Урок "Бактерии, их значение в жизни человека" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Подрядова Надежда Васильевна

План урока в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_6_klass.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок биологии

в 6 классе

по теме «Бактерии, их значение в жизни человека»

Учитель: Подрядова Н.В.

Дата проведения:  22.10.2014 г.

Тема урока: «Бактерии, их значение в жизни человека»

Тип урока: урок открытия нового знания

Используемые технологии (методы): технология проблемного обучения, технология компетентностного обучения, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: печатные (учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями), аудиовизуальные (презентация «Строение бактерий», ЭОР), наглядные плоскостные (доска-экран).

Цель урока: помочь обучающимся сформировать представление о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; о роли и значении бактерий в природе и в жизни человека

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД)

  1. помочь обучающимся в усвоении понятий: бактерии, органоиды, бактериология, спора
  2. помочь обучающимся в выделении существенных признаков живых организмов
  3. продолжить формировать умение различать на таблицах части и органоиды клетки
  4. помочь обучающимся в выявлении приспособлений к среде обитания

Развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. Продолжить работу по формированию умения работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке
  2. Продолжить работу по формированию умения формулировать вопрос (проблему), с которым столкнулись обучающиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию
  3. Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное

 

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)

  1. Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание
  2. Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат
  3. Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме

Используемые ЭОР

http://calameo.com

http://school-collection.edu.ru 

http://learningapps.org

СанПиН

http://www.referent.ru/1/174463

Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, цифровой микроскоп, персональный компьютер, ноутбуки учеников с подключением к интернету, доска, экран, учебник И.Н. Пономаревой «Биология, 6 класс»- М. «Вентана-Граф» 2013, рабочие тетради

Структура урока

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Постановка учащимися цели и задач урока с учетом пройденного ранее материала – 8 мин.
  3. Создание проблемной ситуации и открытие нового знания учащимися – 10 мин.
  4. Физкультминутка – 1 мин.
  5. Первичное применение нового знания – 13 мин.
  6. Выполнение работы в парах – 5 мин.
  7. Домашнее задание – 1 мин.
  8. Рефлексия – 1 мин.

Ход урока

1. Организационный момент – 1 мин.

Приветствие детей, учитель отмечает отсутствующих.

2. Постановка учащимися цели и задач урока с учетом пройденного ранее материала – 8 мин.

Обучающимся демонстрируется микропрепарат

Учитель:  Ребята, как вы думаете, к какому царству относят данные организмы?

Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?

Какие особенности строения микроорганизмов вы заметили?

С помощью каких методов можно изучать данные организмы?

Обучающиеся рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предлагают варианты изготовления микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.

3 . Создание проблемной ситуации и открытие нового знания учащимися – 10 мин.

Учитель: ребята, обратите внимание на этот слайд

  слайд 1

Вспомните, пожалуйста, какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

Какую пользу приносят бактерии гниения?

Предположите, каким был бы облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

Обучающиеся рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.

Учитель демонстрирует свежее яблоко и снимает с него кожуру.

Учитель: Я утверждаю, что полностью избавился от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

Где найти эти знания?

Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?

Проблемная ситуация, формируемая с помощь. ЭОР

Учитель: А теперь, ребята, откройте ноутбуки на и на сайте  http://calameo.com выполните работу – заполните схему, стараясь ответить на вопрос «Как сохранить яблоко свежим?»

В результате работы обучающихся с интерактивным ресурсом учитель формирует на доске схему, фиксируя ответы на вопросы:

- Какое строение имеют бактерии?

- Когда и как размножаются?

- Какие бактерии поселяются?

- Какую имеют форму?

- Приносят пользу или вред?

4. Физкультминутка – 1 мин.

Учитель: А сейчас давайте встанем и представим, что мы решили погулять

Аккуратно потянулись

И к соседу повернулись

Раз – нагнулись,

Два – нагнулись,

Три разочка мы присели

И за парты тихо сели.

