок.

Обучающиеся встают, садятся за парты.

  1. Актуализация знаний обучающихся

Повторение

5 мин

Отвечают по карточке.

Определите последовательность изготовления швейного изделия из предложенных карточек: снятие мерок, готовое изделие, выкройка, построение чертежа, раскрой, детали кроя, пошив изделия. (Снятие мерок – построение чертежа - выкройка - раскрой деталей  кроя – пошив изделия - готовое изделие). Слайд 1

А к какому этапу изготовления изделия можно применить пословицу:

(7 раз отмерь, 1 раз отрежь) Слайд 2

 Сотавляют последовательность этапов пошива изделия на доске.

Снятие мерок.

  1.  Основной этап урока. Открытие нового знания.

Определение темы занятия

1 мин

 Тема сегодняшнего урока «Снятие мерок для построения чертежа платья».

Пауза

2 мин

 Зарядка для глаз.   Слайд 3

Виртуальная экскурсия

7 мин

А сейчас мы с вами проведем экскурсию по истории платья.

И прежде всего выясним, что такое платье:

1. Одежда, носимая поверх белья.

2. Женская одежда, верхняя и нижняя части к-рой, соответствующие кофте и юбке, составляют одно целое. Слайд 4

Древний Египет.Традиционной одеждой мужчин была набедренная повязка схенти, женщин — платье на широких бретельках калазирис. За свою продолжительную историю костюм древних египтян менялся незначительно, дополнялся накидками и аксессуарами, отвечая запросам общества и климатическим изменениям. Слайд 5

Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, подчеркивал гармонию тренированного тела и одежды, динамизм и свободу движений, скрывал недостатки. Слайд 6

Древний Рим в качестве фундамента для собственной культуры избрал культуру завоеванной им Древней Греции. Одеждой римлянок также была туника, всегда длинная, в отличие от мужской. Поверх туники замужние женщины надевали столу – длинная одежда с рукавами или без них, подпоясанная под грудью поясом (завышенная линия талии). Снизу стола украшалась широкой плиссированной оборкой, а также каймой по воротнику и проймам. Слайд 7

В раннем Средневековье женское платье состояло из двух туник — нижней («котт») и верхней («сюрко»), которые были длинными, до щиколотки, и надевались одна на другую. Под нижнюю тунику женщины надевали рубашку из полотна — камизу. У котт были длинные узкие рукава, у сюрко — короткие и широкие, или их вообще не было. Верхняя туника подпоясывалась. Слайд 8

В XIV веке появились распашные одежды с застёжками. Тогда же появилось великое многообразие видов покроя. Впервые появилось понятие такого предмета, как корсет, и талия стала уже. Рукава могли присоединяться к платью отдельно, а не быть к нему пришитыми, из-за чего появилась своеобразная практика дарения рукавов рыцарям на турнирах. Также появились первые жертвы моды: была модна обувь с длинными носами, в которой невозможно было ходить, длина шлейфов у юбок достигала 5 метров... Слайд 9

Французское слово «Ренессанс» переводится как «возрождение». Этот термин активно использовался творцами знаменитой эпохи, которая пришлась на 15-16 столетие. Новый стиль просто ворвался в модную индустрию, сменив уже всем надоевшую готику и наряды Средневековья, в которых упор делался на комфорт и удобство. Забытая античность снова стала в тренде, чему послужили итальянские модные веяния. Это объясняется тем, что Римская империя давно находилась на территории Италии. Слайд 10

Во времена барокко 17-18 век женщины всех сословий, за исключением крестьянок, затягиваются в корсеты, очерчивающие талию. Юбки же и рукава увеличиваються в объёме всё больше с каждым годом. Слайд 11

19 ампир. Этот стиль был настоящим контрастом к пышным многослойным юбкам и корсетам. Предшествующая мода изжила себя: никто уже не носил ни париков, ни кринолинов. Эпоха Просвещения пропагандировала жизнь в гармонии с миром, а для этого нужна совсем другая одежда. Как ты будешь гармонировать с природой, если на тебе тесный корсет и железный обруч под платьем? В образовании новой моды ориентировались на Древний Рим и Грецию, который повлияли на фасоны платьев. Слайд 12

Конец 19- начало 20 модерн: юбка, красиво облегая бёдра, опускается до пола и выглядит в форме колокола. Вся женская фигура приобретает стройность и устремляется ввысь, преобладают естественные пропорции. В силуэте выявляются все достоинства женской фигуры. В этот период портные почувствовали себя скульпторами. Композиция костюма строится с акцентами по вертикали, силуэт имеет подчёркнутую талию, узкий лиф с воротником-стойкой, линия плеча приподнята, рукав выкроен в форме небольшого «окорочка», по окату со складочками в центре плеча, суженная спереди юбка сзади расширена. Слайд 13

 И наконец 20 век. 1910 декаданс. Слайд 14

1920 «ля гарсон»

1930 Довоенная элегантность

1940 Тяжелые времена

1950 Dior и рок-н-ролл

1960 Победа молодежи

1970 Классический или диско-стиль, унисекс или бохо-шик.

