Выступление на педсовете тема: Современный урок и инновационные технологии
материал по биологии на тему

Материал для выступления на педсовете 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhilina_rd_vystuplenie_na_ped.sovete.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Жилина Роза Даниловна

Учитель биологии  МБОУ «СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

    Урок – главное мерило таланта и труда учителя. Ведь именно на уроке для преподавателя открывается огромное поле деятельности.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть пути повышения эффективности урока:

  • Создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом занятии, и усваиваться они должны не механически, а осознанно.
  • Создание возможности для максимального развития каждого ребенка в условиях коллективной деятельности.  Для этого необходимо продумывать не только содержание и объем работы для более сильных учеников (например, большее количество задач для них), но и какие-то иные приемы.
  • Увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке.
  • Соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей. Главное – дать школьникам не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.
  • Сокращение времени на контроль за знаниями, умениями и навыками (особенно устных опросов) Речь идет о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки. С этой  целью необходимо использовать разнообразные средства (компьютеры, карточки-задания, анкеты с вопросами). Каждый учитель может разработать собственную систему контроля.
  • Эффективность урока во многом определяется уровнем общеинтеллектуальных  навыков учащихся (прежде всего вычислительных и чтения). С развитием телевидения резко стал падать удельный вес книги в образовательном процессе. Поэтому стоит особое внимание уделять обучению работе с книгой именно на уроке. Во время изложения материала на уроке можно ставить, например, такие задачи: «попробуй предположить», «докажи, сколько здесь возможных решений», «какие решения более рациональны» и т.д.

     Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

     Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Моя методическая тема: «Проектно-исследовательская деятельность с применением ИКТ с целью повышения качества образования».

     В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Основные требования к проекту.

     В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

       1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

       2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

   Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и  ответственных.

        3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

 Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

        4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

         5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

     Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

       То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

     Перед проведением работ по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:

  • Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить.
  • Методы: виды деятельности.
  • Результат: проектная  деятельность успешно сочетается с исследовательской.

    Исследовательский метод  обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания  какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

     Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.  

           В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:

  • подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
  • посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
  • спросить у взрослых и записать интересную информацию;
  • посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;
  • используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
  • понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
  • провести эксперимент и записать план и результаты.

      В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки.

       Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребенка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля  детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности:   в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщенного интереса к исследовательской деятельности.

      Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

Приложение урок в 7 классе по теме «Нервная система».

Источники:

http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС

http://festival.1september.ru/articles/411473/ http://shkolazhizni.ru - Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Выступление на Педсовете "Метод проектов как новая педагогическая технология в образовательном процессе".

Выступление на Педсовете "Метод проектов как новая педагогическая технология в образовательном процессе"....

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...

Выступление на педсовете Тема. Инновационные технологии в дополнительном образовании детей.

Данный материал позволит ответить на вопросы: как организовать проектную деятельность обучающихся  в воспитательной деятельности. Какова роль моя, как педагога,  в проектной деятельности.Ког...

Выступление на педсовете по теме: «Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего поколения»

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить ...