Внутреннее строение земноводных
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Маслова Елена Васильевна

Цель: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных на суше и в воде.

Тип урока: урок аналитического мышления

Ход урока: Работа на уроке происходит при предварительном делении учащихся на 3 группы.

 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnutrennee_stoenie_zemnovodnyh.doc28 КБ
Office presentation icon vnutrennee_stroenie_zemnovodnyh.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Строение и деятельность внутренних органов земноводных

(7 класс)

Цель: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных на суше и в воде.

Тип урока: урок аналитического мышления

Ход урока: Работа на уроке происходит при предварительном  делении учащихся на 3 группы.

  1. Мотивационная беседа

Какие памятники вы знаете? Какие чувства возникают когда проходишь мимо памятника? Кому обычно ставят памятники?

  1. Интрига

В Париже и в Токио есть памятники лягушкам. (Презентация). Почему лягушки были удостоены памятников?

  1. Воспоминание:

Разминка: Вставьте пропущенные слова в тексте.

Земноводные — это …............ животные, жизнь которых связана как с …............, так и с …............................... На голове ее заметны 2 выпученных глаза, защищенные …........................... Лягушка дышит ….................. воздухом, которые попадают в ее организм через …..................... Кожа у лягушки, как и у всех земноводных …..................................., всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных …....................... Земноводные имеют...................................... температуру тела. Органами дыхания служат ….............................. и …........................... Одним из приспособлений к плаванию являются …..................................... между пальцами стопы.

Задания по группам (устный ответ)

  1. Общая характеристика земноводных, их местообитание
  2. Внешнее строение лягушки, сочетание наземных и водных признаков.
  3. Скелет и мускулатура лягушек.

  1. Изучение нового материала

Внешне немного гадкие, у некоторых вызывают отвращение. Бытует ошибочное мнение, что они вызывают бородавки на коже. Кожа их выделяет слизь. Ранее в старину их помещали в крынку с молоком, и молоко долгое время не прокисало. Лягушки  - первые слюнтяи. Чтобы на суше можно было глотать сухую добычу потребовалась слюна. Но эта слюна не содержала ферментов. Глаза лягушки устроены так, что она способна видеть подвижных насекомых. Учуяв запах пищи, они начинают искать ее с удвоенной силой. А если добыча перед носом, то лягушки выбрасывают свой липкий язык шиворот — навыворот. Язык молниеносно выскакивает изо рта. Глаза у лягушек могут исчезать с физиономии. Глазами они проталкивают пищу в пищевод. Но совсем не за это удостоены лягушки памятников. А за что, вы узнаете только изучив новый материал.

 Самостоятельное изучение материала ( вопросы по группам) Через 5 минут мы выслушаем ваши сообщения.

Вопросы:

  1. Пищеварительная и выделительная система (в сравнении с рыбами)
  2. Дыхательная и нервная система, сравнительная характеристика с дыхательной и нервной системой  рыб.
  3. Кровеносная система и обмен веществ (в сравнении с рыбами).

 Во время предъявления сообщений обучающиеся класса заполняют таблицу:

Система органов

Особенности строения системы

Функции

После предъявления сообщений обобщается материл, выделяется самое главное (Презентация):

  1. Пища в ротовой полости смачивается слюной — это важное приспособление для проглатывания пищи на суше.
  2. Кишечник дифференцирован, в нем выделяется 12-перстная кишка, тонкая, толстая, прямая кишка.
  3. Органы дыхания лягушки — легкие и кожа. Легкими дышит на суше, а кожей как в воде так и на суше. Газообмен только через влажную кожу.
  4. Личинки земноводных дышат жабрами
  5. Поверхность легких небольшая.
  6. В сердце 2 предсердия и 1 желудочек. Он не разделен перегородкой и поэтому кровь в желудочке смешанная.
  7. Выделительная система, как и дыхательная , также тесно связана с кровеносной системой. Выделительная система представлена парой почек, мочеточниками и мочевым пузырем.
  8. Нервная система состоит из головного, спинного мозга и нервов. Головной мозг имеет 5 отделов: продолговатый, средний, мозжечок, промежуточный, передний. Особенно слабо развит мозжечок. Передний мозг крупный.
  9. Хорошо развиты органы слуха, зрения, обоняния.
  10. Земноводные — холоднокровные животные. Температура их тела зависит от окружающей среды.

Может вы догадались за что поставлен памятник? Если нет, то об этом узнаете в конце урока.

  1. Действенной закрепление

Распределите органы по системам:

система

органы

нервная

Кровеносная

пищеварительная

дыхательная

выделительная

Опорно- двигательная

  1. Мышцы
  2. Клоака
  3. Кожа
  4. Сердце
  5. Легкие
  6. Артерии и вены
  7. Нервы
  8. Спинной мозг
  9. Пояс передних конечностей
  10. Желудок
  11. Кишечник
  12. Почки
  13. Мочевой пузырь
  14. Пояс задних конечностей
  15. Череп
  16. Головной мозг
  17. 12-перстная кишка

Биологические задачи:

  1. Лягушки передвигаются прыжками, почему прыжками не могут передвигаться тритоны?
  2. Лягушки — хороши пловцы, какие особенности позволяют им быть таковыми?
  3. У лягушек 49% кислорода поступает через легкие, как поступает 51%?
  4. Легкие жабы развиты лучше, чем легкие лягушек, почему?
  5. Лягушки могут открывать и закрывать глаза. Почему это возможно?
  6. У лягушек слабо развит мозжечок, с чем это связано?

6 . Раскрытие интриги.

Памятник лягушкам поставили медики — физиологи. На лягушках проводились тысячи экспериментов. Огромнейшая часть знаний по физиологии получены в исследованиях на лягушках, очень неприхотливых и терпеливых существах.

  1. Подведение итогов, выставление оценок.
  2. Задание на дом: параграф 37. устные ответы на вопросы после параграфа

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятники лягушкам

Слайд 2

Строение и деятельность внутренних органов земноводных

Слайд 4

Пищеварительная система

Слайд 5

Выделительная система

Слайд 7

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Слайд 8

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкция по проведению работы с программой «Электронный атлас для школьника: зоология» тема «Внутреннее строение земноводных» в 7 классе.

Данную работу можно проводить с использованием мобильного компьютерного класса (система MakOS) практически по любой теме курса "Животные". Предложенная карта содержит пошаговую инструкцию при индивиду...

Внутреннее строение земноводных

Внутреннее строение земноводных....

Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных

Разработка урока по блочномодульной системе "Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных" к учебнику по линии И.Н.Пономаревой....

конспект урока 7 класс "Внутреннее строение земноводных"(кейс-метод)

Конспект урока по теме "Внутреннее строение земноводный" в рамках кейс-метода...

Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок

К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...