1980 Бизнес-леди, спортивный, романтизм, хип-хоп, готика и преппи.

1990 Гранж стиль, Минимализм, Спортивный шик.

Слайд 15. Но какой бы не была мода, последовательность выполнения любого изделия была неизменной.

И первым этапом этой последоватлеьности было снятие мерок. И давайте вспомним, что такое мерка. Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения.

Снятие мерок – это измерение фигуры для построения выкроек.

Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре.

Слайд 16. Конструктивные линии фигуры

Слайд 17. Виды мерок

Слайд 18. Правила снятия мерок.

Подбор названий мерок к их изображению и показ снятия мерок на манекене.

Тест 3 уровней сложности

Подбирают названия мерок и показывают их измерение на манекене.

  1. Практическая работа

2 урок

Опрос.

1. Как обозначается мерка полуобъем груди:

А)  Сг,                         Б)  Сб.

2. Полностью записывается мерка:

А) Ди,                         Б) Сш.

3. В половинном размере записывают мерку:

А) Дст,                         Б) Сг.

4. Мерка СгII снимается:

а) горизонтально сзади по лопаткам, спереди – по выступающим

точкам грудных желез;

б) по основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над

яремной впадиной.

 А сейчас представим себя в ателье. Обучающиеся делятся на пары. Каждый обучающийся предстает закройщиком и заказчиком. Выдаются бланки заказа. Обучающиеся снимают мерки, записывают в бланк. Потом меняются местами.

Проверка обмеров, запись в тетради.

Тест 2 уровня сложности

Получают бланки заказов и выполняют работу.

  1. Закрепление материала

5

«Ромашка»

1. Назовите основные правила снятия мерок для плечевого изделия.

2. Какой буквой обозначаются длины? Ширины?

3. Какая мерка определяет размер изделия?

4. Какая мерка определяет длину изделия?

5. Как добиться того, чтобы одежда была удобна и красива? (Надо шить её по определённому размеру, пользуясь индивидуальными мерками.)

6. Прежде чем приступить к снятию мерок, что нужно предпринять? (Необходимо точно установить линию талии, для этого талию опоясывают тесьмой или пояском.)

7. Как измерить окружность талии? (По линии талии.)

8. Как измерить длину изделия? (От основания шеи до желаемой длины.)

  1. Итог урока.

2

  РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Сундук знаний»

дополните предложения:

1. Сегодня я узнала …    

2. Было интересно …    

3. Теперь я могу…

4. Я научилась…

5. Я смогла…

6. Урок дал мне для жизни…

7. Мне захотелось…

Оценка работы обучающихся.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс: 5 Раздел: «Конструирование швейных изделий». Тема: «Снятие мерок для построения чертежа фартука»

План-конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.  При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся  на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.Це...

Конспект урока для 5 класса:"Снятие мерок для построения чертежа фартука"

Урок дает возможность получить знания о построении чертежа фартука. Конспект урока сопровождается презентацией....

План-конспект интегрированного урока по профессионально-трудовому обучению (швейное дело,7 класс). "Снятие мерок для построения чертежа основы прямой юбки".

Реализация общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач по ПТО осуществляется в тесной связи с преподаванием других учебных предметов. Каждый учитель коррекционной школы...

Презентация к открытому уроку на тему:"Классификация одежды. Снятие мерок для построения чертежа фартука".

Презентация к открытому уроку для семинара учителей технологии на тему: "Учебно - мозговой штурм на уроках технологии.Объяснение нового материала путем решения поставленной задачи методом мозгового шт...

Открытый урок "Конструирование юбок. Практическая работа – Снятие мерок для построения чертежа основы юбки"

Создание условий для вовлечения обучающихся в продуктивную деятельность для ознакомления с процессом конструирования юбки....

Конспект открытого занятия по швейному делу в 8 классе. «Получение волокон и ткани натурального и искусственного шелка. Практическая работа: Свойства натуральных и искусственных волокон шелка»

Конспект открытого занятия по швейному делув 8 классе.«Получение волокон и ткани натурального и искусственного шелка. Практическая работа: Свойства натуральных и искусственных волокон шелка&raqu...