Конспект открытого урока на тему: "Деление клетки", 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Качалина Людмила Васильевна

Конспект открытого урока на тему "Деление клетки" в 6 классе по умк Сонин Н.И. "Биология. Живой организм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему «Деление клетки», 6 класс

Учитель: Качалина Л.В.

Цель: 

1. образовательная:  изучить типы деления клеток, их роль в организм;

2. развивающая: развивать мышление путём решения проблемных задач;

3. воспитательная: формировать ценностное отношение к предмету «Биология».

Задачи урока: 

1. образовательные:

а) сформировать знания учащихся о разных видах деления клетки (митозе и мейозе);

б) сформировать представление о главных чертах сходства и различия между процессами митоза и мейоза, их биологической сущности.

в) рассмотреть механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность дочерних и материнских клеток.

2. развивающие:

а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её представления;

б) способствовать приобретению навыков анализа и сравнения процессов деления клетки.

3. воспитательная: формировать познавательный интерес к информации из разных областей науки.

Планируемые достижения учащихся: умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; понимание биологического смысла митотического деления клетки.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный.

Авторский медиапродукт – презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT).

ТСО: экран, проектор, компьютер, таблицы «Строение растительной клетки», «Схема строения животной клетки», кинофильм «Деление и рост растительной клетки», схема «Деление клетки», микроскоп, микропрепараты растительных и животных клеток.

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап актуализации знаний.

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

5. Этап формирования новых знаний.

6. Этап закрепления новых знаний.

7. Этап формирования умений и навыков.

8. Подведение итогов урока.

9. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Ход урока

     Деятельность учителя

     Деятельность учеников

  1. Здравствуйте, ребята! Настроились? Присаживаемся! Спинки держим ровно, прямо. (Слайд №1)

- Есть ли отсутствующие в классе?

- Все ли готовы к занятию? Учитель проверяет наличие учебников и тетрадей. Проверка подготовленности классного помещения к уроку. Организация внимания учащихся.

 

2.     -  Все из вас выполнили домашнее задание?

 - Почему не справились?

[Слайд 2]Тест по домашнему материалу 

(1 минута. 5 вопросов, на каждый по 10 -15 секунд).

Использование взаимопроверки учащихся.

Проверка и обсуждение результатов теста.

Выполнили? Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг другу. [Слайд 3]

- Ребята, на ваших столах лежат: лист «Работа в паре» и «Лист самооценки деятельности».

Подпишите лист «Работа в паре» (оценивающий, оцениваемый Ф.И.). Здесь вы даете взаимооценку вашей работе в паре.

Теперь на «Листе самооценки деятельности» оцените свою работу.

Работа с микроскопами. [Слайд 4]

– На ваших столах находятся микроскопы. Рядом с каждым из них 2 засекреченных готовых микропрепарата. Известно, что это клетки. Ваша задача: определить, какие именно клетки перед вами: растительная или животная. Обоснуйте свой выбор. Прежде чем приступить к работе давайте вспомним правила работы с микроскопом. [Слайд 5]

Парная работа. Использование самоконтроля учащихся. 

- Ребята, возьмите лист «Работа в паре» проведите взаимооценку вашей работы в паре.

На «Листе самооценки деятельности» оцените свою работу.

Учитель оценивает уровень домашней подготовки. Определяет типичные недостатки в знаниях и их причины.

Исправляет ошибки, допущенные учащимися. Осмысление учителем своей деятельности на прошлом уроке.

3.  – Молодцы, ребята.

Теперь скажите, знакомы ли вы с элементарной единицей живого? 

[Слайд 6]

– Перед вами определение одного из важнейших свойств характерных для живого организма.

«… - процесс увеличения размеров организма, за счет потребляемых им питательных веществ».

Посмотрите видеофильм. Попробуйте ответить на вопрос: за счет чего растет организм? [Слайд 7]

 – Откуда же берутся новые клетки на смену старым?

4.  –Итак, какая  тема  у нас сегодня, скажите ребята? О чём пойдёт речь?

[Слайд 8]

–Скажите, а все ли клетки делятся одинаково?

– Тогда какие виды деления вы знаете?

– С какой проблемой мы столкнулись?

–Итак, в таком случае,  сформулируем цель нашего сегодняшнего урока? Какая будет цель? [Слайд 9]

– Какие задачи возникают? [Слайд 10]

– Сегодня нам предстоит решить поставленные задачи.

5. – Способность к делению - свойство клетки, как живой самоорганизующейся системы.

Что же сказано о делении в наших замечательных учебниках? (стр.25)

[Слайд 11]

–  Существует несколько видов деления и каждое из них имеет свое особое предназначение. Закончите схему виды деления. (учебник стр.25)

1.Митоз  -  деление соматических клеток.

2.Мейоз -  деление половых клеток.

3.Амитоз -  деление стареющих, патологических клеток.

[Слайд 12, 13] 

Задание:

–  На экране два процесса, с которыми должен справиться определённый тип деления:

1.Заживание раны после пореза.

2. Размножение организмов.

Дети приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Называют отсутствующих, если таковые имеются. Класс должен быть проветрен перед уроком. Доска готова к работе.

     Отдельные ученики называют  причины невыполнения домашнего задания. Принятие решения к его выполнению на следующее занятие.

Выполняют тестовые задания.

После выполнения обмениваются тетрадями. Происходит взаимопроверка по ключу к тесту.

Подписали листы, отметили нужный вариант.

Оценивают свою работу.

Определяют тип клетки (растительная и животная), обсуждают и объясняют свой выбор.

Приводят  наличие зелёных пластид (хлоропластов), как отличие растительной клетки от животной.

Использование взаимопомощи учащихся.

Привлечение к проверке домашнего задания учеников-консультантов.

Заполняют необходимые пункты.

Оценивают свою работу.

– Да. Это клетка.

Внимательно читают определение.

Думают, с каким процессом оно связано.

Приходят к выводу, что речь идёт о Росте.

Смотрят фильм. Составляют ответ на поставленный вопрос. Предположительный ответ:

–  Для поддержания своего нормального роста и развития организм должен производить новые клетки на смену старым.

– Они появляются в результате деления предшествующей клетки.

– «Деление клетки».

Записывают число и тему урока. Слушают учителя.

–Нет, не все клетки делятся одинаково.

– Мы еще не изучили  их.

У нас еще не достаточно знаний о делении клетки.

– Наша цель изучить типы деления клеток, их роль в организме.

– Познакомиться с разными видами деления клетки. Узнать в чем их сходство и различие. Установить биологическое значение.

Дети внимательно слушают учителя.

Работая по учебнику, самостоятельно формулируют ответ:

–  Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов.

Слушают учителя.

Смотрят на слайд.

–  Есть деление, которое называется митоз, оно справится с задачей под номером 1.

И есть деление, в ходе которого образуются половые клетки, обеспечивающие размножение организмов. Это деление называется мейоз.

[Слайд 14]

Физкультминутка. Небольшой перерыв (до 1 минуты). Звучит классическая музыка. Дети закрывают глаза. Делают упражнение «Правильное дыхание».

- Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали?

– Настало время более детально познакомиться с первым типом деления, который называется…

[Слайд 15]

–Просмотр фильма о митозе (1мин 35 сек).

[Слайд 16]

– Мы уже сказали, что митоз характерен для неполовых клеток.

Какой набор хромосом у неполовых клеток?

– Сколько из одной материнской клетки образуется дочерних в результате митоза?

– Идентичны ли они материнской клетке? 

– За счет чего они идентичны? Что происходит с дочерней клеткой в период между делениями?

- В чем заключается биологический смысл митоза?

– Что происходит после деления клетки?

 [Слайд 17]

Итак, митоз – это……

 [Слайд 18]

- Фильм о мейозе. (2 мин 28 сек).

- Ответьте на вопросы.

[Слайд 19]

- В чем же сущность мейоза?

6.  Этап закрепления новых знаний.

Учитель предлагает детям выполнить задание 27 на стр. 19 в тпо.

- Заполните «Лист самооценки».

[Слайд 20]

– В чем заключается биологический смысл митоза и мейоза?

Наводящие вопросы, в случае затруднения: Сколько клеток образуется в результате митоза и мейоза? Идентичен ли хромосомный набор дочерних клеток и материнской клетки?