5. Первичное применение нового знания – 13 мин.

Обучающиеся выполняют работу в ЭОР

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d1c70777-fcce-4a3b-b414-16838ebbb9a3/?interface=catalog&class=44&subject=8 

Групповая работа:

Учитель раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки, персики, сливы) – формирует группы сменного состава по названию фрукта.

2. Раздает текст

Бактерии – мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет, прежде чем появились другие организмы. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, в атмосфере и недрах земной коры.

Бактерии очень просто устроены, у них отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет даже ядра. Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая располагается прямо в цитоплазме. Клетка бактерии снаружи покрыта плотной оболочкой, а у некоторых и слизистой капсулой. На поверхности клетки могут находиться ворсинки, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных.

Размножаются бактерии простым делением надвое. В благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться каждые 20 минут. В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) у некоторых бактерий цитоплазма образует новую, более плотную оболочку клетки. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.

Бактерии не только заселили разные среды жизни, но и активно их изменяют. Почвенные бактерии превращают остатки организмов в перегной, некоторые бактерии участвуют в образовании руд, природного газа.

Человек давно научился использовать бактерии для своих нужд. С помощью бактерий человек получает кефир, йогурт, маринованные огурцы, некоторые лекарства. Некоторые бактерии могут причинять вред человеку, вызывая опасные заболевания, такие как брюшной тиф, чуму, холеру, туберкулез. Чтобы предотвратить заболевание, нужно соблюдать правила гигиены.

3. Раздает инструкции к групповой работе.

Общая часть для всех групп

1. Выберите руководителя группы, который будет выступать с результатами работы.

2. Прочитайте текст.

3. Назовите его.

4. Составьте план текста.

1 группа

- Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.

- Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках, используя только прилагательные.

слайд 2

2 группа

- Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

- Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

3 группа

- Сформулируйте и запишите определение “Спора – это…”.

- Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.

4 группа

- Заполните схему.

- Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?

Результат групповой работы:

6. Выполнение работы в парах – 5 мин.

Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия.

слайд 3

Бактерии выделяют тепло при разложении органики. Предложите варианты использования этого свойства бактерий.

7. Домашнее задание – 1 мин.

Нарисовать на альбомном листе бактериальную клетку и подписать ее части

8. Рефлексия – 1 мин.

Учитель:  Ребята, скажите, над какой темой урока мы сегодня работали? Что нового узнали на уроке? Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою работу.

Прикрепите пожалуйста в http://learningapps.org к виртуальному цветочку недостающий лепесток: если наш урок оказался для вас полезным – лепесток синего цвета, если вы считаете, что урок был неинтересным и ненужным – лепесток черного цвета.

Спасибо за урок!

Заместитель директора по УВР                                          Воронцова О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

Положительные эмоции и их значение в жизни человека. Памятка для родителей. А также ритуалы, которые нравятся детям....

« Растения в природе; их значение в жизни человека».

Урок развития речи в 3 классе коррекционной школы 8 вида....

Открытый урок по биологии в 6 классе, тема "Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия"

Комбинированый урок для учащихся 6 класса, проводится в системе уроков по УМК Н.И. Сонина....

Родительское собрание в 7 классе "Положительные эмоции и их значение в жизни ребенка"

Родительское собрание в 7 классе "Положительные эмоции и их значение в жизни ребенка" ориентировано на гармонизацию детско-родительских отношений и профилактику  семейного неблагополучия....

Конспект урока по обществознанию в 7 классе «Образование. Его значение в жизни людей»

Конспект урока по обществознанию в 7 классе «Образование. Его значение в жизни людей»...

Кожа. Значение в жизни человека. Конспект урока по биологии 9 класс коррекционная школа

Конспект урока биологии для 9 класса коррекционной школы с презентацией.Кожа, значение в жизни человека....

Родительское собрание. 7 класс. Тема: «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».

Родительское собрание. 7 класс.Тема: «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».Составитель: Юдахина Т. М.Задачи: совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни челов...