7. Этап формирования умений и навыков.

   [Слайд 21]

На слайде мы видим снимки фаз митоза и мейоза, увиденные в микроскоп. Рассмотрите их внимательно, сравните их. Сравните наблюдаемые фазы деления с рисунками учебника.

[Слайд 22]

Определите фазы митоза и установите их порядок.

–Все ли виды имеют одинаковый набор хромосом?

- А теперь не забудьте заполнить «Лист самооценки» по итогам заданий.

8. Закрепление. Итог урока.

Учитель спрашивает, что нового узнали учащиеся на уроке.

– В чем биологический смысл митоза и мейоза?

– В основе каких процессов лежит митоз и мейоз?

- Отлично. Мы с вами выполнили цель урока. Мы изучили типы деления клеток и их роль в организме.

- Ребята, на «Листе самооценки деятельности» проверьте, всё ли вы заполнили.

- Кто выполнил все задания верно?

- Кто ошибся? В каком задании и почему?

- Исходя из критериев, данных на листе «Работа в паре», дайте оценку работы вашей пары и других пар.

- Сдайте оценочные листы.

Учитель оценивает работу учащихся: как работал класс, отдельные учащиеся по тем же критериям.

[Слайд 23]

В целом на уроке мне работать было…

Мне было интересно…..

 Я теперь понял…

Но мне не совсем понятно….

– Митоз.

Слушают.

– Двойной (Диплоидный). Обозначается 2n.

– Две дочерние клетки.

–Да

– В период между делениями клетка растет. Готовится к делению. В ней образуются белки, удваиваются органоиды.

Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними и они были идентичны.

- В результате митоза образуются 2 клетки похожие на материнскую.

- Рост клетки о подготовка к следующему делению.

- Образование 4-х клеток из 1 материнской с числом хромосом вдвое меньше, чем у материнской клетки.

Слушают задание учителя.

Заполняют.

– В результате деления материнской клетки, образуются две дочерние, получающие наследственную информацию, как у материнской. Это при митозе. А при мейозе происходит образование 4-х клеток из 1 материнской с числом хромосом вдвое меньше, чем у материнской клетки.

Работают со слайдом, рассматривают снимки микропрепаратов на экране, сравнивают увиденное с рисунками учебника.

Делают выводы, находят сходства и отличия.

Выполняют задание.

– Нет. Каждый вид имеет свой кариотип.

Заполняют.

– В результате деления, дочерние клетки получают наследственную информацию, идентичную материнской. Это при митозе. А при мейозе происходит образование 4-х клеток из 1 материнской с числом хромосом вдвое меньше, чем у материнской клетки.

– Митоз лежит в основе роста организмов, вегетативного размножения, зарастания ран, восстановления утраченных органов и т.д. Мейоз в основе полового размножения.

Ответы ребят и их аргументы.

В соответствии с критериями высказывают своё мнение о деятельности пар.

9. Домашнее задание. [Слайд 24] 

Изучить тему 4 учебника.

Выполнить в «Рабочей тетради», задания 28-28 к теме №4 «Деление клетки»; составить модель фаз митоза и мейоза (например, из пластилина).

Составить в тетрадях сравнительную таблицу митоза и мейоза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Деление обыкновенных дробей» 6 класс.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ» 6 класс  ТЕМА:      «Деление обыкновенных дробей»,  6 класс. ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщить и системат...

Открытый урок по теме: "Деление. Решение уравнений" 5 класс

Открытый урок в коррекционном классе с использованием презентации....

Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции:"

Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная   реакция. Термоядерные реакции" содержит конспект урока, технологическую карту урока и опорный конспект....

открытый урок по теме: "Деление десятичной дроби на натуральное число" 5 класс,ФГОС

структура и ход урока + технологическая карта урока+ презентация...

Конспект открытого урока по теме "Деление дробей" 6 класс

Конспект открытого урока в 6 классе по теме "Деление дробей" в рамках областного семинара "Особенности организации образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения слуха"....

Открытый урок по теме "Деление натуральных чисел". математика 5 класс

Открытый урок по теме "Деление натуральных чисел". математика 5 класс...